Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смешанно-диафрагматический тип дыхания и его преимущества

Поиск

В чем же, наконец, будет заключаться практическое знакомство со смешанно-диафрагматическим типом дыхания? Каким образом можно ему научиться и как им пользоваться?

 

Приобретение всяких новых навыков требует прежде всего постоянного повторения одних и тех же движений, т. е. систематической тренировки, выражающейся в данном случае в дыхательной гимнастике.

 

Гимнастические упражнения должны быть построены так, чтобы постепенно изучить и затем укрепить однажды найденное учащимся правильное движение, пока оно не станет почти таким же непроизвольным и незаметным, каким было его дыхание раньше.

 

Для того чтобы развить технику дыхания до такой степени, что оно станет подспорьем актеру в его мастерстве, необходимо пройти ряд этапов дыхательной гимнастики, постепенно подводящих учащегося к цели.

 

Чрезвычайно важно запомнить, что в работе над дыханием нельзя допустить ни малейшей поспешности; Последовательность в упражнениях идет в очень определенные сроки, несоблюдение которых помешает учащемуся успешно и с соответствующей пользой овладеть последующими трудностями.

 

Недостаточная работа над первоначальными упражнениями, кажущимися часто чрезвычайно легкими, сильно отражается впоследствии на успеваемости учащегося, ибо преждевременный переход к последующему упражнению не дает никаких положительных результатов и заставляет тратить лишнее время на проработку.

 

Прежде всего учащийся должен выяснить, в достаточной ли мере он владеет диафрагматическим типом дыхания.

 

Став прямо и крепко на обе ноги и плотно положив правую руку на то место, где находится диафрагма, выдохнув при этом находящийся в легких воздух, учащийся должен медленно, глубоко и спокойно вздохнуть, не прибегая при этом ни к какому особенном) усилию или напряжению.

 

Диафрагма, как было уже указано, при вдохе выпрямляется, опускается и давит на внутренности, отчего стенки живота выпячив а ю т с я. Стало быть, при наличии такого движения рука, лежащая на границе грудной и брюшной полости, должна это движение ощутить.

 

При выдохе рука снова займет прежнее положение. Если же при вдохе диафрагма остается малоподвижной, то неподвижной остается и рука учащегося; это доказывает, что он плохо пользуется диафрагмой и, стало быть, обладает каким-нибудь из верхних типов дыхания (поднимается либо только грудная клетка, либо плечи).

 

Повторив глубокий вдох еще несколько раз и не добившись успеха, учащийся должен добиваться правильных результатов уже при несколько иных условиях.

Нужно найти правильный вдох в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положив голову низко, почти вровень с телом, и, положив руку на верхние стенки живота, снова повторить медленный, спокойный, глубокий выдох — вдох и снова — выдох.

 

Выдох можно провести на протяженном, медленном, непрерывном произнесении звука Ф, С или 3, чтобы, закончив его, снова вдохнуть глубоко и медленно, не снимая руки с диафрагмы.

 

 

Проделав такое упражнение в течение нескольких дней (2—3) каждое утро и каждый вечер, учащийся найдет тот правильный вдох, который нужен, и, запомнив найденное движение при вдохе лежа, уже сумеет произвольно повторить его стоя.

 

Это упражнение на сознательное сокращение диафрагмы, как и)вообще последующие упражнения смешанно-диафрагматического типа, нужно проделывать ежедневно и в ограниченном количестве не более 3—4 раз подряд в один прием утром и вечером до еды.

 

 

Не следует злоупотреблять этими упражнениями не потому, что этот тип дыхания вообще является почему-либо вредным, а лишь потому, что глубокий вдох и заполнение воздухом большей части легких вызывают усиленное кровообращение, а стало быть, и усиленную работы сердца, особенно если человек до сих пор вообще не привык так дышать.

 

Поэтому людям с расширенным сердцем или пораженными легкими эти упражнения доступны только с разрешения врача, а здоровым людям полезны только в известной дозе. Получая постепенно увеличивающуюся нагрузку, легкие и сердце также постепенно крепнут, и в дальнейшем правильное пользование смешанно-диафрагматическим дыханием уже не представляет для актера никакой опасности.

 

Необходимо добавить, что все дыхательные упражнения следует делать в свободной одежде (без стягивающего диафрагму пояса) и в хорошо проветренном помещении (если очень сухая и не холодная погода, можно и на воздухе, там, где нет пыли) не после плотной еды.

 

Мы выяснили до сих пор условие действия только одного из элементов смешанно-диафрагматического типа дыхания, хотя, правда, одного из самых основных. Перейдем теперь к дальнейшему процессу дыхания.

 

Сокращениями диафрагмы отнюдь не заканчивается момент вдоха. Вторым элементом вдоха является наполнение воздухом средней и верхней частей легких, т. е. легкое расширение грудной клетки.

 

Правильно использовав при вдохе первый элемент, мы легко, плавно и без толчков переходим ко второму, слегка расширяя грудную клетку в нижней и средней ее частях. Именно расширяем, а не поднимаем ее.

 

Эти два комбинированных момента являются вторым подготовительным шагом к развитию смешанно-диафрагматического типа дыхания. Оба один за другим непрерывно проделываются (уже только стоя) и при таких же условиях, как первый элемент.

 

Сократив диафрагму, расширив слегка грудную клетку, закрепляем это легким подтягивание м или подбиранием нижних стенок живота. Это делается для того, чтобы при помощи брюшных мышц удержать диафрагму в сокращенном состоянии и регулировать, таким образом, выдох.

 

Этот момент, конечно, исключительно важен при подаче звука, так как такое укрепленное, устойчивое положение диафрагмы дает некоторую опору звуку в пении и речи.

 

Следовательно, выясняется, что смешанно-диафрагматический тип дыхания состоит из трех элементов, распределяющихся следующим образом:
сокращение диафрагмы (диафрагма при вдохе сокращается, выпрямляется, идет вниз и давит на внутренности, отчего верхние стенки живота выпячиваются);

 

легкое расширение грудной клетки в нижней и средней ее частях (средняя часть легких наполняется воздухом, и грудная клетка используется в качестве резонатора);

 

подтягивание нижних стенок живота (для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии).

 

Произведя такой вдох, мы на секунду задерживаем дыхание, чтобы затем постепенно, плавно начать выдыхать воздух. Выдох не должен быть разбит на отдельные моменты подобно вдоху.

 

Он должен именно идти медленно, плавно, равномерно и в дальнейшем при з в у к о т е ч е н и и, т. е., переключаясь в звук, стать послушным инструментом в руках актера. Несмотря на то, что на вдох тратится как будто большее внимание и время, чем на выдох, наиболее важным моментом в речи и пении все же является выдох.

 

Говорим и поем мы на выдохе. Не умея, однако, как следует набрать воздух и не обладая при этом достаточно тренированными дыхательными мышцами, трудно располагать и полностью владеть выдохом. Поэтому мы и тренируем вдох.

 

Таким образом, мы рассматриваем упражнения на вдох не только как средство снабжения легких воздухом, но и как упражнения, развивающие выносливость, упругость и гибкость дыхательных мышц.

 

При всем этом следует заметить, что произвольный процесс дыхания идет в несколько ином порядке, чем непроизвольный. Обычно мы наблюдаем: вдох, выдох, задержка. Во время же упражнений последовательность такая: вдох, задержка, выдох; снова — вдох, задержка, выдох и т. д.

 

Развивая ежедневно свое дыхание вышеуказанным способом, учащийся вырабатывает ряд навыков, дающих ему возможность в дальнейшем наилучшим образом применить их к речи и главным образом в звуковедении.

 

Смешанно-диафрагматический тип дыхания, более чем какой-либо другой, отвечает нашим требованиям. Использование диафрагмы при вдохе, во-первых, дает возможность пополнить воздухом нижнюю часть легких, оз-доровляя их и предоставляя возможность актеру в случае необходимости значительно запасаться воздухом для речи или пения.

 

Во-вторых, расширение грудной клетки нужно и полезно для использования ее как резонатора, а также и как добавочного источника при необходимости дальнейшего пополнения средней и верхней частей легких воздухом. И, наконец, работа брюшного пресса в роли регулятора (сокращение брюшных мышц) дает всей проделанной работе целесообразное завершение.

 

В применении этого типа дыхания принцип достижения «наибольших результатов при наименьшей затрате сил» действительно можно считать осуществленным.

 

ГЛАВА XIII

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 

Дыхательная гимнастика применяется уже очень давно. Она была известна как лечебное средство еще в древние времена грекам и римлянам.

 

Мы знаем также о существовании целого ряда систем дыхательной гимнастики в Индии, и в нашу эпоху мы постоянно встречаемся с дыхательной гимнастикой, получившей большое распространение во всех видах физкультуры.

 

Существует также и дыхательная гимнастика применительно к постановке голоса.

 

Для речевой постановки голоса, необходимой драматическому актеру, нашей школой разработана целая система дыхательных упражнений. Эти упражнения построены на цифровых соотношениях и потому дают ясную картину возрастающей трудности упражнения, а также дают возможность учащемуся самому проверить рост своих достижений.

 

Указанные ниже упражнения могут быть применяемы только в данной последовательности и только после того, как учащийся свободно овладеет приведенными выше тремя элементами вдоха.

Проработав в несколько дней (5—6) первые предварительные упражнения, можно перейти к первому цифровому упражнению. Время для предварительных упражнений, конечно, может быть сокращено, если учащийся обладает хорошо развитой диафрагмой.

 

Вся подготовительная работа, в таком случае, сводится только к осознанию имеющегося типа дыхания и закреплению его в определенной последовательности в моменты упражнения:

1) предварительный выдох,

2) вдох (три элемента).

3) небольшая задержка дыхания и

4) выдох, т. е. постепенное приведение дыхательных органов в первоначальное состояние для нового вдоха.

 

К подготовительным упражнениям по дыханию следует приступить, как уже указано (см «О методике преподавания»), лишь после некоторого ознакомления с анатомией и физиологией речевого аппарата, т. е. примерно через 1—2 декады после начала работы над четкостью произношения.

 

Здесь напоминаем учащимся, что параллельно с занятиями по дыханию должны продолжаться упражнения по дикции и, стало быть, дальнейшее изучение главы V, а затем знакомство с главами VI, VII и т. д.

 

УПРАЖНЕНИЯ

 

По сравнению с подготовительными упражнениями цифровые упражнения по существу не представляют собой чего-либо нового. Сущность и распорядок элементов в упражнениях остаются те же.

 

Новое заключается лишь в том, что элементы вдоха и выдоха должны быть уложены в определенные отрезки времени, которые постепенно удлиняются, благодаря чему учащийся вырабатывает выдержку, гибкость и легкость вдоха и выдоха.

 

1-е упражнение

Схема А

Вдох 5 сек 3 сек. задержка выдох 5 сек.

 

Указанные в этом упражнении цифры обозначают количество секунд, в течение которых должны быть произведены вдох, задержка и выдох.

 

 

В течение 5 секунд, указанных для вдоха, нужно успеть сократить диафрагму (в течение 3 секунд), расширить грудную клетку (в течение 1 секунды) и подобрать нижние стенки живота (в течение 1 секунды).

 

Все это — не переполняя легкие воздухом и без излишних усилий. В течение 3 секунд дыхание задерживается, а в течение 5 секунд оно выпускается спокойно, равномерно и без толчков.

 

Самый счет секунд должен производиться мысленно, а не вслух и не ш о п о т о м. Можно также отбивать его легко рукой. Длительность секунды нужно проверить по секундной стрелке часов.

 

Эти первые и довольно легкие упражнения обычно прорабатываются не более 2, самое большее 3 дней подряд, утром и вечером, не больше 3—4 раз в один прием.

 

Если это упражнение почему-либо за такой срок не будет удаваться с нужной легкостью, то следует продлить количество дней для работы над ним, а в случае утомления после упражнения сократить количество повторений в каждый прием.

 

Условия для упражнения в смысле одежды, воздуха, времени и т. д. должны быть те же, что и в предварительных упражнениях (см. главу XII).
Овладев первым упражнением, переходим к следующему.

 

2-е упражнение Схема Б

6 сек. вдох 5 сек. адержка 8 сек. выдох

При увеличении количества секунд на вдох и выдох в этом упражнении распределение их при вдохе будет такое: сокращение диафрагмы — 4 секунды, расширение грудной клетки— 1 секунда и подтягивание нижних стенок живота — 1 секунда.

 

Вообще следует запомнить, что во всяком упражнении любой длительности в дальнейшем вдох всегда будет распределяться таким образом, что на второй и третий элементы вдоха затрачивается т о ль к о по 1 секунде, как ни была бы велика вся цифра вдоха.

 

На этом упражнении следует задерживаться дня 3, а если оно удается с трудом, то 4—5 дней. 1-е упражнение, однако, не отменяется, а повторяется по одному разу перед тренировкой на новом упражнении. Вообще, пока ко-личество упражнений не особенно велико, повторение старых, предыдущих упражнений обязательно.

 

Когда работа над 2-м упражнением не представляет никаких трудностей, можно перейти к 3-му.

3-е упражнение

С х е м а В

Вдох 8 сек. 5 сек. задержка 10 сек. выдох

 

Это упражнение представляет уже большую трудность для учащегося и требует поэтому более длительной тренировки, примерно 5—6 дней, и повторения при этом 1-го и 2-го упражнений.

 

 

Усвоив указанные 3 упражнения, переходим к следующему упражнению, имеющему несколько иную цель. Это упражнение рассчитано на экономное и равномерное распределение выдыхаемого воздуха.

 

Заключается оно в следующем: берем небольшое количество воздуха (примерно, как при 2-м упражнении), задерживаем дыхание на 1 секунду,и начинаем его выпускать на согласных Ф, С, Ш, X с таким расчетом, чтобы затратить при выдохе на каждый согласный одинаковое количество выдыхаемого воздуха.

 

 

Рекомендуется отстукивать рукой во время выдоха при каждом согласном звуке определенное количество раз с таким расчетом, чтобы последний удар руки точно совпадал с последним моментом выдоха.

 

Выдыхаемые согласные должны идти плавно, без перерыва и без толчков.

 

Схема Г.

Вдох 5—6 сек. задержка 1 сек

Ф 3 удара
С 3.
Ш 3.
X 3

выдох

 

Ни в каких упражнениях при вдохе не следует переполнять легких, как и не следует выдыхать всего воздуха доотказа.

 

Прибавив это упражнение к трем имеющимся уже цифровым упражнениям и проводя его отдельно (1 раз в день 2 раза подряд), переходим к 4-му упражнению, после которого можно приступить к применению дыхания на звучании (раздел III — «Голос».)

 

4-е упражнение

 

Схема Д

 

Вдох 10 сек. 10 сек. задержка 12 сек. выдох

 

Это упражнение прорабатывается в течение 6—7 дней с повторением предыдущих упражнений. Повторять можно не все упражнения подряд, а в разбивку то одно, то другое, чередуя их в течение 6—7 дней. Задержка дыхания, как видно по схемам, больше не меняется (5 сек.) и дальше не будет изменяться.

 

Чересчур долго задерживаемое дыхание плохо действует на сердце и совершенно не нужно в процессе речи. При болезни легких или сердца задержку можно свести к 3 и даже к 1 секунде.

 

Не всегда, однако, бывает нужно в речи, а также в пении пользоваться полным вдохом, т. е. использовать при вдохе все 3 элемента. Сделав в начале фразы или песни полный вдох, дальше мы можем вполне обойтись частично добираемым воздухом.

Нужно только умело использовать встречающиеся во фразе или между фразами паузы и обладать достаточно тренированной диафрагмой, чтобы произвести необходимый короткий и очень быстрый вдох. Для закрепления таких навыков предлагается следующее упражнение на «добирание воздуха».

 

Нужно вдохнуть небольшое количество воздуха, пользуясь при этом, как обычно, всеми 3 элементами смешанно-диафрагматического дыхания, после чего нужно выпускать его, произнося вслух определенное количество цифр.

 

Сначала это количество должно быть невелико, примерно до 5. После первой пятерки счет прекращается и, замолчав на секунду, нужно быстро сократить диафрагму для нового краткого вдоха, таким образом, получается новый приток воздуха, на выдохе которого снова продолжается счет вслух до 5.
Такой счет можно вести очень долго, нисколько не утомляясь.

 

Грудная клетка в момент добирания воздуха остается слегка расширенной, а нижние стенки живота слегка подтянутыми как во время «добирания», так и во время речи. Усвоив это упражнение, можно в дальнейшем увеличить и разнообразить количество произносимых перед «добиранием» цифр.

 

Во время упражнений по постановке голоса к «добиранию» приходится прибегать довольно часто. Поэтому при переходе к следующим упражнениям это упражнение ни в коем случае не нужно забывать, а тренироваться в нем параллельно с остальными дыхательными упражнениями за счет какого-нибудь из первоначальных и более легких.

 

Теперь возвращаемся к цифровым упражнениям и переходим к 5-му.

5-е упражнение

С х е м a F.

 

 

Вдох 5 сек. 12 сек. задержка 15 сек. выдох

Оно прорабатывается в течение 10—12 дней, после того как предыдущее упражнение хорошо усвоено.

 

С х е м а Ж

 

Вдох 3 сек. 15 сек. задержка 18 сек. выдох

Прорабатывается по усвоении предыдущего в течение 12—15 дней. Задержка указывается.

 

Параллельно с этим упражнением можно включить в работу еще несколько упражнений, связанных с одновременным произнесением отдельных звукосочетаний. При этом выдох должен быть рассчитан так, чтобы его точно вполне хватило на данное произносимое сочетание.

 

Схема 3

вдох 6 сек. задержка 1 сек. на выдохе:

кпт и, э, а, о, у, кпт ы или еще кпт какие-либо кпт сочетания

Первое звукосочетание (согласные) произносится шопотом, плавно, подряд 6, 8, 10, 12 раз, второе (гласные)— вслух от 4 до 8 раз на одном выдохе.
После упражнений дыхания при произнесении отдельных звукосочетаний можно перейти к произнесению на одном дыхании отдельных фраз поговорок, пословиц.

 

Например, можно произносить на одном выдохе (после предварительно взятого дыхания) сначала один раз и в медленном темпе следующий текст:
«Как у горки на пригорке жили 22 Егорки».

 

Эта фраза может повторяться до 8—9—10 раз Соответственно количеству текста должен увеличиваться запас предварительно взятого воздуха, и, что самое главное, количество выдыхаемого при произнесении этих фраз воздуха должно быть строго и точно рассчитано, чтобы его вполне хватило до конца.

 

Кроме количественных изменений при произнесении этой фразы, могут быть изменения и в звучании его. Можно произносить его, пользуясь теми же принципами тренировки дыхания, шопотом, вполголоса, громко, медленно, ускоряя, совсем быстро и в конце концов комбинируя все эти виды техники произношения между собой.

 

Например: начать медленно, громко и, ускоряя постепенно темп, уменьшать силу голоса до шопота и т. д. Перейдем к 7-му упражнению:
7-е упражнение
Схема И

Вдох 18 сек. задержка 3 сек. 20 сек. выдох

Прорабатывать в течении 15-20 дней.

 

Ввиду большой нагрузки дыхания в этом упражнении задержку (в случае представляющейся трудности) можно уменьшить до 3, даже до 1 секунды.

 

Параллельно с этим упражнением необходимо работать над другим, трени-рующим дыхание уже в применении к практическому заданию. До сих пор параллельно с выдохом мы удлиняли и вдох.

 

 

Поскольку же диафрагма в результате пройденных 7 упражнений уже достаточно укреплена и трениро-вана, возможно использовать ее на коротком вдохе, применяясь к условиям речи. Сначала упражнение проводится, как обычно, на цифрах.

8-е упражнение

Схема К

Вдох 3 сек. задержка 1 сек выдох 18—20 сек.

Для того чтобы связать это упражнение с реальными условиями речи, нужно сочетать его с каким-нибудь текстом, разбив его на отдельные строчки, произноси мы енаодном выдохе.

 

Например:
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То как путник запоздалый К нам в окошко застучит.
(А. Пушкин.)

 

Это упражнение проводится следующим образом.
Надо взять дыхание, рассчитывая его сначала на произнесение первых двух строк (т. е. очень немного воздуха).

 

Задержав его не больше чем на секунду, надо начать выдыхать, произнося первые 2 строчки спокойным, ровным, негромким голосом, не отчеканивая слова и строчки, а произнося их как можно проще. Выдохнув воздух на этих 2 строчках и отдохнув 1—2 стекунды. нужно снова «взять дыхание», но уже рассчитывая его на первые 4 строчки, которые также произносятся на одном выдохе.

 

Затем весь процесс повторяется для произнесения 6, а потом 8 строк. На тренировке дыхания полезно провести это упражнение также в обратном порядке, т. е. от произнесения 8 строк постепенно перейти к 6, затем от 6 к 4, от 4 к 2 и обратно.

 

Добиваясь четких результатов в овладении дыханием на этом упражнении в течение 8—10 дней, а если нужно и (больше, можно перейти к произнесению всего текста лишь на «добирании» воздуха, которым наполняются легкие, только 1—2 раза при чтении всех 8 строк. Например: дыхание берется на 4 строчки и произносится:

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя.
Воздух добирается при помощи одного лишь движения диафрагмы для следующих 4 строк и произносится дальше:

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То как путник запоздалый К нам в окошко застучит.

 

Это «добирание» можно использовать и чаще — после каждых 2 или 3 строк. Этот текст тоже можно произно-100 сить по-разному, пользуясь вышеприведенным примером: «Как у горки на пригорке жили 22 Егорки».

 

Тренировка правильного дыхания может происходить также на материале скороговорок, к изучению которых учащийся уже приступил в настоящий момент. Наиболее длинные скороговорки могут произноситься на том или ином количестве выдохов, в зависимости от задачи, поставленной педагогом перед учащимся в каждом отдельном случае.

 

Овладев дыханием благодаря указанным приемам тренировки на этом и еще на других текстах, можно видоизменять и самое произношение текста. Он может быть произнесен в различных темпах, постепенно или внезапно меняющихся, в различной высоте и чередующейся силе звука.

 

 

Комбинации здесь могут быть многочисленны, и их построение вполне может быть предоставлено самим учащимся. Важно лишь то, чтобы дыхание при этом было использовано правильно, целесообразно и без особого усилия.

 

Совершенно обязательной в этих упражнениях опять-таки является постепенность при переходе от легких упражнений к более трудным.
Укрепив дыхание предыдущими упражнениями, следует вернуться опять к цифровым, наиболее трудным.

 

9-е упражнение

Схема Л

Вдох 3 сек. задержка 1 сек. выдох 23—25 сек.

 

10-е упражнение Схема М

 

Вдох 3 сек. задержка 1 сек выдох 28—30 сек.

 

 

Каждое из этих упражнений требует настолько хорошей подготовки, что приступить к ним можно, только легко преодолев предыдущие упражнения, хотя бы и пришлось на них задержаться довольно долго.

 

 

Работу над 9 и 10-м упражнениями также нельзя ограничивать каким-нибудь сроком, а добиваться полного их преодоления, не спеша и не насилуя дыхательного аппарата.

 

При невозможности выполнить сразу указанную цифру вдоха или выдоха не только в этих, но и в любых упражнениях, нужно, как уже было указано, вернуться временно к проработке более легкого упражнения, либо временно несколько уменьшить данную цифру, подходя к поставленному заданию исподволь.

 

Заканчивая на этом дыхательные упражнения, отнюдь не следует считать работу над дыханием вообще законченной.

 

Вышеуказанные упражнения закрепляют наиболее целесообразные навыки дыхания, развивают дыхательный аппарат и создают необходимую основу для голосовой речевой техники.

 

Но как во всякой тренировке, так и здесь необходима дальнейшая постоянная работа над укреплением приобретенных навыков, хотя бы курс и был пройден.

 

Тренироваться нужно дальше при помощи тех же упражнений, скомбинировав ряд заданий различной трудности. Цифровые нагрузки однакож далее увеличивать не следует.

 

Такой разнообразный круг упражнений, прорабатываемых ежедневно, послужит не только для закрепления пройденного, но также и для развития дальнейшего.

Раздел третий ГОЛОС

 

ГЛАВА XIV

ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ

 

В ряде условий, определяющих пригодность актера к сцене, чрезвычайно важное место занимает голос.

 

Являясь одним из основных звеньев, связывающих актера со зрителем (если только спектакль не представляет собой пантомимы), голос актера интонациями и различными мелодическими рисунками роли доносит до зрителя суть мысли, придавая ей путем тембровой окраски всевозможные оттенки.

 

Отсюда вытекает необходимость для актера не только обладать такими качествами голоса, как звучность, сила и чистота звука, но также и такими, как гибкость, большой диапазон (объем), а главное — умением пользоваться и управлять всеми этими качествами.

 

Это уменье достигается только большой работой над голосом при помощи систематических упражнений и всесторонней обработки «сырого» материала. Необходимейшим условием успеха в этой работе является наличие этого самого «сырья», т. е. голосового материала, при этом непременно — профессионально пригодного.

 

Под профессиональной непригодностью голоса актера или чтеца подразумевается прежде всего всякое органически болезненное состояние голосового аппарата, не поддающееся никаким методам лечения: природная слабость и болезненность голосовых связок, либо вообще сорванные при каких-то условиях голосовые связки, ненормальное строение частей голосового аппарата, искажающее нормальное звукотечение или влияющее на тембр голоса, так называемая «волчья пасть» (паралич мягкого нёба, или нёбной занавески), гнусавость и др.

 

Вообще же голосовые данные, даже небогатые, а тем более неразвитые, можно в достаточной мере развернуть, т. е. голос можно «поставить».
Это, прежде всего значит: найти и пользоваться е с т е с т в е н н ы м, именно данному человеку свойственным голосом, предельно развить и разработать его во всех направлениях.

 

Актер должен прежде всего, владеть своим голосом, а потому работа над голосом не может считаться излишней даже при наличии богатых природных голосовых данных. Как бы хороши ни были голосовые данные актера, отсутствие обработки и тренировки скоро отразится на его производственной работе.

 

При той огромной затрате голосовых сил, которая приходится на долю актера в его профессии, чрезвычайно легко натрудить, утомить и преждевременно утратить голосовые средства; профессиональные болезни голоса, весьма распространенные среди актеров, педагогов, лекторов и ораторов, могут быть предупреждены благодаря работе над постановкой голоса.

 

Систематическая работа над голосом в виде постоянной его тренировки вырабатывает у актера, чтеца, оратора выносливость и дает необходимый ему опыт уже в начале производственной работы, и молодой актер, таким образом, избегает ряда ошибок, сопровождающих его сценическую деятельность, когда голос лишь постепенно, годами приспособляется к условиям работы.

 

Все это, конечно, не следует понимать так, что работа над голосом ограничивается каким-то учебным сроком, после которого развитие голоса можно считать законченным.

 

Работа над голосом, так же как над речью и дыханием, ведется систематически, непрерывно, в течение двух-трех лет в условиях школы; затем тренировка продолжается в течение всей деятельности актера или чтеца для закрепления найденного и дальнейшего совершенствования.

 

Ясно, что в этом руководстве речь идет только о речевой постановке голоса. Всякая певческая тренировка, помимо этого, может быть полезной на первых порах занятий с драматическим актером.

 

Возможностью развить слух, музыкальность и большую звучность и силу голоса пренебрегать не нужно, если учащийся может заняться пением под руководством опытного педагога-вокалиста. Всякие самодеятельные попытки в этой области лучше оставить.

 

Как певческая, так и речевая постановка голоса имеет ряд моментов, которые можно воспринять со слов, описаний и объяснений, но, с другой стороны, в этой работе есть весьма существенные моменты, воспринимаемые путем подражания, что делает необходимой работу под непосредственным руководством педагога.

 

Можно описать, объяснить и понять целый ряд положений в области звукотечения, как-то: правильное представление о резонаторах, регистрах и т. д.

 

Для того же чтобы проверить точность посылаемого звука в смысле его высоты, направления, самого характера и манеры подачи, необходим опытный руководитель, постоянно контролирующий и тотчас же исправляющий ошибки учащегося.

 

Такой постоянный контроль, конечно, никак не может быть заменен никаким печатным пособием или руководством. Не всегда слух учащегося бывает достаточно развит, трудно бывает сразу добиться такого самоконтроля, чтобы ошибки звуковедения или положения речевого аппарата, интонации и правильного использования дыхания могли быть замечены самим учащимся.

 

В таком деле, как выработка навыков в области звука, каждое часто повторяемое упражнение чрезвычайно быстро и крепко внедряется, и, если оно делается неверно, с такой же быстротой усваиваются и ошибки.

 

Таким образом, первые шаги учащегося в работе над голосом, особенно на первоначальных упражнениях, должны быть обязательно проверяемы педагогом, и учащийся не должен быть предоставлен тут самому себе.

 

Учитывая эти соображения, можно сказать, что данное руководство отнюдь не является исчерпывающим для практической работы учащегося над постановкой голоса.

 

Все предыдущие упражнения по разделам «Произношение» и «Дыхание» значительно приближают учащегося к правильной практической работе, а раздел «Голос» только освещает самые основные вопросы в области постановки голоса; рядом указаний и упражнений данное руководство может лишь оберечь учащегося от ряда ошибок, калечащих его голос и голосовой аппарат.

 

ГЛАВА XVI

 

О ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА

 

Что значит поставить голос? Чем отличается поставленный голос от непосгавленного? Поставить голос — это прежде всего означает развить, и укрепить все голосовые данные человека — объем, силу и звучность голоса, в том случае, если голосовой материал как таковой, годен для обработки, т. е. если человек пользуется свойственным ему, а не искусственным звуком.

 

В случаях же неправильного пользования голосом, искажающего его природное звучание, необходимо прежде всего, поставив голосоведение в условия правильного течения, найдя правильный контакт с дыханием, отыскать настоящий, присущий данному индивидууму звук.

 

Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, т. е. находит для себя более приятным, а иногда даже более удобным говорить именно на «низах», не замечая того, что голос его при этом не всегда чист, свободен и естественен.

 

В силу привычки он не замечает, что голос будто сдавлен в речи, и это, лишая его звучности, не дает возможности развернуть и увеличить диапазон.

 

Встречающийся горловой оттенок голоса часто является результатом неверно посылаемого звука. Причина такого явления заключается в неправильной функции отдельных частей речевого аппарата, в частности в зажатости глотки.

 

Для устранения явлений такого рода следует прежде всего выяснить причины, мешающие естественному течению звука, и установить для пользования звуком ряд определенных положений голосового аппарата, содействующих наиболее свободному и естественному течению звука.

 

Таким моментом в положении голосового аппарата будет то состояние его, когда:

1) рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, приняв форму губ, несколько приближающуюся к форме буквы О;

2) язык лежит плоско, кончиком касаясь нижних передних зубов, при опущенном корне (как бы на зевке);

3) нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята;

4) глотка слегка расширена (как при начале зевка);

5) гортань опущена;

6) грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запасом воздуха (не переполняя легких).

 

Все указанные выше положения, способствующие естественному и незатруднительному звукотечению, называются «основным положением голосового аппарата при правильном звукотечении», так как в каждом из этих положений заключаются элементы, обеспечивающие звуку свободное, естественное прохождение его из гортани к резонаторам.

 

Так, указанное в 4-м пункте слегка расширенное положение глотки избавляет звук от горлового, сдавленного оттенка, являющегося следствием несвободной, сжатой и напряженной глотки.

 

Указанное в 5-м пункте опускание гортани связано с расширением глотки и поэтому не требует специально направленного внимания и самостоятельного движения. Не менее сдавленности глотки мешает свободному прохождению звука приподнятый корень языка (пункт 2-й).

 

В пункте 3-м рекомендуется несколько приподнимать, нёбную занавеску,— этим самым устраняется носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания маленького язычка.

 

Кроме того, приподнятый язычок дает возможность лучше использовать твердое нёбо в качестве резонатора. Для лучшего использования резонирующих полостей лицевого костяка служит положение, указанное в 1-м пункте, где собранная форма рта не допускает рассеяния звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук о соответствующие близлежащие резонаторы.

 

Такую форму рта, как и все остальные элементы «основного положения», конечно, не следует понимать как что-то фиксированное и неизменное при посыле звука. «Основное положение» может несколько изменяться в зависимости и от высоты и от оттенка звука и в зависимости от гласных и согласных, а также от количества выпускаемого воздуха при посылаемом звуке.

 

Оно является отправной точкой при подготовке к звукотечению.
О связи звука с дыханием уже достаточно известно, и потому 6-й пункт «основного положения» лишь напоминает не столько о зависимости звука от дыхания, сколько о правильном соотношении дыхания и звука.

 

Усвоение «основного положения» голосового аппарата должно стать первой задачей учащего<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.011 с.)