Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система согласных. Качество отдельных согласных. Позиционные изменения согласныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Внимательно проанализируйте тексты и определите количество согласных фонем в обследуемом вами говоре. Сопоставьте их с литературным языком. 2. Какой звук произносится в говоре на месте [ц]; [ц] твердый 3. Какой звук произносится в говоре в соответствии с литературным [ч']: мягкий [ч’], твердый [ч] (похоже на [тш]), мягкий 4. Какой согласный звук произносится на месте [щ]: мягкий 5. Какие звуки произносятся на месте [ш] и [ж] —твердые 6. Не произносится ли вместо [з] и [с], мягких и твердых, звуки 7. Установите качество звука [г] в обследуемом говоре: [г] 8. Установите качество звука [в] в обследуемом говоре: [в] губно-зубной или [w] губно-губной и его модификации: лава, лафка, 9. Не произносится ли на месте [ф] в обследуемом говоре [х], 10. Не произносится ли на месте [л]: а) перед гласными звук [1] («среднее», «европейское»): 1авка, 1ук, го1ова, сто1ы; б) в конце слова и перед согласными [ў], [w]: знал, знаў, знаw; палка, паўка, nawкa; волк, воўк, воwк? Выпишите по три примера из каждого текста. 11. Не наблюдается ли в обследуемом говоре прогрессивного 12. Не наблюдается ли в говоре изменений [к'] в [т'], [г’] в [д']: 13. Не произносится ли [с’] и [с] в конце слова в сочетании 14. Как произносятся сочетания дн и бм — как [дн] и [бм] 15. Не произносятся ли на месте мягких согласных твердые: 16. Не произносится ли сочетание переднеязычного и [j] как 17.Какие еще диалектные явления в составе, качестве и позиционных изменениях согласных фонем можно отметить в обследуемом В заключение
1. Какие диалектные фонетические явления в области гласных и согласных типичны для обследуемого говора? Есть ли отклонения от установленного вами в говоре типа вокализма и консонантизма и как следует объяснить эти отклонения? 2. Какие особенности предударного вокализма отражаются в
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросник по определению специфических черт морфологической системы диалекта
Диалектные различия в области грамматики лишь частично затрагивают систему говора. Это объясняется тем, что все русские говоры имеют общенародную основу грамматического строя, которая проявляется в общности основных грамматических категорий рода, числа, в единой системе склонения и спряжения и т. д. Своеобразие говоров наблюдается в отношении образования тех или иных грамматических форм, в несовпадении слов в типах склонений, в звуковом составе отдельных морфем (чаще всего флексий), в судьбе непродуктивных грамматических классов, представленных отдельными словами или группами слов. Именно эта специфика, присущая морфологии говоров, должна учитываться при собирании сведений, при обработке материала. При обработке, классификации собранного материала во всех случаях, кроме тех, когда спрашивается о судьбе отдельного слова или определенного класса слов, нужно относить каждую форму, слово к тому грамматическому разряду, к которому оно относится в данном говоре, а не в литературном языке. Например, слово мыша в говоре может полностью совпадать по окончаниям с существительными I-го типа склонения, поэтому его следует отнести к I-му типу склонения, а не к III-му, к ак в литературном языке. Только в том случае, когда вопрос специально посвящен судьбе определенного класса слов, следует приводить слова, исторически относящиеся к нему, независимо от того, к какому классу они относятся в исследуемом говоре, например, существительные III-го типа склонения с нулевой флексией в древнерусском языке вместе с существительными мужского рода с мягкой финалью относились к IV типу склонения. В литературном языке произошло чёткое разграничение этих существительных по родовому принципу, но в диалектах их судьба может быть другой. На это надо обратить внимание. В таком случае всю номенклатуру существительных III-го типа склонения следует рассматривать в соответствии с отнесённостью их в литературном языке: не только соль, кровь, боль, но и болезня, церква, мыша и т.д.
Имя существительное 1. Имеются ли в обследуемом говоре все три класса имен существительных по грамматическому роду (мужской, женский и 2. Не наблюдается ли в обследуемом говоре особенностей в 3. Не сохраняет ли говор древнерусскую родовую характеристику: суседко, колоколо, дедушко, парнишко, батюшко, терново, 4. Какие из приводимых ниже форм окончаний родительного, 5. Какие из приводимых ниже форм окончаний творительного 6. Какие из перечисленных ниже форм окончаний имен существительных мужского и среднего рода родительного и предложного падежей единственного числа имеются в обследуемом говоре: а) без дела, без делы, без делу; б) нет мужа, нет мужу, от вотчима, от вотчиму, с жениха, с жениху; в) на конце, на конци (на концы), на концу; при отце, при отци (при отцы), при отцу; о волке, о волки, о волку; г) на плече, на плечи, на плечу; в окне, в окни, в окну? Приведите по два примера из каждого текста. 7. Какие из указанных ниже форм имен существительных женского рода с нулевым окончанием имеются в говоре: а) дательный 8. Какие из перечисленных ниже имен существительных среднего 9. Какие из перечисленных ниже форм имен существительных 10. Какие формы имеют в единственном числе существительные а) именительный падеж: пришла мать, мати, матерь или матеря; б) родительный падеж: без матере, без матери или без мати; в) винительный падеж: видел мать, мати, матерь или матерю; г) творительный падеж: с матерью, с матерьюй, с матерюй, с д) предложный падеж; при матере, при матери, при мати; при Выпишите все записанные вами формы слов. 11. Какие окончания имеют в обследуемом говоре имена существительные в именительном падеже множественного числа? а) берега, бéреги, береги’; глаза, глáзы, глазы’, глазья; сыновья, б) деревни, деревня; рощи, роща; площади, площадя; в) села, селы; окна, окны; пятна, пятны; болота, болоты?. 12. Какие окончания имеют в говоре имена существительные а) волос, волосов, волосьев, волосох, волосэй, волосей, волосий; б) свадеб, свадьбов, свадьбах, свадьбей; груш, грушов, грушох, в) мест, местов, местох; дел, делов, делох; озёр, озёров, озёрох. 13. Какие окончания имеют в говоре существительные в творительном падеже множественного числа? За домами, за домам, за домамы, за домама, за домамя; под руками, под рукам, под рукамы, под рукама, под рукамя, под рукмы, по рукма; с утками, с уткам, с уткамы, с уткама, с уткамя, с уткими; с костями, с костям, с костямы, с костяма, с костямя, с булками, с булкам, с булкими, с булкямя, с книгами, с книгам, с книгими, с книгимя, с книгямя. Выпишите все записанные вами формы слов. 14. Какие окончания имеют существительные в предложном падеже множественного числа? В домах, в домаф, в домох; в гостях, в гостяф, в гостех, в гостёх; в дверях, в дверяф, в дверёх; на путях, на путяф, на путёх. Выпишите из текстов по три зафиксированных формы слов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.011 с.) |