Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чиркина Г.В., Российская Е.Н.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРОИЗНОШЕНИЕ Мир звуков Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида Класс
УДК 376(075) ББК 74.3 Ч 76 Допущено Министерством образования Российской Федерации Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого НФПК — Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Ч 76 Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с. ISBN 5-89415-330-1 Данное пособие является методическим сопровождением к учебнику Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. для 2 класса специальных (коррекционных) школ V вида, которое включает концепцию организации материала учебника, информацию для учителя о звуковом строе русского языка, а также содержание работы по формированию звуковой стороны речи у детей данной категории, приемы, методы, упражнения. УДК 376(075) ББК 74.3 ©Чиркина Г.В., Российская ISBN 5-89415-330-1 © АРКТИ, 2003 ВВЕДЕНИЕ Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекционных школ V вида является одним из основных разделов специального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи. В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Во 2-м классе необходимо специально создавать условия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звучания и лексическим значением слова, между изменением грамматической формы и графическими знаками и т.п. Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время следует принять во внимание достаточно распространенную тенденцию приема детей с дисграфией во 2-й класс из общеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризуется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обусловило их неуспеваемость по русскому языку. В процессе формирования произношения учитываются следующие дидактические принципы: 1) обучение нормативному произношению всех звуков русского языка на основе учета речевого развития учащихся, типичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;
2) реализация задач формирования у учащихся речевого общения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка; 3) создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой деятельности; 4) обучение русскому языку на основе формирования практических языковых обобщений; 5) этапность и концентричность в подаче учебного материала. В соответствии с перечисленными принципами авторами разработан учебник по обучению произношению — «Мир звуков». Он содержит все темы раздела «Произношение» для 2-го класса, выстроенные в соответствии с требованиями программы из расчета 1 учебный час в неделю. Учебник является результатом изучения и обобщения опыта работы ученых в области логопедической науки: О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, К.В. Комарова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ V вида г. Москвы № 45; 28; 60; 573 и школы для детей с нарушениями слуха и речи при ИКП РАО. Методическая основа обучения произношению по данному учебнику включает: • построение обучения произношению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования в учебнике букв и звуков; • обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слияниями); • применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов; • использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений; • изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка; • формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания. (Навыки чтения и письма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте.) Особо отметим, что в данный учебник для 2-го класса широко вводятся тексты для чтения, т.к. к этому этапу обучения учащиеся знают все буквы алфавита и умеют читать. Принципиальные положения учебного комплекта апробированы в специальных (коррекционных) школах V вида, что подтвердило их надежность и результативность. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Л-ЛЬ
Звук Л — переднеязычный щелевой. Передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы, создавая преграду. Поперек полости рта образуется щель. Струя воздуха выходит по бокам языка, края которого опускаются. В момент произношения задняя часть спинки языка приподнимается, а средняя оказывается прогнутой. Мягкое нёбо поднято и закрывает21 проход в носовую полость. Губы приоткрыты, не растянуты, слегка присобраны в уголках. Незначительно могут быть видны зубы и язык. Голосовые складки сомкнуты. Отмечается вокализация в позиции между гласными. Правильное произношение звука Л закрепляется в окружении опорных звуков. Например: ЫЛЫ, УЛУ, ОЛО и т.д. Удобной позицией является сочетание с заднеязычными согласными: КЛУ, ГЛУ, УЛЫ и т.д. Акустико-артикуляционная близость Л с гласным У провоцирует их смешение или замену губно-губными. Чтобы избежать лабиализации звука, следует придерживать уголки губ. При произношении мягкого ЛЬ язык заметно продвигается вперед, образуя выпуклость в передней части ротовой полости. Кончик языка и передняя часть его спинки соприкасаются с участком начала твердого нёба. Звук ЛЬ слегка похож на звук И. Возможен вариант, когда кончик языка упирается в нижние зубы, а смычку производит передняя часть языка. Оба варианта равноправны. Р-РЬ При артикуляции РЬ язык продвигается вперед и принимает выпуклую форму в передне-средней части. Кончик языка не загибается к твердому нёбу и слабо вибрирует в проходящей воздушной струе. Конфигурация языка напоминает звук ЛЬ. Признаки РЬ лучше всего выражены в начале слова перед гласным; наибольшую трудность представляет произнесение РЬ в конце слова (январь, гарь и т.д.). Смешение и неразличение Р и Л провоцируется тем, что при артикуляции положения языка сходны. Основное различие этих звуков в способе артикуляции: Р — дрожащий, а Л — щелевой. Неразличение твердых Л и Р приводит к смешению соответствующей пары мягких звуков. При этом различие в способе артикуляции у мягкой пары выражено слабее. В этой связи при коррекции несколько утрируется артикуляция РЬ как дрожащего звука. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Щ
р — переднеязычный дрожащий твердый звук. Кончик языка, загнутый кверху, вибрирует в проходящей воздушной струе. Задняя часть спинки языка имеет выпуклую форму и оттянута назад. Конфигурация языка такая же, как при произнесении звуков Ш, Ж. Губы раскрыты свободно. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки напряжены. Независимой позицией является изолированное произнесение звука Р. В других позициях звук Р выступает как одно- и двухударный звук. В начале слова перед шумным согласным Р может произноситься раскатисто — до трех ударов. Звук Щ — переднеязычный глухой шипящий долгий мягкий. В момент его образования вся масса языка продвигается вперед. Кончик языка упирается в основание передних нижних зубов, его передняя часть приподнята. Средняя часть языка имеет выпуклую форму и приподнята к твердому нёбу, что вызывает при произнесении оттенок звука И. Губы вытянуты в меньшей степени, чем при Ш, и слегка растянуты в уголках. Звук Щ отличается от Ш палатализацией и долготой. При коррекции используется интервокальная позиция с гласным И. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ц АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ч
Звук Ц представляет собой однофокусную переднеязычную глухую аффрикату и имеет сложную слитную артикуляцию. В момент образования звука передняя часть спинки языка соприкасается с участком твердого нёба у верхних резцов — создает смычный элемент (Т). Затем смычка раскрывается и возникает щелевой звук (С). В итоге образуется звук Ц. Спинка языка имеет плоскую форму, края языка плотно прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято, носовой резонатор закрыт, голосовые связки не вибрируют. Губы раскрыты слегка, язык не виден, т.к. при артикуляции Ц раствор челюстей небольшой. Однако при демонстрации логопедом артикуляции звука язык может быть незначительно виден в межзубной щели. При работе над постановкой звука необходимо сохранение двух позиций артикуляции — смычки и щели. Если отсутствует смычка, появляется звук С; если отсутствует щель — звук Т. Следует обращать внимание на свистящий характер звука (в отличие от аффрикаты Ч). При коррекции произношения внимание должно быть сосредоточено на образовании Т-образной смычки, которая постепенно раскрывается и заканчивается щелевым С-образным элементом артикуляции. Наиболее часты замены фонологического характера: Ц—С, ц-ч, ц-сь, ц-т, ть. В соответствии с программой по произношению постановка артикуляции звука Ц осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях. На уроках произношения ведется работа над автоматизацией звука в различных фонетических позициях, формированием фонематического восприятия, овладением практическими навыками звуко-слогового анализа. Звук Ч — мягкая переднеязычная глухая аффриката. При произношении передняя часть спинки языка вместе с его кончиком соприкасается с альвеолами и участком твердого нёба. Спинка принимает выпуклую форму — образует смычный элемент звука Ч — ТЬ. Кончик языка может находиться у нижних зубов. Смычка раскрывается и образует шум в виде шипящего звука Щ (Ш долгий мягкий). Т.е. звук Ч состоит из двух элементов. В процессе произношения звука Ч губы выпячены вперед, раскрыты. При постановке Ч обращается внимание на элементы его артикуляции. Постановка осуществляется только после того, как хорошо отработаны в произношении звуки ТЬ и Щ. Возможны отклонения от произносительной нормы, которые не ведут к смешению звуков. Но более частыми являются ошибки фонематического типа, такие как Ч=ТЬ, Ч=Щ, Ч=Ц. Они провоцируются сходством артикуляции этих звуков. Звук Ч заменяется Щ, т.к. утрачивается первый смычный элемент (ТЬ). Необходимо настроиться на артикуляцию звука ТЬ. При замене Щ звуком Ч надо обратить внимание на то, что выходящая струя воздуха не заперта в полости рта и звук произносится длительно. Звуки Ч и Ц начинаются с переднеязычного смычного элемента. Но при артикуляции Ч он мягкий, а при Ц — твердый. Имеются различия и в губной артикуляции: при Ч губы слегка выпячены, при Ц — нейтральны или слегка растянуты. Если длительно протянуть аффрикаты, то Ц заканчивается, как С, а Ч — как Щ.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ г-к х Заднеязычные согласные — смычные глухие К—КЬ, звонкие Г—ГЬ и глухие щелевые X—ХЬ. Глухие звуки произносятся более напряженно, сила воздушной струи больше, чем при звонких. Артикуляция мягких КЬ, ГЬ, ХЬ больше отличается от соответствующих твердых. Продвижение языка вперед выражено в большей степени, чем в других мягких согласных. Фокус артикуляции перемещается к границе твердого и мягкого нёба. Приподнимается средняя часть языка, площадь касания языка с нёбом увеличивается. В произношении отмечаются: — фонетические ошибки — произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение глоточных звуков, аспирация (придыхание); — фонематические ошибки — смешение и неразличение К-Х, КЬ-ХЬ, Г-К, ГЬ-КЬ, КЬ-К, Г-ГЬ, замена К-Т. При произношении звука К язык оттянут назад и приподнимается задней частью к нёбу. Смычка захватывает область мягкого нёба до шш!а, который поднят. Губы свободно раскрыты, зубы слегка разомкнуты. Кончик языка находится у нижних резцов, но может быть приподнят в сочетаниях со звуками Ш и Л. Артикуляция звука Г такая же, но звук менее напряжен. В сочетании с К (к городу; к губам) произносится долгий звук Г. Согласные К—Г ярко противопоставлены по участию — неучастию голоса, особенно в начале слова. Труднее дифференцировать эти звуки в сочетании с Л (глуп — клуб). Для коррекции артикуляции К—Г в случае аспирации следует усилить смычку и ослабить воздушную струю. КЬ — сильно смягченный звук (больше, чем другие мягкие согласные), т.к. фокус артикуляции сильно смещен в палатальную зону. Для уточнения артикуляции используется позиция с гласным И. Произносится И.....КЬ.....И, затем — ИКИ, КИ. Звук X — заднеязычный щелевой глухой твердый. В процессе артикуляции язык вместе с кончиком оттягивается назад и задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (к самому его началу). Образуется преграда — сужение на пути выходящей воздушной струи. Оттянутость языка придает изолированному звуку X окраску Ы. Мягкое нёбо поднято. Губы слегка приоткрыты, видны несомкнутые зубы. В литературном произношении согласный X не имеет парного звонкого согласного (пара встречается только в диалектах), поэтому постановка звука X осуществляется в произношении слов шепотом. Встречается гортанный призвук (увулярный звук), который возникает из-за дрожания маленького язычка (тги1а). Для коррекции следует уменьшить раствор челюстей и продвинуть язык несколько вниз. Дети с ринолалией часто произносят фарингальный звук (п). Язык в этом случае не приподнимается, а лежит на дне полости рта. Нужно поднять заднюю часть спинки языка в момент произнесения звука. Чтобы сделать это движение ощутимым моментом артикуляции, следует образовать смычку, как при К, задержать ее, ощутив положение языка, и плавно опустить язык, усилив напор воздушной струи. Получится звук КХ. Затем время смычки нужно свести до минимума. Произносятся слоги КХО-ХО, КХУ-ХУ и т.д. Звук ХЬ — сильно смягченный. Язык продвинут вперед, щель ближе к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято. Губы раскрыты несколько больше, чем при X, и растянуты в уголках. Звук ХЬ — наименее частотный в русской речи. Подъем средней части спинки языка вызывается в момент произнесения гласного И. Фиксируется это положение, затем усиливается напор струи при выдохе и протягивается образовавшийся щелевой звук. Снова произносятся И....ХЬ...И...ИХИ...ХИ. Тренируют произношение слогов ИХИ-ХИ, ИХИ-ХЕ и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности. Наиболее эффективной формой организации работы по формированию произношения является сочетание фронтальных занятий (уроков произношения) и индивидуальных логопедических занятий. Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражнений, связанных с ней. Существенной их особенностью в младших классах является предваряющая отработка звуков до изучения их в классе на уроках по обучению произношению. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечивает поступательное развитие учащихся. На индивидуальных занятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уроки по произношению (с учетом, разумеется, индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определенного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками. При планировании фронтальной работы учитель-логопед основное внимание должен акцентировать на особенностях звуковой стороны речи учащихся, характерных для ОНР (I, II и III уровни развития речи). Специфические же особенности артикулирования и воспроизведения звуков, обусловленные различными формами речевой патологии, устраняются на индивидуальных занятиях. При этом учитывается сложный и неоднородный состав учащихся. Наряду с детьми, обучавшимися в специализированных ДОУ или речевых группах при ДОУ массового вида, и учащимися, переходящими из 1-го класса, во 2-й класс зачисляются неуспевающие учащиеся из общеобразовательной школы. Их речь характеризуется общей невнятностью, нечеткостью и, как правило, фонематическим недоразвитием. При обследовании необходимо выявить состояние произношения и различения звуков, воспроизведения слов различной слоговой структуры и предложений, темпа и плавности речи, а также фонематического восприятия, чтения и письма. На этом основании составляются индивидуальные планы, на основе которых планируется преодоление индивидуальных речевых затруднений учащихся. Основные направления логопедической работы на индивидуальных занятиях: 1) развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков. Для детей с выраженными нарушениями моторики артикуля-
ционного аппарата проводятся специальные упражнения (в течение года); 2) автоматизация навыков правильного произношения скор-ригированных звуков и их дифференциация; 3) формирование навыков правильного произношения звуков у вновь поступивших учащихся в соответствии с индивидуальными планами; 4) преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава (со стечением 2—3 согласных, четырех- и пятисложных слов и т.п.) и предложений; 5) преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова; 6) устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении у вновь поступивших учащихся с особо сложными нарушениями речи (эта проблема решается специальными приемами, рассмотрение которых не входит в данное пособие). Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает формирование произношения и восприятия звуков в сложных фонетических условиях. В течение года проводится работа в следующих направлениях: — закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных; — формирование навыков дифференциации звуков Ш—Ж— С-3, Щ-Ч-Т', Ц-Щ-Ч, Щ-Ч-С'-С-Ц, Р-Р'-Л-Л'. Содержание фронтальных занятий включает: 1) правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произношения мягких звуков; 2) повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких; 3) умение различать на слух и выделять из слов любой сложности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие; 4) повторение шипящих звуков и аффрикат, ] в условиях стечения; 5) дифференциация С-Ц, Ц-ТЬ, Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-СЬ, Ш-Щ, Щ—Ч (в связи с закреплением навыка письма слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ). Усложняется работа по формированию навыков произношения слов. Предъявляется требование четкого, слитного с пра- вильным ударением произношения многосложных слов, состоящих из правильно произносимых звуков: а) трех-четырехсложных из открытых и закрытых слогов (постоянно; понедельник; трехугольный...); б) со стечением 2-3 согласных в составе слова; в) слитное произношение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде; под крышей; в дремучем лесу). Работа над правильным построением предложений проводится с учетом программы развития речи. Внимание обращается на умение четко произносить окончания слов в связи с изменением их форм (в соответствии с требованиями программы по развитию речи). Автоматизация произносительных навыков невозможна вне связной речи. Учащиеся систематически упражняются в составлении и четком произнесении простых распространенных предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения. Развитие слуховой памяти включает: — умение повторить в данной последовательности слоговой ряд, состоящий из 3-4 сочетаний; — умение запомнить в данной последовательности 4-6 слов; — заучивание наизусть скороговорок, пословиц, поговорок, стихотворений и текстов (до 10 предложений). Работа над плавностью, темпом и выразительностью речи проводится на материале небольших рассказов и стихотворений, приведенных в учебнике. Словарный материал, предложения и тексты соотнесены с программами по правописанию, развитию речи, математике и другим учебным предметам. В отдельных упражнениях отбор языкового материала превышает уровень понимания учащимися их лексического значения в активной речи. Это сделано намеренно, т.к. проговаривание, аритикулирова-ние подготавливает их восприятие, тренирует слуховую память, создает привычные звуковые образы. Усвоение фонетической информации на этом уровне усиливается зрительной рецепцией, т.к. ученики уже могут прочитать слово, словосочетание, текст. Осуществляется связь двух рецептивных видов речевой деятельности — аудирования и чтения с артикулированием. В то же время к опережающему усвоению фонетического каркаса слов, еще не семантизированных, следует подходить осторожно.
На заключительном этапе происходит совершенствование навыков произношения в самостоятельной связной речи. К этому времени у учащихся под влиянием специального обучения и возросшей речевой практики уже сформированы механизмы восприятия фонем (фонемной идентификации слышимой речи) и правильной артикуляции звуков. Актуальной остается автоматизация этих навыков в связной речи, причем процесс автоматизации навыков идет по пути уменьшения участия сознания при произношении. На этом этапе обучения значительно повышаются требования к ритмико-интонационной организации речи. Интонация, являясь звуковым средством языка, обладает свойством изменять смысл предложения, она многофункционально используется для различных типов предложений, для связи синтагм, а также для передачи отношения и эмоционального состояния говорящего и т.п. Для повышения культуры речи учащихся в процессе обучения формируются средства интонационного оформления высказывания: повышение или понижение голоса, изменение темпа, увеличение или ослабление громкости. Для этого привлекается более сложный речевой материал (в тесной связи с программой по развитию речи). Для воспитания интонационного многообразия речи необходимо сочетание собственно интонационных средств с разнообразным лексическим и синтаксическим оформлением высказываний. В таблице представлено поурочное планирование. ПРОИЗНОШЕНИЕ. 2 КЛАСС. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содержат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предполагают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конспекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сферы детей с разными формами речевой патологией. Учитель-логопед определяет объем усваивамого материала, способы текущего контроля за качеством речи, что во многом зависит от особенностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА Структура уроков произношения определяется необходимостью сформировать звуковую и звуко-слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации. Распределение материала внутри урока может быть различным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от индивидуальных особенностей состава учащихся, систематичности коррекционного процесса и других факторов. В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Урок произношения не должен быть однообразным и утомительным. Огромную роль играют средства наглядности и использование игровых приемов, элементы соревнования. Тщательно продумывается посильность предлагаемых упражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответствии с программой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС) Урок 1 Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; развивать умение различать гласные по их характерным особенностям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблюдать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью гласных звуков. 1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации. 2. Повторение гласных звуков. 3. Отличительные признаки гласных звуков. 4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник). 5. Четкое повторение гласных звуков за учителем. 6. Самостоятельное называние гласных звуков с использованием таблицы. Упражнение направлено одновременно на развитие внимания и логического мышления. Дети самостоятельно или с помощью учителя должны выявить буквенную последовательность и назвать звук вместо знака. 7. Определение роли гласных звуков в русском языке. 8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Слова, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги. 9. Гласные буквы. Их количество в русском языке. 10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изолированно, в слогах, словах при повторении и чтении. 11. Определение слов с заданным гласным звуком. 12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет: — организации лингвистических наблюдений за произношением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»; — записывания слов и предложений, подчеркивания гласных. Итог урока: — Как отличить гласный звук от согласного? — Какие признаки гласных вы можете назвать? МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА) Уроки 2-5 Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких согласных звуков; показать смыслоразличительную функцию согласных в слове; развивать навыки различения мягких согласных звуков в слове, обозначать их буквами. 1. Называние картинок. 2. Определение первого звука в словах. 3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?». Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначение мягкого согласного (зеленый квадрат). 4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обозначение мягкости согласных. 5. Отработка навыка произношения и чтения мягких согласных в слогах. 6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем. 7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки. Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука. 8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях. 9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда: — Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям. 10. Упражнение на словообразование, составление предложений. 11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ. 12. Определение общего мягкого звука в словах. 13. Чтение слов, систематизированных по наличию определенного мягкого звука. 14.Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мягкие согласные звуки». 15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками. 16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: репродуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания продуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рассказа с опорой на сюжетную картинку). 17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция ударения. Учитель-логопед может предложить детям выписать слова: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики; определить ударные слоги; составить звуковые схемы слов. Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа: — запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мягкие согласные звуки; — обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?». Итог уроков: — Как различить мягкие согласные звуки в слове? ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА) Уроки 6-9 Цель: развивать умение различать и четко произносить мягкие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначении мягкости и твердости согласных. 1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос: — Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка;тыква — тигр? 2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягкости — твердости. 3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных согласных по мягкости — твердости. 4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией согласных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Произношение звуков, которыми различаются слова. 5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на письме. Определение роли мягкого знака в словах. 6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными. 7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные буквы; обосновать выбор вписываемой буквы. 8. Сравнение слов пенки — пеньки по произношению, написанию, звуковой структуре. Определение ударного слога. 9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам. 10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро). 11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество предметов» и т.д. 12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объяснение отгадки. 13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками. 14. Выразительное чтение стихотворений. 15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учит — учить; носит — носить и т.д. 16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла. 17. Работа над силой голоса. 18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук». Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произношение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочетания: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.
Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными. Итог уроков: — Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки? — Почему некоторые согласные звуки называются парными? — По каким признакам на письме можно определить мягкость или твердость согласных? — Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.71 (0.017 с.) |