Что же касается диафрагмы, то ее роль в дыхании очень значительна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что же касается диафрагмы, то ее роль в дыхании очень значительна.



 

 

Диафрагма — это как уже сказано выше, мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. В Спокойном состоянии она имеет куполообразную неровную форму и, как всякая мышца, обладает способностью сокращаться. Отделяя грудную полость от брюшной, она служит как бы дном для легких, которые упираются в нее нижней частью, причем это «дно», изменяя форму, при сокращении изменяет также и объем легких.

 

Это происходит оттого, что диафрагма при вдохе сокращается, идет вниз, т. е. становится более плоской. Правый и левый куполы образуют при этом положении один только купол, и диафрагма, сделавшись более плоской, уступает место нижней части легких.

 

Таким образом, объем грудной клетки увеличивается за счет полости брюшной, и легкие благодаря своей упругости и распространившемуся в них воздуху наполняют образовавшееся пространство.

 

Так как это происходит при вдохе, т. е. в момент поступления воздуха, легкие благодаря опущенной, сокращаемой диафрагме могут впитать в пузырьки большее количество воздуха, проникающего в самую их глубь.

 

Это дает человеку возможность основательно проветривать легкие и делать запас воздуха в тех случаях, когда это нужно (длительный звук или» фраза в пении или речи, речь, связанная с движением, и т. п.).

 

Когда же человек при дыхании слабо пользуется диафрагмой, процесс дыхания совершается гораздо более поверхностно.

 

Это — так называемое верхнее дыхание (в отличие от нижнего). Оно требует частого пополнения легких воздухом, частого вдоха, т. е. большей затраты сил при меньшей пользе для здоровья, так нижняя и самая широкая, самая богатая пузырьками часть легких остается в этом случае до некоторой степени неиспользованной.

 

Почему же при одинаковом физическом устройстве людей (форма, и расположение легких, наличие диафрагмы) типы дыхания бывают разные?

 

Происходит это в результате различия методов физического воспитания ребенка и условий его дальнейшего физического развития, а также зависит от состояния здоровья, условий труда, в которых человек находится, я даже от особенностей его одежды.

 

Возможность глубокого вдоха (с активным участием диафрагмы) является нормальной для человека с его рождения, и люди очень крепкие и здоровые обычно пользуются полностью диафрагматическим, или, как его еще называют, «брюшным», типом дыхания.

 

При здоровом (неизнуряющем) физическом труде или движении на воздухе мы также ощущаем необходимость глубокого вдоха, что и делает эти занятия столь полезными. Постепенное глубокое вдыхание развивает и укрепляет соот-ветственно диафрагму, причем сокращение ее в конце концов делается совершенно непроизвольным, т. е. автоматизируется.

 

А постоянно повторяющийся глубокий вдох делается также привычным и незаметным и укрепляет постепенно легкие и весь организм. Люди, ведущие сидячий образ жизни, лишенные всякого здорового движения, имеющие профессию, требующую всегда наклонного положения тела со сжатой, стесненной нижней частью грудной клетки, или же имеющие привычку носить одежду, стесняющую диафрагму (например, корсет, пояса, стягивающие талию, и т. д.), обычно отвыкают от естественного, природного здорового, глубокого дыхания и переходят, незаметно для них самих, к верхнему, более поверхностному, от которого отвыкнуть бывает не так легко. Но нелегко —не значит еще невозможно.

 

Каждый здоровый человек, несомненно, поддается исправлению дыхания. Людям же с больными легкими, с расширенным сердцем или с сильным малокровием работать над дыханием без разрешения врача отнюдь не рекомендуется, так же как и заниматься указанной ниже дыхательной гимнастикой.

 

ГЛАВА XI

 

ТИПЫ ДЫХАНИЯ

 

Все сказанное о дыхании до сих пор касалось главным образом дыхания применительно к здоровью человека. Не отказываясь от этого основного принципа и в дальнейшем, приступим к рассмотрению вопросов дыхания применительно к цели этого руководства: применение дыхания в речи главным образом в сценических условиях.

 

Вопрос этот ставится здесь, конечно, не впервые, так как всевозможные школы постановки голоса, насчитывающие, большое количество различных направлений и систем, постоянно касаются этой чрезвычайно важной проблемы.

 

Из имеющихся многочисленных систем дыхания, выработанных до сего времени, основными, представляющими интерес, можно назвать следующие типы:

ключичное, или плечевое;

грудное;

боковое, или реберное;

диафрагматическое, или брюшное.

 

Тот или иной тип дыхания получается в зависимости от того, какие мышцы дыхательного аппарата преимущественно действуют при этом дыхании. При первом указанном здесь типе действуют мышцы плечевого пояса, которые расширяют грудную клетку вверху и главным образом поднимают плечи.

 

В грудном типе дыхания участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в среднем и верхней ее частях. Боковое, или реберное, дыхание приближается к нижнему типу дыхания, поскольку при расширении ребер во время вдоха в гораздо большей степени участвует и диафрагма, в то время как в предыдущих типах она находится в менее подвижном состоянии.

 

Диафрагматическое дыхание, уже знакомое нам, совершается главным образом при помощи сокращения (опускания) диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперед. Поэтому такой тип дыхания иногда называется просто брюшным.

 

Однако каждый из этих типов дыхания при наличии кое-каких положительных сторон обладает в то же время и такими крупными недостатками, что использование этих типов дыхания в сценических условиях возможно только в некоторых исключительных случаях.

 

Так, например, ключичное, или плечевое, дыхание, применяемое иногда специально для проветривания и гимнастики верхушек легких у людей со слабыми и вялыми верхушками, совсем неприменимо как система дыхания для постановки голоса.

 

Неизбежное поднятие плеч, слишком короткий выдох при этом типе дыхания, в котором участвуют только верхушки легких, делают его утомительным, назойливо заметным для зрителя и не только бесполезным, но даже вредным при работе над голосом.

 

Грудное дыхание, основанное главным образом на работе средней и верхней частей легких, имеет то большое преимущество, что в нем целиком используется грудная клетка, имеющая важное значение как резонатор, т. е. как полость, усиливающая звук (см. раздел III—«Голос»).

 

Но то обстоятельство, что в этом типе дыхания совсем не участвует нижняя, самая широкая часть легких и что к тому же постоянное поднимание грудной клетки чрезвычайно утомляет, тяжелит дыхание и мешает естественному использованию голосового аппарата, сильно снижает положительные качества такого типа дыхания.

 

Таким образом, применение грудного дыхания возможно на сцене лишь в единичных исключительных случаях.

 

Боковое, или реберное, так же как и диафрагматическое дыхание, ближе всего подходит к тем целям, которые мы ставим перед собой, говоря о естественном, здоровом дыхании.

 

При полном использовании диафрагмы, кроме уже названных положительных моментов, имеются еще следующие чрезвычайно важные преимущества: не столь быстрая утомляемость благодаря естественности движения, отсутствие внешних резко выраженных признаков и свободное, нормальное положение голосового аппарата при звуковедении.

 

Учитывая специфические условия, при которых используется этот тип дыхания, необходимо дополнить его еще одним элементом, тогда только можно считать исчерпывающей данную систему дыхания.

 

Не следует забывать, что использование грудной клетки как резонатора при постановке голоса — момент чрезвычайно важный, которого в диафрагматическом типе дыхания не имеется.

 

Отсюда делаем вывод, что нужно, очевидно, найти еще один, т. е. уже пятый, тип дыхания, который соответствовал бы всем требованиям вместе: дыхание должно быть естественным, спокойным, глубоким, н е з а м е т н ы м и
равномерным.

 

Такой тип дыхания называется с м е ш а н н о – диафрагматическим. Он, как и боковое, реберное дыхание, нашел себе общее признание в наше время и положен в основу системы постановки голоса. Боковое, или реберное, дыхание более соответствует певческой постановке голоса.

 

Так как во время речи дыхание берется гораздо чаще и непроизвольнее, то и тип дыхания требуется более гибкий, легкий, каким и является смешанно-диафрагматический тип.

 

г л а в а XII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.009 с.)