Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Пути сообщения, транспортные средства↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
20. Сухопутные пути сообщения, средства передвижения: летние и зимние; упряжь.
Средства передвижения в крестьянском хозяйстве представляют довольно сложный комплекс, созданный в условиях богатой и разнообразной природы и обусловленный уровнем хозяйственной деятельности народа; при описании русских народных средств передвижения следует учитывать, что они имеют не только этнографические, но и локальные, местные особенности. Все средства передвижения можно разделить на наземные (сухопутные) и водные. Наземные средства передвижения, в свою очередь, делятся на волокушные, полозовые и колесные. Они носят сезонный характер: колесные, например, применяются весной, летом и осенью, а полозовые — зимой, волокушные и верховые — обычно весной, летом и осенью. Все эти виды народного транспорта в основных частях определились очень давно, а дальнейшие изобретения и усовершенствования основывались на приспособлении средств передвижения к природным условиям и к хозяйственно-культурным потребностям людей. Волокушные средства передвижения самые древние и простые по устройству. К концу XIX в. они применялись лишь в таких местностях, где нельзя было пользоваться колесным и санным транспортом, сейчас они встречаются еще реже, и применение их связано с приусадебным хозяйством, вывозом сена или скошенной травы для скота в болотистой местности. Волокуша — оглобли состоит из двух прямых жердей — оглобель, примерно в два раза длиннее обычных. Толстые концы оглобель волочились по земле, а тонкие прикреплялись к конской упряжке — бывало, что и сам хозяин тащил такую волокушу. Жерди скреплялись между собой двумя-тремя планками или веревками (поперек жердей). Другие названия такой волокуши - волочуга, волок, смычок. Разновидности волокуши, более сложные по устройству, служили тоже для перевозки грузов, но объемных и тяжелых: такие волокуши применялись обычно для выволакивания из леса больших бревен, перевозки мешков с зерном, картофелем (волокуша — оглобли, волокуша — сани). Но основной принцип устройства оставался без изменения: две длинные жерди, имеющие поперечное крепление. Волокушами пользовались круглый год, и больше летом, чем зимой. Сани. В крестьянских хозяйствах известны виды саней — дровни, розвальни, сани грузовые, сани выездные, сани-пошевни, сани-кибитки, салазки, саночки, подсанки. При всем разнообразии сани отличаются общностью устройства. Это два полоза, пять-восемь копыльев на каждом полозе, вязовье и нащеп. В полозьях делались углубления, в которые вбивались небольшие деревянные бруски высотой около 20 см — это копылья или копылы. Соединялись, обвязывались гибкими прутьями попарно — копыл с копылом, полоз с полозом. Такое поперечное крепление полозьев называется вязок (вязки), все вместе носит собирательное название вязовье. Продольное крепление копыльев шло за счет нащепа или нахлёстки. Нащеп представляет собой продольный брус, который набивается сверху на копылья, чтобы они не расшатывались. Таким образом, параллельно каждому полозу располагается нащеп (нахлёстка). Наиболее распространенный вид саней для перевозки бревен, жердей, соломы, сена, дров и тому подобных грузов - дровни. Дровни состояли из двух полозьев, обычно с высокими головками, на концы которых насаживалась толстая лесина — вага, а сверху нее устраивался передок, место для возницы. В полозья вставлялись 6-8 пар копыльев, поперечно они соединялись вязовьем, а продольно крепились с помощью нащепа. К головкам полозьев завёртками, кожаными и пеньковыми кольцами, привязывались оглобли при обычной одноконной запряжке. Если нужно было перевозить бревна, сзади к дровням привязывали подсанки, салазки. Для перевозки снопов, сена и т.п. дровни делали с более низкими копыльями, а для удобства укладывания снопов устраивали крестины (в виде укрепленной сзади дуги, придерживающей снопы). Этот своеобразный кузов был высокий и широкий сзади и узкий и низкий спереди. Сено или солому придавливали гнетом — ровным бревном, по длине немного больше саней, специальной деревянной рамой или покрывали мешковиной, увязывали, чтобы не растрясти груз. Розвальни — другой вид крестьянских саней, предназначенных для перевозки различных грузов, а также для хозяйственных и бытовых поездок. Если сани-дровни были приспособлены к перевозке громоздких грузов, то сани-розвальни, более универсальные, годились и для перевозки легких и портативных грузов. Розвальни легко делали из дровней, накладывая на них кресла, иначе крестлины или розвальни (отсюда и их название). Это был открытый кузов, более узкий и высокий впереди и широкий и низкий сзади. Для перевозки сена и других хозяйственных грузов на Севере в заболоченных местах санями широко пользовались весной и летом, т. к. это было удобнее, чем перевозки поклажи на телеге. Выездные (т.е. не грузовые) сани отличались тем, что на копылья накладывали грядки—жерди, деревянные планки, а на них ставили кузов. Вариантом выездных саней являются пошевни. Пошевни были одноконные, парные или троечные, с кибитками или открытые, служили для поездок в город, в гости, для катания на масленице, на свадьбе и т.п. Назначение этого типа саней в крестьянском хозяйстве было скорее бытовое, поэтому большое внимание уделялось украшению пошевней. Пошевни обивались внутри, смотря по достатку хозяина, холстом, кожей, рогожей, снаружи кузов расписывали или украшали резьбой. На полозьях укрепляли железные полосы для торможения— подрезы. В южных районах России выездные сани были несколько иного устройства и назывались сани-козыри, сани-съездки, сани-кибитка. Для мелких ручных перевозок соломы, воды и т.п. делались салазки —как обычные сани, но в уменьшенном размере (примерно 1 м длиной и 0,5 м шириной). Разновидность салазок представляли саночки, подсаночки, дровешки, водовозки (последние изображены В. Перовым в его известной картине "Тройка"). В центрально-черноземных областях полозовые средства передвижения были значительно разнообразнее, чем в центрально-промышленных, северо-западных и северных районах. Объясняется это, очевидно, теми этнографическими и экономическими особенностями, которые характерны для южнорусского населения. Следует отметить, что на развитии средств передвижения сказывалось влияние Украины, особенно заметное в южных и юго-восточных губерниях: Орловской, Курской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской. Колесные средства передвижения являлись самыми распространенными. Каждый хозяин, имевший лошадь, обязательно обзаводился телегой. Деревянная четырехколесная телега была основным средством передвижения и перевозки грузов в крестьянском хозяйстве. Обычная телега собиралась из следующих частей: а) ходовой части (хода и стана); б) кузова (короба или ящика) для укладки груза; в) двух оглобель с тяжами и других мелких частей. Ход и стан это две оси, передняя и задняя, четыре колеса, подушка, две дроги или дрожины и лисица. На переднюю и заднюю ось надевались колеса. Чтобы ось выдерживала нагрузку, на концы осей, куда крепились колеса, врезались снизу железные полосы — подосенки. Для предохранения колес от преждевременного износа внутрь ступицы вставляли железную втулку, на деревянный обод колеса натягивали железную шину. Передняя и задняя оси связывались между собой с помощью лисицы и двух дрожин: лисица —это толстый брус между передней и задней осью, рядом клались дрожины, брусья меньшего диаметра. Дрожины задними концами наглухо крепятся с задней осью, а передними концами вставляются в подушку, широкий и толстый брусок. Подушка кладется на переднюю ось, через сквозное отверстие в подушке и соответственно в передней оси вставляется металлический шкворень, который скрепляет подушку и ось. Таким образом передняя ось соединяется с задней частью телеги. В результате соединения всех частей получается ход и стан, на который затем ставился кузов. Боковые части кузова оплетали лубом, веревками, заделывали досками, иногда украшали резьбой или расписывали. Оглобли присоединялись к передней оси: от передних концов оглобель к концам оси прикреплялись тяжи, сделанные из туго сплетенной веревки или проволоки, привязанной к железной петле, надетой на ось и прижатой к колесу чекой (раньше деревянной, а потом железной). Размеры и функциональная связь отдельных частей телеги установились довольно строго, стали почти стандартными и вполне оправданы конструкцией самой телеги и хозяйственной практикой.
ЛИТЕРАТУРА
Дьякова В. И. Некоторые наблюдения над названиями дорог и тропинок Воронежской обл. // Совещание по общеславянскому лингвистическому атласу (Ленинград, сент. 1972). – М., 1972.
21. Водный транспорт: паромы, баржи, лодки, плоты
Беседу по разделу "Водный транспорт" лучше начинать с общих вопросов об имеющихся водоемах (море, озеро, река), о пригодности их к судоходству. Этот раздел содержит вопросы по выяснению названий различных видов судов и лодок, а также их частей, деталей. При вопросах о средствах передвижения по воде следует обратить внимание на размер судна или лодки, на способ изготовления лодки, на ее предназначение и т.п. Ряд вопросов связан с выяснением сведений о тех, кто имеет непосредственное отношение к этому виду транспорта: лоцман, гребец, рулевой, рабочий на плоту, грузчик и т.п. Предлагается также выявить наименование передвижения транспорта по воде в определенных условиях. Например: плыть против ветра, двигаться под действием ветра, во время штиля, тянуть на буксире и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.008 с.) |