Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая тренировка произношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сколько бы учащийся ни работал над исправлением отдельных недостатков речи при помощи упражнений, в конце концов он должен придти к живой речи, к живому, яркому, вполне осознанному слову.
Не нужно забывать, что вся тренировочная работа по технике речи должна служить только подготовительным этапом, т. е. быть средством, ведущим к цели — к живому, насыщенному содержанием слову.
Поэтому всю работу над техникой сценической речи следует строить как можно ближе к практическому использованию слова, без отрыва от его смысла и значения. Поэтому же и вся тренировка и весь процесс разработки чистоты и ясности произношения отдельных звуков должны быть пройдены в первом году обучения, пока учащийся по классу мастерства актера еще не вплотную подошел к слову.
Предлагаемые ниже стихотворения как раз могут служить материалом к применению на практике и проверке достижений в области четкости произношения вообще и правильной подачи того или иного исправленного звука в частности.
Желательно, конечно, чтобы указанные стихотворения были проработаны целиком; если же не хватит на это времени, можно ограничиться тем речевым материалом, который отвечает тем или иным индивидуальным недостаткам учащегося.
«Проработать» этот материал означает проделать следующую работу:внимательно, медленно и обязательно вслух прочитать намеченное стихотворение 2—3 раза подряд, прежде всего обращая внимание на мысль каждой фразы;
сделать выборку слов или сочетаний, наиболее затрудняющих произношение; медленно и правильно произносить их вслух до тех пор, пока они не будут удаваться достаточно легко;
постараться при постоянном повторении вслух одних и тех же строф постепенно запомнить их наизусть, чтобы в конце концов быть в состоянии произнести все стихотворение наизусть без всяких затруднений с речевой стороны; Часто возвращаться к проработанному таким путем стихотворению, чтобы проверить доходчивость своего произношения, и в случае неудачи снова вернуться к тренировке и добиться положительного результата.
Не надо, однако, забывать, что первоначальные тренировочные упражнения лицевой гимнастики, упражнения языка и т. д. должны хотя бы в виде зарядки найти место и в этой работе, занимая минимальное количество времени.
Для работы над общей четкостью произношения могут служить нижеуказанные стихотворения: «Обвал» Пушкина и «Эстафета» Асеева. В пушкинском стихотворении часто встречаются звуки Л и Р.
Часто встречается звук Р и в стихотворении Сельвинского «Сивашская битва» и в отрывке из поэмы «Полтава» Пушкина. Для звука Р можно использовать не помещенное в данном учебнике стихотворение Кирсанова «Буква Р».
Для работы над четкостью произношения также чрезвычайно полезно стихотворение Маяковского «Левый марш», не приведенное в данном руководстве. Нуждающиеся в особой тренировке шипящих звуков и звука Ц должны проработать приведенное дальше стихотворение Казина «Ручной лебедь».
ОБВАЛ
Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могучий вал Остановил. Вдруг, истощась и присмирев, О, Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега. Ты затопил, освирепев. Свои брега. И долго прорванный обвал Неталой грудою лежал. И Терек злой под ним бежал, И пылью вод, И шумной пеной орошал Ледяный свод. И путь по нем широкий шел, И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел Степной купец, Где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец. (А. Пушкин.)
«… Тяжкой тучей Отряды конницы летучей Браздами, саблями звуча. Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая.груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят. Прах роют и в крови шипят». (А. Пушкин, отрывок из поэмы «Полтава».)
ЭСТАФЕТА Что же мы, что же мы, Неужто ж размола-жены? Неужто ж нашей юности Конец пришел? Неужто ж мы — седыми — Сквозь зубы зацедили. Неужто ж мы не сможем Разогнать прыжок? А ну те-ка, тикайте, На этом перекате Пускай не остановится Такой разбег… Еще ведь нам не сорок. Еще зрачок наш зорок. Еще мы не засели На печи в избе! А ну-ка, все лавиной На двадцать с половиной; Ветрами нашей бури Напрямик качнем На этом перегоне Никто нас не догонит. Давай? Давай! Давай начнем! Что же мы, что же мы, Неужто ж заморожены. Неужто ж нам положено На месте стать? А иу-ка каблуками. Махнем за облаками, А ну, опять без совести Во-всю свистать! Давайте перемолвим Безмолвье синих молний. Давайте снова новое Любить начнем… Чтоб жизнь опять сначала, Как море, закачала, Давай? Давай! Давай парнем! (Ник. Асеев.) РУЧНОЙ ЛЕБЕДЬ Спозаранок Мой рубанок, Лебедь, лебедь мой ручной, Торопливо И шумливо Мною пущен в путь речной. Плавай, плавай, Величавый, Вдоль шершавого русла, Цапай, цапай Цепкой лапой Струи стружек и тепла. Лебедь мчится, И клубится Шумный, шумный водопад. И колени В белой пене Утопают и кипят. (В. К а з и н.)
Само собой разумеется, что указанные стихотворения не исчерпывают всего материала для такого рода тренировки. Есть целый ряд стихотворений и отрывков прозаических произведений, которые могут быть использованы для этой цели.
На основании приведенных примеров учащийся и здесь, так же как и в упражнениях, может самостоятельно расширить и развить круг своих ежедневных занятий. Необходимо лишь поискать соответствующий материал и осознать поставленную перед собой задачу.
Искать этот материал нужно примерно в следующих произведениях: B. Ж у к о в с к и й, «Кубок», баллада (отрывки). Б. П а с т е р н а к, «Броненосец «Потемкин» (отрывки из 1-й части). А. Майков, «Тарантелла». Н. Асеев, «Заплыв». Н. Тихонов, «Поэма о гвоздях». C. Марша к, «Гвоздь и подкова». «Если в стеклах каюты…», «Знаки препинания». К- Чуковский, «Муха-цокотуха». А. Твардовский, «Василий Теркин» (отрывки С. Кирсанов, «К Одеру», «Пурга» и др.
ГЛАВА VII
СКОРОГОВОРКИ
При дикционной разработке различных стихотворных текстов в нашем руководстве мы уже столкнулись с необходимостью менять темп нашей речи в зависимости от содержания, строения произведения.
В дальнейшем, при разработке еще более сложных текстов и при более серьезных требованиях к исполнению, учащемуся придется сталкиваться с вопросами темпа речи.
В сценической речи к вопросу о темпе нужно подходить с особой точки зрения. Очень часто говорить медленнее бывает гораздо труднее, чем говорить быстро, так как «скороговорка» в целом ряде случаев является просто дурной привычкой.
Такая «скороговорка» на сцене недопустима, и с ней нужно бороться с первых же шагов обучения. Манера слишком быстро говорить отражается прежде всего на ясности произносимого текст;), а иногда и на его слышимости.
В большом, высоком, гулком или не совсем заполненном помещении первое слово не успевает еще долететь до зрителя, как актер или оратор произносит уж второе, третье.
Звуки наскакивают друг на друга, не успевая, так сказать, «оформиться» в пространстве, и получается общий гул, в котором ничего нельзя услышать и различить. В дальнейшем вопрос темпа речи будет рассматриваться подробнее, темой же этой главы является работа над скороговоркой, как средством к достижению четкой речи при любом темпе, требуемом данным текстом. Здесь на первом плане, как и всегда, остаются четкость и ясность речи, какой бы скорости ни требовали условия текста пьесы.
Большая легкость и часто быстрота произношения требуются в мольеровских пьесах («Лекарь поневоле»), у Сервантеса («Два болтуна»), Гольдони («Слуга двух господ»), Шекспира («Виндзорские кумушки»), Ростана («Сирано де Бержерак»). Но тут же требуется и безукоризненная четкость произношения.
В этом-то заключается трудность быстрой речи, и отсюда вытекает необходимость преодоления этой трудности путем специальной тренировки. Из всего вышеизложенного отнюдь не следует делать вывод, что актер должен развивать «скороговорку» вообще как навык речи или утверждаться в этой дурной привычке, если она у него имеется.
Актер должен уметь говорить в равных темпах одинаково легко, владея и быстрым и медленным темпом четкой речи, в зависимости от условий текста. Поставив перед собой задачу добиться четкости произношения в быстром темпе, никогда нельзя произносить такой текст сразу быстро, хотя бы это была лишь одна фраза и даже одно слово.
Прежде всего нужно преодолеть,в тексте звукосочетания, не поддающиеся сразу абсолютной ясности произношения. Если эти затруднения серьезны и длительны, необходимо трудное слово разделить и произносить его сначала по слогам, до тех пор пока оно не зазвучит хотя и в медленном темпе, но гладко, без запинок и торможений.
Затем фраза целиком артикулируется несколько раз беззвучно, с особенно яркой артикуляцией соответствующих гласных и согласных, потом шопотом, наконец, произносится в с л у х, но все еще в медленном темпе.
На произнесении текста по слогам не следует долго задерживаться. Вслед за этим нужно перейти к следующему этапу работы — слитному произношению, простому, гладкому, отнюдь не отчеканивая фразу в каком-нибудь постоянно повторяющемся ритме и не придавая ей какой-нибудь назойливой напевности, а произносить ее как можно проще и разнообразнее.
Текст может стать скороговоркой только после основательной его проработки и усвоения наизусть. Хорошим материалом для таких упражнений являются указанные ниже скороговорки, чрезвычайно примитивные и бедные по содержанию, но со специально подобранными звукосочетаниями для преодоления всевозможных речевых трудностей.
В работе над этими скороговорками нужно придерживаться указанной последовательности, так как они подобраны по степени восходящей трудности. ТЕКСТ СКОРОГОВОРОК «От топота копыт пыль по полю летит». «Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала». «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». «Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп». «На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, не коли дрова на траве двора». «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши». «У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась». «Купи кипу пик» (эту скороговорку нужно как можно чаще произносить беззвучно, а при произношении вслух постепенно ускорять). «Из-под Костромы, из-под Костромшины шли четыре мужчины, говорили про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрутки». «Про какие про покупки?» «Про покупки, про покупки, про покупочки мои». «Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.007 с.) |