Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация материала учебникаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Фонетическая организация языкового материала учебника не является произвольной — она подчинена необходимости автоматизации сформированных на предыдущем этапе обучения произносительных навыков и совершенствования фонематического восприятия. По мере возможности учитываются коммуникативные потребности учащихся, сфера их общения. Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет некоторую минимизацию лексики и грамматических форм в текстах. Структурно материал учебника включает четырнадцать тем, часть из которых направлена на повторение и обобщение изученного в 1-м классе материала; большая часть (23 урока) — на овладение навыками более тонкой дифференциации звуков. В учебнике для 2-го класса сохраняются условные обозначения, принятые в 1-м классе. Материал учебника разделен на отдельные уроки, что облегчает работу учителя-логопеда при организации фронтальных занятий над произносительной стороной речи. При разработке уроков авторы руководствовались следующим принципом: ход и содержательная сторона каждого урока ориентированы на достижение конкретного результата, т.е. на овладение определенными умениями и навыками. Уроки составлялись с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми второклассники должны были овладеть в процессе логопедических занятий в 1-м классе. Такое распределение позволяет, с одной стороны, избежать дублирования уже известного материала, с другой — отработать и усовершенствовать слу- хо-произносительные навыки в более сложных лексико-грам-матических условиях. Основными типами уроков, представленных в учебнике, являются уроки, построенные по традиционной схеме: • повторение; • объяснение нового материала; • закрепление материала; • домашнее задание. Дидактический материал учебника подобран с учетом того, что, наряду с решением основной задачи каждого урока — формирования произносительной стороны речи, учитель решает и ряд других задач: обогащение словарного запаса в результате перевода слов из пассивного в активный словарь; развитие грамматического строя речи; познавательные и развивающие задачи и т.п. Таким образом, при организации учебного материала осуществлена попытка более тесно связать работу над произношением с другими разделами программы русского языка: развитием речи и обучением грамоте (коррекционно-лингвистическим курсом). Так, значительное количество текстов учебника, предлагаемых для прочтения или аудирования, подготавливают усвоение познавательного материала таких разделов «Развития речи», как «Природа», «Охрана природы (Экология)». В учебник включены тексты: «Интересное растение — рис», «Розовыйпеликан», «Колибри», «Мирцветов», «Берегителес», «Человек — царь природы», которые имеют полифункциональную направленность: с одной стороны, данные тексты, в соответствии с фонетическим принципом отбора материала, содержат речевой материал с изучаемыми звуками, с другой — их чтение или аудирование расширяет лексический запас учащихся, задает правильные грамматические образцы, формирует установки бережного отношения к природе. В учебник включены также тексты общепознавательного характера («Г.-X. Андерсен», «Ословарях», «Знаки и символы вокруг нас», «Компьютер», «О скрипках» и т.д.), которые не только позволяют закрепить навыки нормативного произношения, но и расширяют кругозор учащихся, формируют мотивацию к чтению и обучению в целом. Включение материала по развитию речи способствует воспроизведению и самостоятельному употреблению разных видов интонации. Включены в учебник и тексты русских мастеров слова: С. Аксакова, К. Чуковского, Г. Скребицкого, С. Маршака и др. — как примеры образной русской речи. Кроме того, такие тексты создают у детей определенный позитивный эмоциональный настрой. Чтобы привлечь внимание второклассников к чтению, в ряд уроков включена «реклама» книги: приводится короткая справка об авторе, других его произведениях, рекомендуется ознакомиться с ним. Помимо текстов-описаний, в учебнике есть тексты, требующие определенной оценки использования в них эмоционально-выразительных средств. Кроме того, в целях формирования навыков речевого этикета представлены мини-диалоги с набором устойчивых коммуникативных формул в различных ситуациях. В учебнике достаточно много заданий и упражнений для ва-риативного закрепления отрабатываемых звуков на уровне различных языковых единиц с учетом речевого развития и возможностей учащихся данного возраста. Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акусти-ко-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки фонематического анализа и усвоения слоговой структуры. Учтены типичные трудности звукового оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.). Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения звуков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно произносимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структура речевого материала, дифференцируются между собой звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глухие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их многократного употребления в связной речи под контролем учителя. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Расширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи, речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции. Работа над правильным построением предложений и семан-тизация лексических единиц проводится с учетом программы «Развитие речи». Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности, закрепление эталонов правильного произношения звуков. В учебнике для 2-го класса постепенно сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. Большое место отведено проведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и в то же время способствуют развитию навыков построения предложений разных функциональных типов. Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях. Очевидна необходимость преемственности в усложнении речевого материала и переходе от словосочетаний к предложениям и текстам в учебниках по произношению 1-го и 2-го класса (см. табл.). Уроки содержат больше упражнений и приемов, чем это необходимо для работы на 40 (45) минут, что дает возможность учителю, исходя из степени подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значимыми и эффективными. Учитывая особенности класса и результаты усвоения детьми учебного материала, можно сократить время, отведенное для прохождения всего курса, но не рекомендуется менять последовательность изучения тем раздела «Произношение». Содержание каждого урока в учебнике является лишь одним из возможных: учитель может принять его целиком, использовать частично или составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один. Таким образом, учебник рассчитан на его творческое использование в процессе обучения и не ограничивает учителя в отборе материала, выборе формы его подачи, приемов и видов работ, определении композиционной структуры урока, его этапов и т.п. Пример усложнения речевого материала иллюстрирует таблица.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.192 (0.008 с.) |