Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV - согласные сонорные

Поиск

К сонорным согласным относятся, как уже было указано в главе III, звуки Л, М, Н, Р. Среди недостатков речи картавость (отсутствие или искажение звука Р) и неправильное произношение звука Л — явления, требующие наибольшего количества времени и труда при исправлении.

В случаях неорганической картавости, т. е. при абсолютно правильно построенном рте, языке, нёбе и т. д. и при одном лишь неправильном функционировании языка, срок, требуемый для исправления картавости, колеблется иногда между 2 неделями и 5—6 месяцами.

Исправление неверно или плохо функционирующего при звуке Л языка требует меньше времени, но исправление этих недостатков возможно только при условии упорной и систематической тренировки и постоянного самоконтроля не только во время упражнений, но и во время раз-говора, чтения вслух и т. д.

Страдающим органическими недостатками речи (см. главу I) рекомендуется обратиться к врачу, для того чтобы выяснить возможность их исправления. Людям без этих недостатков и даже не картавящим рекомендуется тем не менее прорабатывать нижеуказанные упражнения, как материал, чрезвычайно хорошо тренирующий и дисциплинирующий язык, как упражнения, имеющие общетренировочное значение.

При нормальном произношении звука Л кончик языка прижимается к верхним передним зубам. У лиц, неправильно произносящих этот звук, кончик языка обычно не доходит до зубов — он остается в пространстве, и получается вместо лампа — «уампа», иногда и «вампа», если этот звук произносится закрытым ртом, т. е. если при этом верхние зубы покрывают нижнюю губу.

При смягченном Л (ЛЬ) кончик и часть языка прижимаются уже не к зубам, а выше, к альвеолам верхних зубов (альвеолы — углубления в челюсти, в которых помещаются зубы).

 

Если твердое Л туго поддается исправлению, полезно бывает иногда во время произношения зажимать кончик языка между зубов и произносить Л в таком положении (это, конечно, только во время тренировки).

Тренировочные упражнения:

68. л-ль, л-ль, л-ль, л-ль (чередование твердого и смягченного Л).

69. ли, лэ, ла, ло, лу, лы.

70. ли, ле, ля, лё, лю, ли.

71. лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл.

72. лилли, лэллэ, лалла, лолло, луллу, лыллы.

73. лилли, лёлле, лялля, лёлле, люллю, лйлли.
(В. 72 и 73-м упражнениях ударение на первом слоге.)

ПРИМЕРЫ НА Л

«Белыми копытами лед колотя, Тени по Литейному дальше летят».
(Н. Асеев, «Синие гусары».)

«Одни лежали, захлебнувшись В кровавой ледяной воде, Другие мчались прочь, пригнувшие Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули. Под ними дыбом лед вставал, Их стремена на дно тянули, Им панцырь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми Немало пойманных господ, Впервые пятками босыми Прилежно шлепая об лед.

И князь, едва остыв от свалки. Из-под руки уже следил, Как беглецов остаток жалкий К ливонским землям уходил».
(К. Симонов, «Ледовое побоище» из VI главы.

«Легши на бок, напрягши плечо, Я вперед уплываю еще, Постепенно волной овладев, По веселой, светлой воде».
(Н. Асеев, «Заплыв».)

ПОГОВОРКИ

«Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не вы болтала».

«Только у молодца и золотца, что пуговка бловца».

«Ел не ел, а за столом просидел».

Повторяя старые упражнения на уже пройденные согласные, можно составить еще ряд таблиц, подобно ниже указанным, и разнообразно расширять, таким образом, круг повседневных упражнений до бесконечности.

74. гли, глэ, гла, гло, глу, глы

75. дли, длэ, дла, дло, длу, длы

76. тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

77. длй-тли, длэ-тлэ, дла-тла, длб-тло, длу-тлу, длы-тлы

78. тлй-дли, тлэ-длэ, тла-дла, тлб-дло, тлу-длу, тлы-ллы

При произношении звука Р кончик языка вибрирует от напора выдыхаемого воздуха. Вибрация эта происходит около передней части твердого нёба. Картавость определяется как раз отсутствием этой вибрации кончика языка и заменой ее вибрацией маленького язычка.

Задача исправления картавости заключается в том, чтобы путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить вибрировать именно его, оставляя при этом в полном покое маленький язычок.

 

Задача, как уже сказано, не легкая, требующая много труда, внимания, терпения и времени. Первым упражнением, несколько помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое, напористое и довольно быстрое чередование звуков: зззжжж, зззжжж, зззжжж и т. д.

Выталкиваемые одним напористым выдыханием, эти звуки постепенно дают кончику языка ощущение легкой вибрации как раз около твердого нёба, что для картавящего чрезвычайно важно.

Добиваясь всё большей активности кончика языка, следует произносить следующие сочетания:


79. зжд, зжд, зжд, зжд

80. зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды

80(а).. зждр, зждрр, зждррр, зждрррр

81.зждри, зждрэ, зждра, зждро, эждру. зждры

82.тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-трри

83.дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, Дрры

84.трри, тррэ, трра, трро, трру, трры

85.тр-др, тр-др, тр-др, тр-др

86.трл-дри, трэ-дрэ, тра дра, тро-дро, тру-дру, тры-дры

87.дрй-три, дрэ-трэ, дра-тра, дрбтро, дру-тру, дры-тры

88.дриррр, дрэррр, драррр, дроррр, друррр, дрыррр.

Не следует, однако, думать, что одна только последовательность указанных упражнений в их возрастающей трудности уже дает обязательный эффект и внезапное, быстрое искоренение недостатка. Все указанные упражнения лишь всесторонне помогают развитию кончика языка для нужной вибрации.
Еще более трудным является четкое и чистое произношение смягченного Р(РЬ).

Оно произносится тем же способом, что и твердое, но самая вибрация кончика языка происходит ближе к передним верхним зубам и требует в силу своей мягкости большего количества и большей частоты вибрации, а стало быть, и более сильной струи выдыхаемого воздуха. Развитию мягкого РЬ содействует постоянная тренировка твердого Р. Сравнить: 
89. р-рь, р-рь, р-рь, р-рь

90. ppи, рре, рря, ррё, ррю, рри

91. дрри, дрре, дрря, дррё, дррю, дрри 
92. риррь, реррь, ряррь, рёррь, рюррь, риррь

93. три-ри-ри-ри-рйррь; тре-ре-ре-ре-рёррь; тря-ря-ря-ря-ряррь; трё-рё-рё-рё-рёррь; трю-рю-рю-рю-рюррь; три-ри-ри-ри-рйррь (ударение на последнем слоге).

ПРИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова. Дрова вдоль двора, дрова вширь двора; не вместит двор дров, пора выдворить дрова на дровяной двор обратно.

«Мазурка раздалась. Бывало.
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало.
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы.
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням,
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же; их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян».
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Для большей тренировки звука Р можно произносить его в данном тексте сначала подчеркнуто и протяжно; например:
«Мазурррка ррраз далась. Бывало,
Когда гррремел мазурррки гррром,
В огррромной зале всё дрррожало…» и т. д.

Другой пример:
«Сегодня силой всенародной Он путь ливонцам закрывал. И тот, кто рисковал сегодня, Тот всею Русью рисковал.

Пускай бояре брешут дружно,— Он видел все, он твердо знал, Когда полкам засадным нужно Подать условленный сигнал.

И, только выждав, чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мечом на солнце, Повел дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклонясь, И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем, Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились, Из-под копыт вздымали прах, Тела по снегу волочились, Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок Железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов Легли кровавые следы».
(К. С и м о н о в, «Ледовое побоище», ■ из VI главы.)

«Труд труби, труд труби, труд труби в трубу! Беи барабан, бей барабан, бей барабан борьбу!»

«Тут барабанщик Бросил барабанчик, Выйдя разобратьих В короткий срок».
(И. С е л ь в и н с к и й, «Баллада о барабанщике».)

«Тайга говорит, Главари говорят. Сидит до поры Молодой отряд, Сидит до поры… Стукочат топоры, Совет вершат — А ночь хороша!»
(П. Л у го в с кой. «Песня о ветре».)

«Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бурю.
Пара барабанов, Пара барабанов. Пара барабанов Била Бой.
Шли бойцы, шли бала-гуры, Шли газетчики из ПУР-а, Шли
Молодые,
Шли
Матерые,
О-мо-ло-женныс борьбой. Сколько сил у человека! Труден тракт. Но шутят в такт:
«Ехал грека
Через реку,
Видит грека —
В реке. Рак». По привычке Недобитый Правь собой Во всю мочь!
Утром стычка,
В полдень битва,
К ночи бой,
Сраженье в ночь…
Каждый шаг берут винтовкой.
Отступил кавалергард.
Пара барабанов
Старо-Воронцовка.
Пара барабанов
Павлоград.
Но как только
На походе
Выйдет час —
Военный строй
Ходит полькой.
Русской ходит —
Хоть сейчас
Струны строй!
И опять двуколки, брички.
Стяг в лоб. Усталость прочь.
Пара барабанов
Утром стычка.
Пара барабанов —
Битва в ночь.
И опять врагу навстречу
Серой сталью
Ухо брей!
Утром сеча. Днем батальи И созвездья
На заре».
(И. Сел ьв и некий, «Сивашская
битва».)

94.лри, лре, лра, лро, лру, лры

95.рли,рлэ, рла, рло, рлу, рлы

96.лри-рли, лрэ-рлэ, лра-рла, лрб-рло, лру-рлу, лры-рлы

97.рлэ-лри, рлэ-лрэ, рла-лра, рлб-лро, рлу-лру, рлы-лры.

ЗВУК Н имеет такую же артикуляцию, что и знакомые нам Т и Д.
Иным будет лишь звучание сонорной Н, при произношении которой воздух проходит через нос.

99. лни, лнэ, лна, лно, лну, лны

100.дни, дне, дня, дне, дню, дни

101.нинн, нэнн, нанн, «они, нули, нынн.

Звук М получается при плотно сомкнутых губах, причем выдыхаемый воздух проходит, как и при Н, через нос.

102.мим, мэм, мам, мом, мум, мым

103.млим, млэм, млам, млом, млум, млым

104.мни, мне, мня, мне, мню, Мни.

Ввиду несложности произношения этих двух сонорных учащемуся предоставляется самостоятельно использовать большее количество упражнений и составить фразы для тренировки согласно указанным выше примерам.

Количество времени, необходимое для общих ежедневных занятий по дикции, будет зависеть от характера недостатка в произношении какой-либо из пройденных сонорных.
Начав постепенно занятия дыханием по указанной в главе XIII системе и последовательности, продолжаем одновременно занятия дикцией и переходим к главе V.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.011 с.)