Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система согласных. Качество отдельных согласных. Позиционные изменения согласных

Поиск

1. Внимательно проанализируйте тексты и определите количество согласных фонем в обследуемом вами говоре. Сопоставьте их с литературным языком.

2. Какой звук произносится в говоре на месте [ц]; [ц] твердый
мягкий — [ц'], мягкий — [с'], [с] твердый, шепелявый мягкий звук,
средний между мягким [ц] и [ч] -- [ц"], мягкий [ч'], твердый [ч]
(похожий на [тш]): цапля, ц'апля, с'апля, сапля, ц"апля, ч'апля, чапля
(похоже на тшапля); курица, куриц'а, курис'а, куриса, куриц"а,
курич'а, курича
[похоже на куритша]; венец, венец', венес’, венец",
венеч’, венеч
[похоже на венетш]...? Выпишите по два примера на
каждую часть речи из текстов. Свойственно ли говору цоканье?
Какого типа?

3. Какой звук произносится в говоре в соответствии с литературным [ч']: мягкий [ч’], твердый [ч] (похоже на [тш]), мягкий
[ш'], мягкий [ц'], твердый [ц], шепелявый [ц"]: ч'адо, чадо (тша-
до), шчадо, ц'адо, цадо, ц"адо; ч'ереда, череда (тшереда), ш'ереда,
ц'ереда, цереда, ц"ереда; ч'истый, чистый (тшистый), ш'истый,
ц'истый, цыстый, ц"истыи?
Выпишите из текстов по два-три
примера.

4. Какой согласный звук произносится на месте [щ]: мягкий
долгий [ш'ш'], долгий твердый [шш], сочетание мягких [ш'ч’], со­
четание твердых согласных [шт], сочетание мягких согласных [ш'т'],
сочетание твердых [шч], мягкий долгий [с'с’] или [с'ц']: 'ш'ш'егол,
шшегол, ш'ч'егол, штегол, ш'т'егол, шчыгол
(похоже на штшыгол),
с'с'егол, с'ц'егол; ш'ш'авель, шшавель, ш'ч'авель, штавель, ш'т'авель,
шчавель
(похоже на штшавель), с'с'авель, с'ц'авель; ш'ш'уплый,
шшуплый, ш'ч'уплый, штуплый, ш'т'уплый, шчуплый
(похоже на
штшуплый), • с'с'уплый, с'ц'уплый; счастье, резчик? Выпишите по
2—3 примера из текстов.

5. Какие звуки произносятся на месте [ш] и [ж] —твердые
[ш] и [ж], мягкие [ш'] и [ж'], твердые [с] и [з], мягкие [с'] и [з']:
шест, ш'ест, сеет, с'ест; шурин, ш'урин, сурин, с'урин; жар, ж'ар,
зар, з'ар; жыл, ж'ил, зыл, з'ил; шёлк, шорох, пожар...?
Выпишите
по два примера из каждого текста.

6. Не произносится ли вместо [з] и [с], мягких и твердых, звуки
[ж] и [ш], мягкие и твердые: з'еленый, ж'еленый; с'емь, ш'емь;
знаю, жнаю; стол, штол?
Выпишите по три примера.

7. Установите качество звука [г] в обследуемом говоре: [г]
взрывной, [γ] фрикативный, [h] гортанный: галка, γалка, hалка;
круг, крух, крук.
Выпишите по три-четыре примера из каждого
текста.

8. Установите качество звука [в] в обследуемом говоре: [в] губно-зубной или [w] губно-губной и его модификации: лава, лафка,
лаўка, лахка; брофь, броф, броў; вдова, ўдова...?
Постарайтесь установить, в каких позициях возникают эти модификации. Не произносится
ли протетический согласный [в] перед гласными [о] и [у] в начале
слова: вокна (окна), Вольга (Ольга), Восипович (Осипович), вотруби (отруби), вумница (умница), вуха (уха), вуметь (уметь)... Выпишите все примеры из текстов.

9. Не произносится ли на месте [ф] в обследуемом говоре [х],
[хв], [хф], [кв], [к], [п]: Феня, Хеня, Хвеня, Хфеня; Фёкла, Хёкла, Хвекла,
Хфёкла; фонарь, понарь...?
Выпишите три-четыре примера из каждого текста.

10. Не произносится ли на месте [л]: а) перед гласными звук

[1] («среднее», «европейское»): 1авка, 1ук, го1ова, сто1ы; б) в конце слова и перед согласными [ў], [w]: знал, знаў, знаw; палка, паўка, nawкa; волк, воўк, воwк? Выпишите по три примера из каждого текста.

11. Не наблюдается ли в обследуемом говоре прогрессивного
ассимилятивного смягчения задненебных согласных: люл'кя, ма-
лен'кёй, Пет'кю, Ол'гя?
Выпишите из текстов три-четыре примера.

12. Не наблюдается ли в говоре изменений [к'] в [т'], [г’] в [д']:
Ваньтя, тислый, Ольдя, ноди, диря...? Выпишите все примеры из
текстов.

13. Не произносится ли [с’] и [с] в конце слова в сочетании
сть и ст; пост, пос; лист, лис; гармонист, гармонис; пласт, плас;
сырост', сырос'; страст', страс'; груст', грус'; дрос (дрозд), поес
(поезд)..?

14. Как произносятся сочетания дн и бм — как [дн] и [бм]
или как двойные н, м [нн, мм]: ладно, ланно; медный, менный;
обидно, обинно; обмерял, оммерял; обморок, омморок...?
Выпишите
все примеры, имеющиеся в текстах.

15. Не произносятся ли на месте мягких согласных твердые:
а) перед гласными: от'ец или отэц, с'ердце или сэрдце, ход'ила или
ходыла, м'илый или мылый; б) перед твердыми согласными: бол'но
или болно, бол'шой или болшой, пис'мо или писмо; в) на конце
слова — губные согласные: восем' или восем, насып' или насып,
проруб'
или проруб; переднеязычные согласные: пузыр' или пузыр,
лос'
или лос, кроват' или кроват? Выпишите все примеры из текстов.

16. Не произносится ли сочетание переднеязычного и [j] как
двойной мягкий согласный: Марря (Марья), воскресенне (воскресенье), веселле (веселье), зелле (зелье), сваття (сватья), беллё,
улля, хвастуння...?
Выпишите из текстов все зафиксированные примеры.

17.Какие еще диалектные явления в составе, качестве и позици­онных изменениях согласных фонем можно отметить в обследуемом
говоре?

В заключение

 

1. Какие диалектные фонетические явления в области глас­ных и согласных типичны для обследуемого говора? Есть ли отклонения от установленного вами в говоре типа вокализма и консонантизма и как следует объяснить эти отклонения?

2. Какие особенности предударного вокализма отражаются в
говоре? Определите, что свойственно изучаемому говору: оканье
или аканье. Какого типа? Установите тип предударного вокализма
после мягких согласных в 1-м предударном слоге (еканье, ёканье,
иканье, яканье и его тип). Охарактеризуйте каждое отмеченное
в говоре явление, выписав на яканье все примеры, на остальные
типы предударного вокализма по два-три примера из каждого за­писанного текста.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросник по определению специфических черт морфологической системы диалекта

 

Диалектные различия в области грамматики лишь частично затрагивают систему говора. Это объясняется тем, что все русские говоры имеют общенародную основу грамматического строя, кото­рая проявляется в общности основных грамматических категорий рода, числа, в единой системе склонения и спряжения и т. д. Свое­образие говоров наблюдается в отношении образования тех или иных грамматических форм, в несовпадении слов в типах склонений, в звуковом составе отдельных морфем (чаще всего флексий), в судьбе непродуктивных грамматических классов, представленных отдельными словами или группами слов.

Именно эта специфика, присущая морфологии говоров, должна учитываться при собирании сведений, при обработке материала.

При обработке, классификации собранного материала во всех случаях, кроме тех, когда спрашивается о судьбе отдельного сло­ва или определенного класса слов, нужно относить каждую форму, слово к тому грамматическому разряду, к которому оно относится в данном говоре, а не в литературном языке. Например, слово мыша в говоре может полностью совпадать по окончаниям с существительными I-го типа склонения, поэтому его следует отнести к I-му типу склонения, а не к III-му, к ак в литературном языке. Только в том случае, когда вопрос специально посвящен судьбе определенного класса слов, следует приводить слова, исторически относящиеся к нему, независимо от того, к какому классу они относятся в исследуемом говоре, например, существительные III-го типа склонения с нулевой флексией в древнерусском языке вместе с существительными мужского рода с мягкой финалью относились к IV типу склонения. В литературном языке произошло чёткое разграничение этих существительных по родовому принципу, но в диалектах их судьба может быть другой. На это надо обратить внимание. В таком случае всю номенклатуру существительных III-го типа склонения следует рассматривать в соответствии с отнесённостью их в литературном языке: не только соль, кровь, боль, но и болезня, церква, мыша и т.д.

 

Имя существительное

1. Имеются ли в обследуемом говоре все три класса имен существительных по грамматическому роду (мужской, женский и
средний) или в говоре только два класса: существительные мужского и женского рода: полотенец, коромысел, платья, одеяла...?
Приведите по три примера на каждый грамматический род.

2. Не наблюдается ли в обследуемом говоре особенностей в
категории рода сравнительно с русским литературным языком, нет
ли расширения одних классов за счет сужения других: полушалка,
литра, ужна, подарка, стула, папах, струй, яблок...?
Выпишите все
имеющиеся в текстах примеры.

3. Не сохраняет ли говор древнерусскую родовую характеристику: суседко, колоколо, дедушко, парнишко, батюшко, терново,
дерно...?
Выпишите все примеры.

4. Какие из приводимых ниже форм окончаний родительного,
дательного и предложного падежей единственного числа существительных женского рода на -а (-я) встречаются в обследуемом говоре: без зимы, без зиме; к зимы, к зиме; о зимы, о зиме; нет папы,
нет папе; к папы, к папе; о папы, о папе; без земли, без земле; по
земли, по земле; на земли, на земле; зыбка, золовка, петля...?
Выпи­шите из текстов по три примера на каждую падежную форму.

5. Какие из приводимых ниже форм окончаний творительного
падежа единственного числа существительных женского рода на
-а (-я) отмечены вами в текстах: женой, женою, женэй, женэю,
с палкой (с палкай), с палкою (с палкаю), с палкэй, с палкэю,
с палкуй, с палкую?
Приведите по три примера на каждую падеж­ную форму.

6. Какие из перечисленных ниже форм окончаний имен существительных мужского и среднего рода родительного и предлож­ного падежей единственного числа имеются в обследуемом говоре: а) без дела, без делы, без делу; б) нет мужа, нет мужу, от вотчима, от вотчиму, с жениха, с жениху; в) на конце, на конци (на концы), на концу; при отце, при отци (при отцы), при отцу; о волке, о волки, о волку; г) на плече, на плечи, на плечу; в окне, в окни, в окну? При­ведите по два примера из каждого текста.

7. Какие из указанных ниже форм имен существительных женского рода с нулевым окончанием имеются в говоре: а) дательный
падеж: по грязи, по грязе; б) винительный падеж: пригнал лошадь,
лошадю;
в) творительный падеж: грязью, грязьюй, грязюй, грязей
(грязей), грязею;
г) предложный падеж: на лошади, на лошаде.
Приведите все примеры из каждого текста.

8. Какие из перечисленных ниже имен существительных среднего
рода на -мя имеются в обследуемом говоре: в именительном падеже: время, времё, време; б) в родительном падеже: нет времени
(времяни), нет времене (времяне), нет время, нет времи;
в) в дательном падеже: ко времени (времяни), ко времю, ко времи; г) в тво­рительном падеже: с временем (с временем, с временям), с времем
(с времем, с времям);
д) в предложном падеже: о времени, о вре­мене, о времи...? Приведите по два примера из каждого текста.

9. Какие из перечисленных ниже форм имен существительных
путь, зверь, мышь в косвенных падежах функционируют в обследованном говоре: без пути, без путя; к пути, к путю; с путью (путюй,
путей, путею), с путем; в пути, в путе; без зверя, без звери; за зверем,
за зверью (зверюй, зверей, зверею); нет мыши, нет мыша; с мышью
(с мышуй, с мышей, с мышею), с мышем
и т. д.? Выпишите все за­
писанные вами формы слов.

10. Какие формы имеют в единственном числе существительные
мать и дочь в обследуемом говоре?'

а) именительный падеж: пришла мать, мати, матерь или матеря;
дочь, дочи, дочерь
или дочеря;

б) родительный падеж: без матере, без матери или без мати;
без дочере, без дочери
или без дочи;

в) винительный падеж: видел мать, мати, матерь или матерю;
видел дочь, дочи, дочерь
или дочерю;

г) творительный падеж: с матерью, с матерьюй, с матерюй, с
матерей, с матерею, с матью; с дочерью, с дочерьюй, с дочерюй,
с дочерей, с дочерею, с дочью;

д) предложный падеж; при матере, при матери, при мати; при
дочере, при дочери, при дочи.

Выпишите все записанные вами формы слов.

11. Какие окончания имеют в обследуемом говоре имена су­ществительные в именительном падеже множественного числа?

а) берега, бéреги, береги’; глаза, глáзы, глазы’, глазья; сыновья,
сынья, сыны, сынова, сыновя',

б) деревни, деревня; рощи, роща; площади, площадя;

в) села, селы; окна, окны; пятна, пятны; болота, болоты?.
Выпишите из текстов по две зафиксированные формы.

12. Какие окончания имеют в говоре имена существительные
в родительном падеже множественного числа?

а) волос, волосов, волосьев, волосох, волосэй, волосей, волосий;
огурцов, огурцох, огурцей; гвоздей, гвоздев, гвоздёх, гвоздьев;

б) свадеб, свадьбов, свадьбах, свадьбей; груш, грушов, грушох,
грушей; ножей, ножов, ножох; бань, банев, банех, баней] песен,
песень, песнев, песнех, песней',

в) мест, местов, местох; дел, делов, делох; озёр, озёров, озёрох.
Выпишите по два примера на каждую форму, отмеченную в текстах.

13. Какие окончания имеют в говоре существительные в творительном падеже множественного числа?

За домами, за домам, за домамы, за домама, за домамя; под руками, под рукам, под рукамы, под рукама, под рукамя, под рукмы, по рукма; с утками, с уткам, с уткамы, с уткама, с уткамя, с уткими; с костями, с костям, с костямы, с костяма, с костямя, с булками, с булкам, с булкими, с булкямя, с книгами, с книгам, с книгими, с книгимя, с книгямя.

Выпишите все записанные вами формы слов.

14. Какие окончания имеют существительные в предложном падеже множественного числа?

В домах, в домаф, в домох; в гостях, в гостяф, в гостех, в гостёх; в дверях, в дверяф, в дверёх; на путях, на путяф, на путёх.

Выпишите из текстов по три зафиксированных формы слов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.011 с.)