Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имена прилагательные и неличные местоимения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Какие окончания в обследуемом говоре имеют прилагательные в именительном падеже единственного числа: густой, густый, 2. Не произносятся ли в именительном и винительном падежах 3. Какие окончания в говоре имеют в родительном падеже единственного числа прилагательные и неличные местоимения мужского 4. Какие окончания в изучаемом говоре имеют в предложном 5. Какие окончания в говоре имеют прилагательные женского 6. Какие окончания в изучаемом говоре имеют прилагательные в именительном падеже множественного числа: худые, худыэ, худыи, худыя, худэй, худы (коровы); синие, сини, синий, синия, синей'? Выпишите из каждого записанного текста по два примера. 7. Какие из перечисленных ниже окончаний имен прилагательных в косвенных падежах множественного числа встретились в обследуемом говоре: от худых, от худыих, от худыф, от худыиф, от худэх, от худэих; в худых, в худыих, в худыф, в худыиф, в худэх, в худэих; к худым, к худыим, к худыми, к худыими, к худэм, к худэим, к худэ-ими, к худэми; с худыми, с худыими; с худым; с худыим, с худымя, с худыма, с худыима, с худэм, с худэми, с худэими? Приведите по одному примеру из каждого текста. 8. Укажите, как образуется сравнительная степень имен прилагательных: быстрее (-её, -ея), быстрей, быстрие (-иё), быстряе (-яё, -яя), быстряй, быстреича, быстряича, быстрейши. Выпишите все зафиксированные формы.
Личные и возвратное местоимения.
1. Как образуются в обследуемом говоре родительный и винительный падежи единственного числа личных и возвратного местоимений: у меня, у мене, у мня, у мне, у мя; у тебя, у тея, у тебе, у тее, 2. Как образуются в говоре дательный и предложный падежи 3. Как образуются в говоре формы родительного и винительного падежей местоимения 3-го лица женского рода: дожидались её, 4. Как говорят жители обследуемого населенного пункта: он 5. Какова форма именительного падежа множественного числа Числительные Как образуется в говоре творительный падеж числительных два, три, четыре'? Двумя, двуми, двума, двома, двема, двемя; трмя, треми, трема, трюма, трюмя, трюми; четырьмя, четырьмы, четырьми, четырема, че-тырьма, четырма. Выпишите: все отмеченные формы.
Глагол 1. Какие окончания в обследуемом говоре имеют глаголы в 2. Не произносятся ли личные формы глагола без [j] между 3. Определите, как образуются в обследуемом говоре основы Приведите из записанных текстов примеры глаголов на каждую форму. 4. Как образуются в говоре формы повелительного наклонения: 5. Как образуются в обследуемом говоре формы возвратных 6. Как образуется неопределенная форма глаголов: ходить или 7. Всегда ли наблюдается чередование губных и переднеязычных согласных в конце основы глагольных форм? Как произносятся 8. Как образуются в говоре страдательные причастия прошедшего времени? Какая из приведенных ниже двух форм свойственна 9. Как образуются в говоре деепричастия? Какая из приведенных 10. Какие, помимо указанных выше, морфологические особенности отмечены вами в обследуемом говоре?
В заключение 1. Укажите, в каких случаях в именах существительных, имеющих иной грамматический род, сравнительно с современным русским литературным языком, изменения в категории рода характеризуются фонемой, а в каких — морфологической природой. Нет 2.Проанализируйте имена существительные, которые свидетельствуют о диалектных особенностях категории числа, падежа, 3. Какие диалектные морфологические явления в прилагательных и местоимениях, в глагольных формах, в других частях
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросник по определению специфических черт словообразовательной системы диалекта
Определить наиболее продуктивные способы и средства словообразования в различных частях речи: 1) имени существительном; 2) имени прилагательном; 3) местоимении; 4) числительном; 5) наречии; 6) глаголе; 7) причастии; 8) деепричастии. Отметить все случаи образования слов, отличающиеся от литературного языка, в перечисленных частях речи.
ЛИТЕРАТУРА
Титовская В.В. Глаголы с суффиксом "-ива" в воронежских говорах // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Вып. 16. – Воронеж, 1981. - С. 116-118. Торопцев И. С. Суффиксальное словопроизводство имен категории общего рода в говоре села Коршево Бобровского района Воронежской области // Уч. зап. Орловского пед. ин-та. Т. XIII, вып. 5. – Орел, 1959. Торопцев И. С. Суффиксальное словопроизводство имен существительных в говоре села Коршево Бобровского района Воронежской области. Дисс. канд. филол. наук. - Воронеж, 1954.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Вопросник по определению специфических черт синтаксической системы диалекта
Собирание материала по синтаксису проходит одновременно со сбором материала по фонетике и морфологии: фактически анализируется в дальнейшем один и тот же связный текст. Конечно, для выявления синтаксических конструкций нужны целые отрезки текста, на что следует молодым диалектологам обратить особое внимание. Для того чтобы получить такие фонетически точные записи целых бесед, монологов информантов, целесообразно проводить одновременно фиксацию высказываний вручную и на аудиокассете, а в дальнейшем при расшифровке сопоставлять эти записи. Молодой диалектолог должен иметь в виду, что при собирании материалов по синтаксису совершенно исключается применение метода наводящих вопросов. В какой-то степени этот метод может быть использован лишь для получения материалов, касающихся тех или иных словосочетаний. Студенты, ведущие наблюдения над синтаксическими явлениями в говоре, должны, помимо хорошего знания и понимания сути приведенных ниже вопросов, четко представлять, какие синтаксические явления могут быть зафиксированы в данной местности. Это необходимо для того, чтобы не пропустить соответствующие примеры, вовремя обратить на них внимание. Величина отрезка речи, необходимая при анализе текста для правильного ответа на вопросы по синтаксису, не одинакова для разных явлений: в одних случаях можно ограничиться приведением отдельных словосочетаний, в пределах которых реализуется интересующее явление, в других — следует приводить целиком предложение или более широкий контекст, без которого данное явление невозможно воспринять или проанализировать.
1. Проанализируйте записанные тексты, учитывая особенности построения двусоставного предложения. Какие способы выражения сказуемого в двусоставном предложении известны говору? Употребляются ли в роли сказуемого краткие страдательные причастия типа корзинка переломан, сено скошен, ягоды набран, девка уехано, молоко налит...? Не выступают ли в предложениях типа Бригадир уехавши, Я разумши, Он не еччи, Он есть уехавши, Он был бы вставши... в предикативной функции деепричастия? Не употребляются ли в роли сказуемого полные и краткие прилагательные в сочетании с инфинитивом в предложениях типа Он боёк был спать, Я пресь была досужая...'? Какие еще способы выражения сказуемого отмечены вами? Выпишите из каждого текста по два-три примера, отражающих указанные явления. 2. Не отмечено ли в обследуемом говоре употребление сказуемого во множественном числе, если подлежащее обозначает совокупность предметов одушевленных в предложениях типа Лесная-то 3. Нет ли в говоре особенностей в выражении второстепенных 4. Не сохраняются ли в говоре конструкции с переходным глаголом и именительным падежом зависимого слова в предложениях 5. Не сохранились ли в говоре особенности в употреблении предложных конструкций с винительным падежом имени существительного в сочетаниях типа возле лес, возле деревню, мимо избу, подле 6. Не употребляются ли в говоре двойные предлоги с различными падежами имен существительных в сочетаниях типа по-над 7. Не отмечено ли в обследуемом говоре повторение предлогов в сочетаниях различных типов: без верхней без рубахи, к ее 8. Не наблюдается ли в говоре употребление в усилительной 9. Не наблюдается ли в обследуемом говоре распространения 10. Употребляются ли в говоре при существительных частицы 11. Не употребляется ли постпозитивная частица то (в разных 12. Употребляются ли в говоре вопросительные частицы чи, ти 13. Нет ли в обследуемом говоре употребления местоимения 14. Не наблюдается ли в обследуемом говоре такое явление, 15. Не наблюдается ли в говоре вставок внутрь предложения, 16. Не наблюдается ли в обследуемом говоре повторения высказанной мысли, варьирования: а) целого предложения: Ныне 17. Какие еще синтаксические осо-
В заключение
1.Какие специфические черты в структуре словосочетаний 2.Какие значительные дифференцирующие синтаксические черты в организации типов простого и сложного предложений характерны для обследуемого говора? 3.Отмечены ли новые синтаксические явления, возникшие в
ЛИТЕРАТУРА
Собинникова В. И. Архаические явления в синтаксисе диалекта (на материале говоров Воронежской области) // Труды Прибалтийской диалектологической конференции 1968. - Тарту, 1970. - С. 303-312. Черенкова А. Д. Архаические падежные и предложно-падежные формы в говорах Воронежской области // Тезисы докладов и сообщений Первой областной научно-практической конференции по теме: “Воронежское краеведение: опыт, перспективы развития” 25-26 ноября 1989 г. – Воронеж, 1989. – С. 79-82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Вопросник по внутрисистемным отношениям в лексике
1. Расклассифицируйте собранный материал по типам диалектизмов, выделив противопоставленные и непротивопоставленные лексические явления. Подробно охарактеризуйте диалектизмы этнографического характера. С какими особенностями материальной и 2. Дайте характеристику противопоставленных диалектизмов 3. Расклассифицируйте всю зафиксированную народно-терминологическую и этнографическую диалектную лексику по тематическим группам. 4. Выделите из текстов и охарактеризуйте в соответствии с 5. Охарактеризуйте явления полисемии и омонимии обследуемого говора. 6. Осветите характерные для лексической системы изучаемого 7. Известно ли говору явление антонимии? Выпишите из текстов 8. Выделите в обследуемом говоре экспрессивно-оценочную лексику, отражающую положительную и отрицательную экспрессию. 9. Охарактеризуйте семантику и структуру всех зафиксированных фразеологизмов, выделив именные, глагольные, адъективные,
Обобщённое заключение 1. Какие особенности обследуемого говора являются определяющими для установления принадлежности его к конкретной 2. По сумме фонетических и грамматических особенностей говора определите его группу, руководствуясь классификацией русских говоров, представленной в учебном пособии К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой «Диалектное членение русского языка» (М., 1970) или в учебном пособии «Русская диалектология», которое вышло под ред. П. С. Кузнецова (М., 1973), см. раздел «Диалектное членение русского языка» (с. 237—271).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Вопросник по написанию истории села. 1. Каков тип сельского поселения (СП) по официальным данным и по свидетельству самих жителей (село, деревня, поселок, хутор)? 2. На какой реке или вблизи какого крупного объекта находится? С какой стороны? Сколько км до районного центра и до областного центра? Какие дороги находятся вблизи СП (железная дорога, автомобильная трасса)? 3. К какой области, району, сельской администрации относится в настоящее время? 4. Сколько в СП жилых домов? 5. Когда и кем основано? Каков социальный статус жителей в прошлом (служилые люди, государственные крестьяне, помещичьи крестьяне, монастырские крестьяне, казаки и др.). 6. Чем занимались жители в прошлом и какова основа хозяйственной деятельности в настоящее время? 7. Какие национальности представлены здесь сейчас? Какие в прошлом?
В случае необходимости можно использовать: Тройно Ф.П. Методические рекомендации по написанию историй сельских поселений. Белгород, 1992.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Вопросник по сбору антропонимического материала села.
Названия жителей.
1. Как называют всех жителей каждого СП в совокупности? Например, жителей деревни Койда называют койдяне, деревни Зубово-зубари, деревни Петрово - петровские в одних местах, петровцы - в других. 2. Нет ли других микроэтнонимов, называющих жителей данного СП или группы СП. Например, жителей с. Новосолдатки Репьёвского района Воронежской области называют суцепами, с. Старой Хворостани Лискинского района Воронежской области – талагаями, сс. Нижнемарьина, Тресорукова, Рождествено, Добрина и др. – цуканами, бывшей деревни Шукавки Панинского района Воронежской области – гамаями и др. 3. Нет ли в обследуемой местности шуточных прозвищ, дразнилок, относящихся к жителям целого СП? 4. Как называют отдельного жителя и жительницу каждого перечисленного выше СП. 4. Одинаково ли называются жители данного СП проживающими в нём и жителями соседних СП?
Фамилии.
1. Какие фамилии коренных жителей наиболее распространены в каждом из перечисленных СП? (Если жителей осталось мало, следует перечислить все фамилии). 2. Нет ли у жителей других, непаспортных, уличных фамилий или прозвищ (например, в Вологодской области семьи Ивановых и Приваловых уже четыре поколения в селе называют Христятами по имени прапрадеда Христофора Иванова)? Если семейные прозвища или непаспортные фамилии есть, их необходимо перечислить и объяснить, насколько это возможно, причину возникновения каждого из них. 3. Какие фамилии наиболее распространены у приезжих жителей? Есть ли у них непаспортные фамилии или прозвища? 4. Сохранились ли в памяти старожилов фамилии, которых осталось мало или которые исчезли? Если сохранились, нужно перечислить их, указав приблизительное время исчезновения фамилии и причину (убиты на войне, репрессированы, уехали по вербовке и т д.). 5. Кем гордились жители каждого отдельного СП? Кого из своих земляков выделяли, уважали? По какой причине?
Собственные имена.
1. Какие мужские и женские имена наиболее распространены в каждом СП в разных поколениях: старшем, среднем, младшем? Если жителей мало, можно перечислить все имена. Выяснить принципы присвоения имён в каждом населённом пункте. 1. Как звучат непаспортные (домашние, уличные) формы мужских и женских имен в обследуемых СП? 2. Какие используются звательные, ласкательные, уничижительные и др. формы личных имён в СП? 3.В каких из обследуемых СП жителя называют не по имени, а по отчеству? Человека, какого возраста называют только по отчеству, по имени-отчеству? Меняются ли формы имён в зависимости от ситуации: при обращении к человеку или при разговоре о нём во время его отсутствия? 4. Как представляются жители села во время знакомства? 4. В каких СП вместо имен (или наряду с именем) используются прозвища? Кому, по какой причине и какие прозвища дают?
Клички. 1. Какие клички в исследуемом СП дают жеребцам, кобылам, коровам, быкам, телятам, свиньям, собакам, кошкам, другим домашним животным (каким именно)? 2. Во всех селах обследуемой местности клички животных однотипны или в каждом СП своеобразные?
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Вопросник по сбору микротопонимического материала села. Названия СП. 1. Под какими названиями значится СП в современных и прежних документах? 2. При внимательном прослушивании есть ли разница в произношении названия СП коренными русскими жителями разных поколений: старшего? Среднего? Младшего? 3. Как это же название произносят нерусские коренные жители? Приезжие? Жители соседних СП? 4. Как звучат прилагательные, образованные местными жителями от названия СП? 5. Прислушайтесь к местному говору и запишите короткие фразы, в которых название данного СП было бы не в именительном, а в родительном, винительном и творительном падежах. Например, он родом из…; он приехал в…; такое-то поле находится за…. 6. Есть ли у данного СП другие названия? Если их будет больше одного, необходимо узнать, почему их несколько. Все названия записать и объяснить причину возникновения каждого из них. 7. Что известно о происхождении данного СП из исторических источников, преданий, легенд, от стариков и т.д.? 8. В Псковской области встречается такое явление, когда разные деревни объединены в народе под одним общим названием, например, Доньшино, Еваново, Занятково, Павлово все вместе называются Речевицами. Нет ли подобных примеров в обследуемой местности? 9. Как жители данного СП произносят в именительном, родительном и творительном падежах название своего областного центра, райцентра и соседних СП? 10. Как в местном говоре звучат прилагательные, образованные от этих перечисленных выше названий? 11. Сохранились ли в памяти старейших коренных жителей названия соседних СП, которых уже нет? Следует перечислить эти названия с пометой, когда и почему этих СП не стало. 12. Не закрепились ли названия исчезнувших СП за теми местами, где они располагались ранее, т.е. за урочищами (кустами), пустошами, полями и т.д.? 13. Нет ли местных песен, частушек, прибауток, пословиц, поговорок, в которых упоминаются местные географические названия? 14. Нет ли в обследуемой местности шуточных названий какого-либо СП, центра, области, райцентра?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.188.152 (0.01 с.) |