Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика объекта и методы исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ литературных данных по проблеме изучения фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза и более сложных операций обобщения и представлений. В связи с этим проведено исследование фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. В экспериментах принимали участие 10 детей - воспитанники подготовительной логопедической группы МДОУ Д/с «Сказка», с. Починки. Анализ протоколов ПМПК и речевых карт показал, что дети имеют логопедическое заключение: стертая дизартрия. В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания (Алексей А., Анастасия С., Егор Б.); патология беременности у матерей четырех детей (Артем С., Валерия П., Никита О., Юля М.). У некоторых детей (Таня К., Саша Р.) по данным медицинской карты и беседы с родителями отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно - психическом развитии. Патология родов отмечалась в анамнезе у 2 детей (применение щипцов, преждевременные роды) (Оля Л., Артем С.). Пять испытуемых наблюдались такими специалистами как ортопед, дерматолог, лор и др. (Алексей А., Артем С, Валерия П., Никита О., Юля М.). Из собранного анамнеза можно сделать заключение о том, что дети со стертой дизартрией значительно отстают в своем речевом, психическом, двигательном развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Исследования проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Реакция на одобрение и прорицание – адекватная. Обследование проходило индивидуально с каждым ребёнком. Для оценки успешности выполнения заданий мы использовали бальную систему заданий. Охарактеризуем подробно каждую из представленных методик. Методика 1. Обследование звукопроизношения. Цель: обследовать звукопроизношение и выявить имеющиеся у ребенка дефекты. Оборудование: предметные картинки, включающие слова с проверяемым звуком. Описание: обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в слогах, словах и предложениях. Проверяются следующие группы звуков: гласные: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]; свистящие, шипящие, аффрикаты: [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ч], [щ]; сонорные: [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,]. Звуки, слоги и предложения предлагается произнести по подражанию, а слова – по предметным картинкам. Оценка результатов: при обследовании необходимо отметить характер произношения изолированных звуков, указав характер нарушения: отсутствие, замена, смешение или искажение звуков. На основании этого делается вывод об уровне сформированности звукопроизношения. Результаты обследования по предложенному заданию оцениваются в баллах следующим образом: 3 балла — ребенок все звуки произносит правильно; 2 балла — у ребенка нарушено произношение одной – двух групп звуков; 1 балл — ребенок дефектно произносит звуки трех – четырех групп. Выводы об уровне сформированности: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий. [24] Методика 2. Обследования фонетического восприятия. Задание: «Слушай и называй». Цель: выявить уровень развития умения детей узнавать и называть слова, близкие по звуковому составу. Оборудование: десять предметных картинок: крыша – крыса, башня – басня, мишка – миска, кашка – каска, усы – уши. Проведение исследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки. При этом уточняется, все ли предметы, изображенные на картинках, знакомы ребенку. Затем логопед называет эти предметы по парам, а ребенку необходимо показать их на картинке и назвать. Обработка и оценка результатов: учитывается количество правильных ответов. 3 балла – ребенок показал и назвал все картинки правильно; 2 балла – ребенок допустил одну-две ошибки; 1 балл – ребенок допустил более двух ошибок. Выводы об уровне сформированности: 3 балла - высокий; 2 балла - средний; 1 балл – низкий. [30]
Методика 3. Обследование звукового анализа и синтеза слов. Задание 1. Выделение звука на фоне слова. Цель: изучить уровень сформированности элементарных форм фонематического анализа, а именно выявить способность ребенка узнавать звук на фоне слова. Оборудование: слова для узнавания наличия в них заданного звука. Описание: ребенку предлагается ответить на вопрос: «Есть ли звук [р] в слове Р-Р-РОЗА? В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р? Интересующий звук при этом произносится несколько утрированно. Точно также проверяется и наличие в словах любого другого звука. Оценка результатов: учитывается количество правильных ответов. Если ребенок допускает ошибки при выполнении этого задания, это свидетельствует о недостаточной сформированности способности узнавать звук на фоне слова. Результаты диагностики по данному заданию оцениваются в баллах следующим образом: 3 балла — ребенок правильно определяет наличие или отсутствие звука [р] в указанных словах или допускает одну ошибку; 2 балла — ребенок дает два правильных ответа; 1 балл — ребенок дает один правильный ответ или не дает ни одного правильного ответа. Выводы об уровне сформированности: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий. Задание 2. Определение места звука в слове. Цель: изучить уровень сформированности элементарных форм фонематического анализа – проверить умеет ли ребенок определять место звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится данный звук. Оборудование: слова, произносимые экспериментатором. Описание: ребенку предлагается ответить на следующие вопросы: 1) где ты слышишь звук [с] в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова? 2) где ты слышишь звук [с] в слове ЛЕС-С-С? 3) где ты слышишь звук [с] в слове ВЕС-С-СНА? Прежде чем задавать ребенку эти вопросы следует убедиться в том, что он хорошо понимает значение слов «начало» и «конец». Оценка результатов: оценивается правильность ответов ребенка и делается вывод о сформированности у него умения определять место звука в слове: 3 балла — ребенок правильно определяет место звука [с] в указанных словах; 2 балла — ребенок дает два правильных ответа; 1 балл — при определении места звука [с] в указанных словах ребенок дает один правильный ответ или не дает ни одного правильного ответа. Выводы об уровне сформированности: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий. Задание 3. Выделение звука из начала и конца слова. Цель: изучить уровень сформированности элементарных форм фонематического анализа, а именно выявить умение ребенка выделять звук из начала и конца слова. Оборудование: слова, произносимые экспериментатором. Описание: ребенку предлагается ответить на такие вопросы: - какой первый звук в слове И-И-ИВА? (этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА? - какой последний звук в слове МАК? А в слове НОС-С-С? Оценка результатов: оценивается правильность ответов ребенка и делается вывод о сформированности у него умения выделять звук из начала слова: 3 балла — ребенок правильно определяет первый и последний звук во всех указанных словах или допускает одну ошибку; 2 балла — ребенок дает два правильных ответа; 1 балл — при определении позиции звука в указанных словах ребенок дает один правильный ответ или не дает ни одного верного ответа. Выводы об уровне сформированности: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий. Задание 4. Узнавание слов по отдельным звукам. Цель: проверить состояние фонематического синтеза – оценить умение ребенка узнавать слова по отдельно предъявленным звукам, т.е. синтезировать их из этих звуков. Оборудование: звуки, данные в правильной последовательности, а затем в нарушенной. Описание: экспериментатор предлагает ребенку составить слова из звуков, данных: 1) в правильной последовательности: [с], [а], [д]; [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а]; [п], [о], [ч], [к], [а]; [с], [л], [о], [н]. 2) в нарушенной последовательности: [м], [о], [с]; [о], [л], [б]; [у], [ш], [а], [б]; [а], [м], [р], [к], [а]. Оценка результатов: отмечается количество правильных ответов ребенка, на основе чего делается вывод об уровне сформированности фонематического синтеза. Результаты диагностики по данному заданию оцениваются в баллах следующим образом: 3 балла — ребенок правильно узнает по отдельно предъявляемым звукам шесть – девять слов; 2 балла — ребенок дает от трех до пяти правильных ответов при выполнении задания; 1 балл — ребенок узнает по отдельно предъявляемым звукам одно – два слова или не дает ни одного верного ответа. Выводы об уровне сформированности: 3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий. [38] Таким образом, анализ литературных данных по проблеме изучения фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. В связи с этим проведено исследование фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. В экспериментах принимали участие 10 детей - воспитанники подготовительной логопедической группы МДОУ №3 с. Починки. Для этого нами были использованы следующие методы диагностики: «Обследование звукопроизношения», «Обследования фонетического восприятия» и «Обследование звукового анализа и синтеза слов».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.01 с.) |