Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс игр, направленных на развитие фонетико - фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Поиск

В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико - фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Работа по преодолению недоразвития фонематического восприятия строится поэтапно.

1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонематическом уровне.

2 этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

Задачами первого этапа являются:

- развитие распознания звуков речи, т.е. восприятия устной речи на сенсомоторном уровне;

- развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

- формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

- создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям.

1 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознания и различения на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию слушать и слышать речевой материал.

Можно провести такую игру: логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например по. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Логопед. По. Ребенок. По.

Логопед. Во. Ребенок. Во.

Логопед. Ро. Ребенок. Ро.

Логопед. Жо. Ребенок. Жо и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мотивации их внимания.

2 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

1. Распознание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием правильного артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.

2. Распознание дефектного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект назвать свои картинки.

В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачи второго этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов обрабатываемого звука и ведется по трем направлениям.

1 направление - Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

При уточнении правильной артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении.

2 направление - Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить звук. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

3 направление - Выделение звука на фоне слова.

Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

Предлагаем примерные упражнения и игры.

1. Определение наличия заданного звука в слове.

«Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

2. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

«Мяч передавай, слово называй».

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

3. Определение последовательности и количества звуков в слове.

«Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С, другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

4. Определение места звука по отношению к другим звукам.

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.

После отработки отдельного звука проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера приведем последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.

1. Дифференциация звуков С и Ш в слогах.

«Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.

2. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

«Кто внимательнее?».

Логопед произносит ряд слов со звуками С и Ш, находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук Ш – зеленый: каша, лиса, шайка, каска, соска, шрам, шпора, маска и т.д.

Таким образом, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Игры для формирования фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.

«ЭХО»


Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

 

«Живая азбука».

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

«Заколдованное слово»

Игра способствует развитию фонематического слуха

и звукового анализа слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

«Путаница»

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

 

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

 

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

«Починим испорченный телефон»

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Таким образом, в ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико - фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

 

Вывод по главе 2

Анализ литературных данных по проблеме изучения фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. В связи с этим проведено исследование фонетико – фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. В экспериментах принимали участие 10 детей - воспитанники подготовительной логопедической группы МДОУ №3 с. Починки. Для этого нами были использованы следующие методы диагностики: «Обследование звукопроизношения», «Обследования фонетического восприятия» и «Обследование звукового анализа и синтеза слов».

В ходе экспериментального исследования нами были выявлены нарушения фонетико - фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. При помощи методики «Обследование звукопроизношения» нами были выявлены имеющиеся у них дефекты звукопроизношения. На основе полученных данных можно сделать выводы о том, что большинство детей характерно нарушение произношения одной – двух групп звуков, с преобладанием соноров, а также шипящих и соноров или свистящих и соноров. У 4 детей было выявлено дефектное произношение трех – четырех групп звуков: свистящих, шипящих и сонорных. Эти дети испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого в их речи.

В методике «Обследования фонетического восприятия» было использовано задание «Слушай и называй». Для большей части детей характерено наличие одной или двух ошибок в процессе выполнения задания.

В методике «Обследование звукового анализа и синтеза слов было использовано 4 задания: «Выделение звука на фоне слова», «Определение места звука в слове», «Выделение звука из начала и конца слова», «Узнавание слов по отдельным звукам». Средний уровень сформированности элементарных форм фонематического анализа, предполагающий выполнение задания с двумя ошибками, в ходе диагностики продемонстрировали 30 % детей. Для 40 % испытуемых характерен низкий уровень сформированности способности узнавать звук на фоне слова. Данные испытуемые выполнили задание с тремя – четырьмя ошибками.

Следующее задание «Определение места звука в слове» показало, что 30% детей имеют средний уровень сформированности элементарных форм фонематического анализа, предполагающий выполнение задания с двумя ошибками. Для 40 % испытуемых характерен низкий уровень сформированности способности узнавать звук на фоне слова. Данные испытуемые выполнили задание с тремя – четырьмя ошибками.

Задание «Выделение звука из начала и конца слова» показало, что у 60% детей в ходе диагностики был выявлен средний уровень сформированности данного фонематического процесса, предполагающий две ошибки при выполнении задания. Низкий уровень, продемонстрировали 30 % испытуемых. Такие дети дали один правильный ответ или выполнили задание полностью неверно.

По заданию «Узнавание слов по отдельным звукам» было выявлено, что у 50% детей– средний уровень развития узнавания слов по отдельным звукам и у 40% испытуемых – низкий уровень.

В дальнейшем возникает необходимость в разработке комплекса игр, направленных на развитие фонетико – фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико - фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

 

 

Заключение

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями фонетико - фонематической стороны речи. Между тем, нами обнаружено мало научно-методических разработок, посвященных оказанию помощи детям дошкольного возраста с данными нарушениями.

Проблемой изучения фонетико - фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией занимались Т. В. Александрова, М. М. Аманатова, Е. Ф. Архипова, В. И. Бельтюков, Г. Г. Голубева, Н. И. Жинкин.

Целью исследования явилось изучение фонетико - фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

В ходе исследования были решены поставленные задачи:

1) раскрыта проблема развития фонетико - фонематической стороны речи в онтогенезе;

2) определены основные направления работы учителя-логопеда по коррекции фонетико - фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;

3) исследована фонетико - фонематической сторона речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;

4) разработан комплекс игр, направленных на развитие фонетико - фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Исходя из этого, гипотеза о том, что работа учителя-логопеда по коррекции фонетико – фонематической стороны речи позволяет разработать комплекс игр, направленный на развитие фонетико – фонематической стороны речи в практической деятельности учителя-логопеда подтвердилась.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта проблема развития фонетико – фонематической стороны речи в онтогенезе; определены основные направления работы учителя-логопеда по коррекции фонетико – фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материал нашей работы может быть использован в практике работы дошкольных психологов, логопедов, социальных педагогов, а так же на родительских собраниях.

Перспективой исследования является более углубленное изучение теоретической части работы, апробирование комплекса игр по развитию фонетико – фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

 

 

Литература

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.

2. Аманатова М.М.Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [текст] / Аманова М.М//Логопедия.-2007.-№ 1-с.20-27.

3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович.

4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319 с.

5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.

6. Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966.

7. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

8. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.

9. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. – 1995. – № 2

10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. - М., 1956

11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

12. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 1996.

13. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83

14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, — 112 с.

15. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. – М., 1996.

16. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31

17. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2001 № 11. - с. 41-46

18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

19. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

20. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

21. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1985.

22. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

23. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов – М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.

25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

26. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004

27. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).

28. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.

30. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. // Дефектология. – 1986. - № 2.

31. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.

32. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000

33. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под

34. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

35. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.

36. Развитие фонематического анализа и синтеза // Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129

37. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда)

38. Соботович Е Ф., Чернопольская А.Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. – М., 1974

39. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

40. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 28 с. (Практическая логопедия.)

41. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)

42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил

44.. Хрестоматия по логопедии (извлечения из текста): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560с.: ил.

45. Худенко Е. Кириллова Е. Система по этапного формирование и коррекции фонетико-фонематического восприятия. // Развитие и коррекция. 1999. -№6. С. 27-33

46. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

47. Шестакова Н.А.Для чего ребенку фонематический слух? Шестакова Н.А//Начальная школа плюс До и После.-2007.-№9 с.34-38

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.014 с.)