Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. Саричева. Техника сценической речи (отрывки)

Поиск

КУРС

Раздел первый - ПРОИЗНОШЕНИЕ

ГЛАВА I - ЯСНОСТЬ РЕЧИ

Четкое произношение возможно лишь при наличии здорового, нормально построенного речевого аппарата и правильного его функционирования. Что мы называем речевым аппаратом и каковы его функции? К речевому аппарату, в узком смысле этого слова, относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки.

Самое же звучание возникает в результате мускульных сокращений соответствующих частей речевого аппарата. Сокращения вызываются работой отдельных участков центральной нервной системы. Работа эта координируется специальным аппаратом (нервным центром, находящимся в коре левого полушария головного мозга).

Произношение может быть нормальным, т. е. четким и ясным, или в нем может быть целый ряд отклонений от нормы, зависящих: или 1) от неправильной структуры речевого аппарата, или 2) от неправильного пользования той или иной частью речевого аппарата при совершенно нормальном его устройстве, или 3) от функционального расстройства отдельных участков центральной нервной системы.

К недостаткам структуры речевого аппарата относится, например, неправильное смыкание челюстей при резко выдвинутой или, наоборот, вогнутой нижней или верхней челюстях, так же как и редко или криво поставленные зубы.

Эти недостатки порождают неправильное произношение свистящих, в то (время как правильно расположенные зубы и их сплошная здоровая стена благоприятствуют четкости речи, а отчасти служат также резонатором для звука (резонатор — полость, усиливающая звук; об этом см. раздел III—«Голос»), Длинный и толстый язык иногда является причиной сюсюканья и шепелявения. Короткая уздечка (перепонка, прикрепляющая язык к нижней челюсти) бывает причиной картавости и пр.

Эти так называемые о р г а н и ч е с к и е недостатки речи требуют вмешательства не столько учебно-тренировочного, сколько медицинского характера (операция уздечки, специальная машинка, выправляющая зубы, зонды и т. д.). Часто и это не помогает, речь остается в прежнем состоянии. Но нередко недостатки речи (картавость, сюсюканье, шепелявение и обычная вялость или небрежность) являются следствием плохого и небрежного воспитания речи ребенка, а иногда и дурного примера окружающих (картавые родители, плохо говорящий педагог или школьный товарищ).

Случайность, утвержденная постоянной практикой, делается, наконец, привычкой в произношении. Однако эта порочная привычка все же может быть искоренена даже у взрослого человека. Нужно только, чтобы человек с таким неорганическим, случайным недостатком речи понял, в чем заключается неправильность его произношения, и путем постоянной тренировки нового для него положения частей речевого аппарата, преодолев старые привычки, развил правильные навыки речи.

Все предлагаемые далее упражнения при правильном и точном применении их в указанной последовательности вполне обеспечивают исправление такого рода неорганических недостатков.

Отсутствие каких-либо недостатков речи у человека, идущего на сцену, вовсе еще не дает ему права предполагать, что он вполне подготовлен к этой деятельности в области слова. Каждому человеку ясно, например, что для сцены совершенно необходимо работать над голосом, развивать и тренировать его. Точно такого же внимания и работы требует и сценическая речь.

Cовременный спектакль предъявляет к актеру чрезвычайно большие требования именно в отношении речи — массовые сцены, текст на фоне музыкального сопровождения или связанный с движением, разнообразные акустические условия выездных спектаклей, спектаклей под открытым небом (вспомним условия, при которых выступали наши фронтовые бригады во время Великой Отечественной войны), освоение акустики громадных зрительных зал во вновь построенных театрах и т. д. Поэтому актер должен обладать одинаково высокой речевой и голосовой техникой.

Именно вследствие этого заниматься техникой речи чрезвычайно нужно и полезно каждому желающему работать на сцене или на эстраде, так как эта тренировка не только исправляет отдельные недостатки произношения, но и совершенствует качество речевой техники в целом.

Она придает речи ту легкость, свободу, уменье и уверенность в так называемой «подаче» слова, которые делают речь выразительной и сценичной.

Прежде чем приступить к исправлению отдельных недостатков произношения тех или иных гласных или согласных при общей нечеткости речи, необходимо ближе ознакомиться с отдельными частями речевого аппарата. Необходимо осознать их функции и развить в них такую гибкость и послушность, которые обеспечили бы максимальное овладение речевым аппаратом.

Подобно скрипачу, прежде всего развивающему пальцы, актер, чтец, оратор должны развить и подготовить тот технический аппарат, без которого немыслимо осуществление его творческой работы.

Гибкость и податливость речевого аппарата, его отдельных мышц являются основой дальнейшей успешной работы по исправлению недостатков речи и ее совершенствованию. Первым упражнением для этой цели служит так называемая лицевая гимнастика. Ее роль заключается, в освобождении мышц рта от напряженности и вялости.

Лицевая гимнастика не требует лишних движений, не допускает никакой мимики, никаких гримас. Ее упражнения ни в коем случае не должны рассматриваться как цель, а должны являться только лишь средством к освобождению мышц рта.


ЛИЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА

Раскрывание рта

Первым условием четкой, легкой речи является свободно и хорошо открывающийся рот. На сцене мы нередко встречаем так называемую «речь сквозь зубы», которая мешает зрителю хорошо понимать произносимый актером текст.

При борьбе с этим недостатком нужно добиваться, чтобы рот во время упражнения раскрывался в вертикальном направлении (опускается нижняя челюсть), без всякого напряжения губ или челюстей. Движения при раскрывании и закрывании рта должны быть мягкими, язык не должен горбиться, а лежать плоско, свободно касаясь кончиком нижних передних зубов.

Эти движения следует повторять несколько раз подряд. Упражнение это, как и все последующие, нужно в первое время (до полного и правильного усвоения) делать перед зеркалом. В дальнейшем зеркалом пользоваться не нужно.

Обнажение верхних зубов, или движение верхней губы на «улыбку»

Это упражнение рассчитано на борьбу с так называемой «мёртвой» губой, тормозящей четкость, а часто и звучность речи (вялость губ препятствует правильному формированию звука). Частое повторение этого движения — подтягивания верхней губы к носу при свободной нижней губе и покойном состоянии всех остальных мышц рта и лица — содействует большей подвижности верхней губы.

Подтягивать и опускать губу нужно несколько раз подряд и таким образом, чтобы все передние зубы до дёсен (но не включая их) были видны.

Обнажение нижних зубов посредством оттягивания вниз всей, нижней губы.

Нижняя губа, конечно, не должна быть менее подвижной и легкой, чем верхняя, и работа над ней должна идти в том же плане и порядке, как в предыдущем упражнении.

 

 

Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении вниз настолько, чтобы учащийся ясно видел в зеркале передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна, и рот полураскрыт.

Чередование движений верхней и нижней губ по отдельности, как указано во 2 и 3-м упражнениях

Это упражнение вырабатывает быструю ориентировку в правильности движения рта и приводит к легкому овладению мышцами рта.

Специальная тренировка нижней и верхней губ одновременно

Указанные в 5 и 6-м упражнениях движения здесь проделываются одновременно. В указанном положении движения рта напоминают жевательные движения.

Почесывание» верхними зубами нижней губы и наоборот

Это упражнение делается, в противоположность предыдущим двум, очень легко, мягко и быстро.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

Одним из важных органов речи является язык, от гибкости которого также зависит четкость произношения. Исправление дефектов речи, связанных с неправильными функциями языка (например, картавость, замена звука Л другими звуками, сюсюканье и т. д.),* требует постоянного упражнения языка* в новых, непривычных для данного человека положениях этого органа речи.

Так, например, при правильной подаче звука Л язык должен плотно касаться верхних передних зубов, а не находиться в пространстве, как это бывает при дефектном произнесении этого звука. Правильное произношение звука Р требует вибрации (дрожания) кончика языка, а не маленького язычка, как это обычно происходит при картавости.

Таким образом, осознание положения языка в момент произношения тех или иных звуков является чрезвычайно важным и необходимым предварительным моментом при исправлении большинства недостатков речи.

Язык лежит плоско, с легким углублением на спинке; кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень опущен как бы в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном на-правлении, так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.

Это упражнение, несколько похожее на 1-е упражнение лицевой гимнастики, отличается от него тем, что требует максимального внимания к правильному положению языка, в то время как ранее упомянутое упражнение требует, главным образом четкого движения челюстей при раскрывании и закрывании рта.

Целью данного упражнения является дисциплинирование языка, им достигается правильное и наиболее целесообразное положение языка при нормальном направлении звука (в дальнейшем — при постановке голоса). Упражнение проделывается как можно чаще, по нескольку раз в день, сначала перед зеркалом, а затем на память.

ГЛАВА II - ГЛАСНЫЕ

Для исправления недостатков речи, для достижения хорошего, четкого произношения требуется прежде всего, как уже было сказано выше, послушный речевой аппарат.

К работе над исправлением речевых недостатков, т. е. над исправлением произношения отдельных гласных или согласных звуков, можно переходить, только овладев своим речевым аппаратом и осознав функции его отдельных частей (губ, языка, челюстей и пр.).

Только добившись некоторых результатов в этом направлении, можно приступить уже непосредственно к работе над произношением отдельных звуков.

Все звуки речи делятся в основном на гласные и согласные. В работе над произношением нужно добиваться в первую очередь правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи образуют ее мелодику и содействуют ее звучности, в то время как согласные играют роль как бы ее костяка, каркаса.

Согласные, как более трудные, требующие постоянного преодоления препятствий и большой активности в процессе произношения, вызывают необходимость в большей подготовленности речевого аппарата и потому прорабатываются позднее.

Гласные в русской речи следующие:

И — Э — А — О — У — Ы

В случаях же необходимости смягчить в произношении в каком-либо слове согласную букву мы пишем после нее взамен э-а-о-у — е-я-ё-ю.

В начале слова или после гласного звука этим гласным предшествует звук Й, и получается: ель — йэль; ясно — йасно.

Звуки Е, Я, Ё, Ю называются йотированными. Работа над теми и другими звуками требует хорошего усвоения определенного расположения частей речевого аппарата во время произношения той или иной гласной.

Положение речевого аппарата при произношении гласных звуков следующее:
И — рот слегка раскрыт, как бы на «улыбку», растянутые губы соприкасаются с зубами, не совсем сомкнутыми. Кончик языка лежит ниже его середины и касается нижних передних зубов (рот раскрыт настолько, что между зубами можно вставить мизинец).

Э—рот раскрыт больше, чем при И, настолько, что можно вставить большой палец между зубами, и имеет несколько овальную форму. Язык передней своей частью лежит та нижних передних зубах.

А — рот раскрыт настолько, что можно вставить два пальца, положенные один на другой (не больше). Язык лежит плоско, кончиком касаясь нижних передних зубов, с продольным углублением на спинке.

О — губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. За выполнением этих условий необходимо строго следить; так как на практике очень часто встречается нечет О — губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. За выполнением этих условий необходимо строго следить; так как на практике очень часто встречается нечеткое и неопределенно очерченное в произношении О, что придает речи весьма неряшливый характер. Язык при звуке О несколько приподнят у корня.

У — губы вытянуты вперед в виде воронки. Язык несколько отходит назад и приподнимается к мягкому нёбу.

Ы — губы растянуты и раскрыты настолько, что можно вставить мизинец. Нижняя челюсть несколько выдвинута вперед, язык приподнят по направлению к мягкому нёбу.

Усвоив правильное положение речевого аппарата при произношении каждой гласной, необходимо несколько раз подряд проделать соответствующее произношению каждой гласной движение беззвучно, т. е. не произнося вслух при этом всех нижеуказанных гласных, а лишь артикулируя их раздельно в следующем порядке.

Таблица гласных звуков (твердых)

21.

И-Э, И-Э, И-Э, И-Э;

Э-А, Э-А, Э-А, Э-А;

А-О, А-О, А-О, А-О;

О-У, О-У, О-У, О-У;

У-Ы, У-Ы, У-Ы, У-Ы.

Это упражнение артикулируется сначала беззвучно в указанном порядке. При произношении вслух нужно сначала придерживаться очень медленного темпа, и, только хорошо зная наизусть таблицу и добившись четкого, гладкого ее произношения, можно несколько ускорять темп, повторяя ее несколько раз подряд. В дальнейшем гласные можно комбинировать для тренировки также различными другими способами, взяв предложенную таблицу за основу.

Здесь следует добавить еще одно методическое соображение, которое несколько облегчит в дальнейшем педагогу и учащемуся отыскание правильного звучания гласных.

При произнесении вышеуказанной таблицы гласных звуков, а также и гласных порознь следует добиваться от учащегося «собранного» посыла каждого гласного (т. е. при произнесении каждого гласного необходимо придать губам форму, несколько напоминающую форму буквы О), искореняя этим привычку к рассеянному, так называемому «белому», слишком открытому звуку в гласных.

Более подробные и специальные указания о произношении этих звуков педагог будет давать, когда наступит момент постановки голоса. Воспитывать же практически правильное произношение у учащихся следует с первых же шагов, не раскрывая еще перед ними специального теоретического раздела постановки голоса.

Следует также приучать учащегося с самого начала произносить гласные на дыхании, не требуя, однако, пока определенной системы дыхания и использования технических навыков.

В тренировку можно вносить и другие тренировочные элементы. Например, произнося таблицу, можно каждый раз менять ее акцентировку следующим образом:

ГЛАВА III - СОГЛАСНЫЕ

Наиболее затруднительными для произношения обычно являются согласные звуки. В то время как гласные более или менее легко произносятся при одном лишь соответствующем движении губ, языка или нижней челюсти, согласные требуют при произношении как бы преодоления какого-то препятствия.

При произношении любой согласной требуется более сильное, чем при гласных, движение какой-либо из частей речевого аппарата, например: вибрация (дрожание) кончика языка при Р; смыкание и размыкание губ при Б или П; определенное движение маленького язычка (нёбной занавески) при К или Г; упор и затем отрыв языка от верхних передних зубов при произношении звуков Т и Д.

Согласные, так же как и гласные, имеют свою классификацию и, в основном, делятся на согласные звонкие и глухие. К звонким относятся все согласные, произносимые при участии голоса: Б, В, Г, Д, Ж, 3.

Каждому звонкому соответствуют свои глухие, безголосные: П, К, Т, Ш, С, Ц, X, Ф.

Звонкие звуки Р, Л, М, Н называются еще сонорными, т. е. звучащими (от латинского слова sonor — звук); произносятся они голосом и парных глухих не имеют.
Подобно работе над гласными, в произношении согласных тоже прежде всего нужно выяснить правильное положение отдельных частей речевого аппарата и их функции во время произношения.

Остановимся на произношении согласных П (Б): рот плотно сомкнут и разрывается по горизонтальной линии губ от напора выдыхаемого воздуха. При этом нижняя челюсть несколько опускается. Звук П — глухой, произносится так же, но одним шумом, без голоса. Звук Б — звонкий, произносится с голосом.
Для закрепления указанного положения и тренировки прорабатываются следующие упражнения:

22. Чередование звуков П и Б — пб, пб. пб, пб…

23. П—Произносится в сочетании со всеми гласными:
пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.

Би, бэ, ба, бо, бу, бы.

Бе, бя, бё, бю.

26..пи-бби, пэ-ббэ, па-бба, пб-ббо, пу-ббу, пы-ббы.

Каждое сочетание 26-го упражнения произносится, как одно слово п й б б и, с акцентом (ударением) на первом слоге. Двойное Б при этом произносится слитно, без отрыва. Все эти 6 звукообразований произносятся на одном дыхании.

27. бй-ппи, бэ-ппэ, ба-ппа, 66-ппо, бу-ппу, бы-ппы.
Это упражнение произносится по тому же принципу, как предыдущее, но центр тяжести в тренировке падает на П, а не на Б.
Упражнение для быстрой и легкой подвижности губ:

28. би-би-би-би-бйпп; бо-бо-бо-бо-бопп; бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп; бу-бу-бу-бу-бупп; ба-ба-ба-ба-бапп; бы-бы-бы-бы-быпп.

Ударение здесь всюду на последнем слоге.
К (Г). При произношении этого звука кончик языка направлен книзу, в то время как задняя часть спинки языка прижимается к мягкому нёбу, закрывая горло. Нижняя челюсть немного опускается. Самый же звук получается при выдыхании воздуха, отрывающем спинку языка от нёба.

К особенностям украинского и белорусского произношения относится, например, так называемое гхаканье, т. е. произнесение слов со звуком Г следующим образом: галка, город, гусь, звучащими, как гхалка, гхород, гхусь и т. д.

Получается так оттого, что при произнесении звука Гх спинка языка не прижимается к мягкому нёбу, а лишь приближается к нему, отчего произносимый звук получается не взрывом, а трением.
Упражнения на К и Г;

29. кг, кг, кг, кг…

Глухой и звонкий звук чередуются.
30.ки, кэ, ка, ко, ку, кы.

31.ги, гэ, га, го, гу, гы.

32.кигги, кэггэ, кагга, кбгго, куггу, кыггы.

33.гикки, гэккэ, гакка, гбкко, гукку, гыккы.

Упражнения 32—33-е на К и Г сходны в манере тренировки с 26 и 27-м упражнениями на звуки П и Б, указанными выше (ударение будет всюду на первом слоге).

34. ги-ги-ги-ги-гйкк; го-го-го-го-гокк;
гэ-гэ-гэ-гэ-гэкк; гу-гу-гу-гу-гукк;
га-га-га-га-гакк; гы-гы-гы-гы-гыкк.

Для тренировки звуков П и Г можно пользоваться следующей фразой: «Однажды галок поп пугая в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».

35. тд, тд, тд, тд… (Передняя часть языка крепко при-
жимается к верхним передним зубам.)
ти, тэ, та, то, ту, ты…
ди, дэ, да, до, ду, ды…

36. тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды…

39. дйтти, дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты… (В 38 и 39-м упражнениях ударение всюду будет на первом слоге.)

40. ди-ди-ди-ди-дитт; до-до-до-до-дотт;.дэ-дэ-дэ-дэ-дэтт; ду-ду-ду-ду-дутт; да-да-да-да -ддатт: ды-ды-ды-ды-дытт.

Тренировка в произношении смягченных звуков «ть» и «дь» требует предварительного объяснения и особого внимания к нижеуказанным упражнениям. При смягченных Т и Д передняя часть языка прикасается к передней части нёба.

Особенное внимание к этим звукам вызвано тем обстоятельством, что неправильности дикции очень часто встречаются именно в области этих двух звуков. В речи довольно часто можно услышать, например, слово д ел о, звучащее, скорее, как д з е л о, или вместо ветер — вецер, дети — дзеци, дитя — дзиця. Недостаток этот свойственен большей частью людям, вооб-ще небрежно и вяло произносящим.

Для исправления его необходимо предварительно добиться большей чёткости произношения и артикуляции губ, языка и пр. А затем, точно установив правильное положение языка для этого звука, приступить к тренировке, внимательно прислуши-ваясь к чистоте произношения смягченных Т и Д.

ти, те, тя, тё, тю, ти…

ди, де, дя, дё, дю, ди…

тидди, тёдде, тяддя, тёдде, тюддю, тйдди.

44. дитти, дётте, дяття, дётте, дюттю, дйтти… (В 43
и 44-м упражнениях ударение на первом слоге.)

45. ди-ти-тй-дди; де-те-тё-дде; дя-тя-тя-ддя; де-те-тё-
дде; дю-тю-тю-ддю; ди-ти-тй-дди (в 45-м упражнении ударение на третьем слоге).

Поупражнявшись на вышеуказанных сочетаниях, следует подобрать и часто, внимательно повторять отдельные слова или фразы, где встречаются эти два звука.

Например:
«Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца».

«Тетерев сидел на дереве».

«Тётя Катя, дайте ботинки».

«Потянул ветерок, воду морощит, рябит».

«Тётя Тина надела тюлевое платье».

«Тимкина тявка тявкнула на Тёмку, Тёмка тюкнул тявку в темя утюгом».
Переходим к согласным Ф и В. При произношении этих звуков нижняя губа должна касаться передних верхних зубов. Воздух, проходящий между зубами и губой, воспроизводит звуки Ф (глухой) и В (звонкий).

ф-в, ф-в, ф-в, ф-в.

ф-и, ф-э, ф-о, ф-у, ф-ы.

в-и, в-э, в-а. в-о, в-у, в-ы.

фйвви, фэввэ, фавва, фбвво, фувву, фыввы.

50. вйффи, вэффэ, ваффа, вбффо, вуффу, выффы.

(В 49 и 50-м упражнениях ударение на первом слоге.)

51. ви-ви-ви-ви-вйфф; вэ-вэ-вэ-вэ-вэфф;
ва-ва-ва-ва-вафф; во-во-во-во-вбфф;
вг-чу-ву-ву-вуфф; вы-вы-вы-вы-выфф.

Возвращаясь ко всем пройденным упражнениям на согласные в различных комбинациях с гласными, объединяем их в следующие общие таблицы для тренировки сначала по книге, а затем напамять:

52. пибби, пэббе, паба, поббо, пуббу, пыббы;

биппи, бэппе, баппа, боппо, буппу, быппы;

кигги, кэггэ, кагга, кбгго, куггу, кыггы;

гикки, гэккэ, гакка, гбкко, гукку, гыккы;

тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды;

дитти,дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты;

фивви, фэввэ, фавва, фовво, фувву, фыввы; виффи, вэффэ, ваффа, воффо, вуффу, выффы.

Или еще:

кэ-гэ-гэ-гэ тй-ди-ди-ди тэ-дэ-дэ-дэ фй-ви-ви-ви фэ-вэ-вэ-вэ

53. пй-би-би-би, пэ-бэ-бэ-бэ вй-ви-ви-ви вэ-вэ-вэ-вэ кй-ги-ги-ги
т. д.

(Ударение везде на первом слоге.)

В случае каких-либо затруднений, встречающихся при первоначальной тренировке, таблицы на первое время можно разбить на парные упражнения, но как в целом, так и в разбивке на пары эти таблицы произносятся сначала в очень медленном темпе, и только после того, как таблица совершенно усвоена, произнесение ее может постепенно изменяться в темпе, достигая наибольшей скорости, ко не изменяясь в четкости произношения.

 

Весьма полезно также тренироваться в пройденных согласных на сочетании их между собой, всячески развивая и меняя разнообразные комбинации.

 

Например:
кпт, кпт, кпт…

гбд, гбд, гбд…

тпк, тпк, тек, тпк… и т. д.

Эти упражнения требуют очень четкого и, если можно так выразиться, очень уплотненного произношения. Они даны для борьбы с небрежной, развязной речью, допускающей в произношении такую мазню, как, например, «лю-бэлю» вместо «люблю», «одына» вместо «одна» и т. д.

Уплотненное произношение согласных, указанных в упражнении, в тесной их последовательности, без промежуточных гласных должно приучить к четким сочетаниям КПТ, а не КЭПЭТЭ, БДГ, а не БЫДЫГЫ.

Далее эти упражнения можно развить примерно следующим образом:

57. кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты.

гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды.

бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы.

тпки, тпкэ, тпка, тпко, тику, тпкы.

вди, вдэ, вда, вдо, вду, вды.

фти, фтэ, фта, фто, фту, фты.

вди-фти, вдэ-фтэ, вда-фта, вдо-фто, вду-фту,
вды-фты.

фти-вди, фтэ-вдэ, фта-вда, фто-вдо, фту-вду, фты-вды.

ти-вди, тэ-вде, та-вда, тб-вдо, ту-вду, ты-вды.

вди-тти, вдэ-ттэ, вдб-тта, вдо-тто, вду-тту, вды-тты.

67. фти-дди, фтё-дде, фтя-ддя, фтё-ддё, фтю-ддю.

Напоминаем, что все комбинации ГЛУХИХ согласных произносятся глухо (КПТ), т. е. без голоса, звонких —звонко (ГБД). В комбинациях глухих согласных гласными в конце произносятся вслух только гласные (КПТИ, ФТ-И).

Все приведенные упражнения следует проходить постепенно, одну группу за другой, в указанном порядке и не переходить к следующему, не закончив и не усвоив предыдущего.

Таким образом, при ежедневном повторении курса сначала образуется определенный круг упражнений для работы на каждый день, требующий 15—20 минут. По мере усвоения одних упражнений их место будут постепенно занимать все новые и новые, с усвоением которых старые не должны забываться и время от времени вновь включаться в тренировку.

При практическом прохождении этого учебника необходимо вслед за изучением настоящей главы перейти к ознакомлению со II разделом техники речи — к IX, X, XI, XII, XIII главам о дыхании и дыхательной гимнастике. Это отнюдь не означает, что работа над произношением должна на время прекратиться. Она должна продолжаться своим чередом и идти параллельно занятиям дыханием. Одновременно должно происходить ознакомление с VIII главой (орфоэпия) согласно указанию, данному в разделе «О методике преподавания».


ПОГОВОРКИ

«Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не вы болтала».

«Только у молодца и золотца, что пуговка бловца».

«Ел не ел, а за столом просидел».

Повторяя старые упражнения на уже пройденные согласные, можно составить еще ряд таблиц, подобно ниже указанным, и разнообразно расширять, таким образом, круг повседневных упражнений до бесконечности.

74. гли, глэ, гла, гло, глу, глы

75. дли, длэ, дла, дло, длу, длы

76. тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

77. длй-тли, длэ-тлэ, дла-тла, длб-тло, длу-тлу, длы-тлы

78. тлй-дли, тлэ-длэ, тла-дла, тлб-дло, тлу-длу, тлы-ллы

При произношении звука Р кончик языка вибрирует от напора выдыхаемого воздуха. Вибрация эта происходит около передней части твердого нёба. Картавость определяется как раз отсутствием этой вибрации кончика языка и заменой ее вибрацией маленького язычка.

Задача исправления картавости заключается в том, чтобы путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить вибрировать именно его, оставляя при этом в полном покое маленький язычок.

 

Задача, как уже сказано, не легкая, требующая много труда, внимания, терпения и времени. Первым упражнением, несколько помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое, напористое и довольно быстрое чередование звуков: зззжжж, зззжжж, зззжжж и т. д.

Выталкиваемые одним напористым выдыханием, эти звуки постепенно дают кончику языка ощущение легкой вибрации как раз около твердого нёба, что для картавящего чрезвычайно важно.

Добиваясь всё большей активности кончика языка, следует произносить следующие сочетания:


79. зжд, зжд, зжд, зжд

80. зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды

80(а).. зждр, зждрр, зждррр, зждрррр

81.зждри, зждрэ, зждра, зждро, эждру. зждры

82.тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-трри

83.дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, Дрры

84.трри, тррэ, трра, трро, трру, трры

85.тр-др, тр-др, тр-др, тр-др

86.трл-дри, трэ-дрэ, тра дра, тро-дро, тру-дру, тры-дры

87.дрй-три, дрэ-трэ, дра-тра, дрбтро, дру-тру, дры-тры

88.дриррр, дрэррр, драррр, дроррр, друррр, дрыррр.

Не следует, однако, думать, что одна только последовательность указанных упражнений в их возрастающей трудности уже дает обязательный эффект и внезапное, быстрое искоренение недостатка. Все указанные упражнения лишь всесторонне помогают развитию кончика языка для нужной вибрации.
Еще более трудным является четкое и чистое произношение смягченного Р(РЬ).

Оно произносится тем же способом, что и твердое, но самая вибрация кончика языка происходит ближе к передним верхним зубам и требует в силу своей мягкости большего количества и большей частоты вибрации, а стало быть, и более сильной струи выдыхаемого воздуха. Развитию мягкого РЬ содействует постоянная тренировка твердого Р. Сравнить: 
89. р-рь, р-рь, р-рь, р-рь

90. ppи, рре, рря, ррё, ррю, рри

91. дрри, дрре, дрря, дррё, дррю, дрри 
92. риррь, реррь, ряррь, рёррь, рюррь, риррь

93. три-ри-ри-ри-рйррь; тре-ре-ре-ре-рёррь; тря-ря-ря-ря-ряррь; трё-рё-рё-рё-рёррь; трю-рю-рю-рю-рюррь; три-ри-ри-ри-рйррь (ударение на последнем слоге).

ПРИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова. Дрова вдоль двора, дрова вширь двора; не вместит двор дров, пора выдворить дрова на дровяной двор обратно.

«Мазурка раздалась. Бывало.
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало.
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы.
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням,
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же; их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян».
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Для большей тренировки звука Р можно произносить его в данном тексте сначала подчеркнуто и протяжно; например:
«Мазурррка ррраз далась. Бывало,
Когда гррремел мазурррки гррром,
В огррромной зале всё дрррожало…» и т. д.

Другой пример:
«Сегодня силой всенародной Он путь ливонцам закрывал. И тот, кто рисковал сегодня, Тот всею Русью рисковал.

Пускай бояре брешут дружно,— Он видел все, он твердо знал, Когда полкам засадным нужно Подать условленный сигнал.

И, только выждав, чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мечом на солнце, Повел дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклонясь, И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем, Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились, Из-под копыт вздымали прах, Тела по снегу волочились, Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок Железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов Легли кровавые следы».
(К. С и м о н о в, «Ледовое побоище», ■ из VI главы.)

«Труд труби, труд труби, труд труби в трубу! Беи барабан, бей барабан, бей барабан борьбу!»

«Тут барабанщик Бросил барабанчик, Выйдя разобратьих В короткий срок».
(И. С е л ь в и н с к и й, «Баллада о барабанщике».)

«Тайга говорит, Главари говорят. Сидит до поры Молодой отряд, Сидит до поры… Стукочат топоры, Совет вершат — А ночь хороша!»
(П. Л у го в с кой. «Песня о ветре».)

«Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бурю.
Пара барабанов, Пара барабанов. Пара барабанов Била Бой.
Шли бойцы, шли бала-гуры, Шли газетчики из ПУР-а, Шли
Молодые,
Шли
Матерые,
О-мо-ло-женныс борьбой. Сколько сил у человека! Труден тракт. Но шутят в такт:
«Ехал грека
Через реку,
Видит грека —
В реке. Рак». По привычке Недобитый Правь собой Во всю мочь!
Утром стычка,
В полдень битва,
К ночи бой,
Сраженье в ночь…
Каждый шаг берут винтовкой.
Отступил кавалергард.
Пара барабанов
Старо-Воронцовка.
Пара барабанов
Павлоград.
Но как только
На походе
Выйдет час —
Военный строй
Ходит полькой.
Русской ходит —
Хоть сейчас
Струны строй!
И опять двуколки, брички.
Стяг в лоб. Усталость прочь.
Пара барабанов
Утром стычка.
Пара барабанов —
Битва в ночь.
И опять врагу навстречу
Серой сталью
Ухо брей!
Утром сеча. Днем батальи И созвездья
На заре».
(И. Сел ьв и некий, «Сивашская
битва».)

94.лри, лре, лра, лро, лру, лры

95.рли,рлэ, рла, рло, рлу, рлы

96.лри-рли, лрэ-рлэ, лра-рла, лрб-рло, лру-рлу, лры-рлы

97.рлэ-лри, рлэ-лрэ, рла-лра, рлб-лро, рлу-лру, рлы-лры.

ЗВУК Н имеет такую же артикуляцию, что и знакомые нам Т и Д.
Иным будет лишь звучание сонорной Н, при произношении которой воздух проходит через нос.

99. лни, лнэ, лна, лно, лну, лны

100.дни, дне, дня, дне, дню, дни

101.нинн, нэнн, нанн, «они, нули, нынн.

Звук М получается при плотно сомкнутых губах, причем выдыхаемый воздух проходит, как и при Н, через нос.

102.мим, мэм, мам, мом, мум, мым

103.млим, млэм, млам, млом, млум, млым

104.мни, мне, мня, мне, мню, Мни.

Ввиду несложности произношения этих двух сонорных учащемуся предоставляется самостоятельно использовать большее количество упражнений и составить фразы для тренировки согласно указанным выше примерам.

Количество времени, необходимое для общих ежедневных занятий по дикции, будет зависеть от характера недостатка в произношении какой-либо из пройденных сонорных.
Начав постепенно занятия дыханием по указанной в главе XIII системе и последовательности, продолжаем одновременно занятия дикцией и переходим к главе V.

 

 

СКОРОГОВОРКИ

 

При дикционной разработке различных стихотворных текстов в нашем руководстве мы уже столкнулись с необходимостью менять темп нашей речи в зависимости от содержания, строения произведения.

 

 

В дальнейшем, при разработке еще более сложных текстов и при более серьезных требованиях к исполнению, учащемуся придется сталкиваться с вопросами темпа речи.

 

В сценической речи к вопросу о темпе нужно подходить с особой точки зрения. Очень часто говорить медленнее бывает гораздо труднее, чем говорить быстро, так как «скороговорка» в целом ряде случаев является просто дурной привычкой.

 

Такая «скороговорка» на сцене недопустима, и с ней нужно бороться с первых же шагов обучения. Манера слишком быстро говорить отражается прежде всего на ясности произносимого текст;), а иногда и на его слышимости.

 

В большом, высоком, гулком или не совсем заполненном помещении первое слово не успевает еще долететь до зрителя, как актер или оратор произносит уж второе, третье.

 

Звуки наскакивают друг на друга, не успевая, так сказать, «оформиться» в пространстве, и получается общий гул, в котором ничего нельзя услышать и различить.

В дальнейшем вопрос темпа речи будет рассматриваться подробнее, темой же этой главы является работа над скороговоркой, как средством к достижению четкой речи при любом темпе, требуемом данным текстом. Здесь на первом плане, как и всегда, остаются четкость и ясность речи, какой бы скорости ни требовали условия текста пьесы.

 

Большая легкость и часто быстрота произношения требуются в мольеровских пьесах («Лекарь поневоле»), у Сервантеса («Два болтуна»), Гольдони («Слуга двух господ»), Шекспира («Виндзорские кумушки»), Ростана («Сирано де Бержерак»). Но тут же требуется и безукоризненная четкость произношения.

 

В этом-то заключается трудность быстрой речи, и отсюда вытекает необходимость преодоления этой трудности путем специальной тренировки. Из всего вышеизложенного отнюдь не следует делать вывод, что актер должен развивать «скороговорку» вообще как навык речи или утверждаться в этой дурной привычке, если она у него имеется.

 

Актер должен уметь говорить в равных темпах одинаково легко, владея и быстрым и медленным темпом четкой речи, в зависимости от условий текста.
Поставив перед собой задачу добиться четкости произношения в быстром темпе, никогда нельзя произносить такой текст сразу быстро, хотя бы это была лишь одна фраза и даже одно слово.

 

Прежде всего нужно преодолеть,в тексте звукосочетания, не поддающиеся сразу абсолютной ясности произношения. Если эти затруднения серьезны и длительны, необходимо трудное слово разделить и произносить его сначала по слогам, до тех пор пока оно не зазвучит хотя и в медленном темпе, но гладко, без запинок и торможений.

 

Затем фраза целиком артикулируется несколько раз беззвучно, с особенно яркой артикуляцией соот<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.02 с.)