Имена прилагательные и неличные местоимения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имена прилагательные и неличные местоимения



 

1. Какие окончания в обследуемом говоре имеют прилагательные в именительном падеже единственного числа: густой, густый,
густей (суп)?
Выпишите по два слова из каждого текста.

2. Не произносятся ли в именительном и винительном падежах
единственного числа женского и среднего рода и- в именительном
падеже множественного числа стяженные формы прилагательных:
большая, большаа, больша (дорога); худую, худуу, худу (корову);
доброе, доброэ, доброо, добро (дело); добрые, добрыэ, добрый,
добры (люди)?
Проследите, если позволяет собранный материал,
процесс появления стяженных форм прилагательных, выпишите из
текстов все необходимые примеры.

3. Какие окончания в говоре имеют в родительном падеже единственного числа прилагательные и неличные местоимения мужского
и среднего рода: умнова, умного, умнога, умного, умноγа, умноо,
умноhо, умноhа; тово, того, тоγо, тоо, тоhо?
Выпишите по два слова
из каждого записанного текста.

4. Какие окончания в изучаемом говоре имеют в предложном
падеже единственного числа прилагательные и неличные местоиме­ния мужского рода: о гнедом, о гнедем, о гнедым (коне); в каком,
какем, каким (году)'?
Выпишите по два слова из каждого текста.

5. Какие окончания в говоре имеют прилагательные женского
рода в единственном числе: у седой, у седэй, у седый, у седое (-оё),
у седые, у седыя (старухи); к седой, к седэй, к седый (старухе);
седую, седуу, седу, седуе, седуя, седою /старуху]; с седой,
с седою, с седэй, с седэю (старухой)"?
Выпишите из каждого текста по
два примера.

6. Какие окончания в изучаемом говоре имеют прилагательные в именительном падеже множественного числа: худые, худыэ, худыи, худыя, худэй, худы (коровы); синие, сини, синий, синия, синей'? Выпишите из каждого записанного текста по два примера.

7. Какие из перечисленных ниже окончаний имен прилагательных в косвенных падежах множественного числа встретились в обсле­дуемом говоре: от худых, от худыих, от худыф, от худыиф, от худэх, от худэих; в худых, в худыих, в худыф, в худыиф, в худэх, в худэих; к худым, к худыим, к худыми, к худыими, к худэм, к худэим, к худэ-ими, к худэми; с худыми, с худыими; с худым; с худыим, с худымя, с худыма, с худыима, с худэм, с худэми, с худэими? Приведите по одному примеру из каждого текста.

8. Укажите, как образуется сравнительная степень имен прила­гательных: быстрее (-её, -ея), быстрей, быстрие (-иё), быстряе (-яё, -яя), быстряй, быстреича, быстряича, быстрейши. Выпишите все зафиксированные формы.

 

Личные и возвратное местоимения.

 

1. Как образуются в обследуемом говоре родительный и винительный падежи единственного числа личных и возвратного место­имений: у меня, у мене, у мня, у мне, у мя; у тебя, у тея, у тебе, у тее,
у те, у тя, у тобе, у тобя; у себя, у сея, у себе, у сее, у се, у ся, у собе,
у собя; видишь меня, мене, мня, мя; вижу тебя, тея, тебе, тее, те,
тя, тобе, тобя; видел себя, сея, себе, сее, се, ся, собе, собя?
Приведите все отмеченные формы.

2. Как образуются в говоре дательный и предложный падежи
личных и возвратного местоимений: ко мне, к мине, к мене; к тебе,
к тее, к тие, к те, к тобе, к тае, к тоби, к теби; к себе, к сее, к сие,
к собе, к соби; обо мне, об мине, об мене; в тебе, в тее, в тобе, в тоби;
на себе, на сее, на собе, на сабе, на соби, на саби, на себе...?
Выпишите все зафиксированные примеры.

3. Как образуются в говоре формы родительного и винительного падежей местоимения 3-го лица женского рода: дожидались её,
ее, ей, ёй
или дожидались неё, нее, ней, нёй; у неё, у нее, у ней, у нёй
или у её, у ее, у ей, у ёй; видел её, ее, ею, ю или видел неё, нее, нею,
ню, яну?
Выпишите все формы, отмеченные в записях.

4. Как говорят жители обследуемого населенного пункта: он
или ён, она или ена, ёна, яна? Приведите по два примера из каждо­го текста.

5. Какова форма именительного падежа множественного числа
местоимений 3-го лица: они, оны, оне, яны, ены, ёны? Приведите по
два примера из каждого текста.

Числительные

Как образуется в говоре творительный падеж числительных два, три, четыре'?

Двумя, двуми, двума, двома, двема, двемя; трмя, треми, трема, трюма, трюмя, трюми; четырьмя, четырьмы, четырьми, четырема, че-тырьма, четырма.

Выпишите: все отмеченные формы.

 

Глагол

1. Какие окончания в обследуемом говоре имеют глаголы в
3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени: на -т, -ть, без [т]: знает, знаеть, знае, зная? Приведите по два
примера из каждого текста.

2. Не произносятся ли личные формы глагола без [j] между
гласными или со стяжением гласных: думает, думаэт, думаат, думат,
думае, думаё, думаэ, думаа, дума, думаеть; умеет, умеёт, умеэт,
умеат, умет, умее, умеё, умеэ, умеа, уме, уметь?
Проследите, если
это возможно, процесс появления стяженных глагольных форм, вы­писав из текстов все необходимые примеры.

3. Определите, как образуются в обследуемом говоре основы
личных форм глаголов I спряжения на [г], [к] в словах типа мочь,
стеречь, лечь, стричь, беречь, печь
и т. д. (стерегу, стережу; сте-
регёшь, стережёшь, стерегошь; стерегут, стережут; пеку, печу; пе-
кёшь, пекошь; пекут, печут).

Приведите из записанных текстов примеры глаголов на каждую форму.

4. Как образуются в говоре формы повелительного наклонения:
положи, положь; не тронь, не трожь; не трог, ляг, ляж? Приведите
по два примера из каждого текста.

5. Как образуются в обследуемом говоре формы возвратных
глаголов: боюсь, боюс, боюсе, боюся, боюса, боюси; умылся, умылса,
умылси, умылсы, умылсе, усылсэ, умылсё, умылсо...?
Приведите
по одному примеру на форму из каждого текста.

6. Как образуется неопределенная форма глаголов: ходить или
ходити; печь, печи, печти, пекчи, пекти; грести, гребти, гресть; итти,
иттить, ити, итить, идить...?
Приведите по одному примеру на
форму из каждого текста,

7. Всегда ли наблюдается чередование губных и переднеязычных согласных в конце основы глагольных форм? Как произносятся
глаголы типа люблю или любю, куплю или купю, треплешь или
трепешь, сижу или сидю, вижу или видю? Выпишите по два примера
на каждую форму.

8. Как образуются в говоре страдательные причастия прошедшего времени? Какая из приведенных ниже двух форм свойственна
говору: дочь выдана или выдата; рожь убрана или убрата; рожь
сжата
или сжана; одетый или оденый; поротый или пороный...?
Выпишите все примеры из текстов.

9. Как образуются в говоре деепричастия? Какая из приведенных
ниже форм свойственна говору: не евши, не емши, не едчи, не едши;
обувши, обумши, обувшись, обумшись; он оставши, оставшись,
остамши, остамшись; гулявши, гулямши; ушодчи, ушодши, ушед-
ши...?
Выпишите по два-три примера из каждого записанного текста.

10. Какие, помимо указанных выше, морфологические особенно­сти отмечены вами в обследуемом говоре?

 

В заключение

1. Укажите, в каких случаях в именах существительных, име­ющих иной грамматический род, сравнительно с современным рус­ским литературным языком, изменения в категории рода характеризуются фонемой, а в каких — морфологической природой. Нет
ли в обследуемом говоре случаев, когда разные существительные одного и того же рода при согласовании с прилагательными
относятся к разным родам?

2.Проанализируйте имена существительные, которые свидетельствуют о диалектных особенностях категории числа, падежа,
а также принадлежат к особым видам склонения.

3. Какие диалектные морфологические явления в прилагательных и местоимениях, в глагольных формах, в других частях
речи наиболее характерны для обследуемого говора?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросник по определению специфических черт словообразовательной системы диалекта

 

Определить наиболее продуктивные способы и средства словообразования в различных частях речи:

1) имени существительном;

2) имени прилагательном;

3) местоимении;

4) числительном;

5) наречии;

6) глаголе;

7) причастии;

8) деепричастии.

Отметить все случаи образования слов, отличающиеся от литературного языка, в перечисленных частях речи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Титовская В.В. Глаголы с суффиксом "-ива" в воронежских говорах // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Вып. 16. – Воронеж, 1981. - С. 116-118.

Торопцев И. С. Суффиксальное словопроизводство имен категории общего рода в говоре села Коршево Бобровского района Воронежской области // Уч. зап. Орловского пед. ин-та. Т. XIII, вып. 5. – Орел, 1959.

Торопцев И. С. Суффиксальное словопроизводство имен существительных в говоре села Коршево Бобровского района Воронежской области. Дисс. канд. филол. наук. - Воронеж, 1954.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Вопросник по определению специфических черт синтаксической системы диалекта

 

Собирание материала по синтаксису проходит одновременно со сбором материала по фонетике и морфологии: фактически анализи­руется в дальнейшем один и тот же связный текст. Конечно, для выявления синтаксических конструкций нужны целые отрезки тек­ста, на что следует молодым диалектологам обратить особое внимание. Для того чтобы получить такие фонетически точные записи целых бесед, монологов информантов, целесообразно проводить одновременно фиксацию высказываний вручную и на аудиокассете, а в дальнейшем при расшифровке сопоставлять эти записи.

Молодой диалектолог должен иметь в виду, что при собирании материалов по синтаксису совершенно исклю­чается применение метода наводящих вопросов. В какой-то степени этот метод может быть использован лишь для получения материа­лов, касающихся тех или иных словосочетаний.

Студенты, ведущие наблюдения над синтаксическими явлениями в говоре, должны, помимо хорошего знания и понимания сути при­веденных ниже вопросов, четко представлять, какие синтаксические явления могут быть зафиксированы в данной местности. Это необ­ходимо для того, чтобы не пропустить соответствующие примеры, вовремя обратить на них внимание.

Величина отрезка речи, необходимая при анализе текста для правильного ответа на вопросы по синтаксису, не одинакова для разных явлений: в одних случаях можно ограничиться приведением отдельных словосочетаний, в пределах которых реализуется инте­ресующее явление, в других — следует приводить целиком пред­ложение или более широкий контекст, без которого данное явление невоз­можно воспринять или проанализировать.

 

1. Проанализируйте записанные тексты, учитывая особенности построения двусоставного предложения. Какие способы выражения сказуемого в двусоставном предложении известны говору? Употреб­ляются ли в роли сказуемого краткие страдательные причастия типа корзинка переломан, сено скошен, ягоды набран, девка уехано, молоко налит...? Не выступают ли в предложениях типа Бригадир уехавши, Я разумши, Он не еччи, Он есть уехавши, Он был бы встав­ши... в предикативной функции деепричастия? Не употребляются ли в роли сказуемого полные и краткие прилагательные в сочетании с инфинитивом в предложениях типа Он боёк был спать, Я пресь была досужая...'? Какие еще способы выражения сказуемого отмечены вами? Выпишите из каждого текста по два-три примера, от­ражающих указанные явления.

2. Не отмечено ли в обследуемом говоре употребление сказуемого во множественном числе, если подлежащее обозначает совокупность предметов одушевленных в предложениях типа Лесная-то
стража были слабые, Народ с грибами шли...?
Выпишите все при­меры.

3. Нет ли в говоре особенностей в выражении второстепенных
членов предложения? Не употребляются ли конструкции с имени­тельным прямого дополнения при инфинитиве типа топить баня,
рыба ловить...?
Не свойственны ли синтаксической системе говора
конструкции с именительным прямого дополнения при предикативе
в предложениях типа Корова нам надо, Рука у меня больно. Что-то
мама не видно...?
Выпишите все примеры.

4. Не сохраняются ли в говоре конструкции с переходным глаголом и именительным падежом зависимого слова в предложениях
типа Сосна, береза рубили; Краска купили...? Выпишите все примеры из текстов.

5. Не сохранились ли в говоре особенности в употреблении пред­ложных конструкций с винительным падежом имени существительного в сочетаниях типа возле лес, возле деревню, мимо избу, подле
суслон...?
Выпишите все примеры.

6. Не употребляются ли в говоре двойные предлоги с различными падежами имен существительных в сочетаниях типа по-над
болоту, по-над лугом, по-за луг, по-за хлебом, no-под лесу, по-под
горою...?
Нет ли в говоре других двойных предлогов (по-на, за-по,
до-за, no-перед, под-на, no-зли
и т. д.)? Выпишите из текстов все
примеры.

7. Не отмечено ли в обследуемом говоре повторение предлогов в сочетаниях различных типов: без верхней без рубахи, к ее
к сыну, за сто за семьдесят рублей, (приедут) на парах на двух,
у кумушки у Мани, с картошкой с горячей...?
Выпишите из текстов
все примеры с указанными (или другими отмеченными вами) повторяющимися предлогами.

8. Не наблюдается ли в говоре употребление в усилительной
функции союзов да, да и и др. при соединении однородных членов
в сочетаниях типа достать тёсу, да тёсу напилить, да перекрыть;
со снохой да и, с сыном да и...?
Выпишите по два-три примера из
каждого текста.

9. Не наблюдается ли в обследуемом говоре распространения
беспредложных конструкций в соответствии с предложными конструкциями литературного языка в предложениях типа Домой при­шла восемь часов, Волгограде живет, Погоду пишут, Есть что-нибудь тарелке,
Сходи Ване...?
Выпишите из текстов все беспредложные сочетания.

10. Употребляются ли в говоре при существительных частицы
то, та, ти, те, ту, от? Выпишите из текстов по три примера с этими
частицами: а) без согласования: доска-то (-та, -ти, -те), доску-то (-та, -ти, -те), доской-то (-та, -ти, -те); мужик-то (-та, -ти, -те), мужика-то (-та, -ти, -те), мужики-то (-та, -ти, -те); поле-то (-та, -та, -те)... б) с согласованием: старик-от, старика-та, старики-те; изба-та, избу-ту, избе-те; село-то, села-та, селу-ту и т. д.

11. Не употребляется ли постпозитивная частица то (в разных
вариантах) при других частях речи: а) при местоимениях: мы-ту
с тобой, вашу-ту пору, эта-та девушка, он сам-от, сама-ту старуха...?
б) при глаголе: шить-ту им надо, как живешь-ту, пришла-ту в суб­боту, зря торопились-ту...? в) при наречии: назад-ту пришла, за-
муж-от пошли, плохо-то не живу...?
Выпишите все примеры.

12. Употребляются ли в говоре вопросительные частицы чи, ти
в предложениях типа: Чи я знаю? Чи он прийде? Ти много вас будет?
Выпишите все примеры из текстов.

13. Нет ли в обследуемом говоре употребления местоимения
ктокого вместо чточего? Не употребляются ли фразы типа Кто
у тебя в кармане, Кого ты шьешь
и т. д.? Выпишите все примеры.

14. Не наблюдается ли в обследуемом говоре такое явление,
как слабость организующих центров предложения, нет ли в предложении, кроме главного, еще и второстепенных фразовых ударений? Не образуется ли предложение в несколько приемов, как бы
набегающими друг на друга волнами? Не выражаются ли в связи с
этим те или иные члены предложения местоимениями, поясняемыми
словами с конкретным значением, например: Его нет, этого маль-
цика, в комнате; Он постаре мене, брат-то...?
Проанализируйте
полностью один из текстов со стороны ритмикомелодической.

15. Не наблюдается ли в говоре вставок внутрь предложения,
например: Я ни хатела идить: сваты тады мене — батька прапил
мене yhaвapилu...? Выпишите все примеры.

16. Не наблюдается ли в обследуемом говоре повторения вы­сказанной мысли, варьирования: а) целого предложения: Ныне
пьрямокли, нет-нет дожжицек; Скота-то было у всех, у всех было
скота;
б) части предложения: Робоця сила, которым надо работать,
так те уехали; Больным так варять, хто балееть...?
Выпишите все
примеры.

17. Какие еще синтаксические осо­-
бенности, помимо указанных выше, отмечены в обследуемом говоре?

 

В заключение

 

1.Какие специфические черты в структуре словосочетаний
свойственны говору?

2.Какие значительные дифференцирующие синтаксические черты в организации типов простого и сложного предложений характерны для обследуемого говора?

3.Отмечены ли новые синтаксические явления, возникшие в
результате взаимодействия диалектных и литературных конструк­ций?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Собинникова В. И. Архаические явления в синтаксисе диалекта (на материале говоров Воронежской области) // Труды Прибалтийской диалектологической конференции 1968. - Тарту, 1970. - С. 303-312.

Черенкова А. Д. Архаические падежные и предложно-падежные формы в говорах Воронежской области // Тезисы докладов и сообщений Первой областной научно-практической конференции по теме: “Воронежское краеведение: опыт, перспективы развития” 25-26 ноября 1989 г. – Воронеж, 1989. – С. 79-82

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Вопросник по внутрисистемным отношениям в лексике

 

1. Расклассифицируйте собранный материал по типам диалектизмов, выделив противопоставленные и непротивопоставленные лек­сические явления. Подробно охарактеризуйте диалектизмы этнографического характера. С какими особенностями материальной и
духовной культуры обследуемого региона связана данная лексика?

2. Дайте характеристику противопоставленных диалектизмов
(лексические, семантические, грамматические, словообразовательные, фонематические, акцентологические). Приведите по три-четыре
примера на каждый тип. Проанализируйте отмеченные вами фонемные различия, ле­жащие за пределами фонетической системы говора, относящи­еся к: а) лексической системе: вьшшя, цело, дуплё, футор, кутор, берно, беревно, беревено; б) словообразовательной системе:
видко, холодко; в) морфологической системе: ведеть, веде.

3. Расклассифицируйте всю зафиксированную народно-терминологическую и этнографическую диалектную лексику по тематическим группам.

4. Выделите из текстов и охарактеризуйте в соответствии с
лексико-семантической классификацией нетерминологическую диа­лектную лексику.

5. Охарактеризуйте явления полисемии и омонимии обследуемого говора.

6. Осветите характерные для лексической системы изучаемого
говора синонимические отношения. Покажите разницу между синонимами и дублетами. Приведите примеры синонимических рядов и
вариантных параллелей. Выпишите по пять примеров из всех текстов.

7. Известно ли говору явление антонимии? Выпишите из текстов
зарегистрированные антонимы (не более пяти-шести пар).

8. Выделите в обследуемом говоре экспрессивно-оценочную лексику, отражающую положительную и отрицательную экспрессию.
Покажите, в каких случаях эмоциональная значимость передается
словообразованием, в каких — экспрессивно-оценочные элементы
прочно закреплены за самим словом. Выпишите из текстов восемь —
десять примеров.

9. Охарактеризуйте семантику и структуру всех зафиксированных фразеологизмов, выделив именные, глагольные, адъективные,
адвербиальные, глагольно-пропозиционные, междометные фразеологизмы.

 

Обобщённое заключение

1. Какие особенности обследуемого говора являются определяющими для установления принадлежности его к конкретной
группе (севернорусского, южнорусского наречия или переходных
среднерусских говоров)?

2. По сумме фонетических и грамматических особенностей говора определите его группу, руководствуясь классификацией рус­ских говоров, представленной в учебном пособии К. Ф. Заха­ровой и В. Г. Орловой «Диалектное членение русского язы­ка» (М., 1970) или в учебном пособии «Русская диалектология», которое вышло под ред. П. С. Кузнецова (М., 1973), см. раз­дел «Диалектное членение русского языка» (с. 237—271).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Вопросник по написанию истории села.

1. Каков тип сельского поселения (СП) по официальным данным и по свидетельству самих жителей (село, деревня, поселок, хутор)?

2. На какой реке или вблизи какого крупного объекта находится? С какой стороны? Сколько км до районного центра и до областного центра? Какие дороги находятся вблизи СП (железная дорога, автомобильная трасса)?

3. К какой области, району, сельской администрации относится в настоящее время?

4. Сколько в СП жилых домов?

5. Когда и кем основано? Каков социальный статус жителей в прошлом (служилые люди, государственные крестьяне, помещичьи крестьяне, монастырские крестьяне, казаки и др.).

6. Чем занимались жители в прошлом и какова основа хозяйственной деятельности в настоящее время?

7. Какие национальности представлены здесь сейчас? Какие в прошлом?

 

В случае необходимости можно использовать:

Тройно Ф.П. Методические рекомендации по написанию историй сельских поселений. Белгород, 1992.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Вопросник по сбору антропонимического материала села.

 

Названия жителей.

 

1. Как называют всех жителей каждого СП в совокупности? Например, жителей деревни Койда называют койдяне, деревни Зубово-зубари, деревни Петрово - петровские в одних местах, петровцы - в других.

2. Нет ли других микроэтнонимов, называющих жителей данного СП или группы СП. Например, жителей с. Новосолдатки Репьёвского района Воронежской области называют суцепами, с. Старой Хворостани Лискинского района Воронежской области – талагаями, сс. Нижнемарьина, Тресорукова, Рождествено, Добрина и др. – цуканами, бывшей деревни Шукавки Панинского района Воронежской области – гамаями и др.

3. Нет ли в обследуемой местности шуточных прозвищ, дразнилок, относящихся к жителям целого СП?

4. Как называют отдельного жителя и жительницу каждого перечисленного выше СП.

4. Одинаково ли называются жители данного СП проживающими в нём и жителями соседних СП?

 

Фамилии.

 

1. Какие фамилии коренных жителей наиболее распространены в каждом из перечисленных СП? (Если жителей осталось мало, следует перечислить все фамилии).

2. Нет ли у жителей других, непаспортных, уличных фамилий или прозвищ (например, в Вологодской области семьи Ивановых и Приваловых уже четыре поколения в селе называют Христятами по имени прапрадеда Христофора Иванова)? Если семейные прозвища или непаспортные фамилии есть, их необходимо перечислить и объяснить, насколько это возможно, причину возникновения каждого из них.

3. Какие фамилии наиболее распространены у приезжих жителей? Есть ли у них непаспортные фамилии или прозвища?

4. Сохранились ли в памяти старожилов фамилии, которых осталось мало или которые исчезли? Если сохранились, нужно перечислить их, указав приблизительное время исчезновения фамилии и причину (убиты на войне, репрессированы, уехали по вербовке и т д.).

5. Кем гордились жители каждого отдельного СП? Кого из своих земляков выделяли, уважали? По какой причине?

 

Собственные имена.

 

1. Какие мужские и женские имена наиболее распространены в каждом СП в разных поколениях: старшем, среднем, младшем? Если жителей мало, можно перечислить все имена. Выяснить принципы присвоения имён в каждом населённом пункте.

1. Как звучат непаспортные (домашние, уличные) формы мужских и женских имен в обследуемых СП?

2. Какие используются звательные, ласкательные, уничижительные и др. формы личных имён в СП?

3.В каких из обследуемых СП жителя называют не по имени, а по отчеству? Человека, какого возраста называют только по отчеству, по имени-отчеству? Меняются ли формы имён в зависимости от ситуации: при обращении к человеку или при разговоре о нём во время его отсутствия?

4. Как представляются жители села во время знакомства?

4. В каких СП вместо имен (или наряду с именем) используются прозвища? Кому, по какой причине и какие прозвища дают?

 

Клички.

1. Какие клички в исследуемом СП дают жеребцам, кобылам, коровам, быкам, телятам, свиньям, собакам, кошкам, другим домашним животным (каким именно)?

2. Во всех селах обследуемой местности клички животных однотипны или в каждом СП своеобразные?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Вопросник по сбору микротопонимического материала села.

Названия СП.

1. Под какими названиями значится СП в современных и прежних документах?

2. При внимательном прослушивании есть ли разница в произношении названия СП коренными русскими жителями разных поколений: старшего? Среднего? Младшего?

3. Как это же название произносят нерусские коренные жители? Приезжие? Жители соседних СП?

4. Как звучат прилагательные, образованные местными жителями от названия СП?

5. Прислушайтесь к местному говору и запишите короткие фразы, в которых название данного СП было бы не в именительном, а в родительном, винительном и творительном падежах. Например, он родом из…; он приехал в…; такое-то поле находится за….

6. Есть ли у данного СП другие названия? Если их будет больше одного, необходимо узнать, почему их несколько. Все названия записать и объяснить причину возникновения каждого из них.

7. Что известно о происхождении данного СП из исторических источников, преданий, легенд, от стариков и т.д.?

8. В Псковской области встречается такое явление, когда разные деревни объединены в народе под одним общим названием, например, Доньшино, Еваново, Занятково, Павлово все вместе называются Речевицами. Нет ли подобных примеров в обследуемой местности?

9. Как жители данного СП произносят в именительном, родительном и творительном падежах название своего областного центра, райцентра и соседних СП?

10. Как в местном говоре звучат прилагательные, образованные от этих перечисленных выше названий?

11. Сохранились ли в памяти старейших коренных жителей названия соседних СП, которых уже нет? Следует перечислить эти названия с пометой, когда и почему этих СП не стало.

12. Не закрепились ли названия исчезнувших СП за теми местами, где они располагались ранее, т.е. за урочищами (кустами), пустошами, полями и т.д.?

13. Нет ли местных песен, частушек, прибауток, пословиц, поговорок, в которых упоминаются местные географические названия?

14. Нет ли в обследуемой местности шуточных названий какого-либо СП, центра, области, райцентра?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.083 с.)