В овладении произносительной стороной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В овладении произносительной стороной речи



Под оценкой уровня учебных достижений по произношению следует понимать констатацию уровня или качества навыков произношения, дифференциации фонем и звуко-слогового ана­лиза и синтеза посредством оценочного суждения или в баллах.

Оценка успеваемости является важным компонентом управ­ления коррекционным процессом и выполняет роль «обратной связи» в качестве информации учителю-логопеду и обучаемому о степени усвоения материала и продвижении к запланирован­ному результату, что позволяет целенаправленно вносить кор­рективы. Учет достигаемых результатов может быть предвари­тельным, текущим и итоговым.

Предварительный учет дает сведения об исходном уровне состояния произносительной стороны речи учащихся и их по­тенциальных возможностях до начала целенаправленного кор-рекционного обучения и воспитания. Результаты заносятся в Речевые карты и включают ряд подразделов:

— недостатки произношения звуков (несформировавшие­ся, смешиваемые, неправильно произносимые, отсут­ствующие);

— затруднения в произношении слов различной слоговой структуры и предложений;

— особенности фонематического восприятия (различение звуков, сходных по звучанию; различение звуков одной или нескольких фонетических групп; степень подготов­ленности к анализу звукового состава речи);

— темп и плавность речи.

Текущий учет осуществляется постоянно и является домини­рующим на протяжении всего обучения в каждом его звене: при восприятии учебного материала, формировании и закреплении произносительных и звукоразличительных умений и навыков.

Итоговый учет констатирует усвоение материала в целом по предмету «Произношение» Учебной программы специаль­ной (коррекционной) школы V вида.

Способы проверки знаний, умений и навыков по данному предмету могут быть устными и основанными на выполнении практических заданий.


Устная проверка может быть фронтальной или индивиду­альной. Устная фронтальная проверка представляет собой бег­лый опрос большинства учащихся класса, которые отвечают на вопросы, обращенные ко всем. Ответы детей при такой провер­ке носят краткий, лаконичный характер. Данный вид провер­ки позволяет проконтролировать знания, умения и навыки зна­чительной части детей и активизирует класс в целом. Однако при этой форме контроля достаточно трудно оценить индивиду­альные особенности артикулирования.

Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью выполняемых действий. Этот вид контроля используют для сравнения изучае­мого звука с еще не пройденными, хотя и подготовленными в артикуляции. Правильность восприятия контролируется с помо­щью жеста, показа фишки и т.п.

Особой разновидностью является контроль за всей деятель­ностью ученика на протяжении всего урока, который заверша­ется выставлением поурочного балла. Это стимулирует ученика к постоянному проявлению активности, поддерживает его ра­ботоспособность.

На основании результатов проверки учитель-логопед оцени­вает учащихся. Оценка одновременно выполняет три функции:

— фиксирует «зону актуального развития» ученика и сте­пень приближения к требуемому образцу;

— оказывает управляющее воздействие на его последую­щую учебную деятельность;

— воспитывает свойства личности.

Характер оценки должен быть стимулирующим: словесное краткое суждение или одно слово («Умница!» или «Ошибка!»), балл или поощрительный жест.

Учет двигательных и звукоразличительных умений и навы­ков имеет ряд специфических особенностей. Так, итоговую от­метку можно выставлять по последним лучшим показателям, а не выводить на основании среднеарифметической за учебную четверть или год, как это практикуется по большинству других предметов.

Текущий учет успеваемости также отличается от ее учета по большинству других учебных предметов, что вызвано особенно­стями освоения произносительных навыков в рамках уроков произношения в специальной (коррекционной) школе V вида.


Так, проверку следует проводить достаточно часто, что необхо­димо для своевременного выявления ошибок произношения и дифференциации фонем.

Другая немаловажная особенность — выявление причин, вы­зывающих затруднения и порождающих ошибки при освоении двигательных или звукоразличительных умений и навыков.

Для развития самоконтроля учащихся необходимо исполь­зовать прием регулярного информирования ребенка о том, на­сколько он приблизился к образцовому произношению и какие недостатки еще не искоренены. Оценочное суждение учителя должно содержать эти оценки и быть предельно точным, лако­ничным и понятным ученику.

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (Выдержка из Программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение»)

Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференциро-ванно, с учетом как уровня его речевого развития и общей дина­мики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобрета­ет по тем или иным разделам программы русского языка за оп­ределенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами ре­чевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных фор­мах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей струк­туры речевого дефекта.

В подготовительном и 1-м классах отметки не ставятся. Отве­ты оцениваются качественно.

Оценивая успехи детей с общим недоразвитием речи в фор­мировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:

1) умение правильно и четко произносить отработанные зву­ки в словах определенной слоговой сложности, предусмотрен­ных программными требованиями;

2) сформированность слухового восприятия, умение узна­вать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи;


>:. 3) умение правильно и четко произносить слова той или иной
1 слоговой сложности в объеме программы;

4) внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном-первом классах достаточно добить­ся приближенного произношения звуков речи, но обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отраба­тываемый звук от всех других звуков речи, акустически и арти-куляционно близких.

Оценка выставляется за работу ученика на уроках по форми­рованию произношения.

Отметка «5» ставится, если ученик:

— успешно овладевает правильным произношением за­планированных программой звуков речи;

— правильно произносит усвоенные звуки в словах опре­деленной слоговой сложности в объеме программы;

— дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

— внятно и правильно произносит слова усвоенной слого­вой сложности в связной речи, соблюдая необходимые ударение и интонацию.

Может быть допущено не более 1-2 ошибок.

Отметка «4» ставится, если ученик:

— обнаруживает установленные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звук изолированно, произносит его в слогах недостаточно четко, допускает искажения, замену или смешение звуков;

— не всегда может выделить звук из состава слова;

— допускает отдельные ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, предусмотренных программой;

— ошибается в постановке ударения, в соблюдении инто­нации. Отметка «3» ставится, если ученик:

— ниже своих индивидуальных возможностей овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-сло-говой структурой отдельных слов;


 

 

 


— плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими, акустически близкими;

— допускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недостаточной мере воспринимает помощь учителя.

Учащиеся, зачисленные во 2 класс из общеобразовательной школы в начале учебного года, оцениваются индивидуально.

В заключение следует отметить, что работа с ребенком млад­шего школьного возраста по формированию полноценного зву-копроизношения — это процесс тактичного, щадящего взаимо­действия, исключающий авторитарность, требующий установ­ления доверительных отношений и поощрительных оценок. Значительная часть учащихся имеет негативный опыт обучения и нуждается в нормализации учебной деятельности в целом.

Обязательным условием успешности формирования полно­ценной, выразительной речи является эмоциональное подкреп­ление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достиже­нии цели, поощрение направленности на систематическое пре­одоление речевых затруднений.


ЛИТЕРАТУРА

\.АкишинаАА.., Барановская С А.. Русская фонетика. — М.: Русский язык, 1980.

2. Ануфриев А.Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудно­сти в обучении детей. — М.: Ось-89, 1997.

3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПб.: ТОО «Библиополис», 1994.

4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л А., Гордина М.В. Основы об­щей фонетики. — СПб.: Изд-во фил. факультета СПГУ, 2000.

5. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского язы­ка.—М., 1977.

6. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. — М.: Просвещение, 1980.

7. Тез Н.И. Обучение говорению. — М., 1980.

8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подготовительного класса. — М.: Просвещение, 1994.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.

10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

12. Жукова Н.С. Букварь. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

13. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче-ва. — М.: Просвещение, 1990.

14. ЖуроваЛ.Е., ЕвдокимоваА.О., Кочурова Е.Э. и др. Грамота/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-Граф, 2001.

15. Каше ГА., Никашина НА., Шуйфер Р.И.,, др. Исправле­ние недостатков произношения, чтения и письма/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Мин. Просвещения РСФСР, 1960.

16. Каше ГА. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

17. Ковшиков В А. Азбука в картинках и стихах. —СПб., 1998.

18. Ковшиков ВА. Исправление нарушений различения зву­ков: Методы диагностики и дидактические материалы. —СПб.: Сатис, 1995.

19. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в шко­ле для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М.: Просвеще­ние, 1982.

20. Крылова Н.Л., Писарева И.Б., И патова Н.Л. Букварь для подготовительного — первого классов школы для детей с тяже-


лыми нарушениями речи (1-е отделение). — М.: Просвещение, 1993.

21. Ладыженская ТА. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. — М.: С-инфо, 1999.

22. Методы обследования речи детей/ Под ред. д. п. н., про­фессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003.

23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное посо­бие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей на­чальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д. п. н., профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2002.

24. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

25. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — 1-е отделение. — М.: Просвещение, 1987.

26. Пфафенродт А.Н. Произношение. 3 класс. — М.: Про­свещение, 2000.

27. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

28. Реформатский АА. Фонологические этюды. — М., 1975.

29. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы). — М., 1980.

30. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. — М.: Просвещение, 2002.

31. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произ­ношения. — М.: Просвещение, 1989.

32. Чиркина Г.В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений V вида (1-е отделение). — М.: Просвещение, 2000.

33. ЭлъконинД.Б. Букварь/ Д.Б. Эльконин; дораб. Г.А. Цу-керман, Е.Н. Бугрименко. — М.: Просвещение, 2001.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА........................................ 5

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

О ЗВУКОВОМ СТРОЕ РУССКОГО ЯЗЫКА...................................... 10

Фонема..................................................................................................... 11

Слог................................................................................................................... 13

Интонация...................................................................................................... 14

Краткая характеристика артикуляции звуков русского языка................. 14

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ЗАДАЧИ............................................................ 28

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ...................................... 32

ПРОИЗНОШЕНИЕ. 2 КЛАСС.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ......................................................... 37

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ........................... 38

Приемы и упражнения, используемые в работе

по формированию произношения........................................................... 46

Приемы постановки звуков.................................................................... 47

Воспитание кинестетического контроля................................................ 48

Приемы и упражнения, используемые в работе

над ударением н интонацией................................................................. 50

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ............................ 53

ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В ОВЛАДЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ....... 88

ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................93


Чиркина Галина Васильевна, Российская Елена Николаевна

ПРОИЗНОШЕНИЕ МИР ЗВУКОВ

Пособие для учителя-логопеда

специальных (коррекционных) школ V вида

2 класс


И.Ю. Синельников В.Е.Дремин И.В. Сецкая Ю.В. Петрова С.И. Черненький С.О. Вашакидзе

Главный редактор

Ответственный за выпуск

Редактор

Корректор

Верстка

Оформление обложки


Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001. Подписано к печати 20.11.2003

Формат 60x90/16. Гарнитура Школьная. Объем 6 п.л. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 300 экз. Заказ № 3568.

Издательство «АРКТИ» 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, к. 2. Тел.: (095) 742-1848

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов в ФГУП ДПК Роспатента 142001, г. Домодедово, Каширское шоссе, 4, корп. 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.074 с.)