Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная тренировка верхней губыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Это упражнение, как и следующее, является продолжением предыдущих двух упражнений. Оно также построено специально на гимнастике губ, с целью дальнейшего совершенствования их подвижности. Делается это упражнение следующим образом. Рот слегка раскрыт, верхняя губа крепко натягивается на передние верхние зубы так, что край губы слегка загибается внутрь рта, закрывая зубы; после секундного пребывания в этом положении верхняя губа, растягиваясь в стороны, вновь занимает свое нормальное положение, слегка открывая зубы. В положении нижней губы в это время происходят только те непроизвольные движения, которые связаны с общим движением рта. Все внимание упражняющегося должно быть устремлено в это время на движения верхней губы. Вышеуказанные движения верхней губы проделываются очень энергично и многократно повторяются. Специальная тренировка нижней губы. Рот слегка раскрыт, нижняя губа крепко натягивается на нижние передние зубы, так что края губы, растягиваясь, закрывают нижние зубы и слепка заходят внутрь рта. Недолго задерживаясь в таком положении, нижняя губа, растягиваясь, слегка обнажает нижние передние зубы и затем вновь возвращается к своему нормальному положению. Это упражнение также многократно повторяется. Специальная тренировка нижней и верхней губ одновременно Указанные в 5 и 6-м упражнениях движения здесь проделываются одновременно. В указанном положении движения рта напоминают жевательные движения. Почесывание» верхними зубами нижней губы и наоборот Это упражнение делается, в противоположность предыдущим двум, очень легко, мягко и быстро. Движение выдвинутой нижней челюсти сначала вперед, потом вправо, влево, вниз и, наконец, кругом. Это упражнение, имеющее целью облегчить и развить движения нижней челюсти, должно быть проделано мягко и округло, без резких угловатых толчков, дабы избежать случайных повреждений челюсти. Эти движения проделываются сначала порознь, и только при успешном приведении каждого в отдельности можно переходить к следующему (вперед, вправо, влево, вниз, кругом). Движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны, не обнажая при этом зубов. Упражнение должно быть проделано при крепко сжатых зубах. Вытягиваться должны лишь губы, чтобы в процессе повторяющихся движений, при крепком упоре челюстей, мышцы рта приобрели известную упругость и гибкость. Образование гласных звуков в речи и пении зависит именно от умения четко сформировать губы и дать, таким образом, правильно направленные и хорошо донесенные звук и речь. Движение сомкнутых выпяченных губ вправо, влево, вверх, вниз и, наконец, кругом (при крепко сжатых зубах). Это упражнение можно применять только после достигнутых в предыдущем (10-м) упражнении результатов. Оно требует еще более упорного сопротивления челюстей в работе и дает в результате еще большую уверенность и упругость мышцам рта. Движение сомкнутых губ кругом является самым трудным; при неудаче нужно сначала добиваться результатов по отдельным элементам движения, т. е. сначала сделать движение вперед, задержать его, затем медленно направо, опять задержать, затем сделать движение вниз (насколько это позволяют сомкнутые челюсти), задержать; влево, задержать; вверх (к носу, насколько возможно); затем опять сначала и т. д. Указанные упражнения лицевой гимнастики, как и все последующие упражнения по разделу дикции, следует вначале проводить в классе коллективно, постепенно всё более индивидуализируя их. Там, где нужна общая тренировка учащихся, можно заниматься коллективно, подтягивая всех к единому уровню, прививая учащимся дисциплинированность и внимание в работе. Когда же педагог приступает в классе к «оправлению индивидуальных недостатков или к проверке исполнения заданий учащихся, он должен уделять каждому учащемуся какую-то долю времени, и никакие коллективные занятия при дальнейших, более сложных разделах курса недопустимы. Все указанные упражнения нужно проделывать ежедневно несколько раз в день и по нескольку минут в один прием (не более 5—6 минут каждый раз на все упражнения, вместе взятые). Певцам, чтецам, актерам очень полезно возвращаться к ним непосредственно перед выступлением. Вообще же при переходе к дальнейшим упражнениям на протяжении всего курса, а также и в дальнейшей практике упражнения лицевой гимнастики всегда должны оставаться основными моментами тренировки и служить своего рода зарядкой.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА Одним из важных органов речи является язык, от гибкости которого также зависит четкость произношения. Исправление дефектов речи, связанных с неправильными функциями языка (например, картавость, замена звука Л другими звуками, сюсюканье и т. д.),* требует постоянного упражнения языка* в новых, непривычных для данного человека положениях этого органа речи. Так, например, при правильной подаче звука Л язык должен плотно касаться верхних передних зубов, а не находиться в пространстве, как это бывает при дефектном произнесении этого звука. Правильное произношение звука Р требует вибрации (дрожания) кончика языка, а не маленького язычка, как это обычно происходит при картавости. Таким образом, осознание положения языка в момент произношения тех или иных звуков является чрезвычайно важным и необходимым предварительным моментом при исправлении большинства недостатков речи. Язык лежит плоско, с легким углублением на спинке; кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень опущен как бы в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном на-правлении, так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло. Это упражнение, несколько похожее на 1-е упражнение лицевой гимнастики, отличается от него тем, что требует максимального внимания к правильному положению языка, в то время как ранее упомянутое упражнение требует, главным образом четкого движения челюстей при раскрывании и закрывании рта. Целью данного упражнения является дисциплинирование языка, им достигается правильное и наиболее целесообразное положение языка при нормальном направлении звука (в дальнейшем — при постановке голоса). Упражнение проделывается как можно чаще, по нескольку раз в день, сначала перед зеркалом, а затем на память. Положение рта и языка, как в предыдущем упражнении, но кончик языка поднимается к передним, верхним зубам и снова ложится обратно. Это движение повторяется несколько раз, причем нижняя челюсть во время движения кончика языка должна быть совершенно неподвижной. Это упражнение развивает уздечку (перепонку под языком, прикрепляющую его к нижней челюсти) и помогает, таким образом, в дальнейшем более чистому произношению звука Р, всецело связанного с движением кончика языка. Это упражнение требует точно такого положения рта и языка, как и предыдущее упражнение. Язык движется, однако, не вверх и вниз, а вправо и влево, по направлению к внутренней стороне щек. Для достижения наибольшей крепости и гибкости мышц языка следует, так же как в предыдущем упражнения, нижнюю челюсть держать неподвижно. Упражнение повторяется несколько раз подряд перед зеркалом, пока не будет усвоено. Рот слегка раскрыт, язык от нормального положения (кончик языка у нижних зубов, корень опущен) идет кверху, совсем загибаясь назад по направлению к нёбу, затем он снова ложится обратно. Это упражнение также рассчитано на тренировку уздечки и укрепление мышц языка. Оно повторяется многократно при неподвижной нижней челюсти. Все вышеуказанные упражнения необходимо прорабатывать ежедневно наравне с лицевой гимнастикой, а кроме того, и в дальнейшем, при переходе к упражнениям в произношении таких звуков, как Т, Д, Л, Р. Количество времени, употребляемое на все упражнения языка, не должно превышать 4—5 минут.
ГЛАВА II - ГЛАСНЫЕ Для исправления недостатков речи, для достижения хорошего, четкого произношения требуется прежде всего, как уже было сказано выше, послушный речевой аппарат. К работе над исправлением речевых недостатков, т. е. над исправлением произношения отдельных гласных или согласных звуков, можно переходить, только овладев своим речевым аппаратом и осознав функции его отдельных частей (губ, языка, челюстей и пр.). Только добившись некоторых результатов в этом направлении, можно приступить уже непосредственно к работе над произношением отдельных звуков. Все звуки речи делятся в основном на гласные и согласные. В работе над произношением нужно добиваться в первую очередь правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи образуют ее мелодику и содействуют ее звучности, в то время как согласные играют роль как бы ее костяка, каркаса. Согласные, как более трудные, требующие постоянного преодоления препятствий и большой активности в процессе произношения, вызывают необходимость в большей подготовленности речевого аппарата и потому прорабатываются позднее. Гласные в русской речи следующие: И — Э — А — О — У — Ы В случаях же необходимости смягчить в произношении в каком-либо слове согласную букву мы пишем после нее взамен э-а-о-у — е-я-ё-ю. В начале слова или после гласного звука этим гласным предшествует звук Й, и получается: ель — йэль; ясно — йасно. Звуки Е, Я, Ё, Ю называются йотированными. Работа над теми и другими звуками требует хорошего усвоения определенного расположения частей речевого аппарата во время произношения той или иной гласной. Положение речевого аппарата при произношении гласных звуков следующее: И — рот слегка раскрыт, как бы на «улыбку», растянутые губы соприкасаются с зубами, не совсем сомкнутыми. Кончик языка лежит ниже его середины и касается нижних передних зубов (рот раскрыт настолько, что между зубами можно вставить мизинец). Э—рот раскрыт больше, чем при И, настолько, что можно вставить большой палец между зубами, и имеет несколько овальную форму. Язык передней своей частью лежит та нижних передних зубах. А — рот раскрыт настолько, что можно вставить два пальца, положенные один на другой (не больше). Язык лежит плоско, кончиком касаясь нижних передних зубов, с продольным углублением на спинке. О — губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. За выполнением этих условий необходимо строго следить; так как на практике очень часто встречается нечет О — губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. За выполнением этих условий необходимо строго следить; так как на практике очень часто встречается нечеткое и неопределенно очерченное в произношении О, что придает речи весьма неряшливый характер. Язык при звуке О несколько приподнят у корня. У — губы вытянуты вперед в виде воронки. Язык несколько отходит назад и приподнимается к мягкому нёбу. Ы — губы растянуты и раскрыты настолько, что можно вставить мизинец. Нижняя челюсть несколько выдвинута вперед, язык приподнят по направлению к мягкому нёбу. Усвоив правильное положение речевого аппарата при произношении каждой гласной, необходимо несколько раз подряд проделать соответствующее произношению каждой гласной движение беззвучно, т. е. не произнося вслух при этом всех нижеуказанных гласных, а лишь артикулируя их раздельно в следующем порядке. Таблица гласных звуков (твердых)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.125 (0.012 с.) |