Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И—Э—А—О—У—Ы — беззвучно несколько раз.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Усвоив этот ряд, произносить его затем уже вслух не- сколько раз подряд, следя, главным образом за четкостью и правильностью артикуляции (артикуляция — движение рта, губ, челюстей). И—Э—А—О—У—Ы — произносить вслух. Таблица гласных звуков йотированных: 18. Е (Й +Э), Я (Й + А), Ё (Й + О), ю (Й + У) — произносить отчетливо вслух. Эти буквы обозначают собой сочетание двух звуков, мягкого согласного звука Й (называемое ЙОТ) со следующим за ним гласным. В момент произношения звука Й кончик языка находится у нижних зубов, откуда он сильным напряжением краев и середины языка отскакивает к той позиции, на которой должен находиться соответствующий, следующий за звуком Й гласный. Добившись четкого и правильного произношения той и другой таблиц, тренировать их в следующих комбинациях: И Э А О У Ы; Е Я Ё Ю — несколько раз подряд чередовать эти таблицы. Ы-И, Э-Е, А-Я, О-Ё, У-Ю — произносить, как указано, попарно, четко противопоставляя твердые гласные йотированным в каждой паре. Найдя правильное положение речевого аппарата для каждого звука, еще не следует считать работу в этом направлении законченной. Далее нужно закрепить найденное, а для этого нужна тренировка. Постоянное повторение одних и тех же движений речевого аппарата в различнейших комбинациях дает возможность закрепить усвоенное. 21. И-Э, И-Э, И-Э, И-Э; Э-А, Э-А, Э-А, Э-А; А-О, А-О, А-О, А-О; О-У, О-У, О-У, О-У; У-Ы, У-Ы, У-Ы, У-Ы. Это упражнение артикулируется сначала беззвучно в указанном порядке. При произношении вслух нужно сначала придерживаться очень медленного темпа, и, только хорошо зная наизусть таблицу и добившись четкого, гладкого ее произношения, можно несколько ускорять темп, повторяя ее несколько раз подряд. В дальнейшем гласные можно комбинировать для тренировки также различными другими способами, взяв предложенную таблицу за основу. Здесь следует добавить еще одно методическое соображение, которое несколько облегчит в дальнейшем педагогу и учащемуся отыскание правильного звучания гласных. При произнесении вышеуказанной таблицы гласных звуков, а также и гласных порознь следует добиваться от учащегося «собранного» посыла каждого гласного (т. е. при произнесении каждого гласного необходимо придать губам форму, несколько напоминающую форму буквы О), искореняя этим привычку к рассеянному, так называемому «белому», слишком открытому звуку в гласных. Более подробные и специальные указания о произношении этих звуков педагог будет давать, когда наступит момент постановки голоса. Воспитывать же практически правильное произношение у учащихся следует с первых же шагов, не раскрывая еще перед ними специального теоретического раздела постановки голоса. Следует также приучать учащегося с самого начала произносить гласные на дыхании, не требуя, однако, пока определенной системы дыхания и использования технических навыков. В тренировку можно вносить и другие тренировочные элементы. Например, произнося таблицу, можно каждый раз менять ее акцентировку следующим образом: ИЭАОУЫ (под ударением первый звук). ИЭАОУЫ (под ударением третий звук). ИЭАОУЫ (под ударением пятый звук). ИЭАОУЫ (под ударением второй звук) и т. д. Все вышеуказанные упражнения должны прорабатываться ежедневно в указанном здесь порядке и в первое время работы занимать не более 10 минут в один прием на все упражнения, вместе взятые. Лицевая гимнастика, однако, в эти 10 минут не входит. Она всегда должна предшествовать всем последующим упражнениям и занимать отдельное время (5—6 минут). ГЛАВА III - СОГЛАСНЫЕ Наиболее затруднительными для произношения обычно являются согласные звуки. В то время как гласные более или менее легко произносятся при одном лишь соответствующем движении губ, языка или нижней челюсти, согласные требуют при произношении как бы преодоления какого-то препятствия. При произношении любой согласной требуется более сильное, чем при гласных, движение какой-либо из частей речевого аппарата, например: вибрация (дрожание) кончика языка при Р; смыкание и размыкание губ при Б или П; определенное движение маленького язычка (нёбной занавески) при К или Г; упор и затем отрыв языка от верхних передних зубов при произношении звуков Т и Д. Согласные, так же как и гласные, имеют свою классификацию и, в основном, делятся на согласные звонкие и глухие. К звонким относятся все согласные, произносимые при участии голоса: Б, В, Г, Д, Ж, 3. Каждому звонкому соответствуют свои глухие, безголосные: П, К, Т, Ш, С, Ц, X, Ф. Звонкие звуки Р, Л, М, Н называются еще сонорными, т. е. звучащими (от латинского слова sonor — звук); произносятся они голосом и парных глухих не имеют. Подобно работе над гласными, в произношении согласных тоже прежде всего нужно выяснить правильное положение отдельных частей речевого аппарата и их функции во время произношения. Остановимся на произношении согласных П (Б): рот плотно сомкнут и разрывается по горизонтальной линии губ от напора выдыхаемого воздуха. При этом нижняя челюсть несколько опускается. Звук П — глухой, произносится так же, но одним шумом, без голоса. Звук Б — звонкий, произносится с голосом. Для закрепления указанного положения и тренировки прорабатываются следующие упражнения: 22. Чередование звуков П и Б — пб, пб. пб, пб… 23. П—Произносится в сочетании со всеми гласными: пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю. Би, бэ, ба, бо, бу, бы. Бе, бя, бё, бю. 26..пи-бби, пэ-ббэ, па-бба, пб-ббо, пу-ббу, пы-ббы. Каждое сочетание 26-го упражнения произносится, как одно слово п й б б и, с акцентом (ударением) на первом слоге. Двойное Б при этом произносится слитно, без отрыва. Все эти 6 звукообразований произносятся на одном дыхании. 27. бй-ппи, бэ-ппэ, ба-ппа, 66-ппо, бу-ппу, бы-ппы. Это упражнение произносится по тому же принципу, как предыдущее, но центр тяжести в тренировке падает на П, а не на Б. Упражнение для быстрой и легкой подвижности губ: 28. би-би-би-би-бйпп; бо-бо-бо-бо-бопп; бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп; бу-бу-бу-бу-бупп; ба-ба-ба-ба-бапп; бы-бы-бы-бы-быпп. Ударение здесь всюду на последнем слоге. К (Г). При произношении этого звука кончик языка направлен книзу, в то время как задняя часть спинки языка прижимается к мягкому нёбу, закрывая горло. Нижняя челюсть немного опускается. Самый же звук получается при выдыхании воздуха, отрывающем спинку языка от нёба. К особенностям украинского и белорусского произношения относится, например, так называемое гхаканье, т. е. произнесение слов со звуком Г следующим образом: галка, город, гусь, звучащими, как гхалка, гхород, гхусь и т. д. Получается так оттого, что при произнесении звука Гх спинка языка не прижимается к мягкому нёбу, а лишь приближается к нему, отчего произносимый звук получается не взрывом, а трением. Упражнения на К и Г; 29. кг, кг, кг, кг… Глухой и звонкий звук чередуются. 30.ки, кэ, ка, ко, ку, кы. 31.ги, гэ, га, го, гу, гы. 32.кигги, кэггэ, кагга, кбгго, куггу, кыггы. 33.гикки, гэккэ, гакка, гбкко, гукку, гыккы. Упражнения 32—33-е на К и Г сходны в манере тренировки с 26 и 27-м упражнениями на звуки П и Б, указанными выше (ударение будет всюду на первом слоге). 34. ги-ги-ги-ги-гйкк; го-го-го-го-гокк; гэ-гэ-гэ-гэ-гэкк; гу-гу-гу-гу-гукк; га-га-га-га-гакк; гы-гы-гы-гы-гыкк. Для тренировки звуков П и Г можно пользоваться следующей фразой: «Однажды галок поп пугая в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая». 35. тд, тд, тд, тд… (Передняя часть языка крепко при- жимается к верхним передним зубам.) ти, тэ, та, то, ту, ты… ди, дэ, да, до, ду, ды… 36. тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды… 39. дйтти, дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты… (В 38 и 39-м упражнениях ударение всюду будет на первом слоге.) 40. ди-ди-ди-ди-дитт; до-до-до-до-дотт;.дэ-дэ-дэ-дэ-дэтт; ду-ду-ду-ду-дутт; да-да-да-да -ддатт: ды-ды-ды-ды-дытт. Тренировка в произношении смягченных звуков «ть» и «дь» требует предварительного объяснения и особого внимания к нижеуказанным упражнениям. При смягченных Т и Д передняя часть языка прикасается к передней части нёба. Особенное внимание к этим звукам вызвано тем обстоятельством, что неправильности дикции очень часто встречаются именно в области этих двух звуков. В речи довольно часто можно услышать, например, слово д ел о, звучащее, скорее, как д з е л о, или вместо ветер — вецер, дети — дзеци, дитя — дзиця. Недостаток этот свойственен большей частью людям, вооб-ще небрежно и вяло произносящим. Для исправления его необходимо предварительно добиться большей чёткости произношения и артикуляции губ, языка и пр. А затем, точно установив правильное положение языка для этого звука, приступить к тренировке, внимательно прислуши-ваясь к чистоте произношения смягченных Т и Д. ти, те, тя, тё, тю, ти… ди, де, дя, дё, дю, ди… тидди, тёдде, тяддя, тёдде, тюддю, тйдди. 44. дитти, дётте, дяття, дётте, дюттю, дйтти… (В 43 и 44-м упражнениях ударение на первом слоге.) 45. ди-ти-тй-дди; де-те-тё-дде; дя-тя-тя-ддя; де-те-тё- дде; дю-тю-тю-ддю; ди-ти-тй-дди (в 45-м упражнении ударение на третьем слоге). Поупражнявшись на вышеуказанных сочетаниях, следует подобрать и часто, внимательно повторять отдельные слова или фразы, где встречаются эти два звука. Например: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». «Тетерев сидел на дереве». «Тётя Катя, дайте ботинки». «Потянул ветерок, воду морощит, рябит». «Тётя Тина надела тюлевое платье». «Тимкина тявка тявкнула на Тёмку, Тёмка тюкнул тявку в темя утюгом». Переходим к согласным Ф и В. При произношении этих звуков нижняя губа должна касаться передних верхних зубов. Воздух, проходящий между зубами и губой, воспроизводит звуки Ф (глухой) и В (звонкий). ф-в, ф-в, ф-в, ф-в. ф-и, ф-э, ф-о, ф-у, ф-ы. в-и, в-э, в-а. в-о, в-у, в-ы. фйвви, фэввэ, фавва, фбвво, фувву, фыввы. 50. вйффи, вэффэ, ваффа, вбффо, вуффу, выффы. (В 49 и 50-м упражнениях ударение на первом слоге.) 51. ви-ви-ви-ви-вйфф; вэ-вэ-вэ-вэ-вэфф; ва-ва-ва-ва-вафф; во-во-во-во-вбфф; вг-чу-ву-ву-вуфф; вы-вы-вы-вы-выфф. Возвращаясь ко всем пройденным упражнениям на согласные в различных комбинациях с гласными, объединяем их в следующие общие таблицы для тренировки сначала по книге, а затем напамять: 52. пибби, пэббе, паба, поббо, пуббу, пыббы; биппи, бэппе, баппа, боппо, буппу, быппы; кигги, кэггэ, кагга, кбгго, куггу, кыггы; гикки, гэккэ, гакка, гбкко, гукку, гыккы; тидди, тэддэ, тадда, тоддо, тудду, тыдды; дитти,дэттэ, датта, дотто, дутту, дытты; фивви, фэввэ, фавва, фовво, фувву, фыввы; виффи, вэффэ, ваффа, воффо, вуффу, выффы. Или еще: кэ-гэ-гэ-гэ тй-ди-ди-ди тэ-дэ-дэ-дэ фй-ви-ви-ви фэ-вэ-вэ-вэ 53. пй-би-би-би, пэ-бэ-бэ-бэ вй-ви-ви-ви вэ-вэ-вэ-вэ кй-ги-ги-ги т. д. (Ударение везде на первом слоге.) В случае каких-либо затруднений, встречающихся при первоначальной тренировке, таблицы на первое время можно разбить на парные упражнения, но как в целом, так и в разбивке на пары эти таблицы произносятся сначала в очень медленном темпе, и только после того, как таблица совершенно усвоена, произнесение ее может постепенно изменяться в темпе, достигая наибольшей скорости, ко не изменяясь в четкости произношения.
Весьма полезно также тренироваться в пройденных согласных на сочетании их между собой, всячески развивая и меняя разнообразные комбинации.
Например: кпт, кпт, кпт… гбд, гбд, гбд… тпк, тпк, тек, тпк… и т. д. Эти упражнения требуют очень четкого и, если можно так выразиться, очень уплотненного произношения. Они даны для борьбы с небрежной, развязной речью, допускающей в произношении такую мазню, как, например, «лю-бэлю» вместо «люблю», «одына» вместо «одна» и т. д. Уплотненное произношение согласных, указанных в упражнении, в тесной их последовательности, без промежуточных гласных должно приучить к четким сочетаниям КПТ, а не КЭПЭТЭ, БДГ, а не БЫДЫГЫ. Далее эти упражнения можно развить примерно следующим образом: 57. кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты. гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды. бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы. тпки, тпкэ, тпка, тпко, тику, тпкы. вди, вдэ, вда, вдо, вду, вды. фти, фтэ, фта, фто, фту, фты. вди-фти, вдэ-фтэ, вда-фта, вдо-фто, вду-фту, вды-фты. фти-вди, фтэ-вдэ, фта-вда, фто-вдо, фту-вду, фты-вды. ти-вди, тэ-вде, та-вда, тб-вдо, ту-вду, ты-вды. вди-тти, вдэ-ттэ, вдб-тта, вдо-тто, вду-тту, вды-тты. 67. фти-дди, фтё-дде, фтя-ддя, фтё-ддё, фтю-ддю. Напоминаем, что все комбинации ГЛУХИХ согласных произносятся глухо (КПТ), т. е. без голоса, звонких —звонко (ГБД). В комбинациях глухих согласных гласными в конце произносятся вслух только гласные (КПТИ, ФТ-И). Все приведенные упражнения следует проходить постепенно, одну группу за другой, в указанном порядке и не переходить к следующему, не закончив и не усвоив предыдущего. Таким образом, при ежедневном повторении курса сначала образуется определенный круг упражнений для работы на каждый день, требующий 15—20 минут. По мере усвоения одних упражнений их место будут постепенно занимать все новые и новые, с усвоением которых старые не должны забываться и время от времени вновь включаться в тренировку. При практическом прохождении этого учебника необходимо вслед за изучением настоящей главы перейти к ознакомлению со II разделом техники речи — к IX, X, XI, XII, XIII главам о дыхании и дыхательной гимнастике. Это отнюдь не означает, что работа над произношением должна на время прекратиться. Она должна продолжаться своим чередом и идти параллельно занятиям дыханием. Одновременно должно происходить ознакомление с VIII главой (орфоэпия) согласно указанию, данному в разделе «О методике преподавания».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.007 с.) |