Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Поиск

ПРОИЗНОШЕНИЕ Мир звуков

Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида

Класс


Допущено Министерством образования Российской Федерации

МОСКВА 2003

 


УДК 376(075) ББК 74.3

Ч 76

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров


Победитель конкурса по созданию

учебников нового поколения для средней школы,

проводимого НФПК — Национальным фондом подготовки кадров

и Министерством образования Российской Федерации

Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Ч 76 Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.

ISBN 5-89415-330-1

Данное пособие является методическим сопровождением к учебнику Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. для 2 класса специ­альных (коррекционных) школ V вида, которое включает кон­цепцию организации материала учебника, информацию для учителя о звуковом строе русского языка, а также содержание работы по формированию звуковой стороны речи у детей данной категории, приемы, методы, упражнения.

УДК 376(075) ББК 74.3

©Чиркина Г.В., Российская

ISBN 5-89415-330-1 © АРКТИ, 2003


ВВЕДЕНИЕ

Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекци­онных школ V вида является одним из основных разделов спе­циального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовнос­ти к усвоению письменной речи.

В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и являет­ся пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Во 2-м классе необходимо специально создавать усло­вия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звуча­ния и лексическим значением слова, между изменением грам­матической формы и графическими знаками и т.п.

Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фо­нематического восприятия, достигнутый на предыдущей сту­пени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время следует принять во внимание достаточно распространен­ную тенденцию приема детей с дисграфией во 2-й класс из об­щеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризу­ется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обуслови­ло их неуспеваемость по русскому языку.

В процессе формирования произношения учитываются сле­дующие дидактические принципы:

1) обучение нормативному произношению всех звуков рус­ского языка на основе учета речевого развития учащихся, ти­пичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;


 


2) реализация задач формирования у учащихся речевого об­щения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамма­тическими компонентами языка;

3) создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой дея­тельности;

4) обучение русскому языку на основе формирования прак­тических языковых обобщений;

5) этапность и концентричность в подаче учебного материала.

В соответствии с перечисленными принципами авторами разработан учебник по обучению произношению — «Мир зву­ков». Он содержит все темы раздела «Произношение» для 2-го класса, выстроенные в соответствии с требованиями програм­мы из расчета 1 учебный час в неделю. Учебник является ре­зультатом изучения и обобщения опыта работы ученых в облас­ти логопедической науки: О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, К.В. Комарова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ V вида г. Москвы № 45; 28; 60; 573 и школы для детей с нарушениями слуха и речи при ИКП РАО.

Методическая основа обучения произношению по данному учебнику включает:

• построение обучения произношению с учетом частотно­сти звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования в учебнике букв и звуков;

• обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слияниями);

• применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усво­ении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

• использование цветовых сигналов и графических зна­ков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов зада­ний и упражнений;

• изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;


• формирование у детей ведущих видов речевой деятель­ности — говорения и слушания. (Навыки чтения и пись­ма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте.)

Особо отметим, что в данный учебник для 2-го класса широ­ко вводятся тексты для чтения, т.к. к этому этапу обучения уча­щиеся знают все буквы алфавита и умеют читать.

Принципиальные положения учебного комплекта апробиро­ваны в специальных (коррекционных) школах V вида, что под­твердило их надежность и результативность.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Л-ЛЬ

 

Звук Л — переднеязычный щелевой. Передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы, создавая прегра­ду. Поперек полости рта образуется щель. Струя воздуха выхо­дит по бокам языка, края которого опускаются. В момент про­изношения задняя часть спинки языка приподнимается, а сред­няя оказывается прогнутой. Мягкое нёбо поднято и закрывает21


проход в носовую полость. Губы приоткрыты, не растянуты, слегка присобраны в уголках. Незначительно могут быть вид­ны зубы и язык. Голосовые складки сомкнуты. Отмечается во­кализация в позиции между гласными.

Правильное произношение звука Л закрепляется в окруже­нии опорных звуков. Например: ЫЛЫ, УЛУ, ОЛО и т.д. Удоб­ной позицией является сочетание с заднеязычными согласны­ми: КЛУ, ГЛУ, УЛЫ и т.д. Акустико-артикуляционная бли­зость Л с гласным У провоцирует их смешение или замену губно-губными. Чтобы избежать лабиализации звука, следует придерживать уголки губ.

При произношении мягкого ЛЬ язык заметно продвигается вперед, образуя выпуклость в передней части ротовой полости. Кончик языка и передняя часть его спинки соприкасаются с участком начала твердого нёба. Звук ЛЬ слегка похож на звук И. Возможен вариант, когда кончик языка упирается в нижние зубы, а смычку производит передняя часть языка. Оба варианта равноправны.

Р-РЬ


При артикуляции РЬ язык продвигается вперед и принима­ет выпуклую форму в передне-средней части. Кончик языка не загибается к твердому нёбу и слабо вибрирует в проходящей воз­душной струе. Конфигурация языка напоминает звук ЛЬ.

Признаки РЬ лучше всего выражены в начале слова перед гласным; наибольшую трудность представляет произнесение РЬ в конце слова (январь, гарь и т.д.).

Смешение и неразличение Р и Л провоцируется тем, что при артикуляции положения языка сходны. Основное различие этих звуков в способе артикуляции: Р — дрожащий, а Л — ще­левой.

Неразличение твердых Л и Р приводит к смешению соответ­ствующей пары мягких звуков. При этом различие в способе артикуляции у мягкой пары выражено слабее. В этой связи при коррекции несколько утрируется артикуляция РЬ как дрожа­щего звука.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Щ




 


р — переднеязычный дрожащий твердый звук. Кончик язы­ка, загнутый кверху, вибрирует в проходящей воздушной струе. Задняя часть спинки языка имеет выпуклую форму и оттянута назад. Конфигурация языка такая же, как при произнесении звуков Ш, Ж. Губы раскрыты свободно. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки напряжены.

Независимой позицией является изолированное произнесе­ние звука Р. В других позициях звук Р выступает как одно- и двухударный звук. В начале слова перед шумным согласным Р может произноситься раскатисто — до трех ударов.


Звук Щ — переднеязычный глухой шипящий долгий мяг­кий. В момент его образования вся масса языка продвигается вперед. Кончик языка упирается в основание передних ниж­них зубов, его передняя часть приподнята. Средняя часть языка имеет выпуклую форму и приподнята к твердому нёбу, что вызывает при произнесении оттенок звука И. Губы вытя­нуты в меньшей степени, чем при Ш, и слегка растянуты в уголках. Звук Щ отличается от Ш палатализацией и долго­той. При коррекции используется интервокальная позиция с гласным И.


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ц


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ч




 


Звук Ц представляет собой однофокусную переднеязычную глухую аффрикату и имеет сложную слитную артикуляцию. В момент образования звука передняя часть спинки языка сопри­касается с участком твердого нёба у верхних резцов — создает смычный элемент (Т). Затем смычка раскрывается и возникает щелевой звук (С). В итоге образуется звук Ц. Спинка языка име­ет плоскую форму, края языка плотно прижаты к боковым зу­бам. Мягкое нёбо поднято, носовой резонатор закрыт, голосо­вые связки не вибрируют. Губы раскрыты слегка, язык не ви­ден, т.к. при артикуляции Ц раствор челюстей небольшой. Однако при демонстрации логопедом артикуляции звука язык может быть незначительно виден в межзубной щели.

При работе над постановкой звука необходимо сохранение двух позиций артикуляции — смычки и щели. Если отсутству­ет смычка, появляется звук С; если отсутствует щель — звук Т. Следует обращать внимание на свистящий характер звука (в отличие от аффрикаты Ч). При коррекции произношения вни­мание должно быть сосредоточено на образовании Т-образной смычки, которая постепенно раскрывается и заканчивается щелевым С-образным элементом артикуляции.

Наиболее часты замены фонологического характера: Ц—С,

ц-ч, ц-сь, ц-т, ть.

В соответствии с программой по произношению постановка артикуляции звука Ц осуществляется на индивидуальных ло­гопедических занятиях. На уроках произношения ведется ра­бота над автоматизацией звука в различных фонетических по­зициях, формированием фонематического восприятия, овладе­нием практическими навыками звуко-слогового анализа.


Звук Ч — мягкая переднеязычная глухая аффриката. При произношении передняя часть спинки языка вместе с его кон­чиком соприкасается с альвеолами и участком твердого нёба. Спинка принимает выпуклую форму — образует смычный эле­мент звука Ч — ТЬ. Кончик языка может находиться у нижних зубов. Смычка раскрывается и образует шум в виде шипящего звука Щ (Ш долгий мягкий). Т.е. звук Ч состоит из двух эле­ментов. В процессе произношения звука Ч губы выпячены впе­ред, раскрыты.

При постановке Ч обращается внимание на элементы его ар­тикуляции. Постановка осуществляется только после того, как хорошо отработаны в произношении звуки ТЬ и Щ. Возможны отклонения от произносительной нормы, которые не ведут к смешению звуков. Но более частыми являются ошибки фонема­тического типа, такие как Ч=ТЬ, Ч=Щ, Ч=Ц. Они провоциру­ются сходством артикуляции этих звуков.

Звук Ч заменяется Щ, т.к. утрачивается первый смычный элемент (ТЬ). Необходимо настроиться на артикуляцию звука ТЬ. При замене Щ звуком Ч надо обратить внимание на то, что выходящая струя воздуха не заперта в полости рта и звук произ­носится длительно.

Звуки Ч и Ц начинаются с переднеязычного смычного эле­мента. Но при артикуляции Ч он мягкий, а при Ц — твердый. Имеются различия и в губной артикуляции: при Ч губы слегка выпячены, при Ц — нейтральны или слегка растянуты. Если длительно протянуть аффрикаты, то Ц заканчивается, как С, а Ч — как Щ.


 

 

 


АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ

г-к х

Заднеязычные согласные — смычные глухие К—КЬ, звонкие Г—ГЬ и глухие щелевые X—ХЬ. Глухие звуки произносятся бо­лее напряженно, сила воздушной струи больше, чем при звон­ких. Артикуляция мягких КЬ, ГЬ, ХЬ больше отличается от соответствующих твердых. Продвижение языка вперед выра­жено в большей степени, чем в других мягких согласных. Фо­кус артикуляции перемещается к границе твердого и мягкого нёба. Приподнимается средняя часть языка, площадь касания языка с нёбом увеличивается.

В произношении отмечаются:

— фонетические ошибки — произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение гло­точных звуков, аспирация (придыхание);

— фонематические ошибки — смешение и неразличение К-Х, КЬ-ХЬ, Г-К, ГЬ-КЬ, КЬ-К, Г-ГЬ, замена К-Т.

При произношении звука К язык оттянут назад и приподни­мается задней частью к нёбу. Смычка захватывает область мяг­кого нёба до шш!а, который поднят. Губы свободно раскрыты, зубы слегка разомкнуты. Кончик языка находится у нижних резцов, но может быть приподнят в сочетаниях со звуками Ш и Л.

Артикуляция звука Г такая же, но звук менее напряжен. В сочетании с К (к городу; к губам) произносится долгий звук Г. Согласные К—Г ярко противопоставлены по участию — неучас­тию голоса, особенно в начале слова. Труднее дифференциро­вать эти звуки в сочетании с Л (глуп — клуб). Для коррекции


артикуляции К—Г в случае аспирации следует усилить смычку и ослабить воздушную струю.

КЬ — сильно смягченный звук (больше, чем другие мягкие согласные), т.к. фокус артикуляции сильно смещен в палаталь­ную зону. Для уточнения артикуляции используется позиция с гласным И. Произносится И.....КЬ.....И, затем — ИКИ, КИ.

Звук X — заднеязычный щелевой глухой твердый. В процес­се артикуляции язык вместе с кончиком оттягивается назад и задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (к самому его началу). Образуется преграда — сужение на пути выходя­щей воздушной струи. Оттянутость языка придает изолирован­ному звуку X окраску Ы. Мягкое нёбо поднято. Губы слегка приоткрыты, видны несомкнутые зубы.

В литературном произношении согласный X не имеет пар­ного звонкого согласного (пара встречается только в диалектах), поэтому постановка звука X осуществляется в произношении слов шепотом. Встречается гортанный призвук (увулярный звук), который возникает из-за дрожания маленького язычка (тги1а). Для коррекции следует уменьшить раствор челюстей и продвинуть язык несколько вниз.

Дети с ринолалией часто произносят фарингальный звук (п). Язык в этом случае не приподнимается, а лежит на дне полости рта. Нужно поднять заднюю часть спинки языка в момент про­изнесения звука. Чтобы сделать это движение ощутимым мо­ментом артикуляции, следует образовать смычку, как при К, задержать ее, ощутив положение языка, и плавно опустить язык, усилив напор воздушной струи. Получится звук КХ. За­тем время смычки нужно свести до минимума. Произносятся слоги КХО-ХО, КХУ-ХУ и т.д.

Звук ХЬ — сильно смягченный. Язык продвинут вперед, щель ближе к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято. Губы рас­крыты несколько больше, чем при X, и растянуты в уголках. Звук ХЬ — наименее частотный в русской речи. Подъем сред­ней части спинки языка вызывается в момент произнесения гласного И. Фиксируется это положение, затем усиливается напор струи при выдохе и протягивается образовавшийся щеле­вой звук. Снова произносятся И....ХЬ...И...ИХИ...ХИ. Трениру­ют произношение слогов ИХИ-ХИ, ИХИ-ХЕ и др.


 

 


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормаль­ного ее темпа и плавности. Наиболее эффективной формой орга­низации работы по формированию произношения является со­четание фронтальных занятий (уроков произношения) и инди­видуальных логопедических занятий.


Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражне­ний, связанных с ней. Существенной их особенностью в млад­ших классах является предваряющая отработка звуков до изу­чения их в классе на уроках по обучению произношению. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечива­ет поступательное развитие учащихся. На индивидуальных за­нятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уро­ки по произношению (с учетом, разумеется, индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определен­ного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками.

При планировании фронтальной работы учитель-логопед основное внимание должен акцентировать на особенностях зву­ковой стороны речи учащихся, характерных для ОНР (I, II и III уровни развития речи). Специфические же особенности ар­тикулирования и воспроизведения звуков, обусловленные раз­личными формами речевой патологии, устраняются на инди­видуальных занятиях. При этом учитывается сложный и не­однородный состав учащихся. Наряду с детьми, обучавшимися в специализированных ДОУ или речевых группах при ДОУ массового вида, и учащимися, переходящими из 1-го класса, во 2-й класс зачисляются неуспевающие учащиеся из общеоб­разовательной школы. Их речь характеризуется общей невнят­ностью, нечеткостью и, как правило, фонематическим недо­развитием.

При обследовании необходимо выявить состояние произно­шения и различения звуков, воспроизведения слов различной слоговой структуры и предложений, темпа и плавности речи, а также фонематического восприятия, чтения и письма. На этом основании составляются индивидуальные планы, на основе ко­торых планируется преодоление индивидуальных речевых за­труднений учащихся.

Основные направления логопедической работы на индиви­дуальных занятиях:

1) развитие движений артикуляционного аппарата, не­обходимых для правильного и четкого произношения звуков. Для детей с выраженными нарушениями моторики артикуля-

 


ционного аппарата проводятся специальные упражнения (в те­чение года);

2) автоматизация навыков правильного произношения скор-ригированных звуков и их дифференциация;

3) формирование навыков правильного произношения зву­ков у вновь поступивших учащихся в соответствии с индивиду­альными планами;

4) преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава (со стечением 2—3 согласных, четырех- и пятисложных слов и т.п.) и предложений;

5) преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова;

6) устранение индивидуальных отклонений в письме и чте­нии у вновь поступивших учащихся с особо сложными наруше­ниями речи (эта проблема решается специальными приемами, рассмотрение которых не входит в данное пособие).

Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает формирование произношения и восприятия звуков в сложных фонетических условиях. В течение года проводится работа в сле­дующих направлениях:

— закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных;

— формирование навыков дифференциации звуков Ш—Ж—

С-3, Щ-Ч-Т', Ц-Щ-Ч, Щ-Ч-С'-С-Ц, Р-Р'-Л-Л'. Содержание фронтальных занятий включает:

1) правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произноше­ния мягких звуков;

2) повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких;

3) умение различать на слух и выделять из слов любой слож­ности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие;

4) повторение шипящих звуков и аффрикат, ] в условиях сте­чения;

5) дифференциация С-Ц, Ц-ТЬ, Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-СЬ, Ш-Щ, Щ—Ч (в связи с закреплением навыка письма слов с сочетания­ми ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

Усложняется работа по формированию навыков произноше­ния слов. Предъявляется требование четкого, слитного с пра-


вильным ударением произношения многосложных слов, состо­ящих из правильно произносимых звуков:

а) трех-четырехсложных из открытых и закрытых слогов (постоянно; понедельник; трехугольный...);

б) со стечением 2-3 согласных в составе слова;

в) слитное произношение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде; под крышей; в дремучем лесу).

Работа над правильным построением предложений проводит­ся с учетом программы развития речи. Внимание обращается на умение четко произносить окончания слов в связи с измене­нием их форм (в соответствии с требованиями программы по раз­витию речи).

Автоматизация произносительных навыков невозможна вне связной речи. Учащиеся систематически упражняются в состав­лении и четком произнесении простых распространенных пред­ложений из слов указанной сложности с соблюдением правиль­ной интонации и ударения.

Развитие слуховой памяти включает:

— умение повторить в данной последовательности слого­вой ряд, состоящий из 3-4 сочетаний;

— умение запомнить в данной последовательности 4-6 слов;

— заучивание наизусть скороговорок, пословиц, поговорок, стихотворений и текстов (до 10 предложений).

Работа над плавностью, темпом и выразительностью речи про­водится на материале небольших рассказов и стихотворений, приведенных в учебнике. Словарный материал, предложения и тексты соотнесены с программами по правописанию, развитию речи, математике и другим учебным предметам. В отдельных упражнениях отбор языкового материала превышает уровень по­нимания учащимися их лексического значения в активной речи. Это сделано намеренно, т.к. проговаривание, аритикулирова-ние подготавливает их восприятие, тренирует слуховую память, создает привычные звуковые образы. Усвоение фонетической информации на этом уровне усиливается зрительной рецепци­ей, т.к. ученики уже могут прочитать слово, словосочетание, текст.

Осуществляется связь двух рецептивных видов речевой дея­тельности — аудирования и чтения с артикулированием. В то же время к опережающему усвоению фонетического каркаса слов, еще не семантизированных, следует подходить осторожно.


 

 

 


 


На заключительном этапе происходит совершенствование на­выков произношения в самостоятельной связной речи. К этому времени у учащихся под влиянием специального обучения и воз­росшей речевой практики уже сформированы механизмы вос­приятия фонем (фонемной идентификации слышимой речи) и правильной артикуляции звуков. Актуальной остается автома­тизация этих навыков в связной речи, причем процесс автома­тизации навыков идет по пути уменьшения участия сознания при произношении.

На этом этапе обучения значительно повышаются требова­ния к ритмико-интонационной организации речи. Интонация, являясь звуковым средством языка, обладает свойством изме­нять смысл предложения, она многофункционально использу­ется для различных типов предложений, для связи синтагм, а также для передачи отношения и эмоционального состояния говорящего и т.п.

Для повышения культуры речи учащихся в процессе обуче­ния формируются средства интонационного оформления вы­сказывания: повышение или понижение голоса, изменение темпа, увеличение или ослабление громкости. Для этого при­влекается более сложный речевой материал (в тесной связи с программой по развитию речи). Для воспитания интонацион­ного многообразия речи необходимо сочетание собственно ин­тонационных средств с разнообразным лексическим и синтак­сическим оформлением высказываний.

В таблице представлено поурочное планирование.


ПРОИЗНОШЕНИЕ. 2 КЛАСС. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока   Тема урока   Кол-во часов  
Уроки 1-9   I ЧЕТВЕРТЬ — 9 учебных недель    
Урок 1   Гласные А, У, О, Ы, И, Э    
Уроки 2-5   Мягкие согласные звуки: М', П', В', К', Н', Ф',    
    Т',Х',С',Б',Д',3',Г'      
Уроки 6-9   Дифференциация твердых и мягких звуков: М-М', П-ГГ, В-В', К-К', Н-Н', Ф-Ф', Т-Т', Х-Х', С-С', Б-Б', Д-Д', 3-3', Г-Г, Л-Л', Р-Р'    
Уроки 10-16   II ЧЕТВЕРТЬ — 7 учебных недель    
Уроки 10-11   I в начале слова после гласного и Ь    
Урок 12   Звук и буква Ж, звук и буква Ш    
Урок 13   Звук и буква Ч    
Урок 14   Звук и буква Щ    
Урок 1 5   Звук и буква Ц    
Урок 16   Дифференциация Ш-Ж-С-3    
Уроки 17-26   III ЧЕТВЕРТЬ— 10 недель    
Урок 17   Дифференциация Ш-Ж-С-3    
Урок 18   Дифференциация Ш-Ж-С-3    
Уроки 19-20   Дифференциация Щ-Ч-Т'    
Уроки 2 1-22   Дифференциация Ц-Щ-Ч    
Уроки 23-25   Дифференциация Щ-Ч-С'-С-Ц    
Урок 26   Дифференциация Р-Р '-Л-Л'    
Уроки 27-34   IV ЧЕТВЕРТЬ — 8 недель    
Урок 27   Дифференциация Р-Р'-Л-Л'    
Урок 28   Дифференциация Р-Р'-Л-Л'    
Уроки 29-34   Дифференциация звонких и глухих звуков - В-Ф; - Б-П; - Д-Т; - Г-К; - 3-С; - Ж-Ш    
    Итого:    

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ

Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содер­жат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предпола­гают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конс­пекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сфе­ры детей с разными формами речевой патологией. Учитель-лого­пед определяет объем усваивамого материала, способы текуще­го контроля за качеством речи, что во многом зависит от особен­ностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Структура уроков произношения определяется необходимо­стью сформировать звуковую и звуко-слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

Распределение материала внутри урока может быть различ­ным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от инди­видуальных особенностей состава учащихся, систематичнос­ти коррекционного процесса и других факторов. В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Урок произношения не должен быть однообраз­ным и утомительным. Огромную роль играют средства нагляд­ности и использование игровых приемов, элементы соревнова­ния. Тщательно продумывается посильность предлагаемых уп­ражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответ­ствии с программой.


 

 


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС)

Урок 1

Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; разви­вать умение различать гласные по их характерным особеннос­тям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблю­дать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью глас­ных звуков.

1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации.

2. Повторение гласных звуков.

3. Отличительные признаки гласных звуков.

4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник).

5. Четкое повторение гласных звуков за учителем.

6. Самостоятельное называние гласных звуков с использова­нием таблицы. Упражнение направлено одновременно на раз­витие внимания и логического мышления. Дети самостоятель­но или с помощью учителя должны выявить буквенную после­довательность и назвать звук вместо знака.

7. Определение роли гласных звуков в русском языке.

8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Сло­ва, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги.

9. Гласные буквы. Их количество в русском языке.

10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изо­лированно, в слогах, словах при повторении и чтении.

11. Определение слов с заданным гласным звуком.

12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет:

— организации лингвистических наблюдений за произно­шением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»;

— записывания слов и предложений, подчеркивания глас­ных.

Итог урока:

Как отличить гласный звук от согласного?

— Какие признаки гласных вы можете назвать?


МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)

Уроки 2-5

Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких со­гласных звуков; показать смыслоразличительную функцию со­гласных в слове; развивать навыки различения мягких соглас­ных звуков в слове, обозначать их буквами.

1. Называние картинок.

2. Определение первого звука в словах.

3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?».

Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначе­ние мягкого согласного (зеленый квадрат).

4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обо­значение мягкости согласных.

5. Отработка навыка произношения и чтения мягких соглас­ных в слогах.

6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.

7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки.

Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.

8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях.

9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда:

— Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям.

10. Упражнение на словообразование, составление предло­жений.

11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ.


12. Определение общего мягкого звука в словах.

13. Чтение слов, систематизированных по наличию опреде­ленного мягкого звука.

14.Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мяг­кие согласные звуки».

15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками.

16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: реп­родуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания про­дуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рас­сказа с опорой на сюжетную картинку).

17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция уда­рения. Учитель-логопед может предложить детям выписать сло­ва: стрелки — стрелки, гвоздикигвоздики; определить удар­ные слоги; составить звуковые схемы слов.

Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа:

— запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мяг­кие согласные звуки;

— обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?».

Итог уроков:

Как различить мягкие согласные звуки в слове?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА)

Уроки 6-9

Цель: развивать умение различать и четко произносить мяг­кие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначе­нии мягкости и твердости согласных.

1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос:


— Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка;тыква — тигр?

2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягко­сти — твердости.

3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных со­гласных по мягкости — твердости.

4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией соглас­ных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Про­изношение звуков, которыми различаются слова.

5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на пись­ме. Определение роли мягкого знака в словах.

6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными.

7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные бук­вы; обосновать выбор вписываемой буквы.

8. Сравнение слов пенки — пеньки по произношению, напи­санию, звуковой структуре. Определение ударного слога.

9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам.

10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро).

11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество предметов» и т.д.

12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объясне­ние отгадки.

13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками.

14. Выразительное чтение стихотворений.

15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учитучить; носит — носить и т.д.

16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла.

17. Работа над силой голоса.

18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук». Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произно­шение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочета­ния: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.


 

 

 


Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными.

Итог уроков:

Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?

— Почему некоторые согласные звуки называются пар­ными?

— По каким признакам на письме можно определить мяг­кость или твердость согласных?

— Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.71 (0.017 с.)