Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Пути сообщения, транспортные средства

Поиск

20. Сухопутные пути сообщения, средства передвижения: летние и зимние; упряжь.

 

Средства передвижения в крестьянском хозяйстве представляют довольно сложный комплекс, созданный в условиях богатой и разнообразной природы и обусловленный уровнем хозяйственной дея­тельности народа; при описании русских народных средств передви­жения следует учитывать, что они имеют не только этнографиче­ские, но и локальные, местные особенности.

Все средства передвижения можно разделить на наземные (сухопутные) и водные. Наземные средства передвижения, в свою очередь, делятся на волокушные, полозовые и колесные. Они носят сезонный характер: колесные, например, применяются весной, летом и осенью, а полозовые — зимой, волокушные и верховые — обычно весной, летом и осенью. Все эти виды народного транспорта в основ­ных частях определились очень давно, а дальнейшие изобретения и усовершенствования основывались на приспособлении средств передвижения к природным условиям и к хозяйственно-культурным потребностям людей.

Волокушные средства передвижения самые древние и простые по устройству. К концу XIX в. они применялись лишь в таких мес­тностях, где нельзя было пользоваться колесным и санным транс­портом, сейчас они встречаются еще реже, и применение их связано с приусадебным хозяйством, вывозом сена или скошенной травы для скота в болотистой местности. Волокушаоглобли состоит из двух прямых жердей — оглобель, примерно в два раза длиннее обычных. Толстые концы оглобель волочились по земле, а тонкие прикрепля­лись к конской упряжке — бывало, что и сам хозяин тащил такую во­локушу. Жерди скреплялись между собой двумя-тремя планками или веревками (поперек жердей). Другие названия такой волокуши - волочуга, волок, смычок. Разновидности волокуши, более сложные по устройству, служили тоже для перевозки грузов, но объемных и тяжелых: такие волокуши применялись обычно для выволакивания из леса больших бревен, перевозки мешков с зерном, картофелем (волокуша — оглобли, волокуша — сани). Но основной принцип уст­ройства оставался без изменения: две длинные жерди, имеющие по­перечное крепление. Волокушами пользовались круглый год, и больше летом, чем зимой.

Сани. В крестьянских хозяйствах известны виды саней — дровни, розвальни, сани грузовые, сани выездные, сани-пошевни, сани-кибитки, салазки, саночки, подсанки. При всем разнообразии сани отличаются общностью устройства. Это два полоза, пять-восемь копыльев на каждом полозе, вязовье и нащеп. В полозьях делались углубления, в которые вбивались небольшие деревянные бруски высотой около 20 см — это копылья или копылы. Соединялись, обвязы­вались гибкими прутьями попарно — копыл с копылом, полоз с пол­озом. Такое поперечное крепление полозьев называется вязок (вязки), все вместе носит собирательное название вязовье. Продольное крепление копыльев шло за счет нащепа или нахлёстки. Нащеп представляет собой продольный брус, который набивается сверху на копылья, чтобы они не расшатывались. Таким образом, параллельно каждому полозу располагается нащеп (нахлёстка).

Наиболее распространенный вид саней для перевозки бревен, жердей, соломы, сена, дров и тому подобных грузов - дровни. Дровни состояли из двух полозьев, обычно с высокими головками, на концы которых насаживалась толстая лесина — вага, а сверху нее устраивался передок, место для возницы. В полозья вставлялись 6-8 пар копыльев, поперечно они соединялись вязовьем, а продольно крепились с помощью нащепа. К головкам полозьев завёртками, кожаными и пеньковыми кольцами, привязывались оглобли при обычной одноконной запряжке.

Если нужно было перевозить бревна, сзади к дровням привязывали подсанки, салазки. Для перевозки снопов, сена и т.п. дровни делали с более низкими копыльями, а для удобства укладывания снопов устраивали крестины (в виде укрепленной сзади дуги, при­держивающей снопы). Этот своеобразный кузов был высокий и широкий сзади и узкий и низкий спереди. Сено или солому придавливали гнетом — ровным бревном, по длине немного больше саней, специальной деревянной рамой или покрывали мешковиной, увязывали, чтобы не растрясти груз.

Розвальни — другой вид крестьянских саней, предназначенных для перевозки различных грузов, а также для хозяйственных и бытовых поездок. Если сани-дровни были приспособлены к перевозке громоздких грузов, то сани-розвальни, более универсальные, годи­лись и для перевозки легких и портативных грузов. Розвальни легко делали из дровней, накладывая на них кресла, иначе крестлины или розвальни (отсюда и их название). Это был открытый кузов, более узкий и высокий впереди и широкий и низкий сзади. Для перевозки сена и других хозяйственных грузов на Севере в заболоченных ме­стах санями широко пользовались весной и летом, т. к. это было удоб­нее, чем перевозки поклажи на телеге.

Выездные (т.е. не грузовые) сани отличались тем, что на копылья накладывали грядки—жерди, деревянные планки, а на них ставили кузов. Вариантом выездных саней являются пошевни. Пошевни были одноконные, парные или троечные, с кибитками или открытые, служили для поездок в город, в гости, для катания на масленице, на свадьбе и т.п. Назначение этого типа саней в крестьянском хозяйстве было скорее бытовое, поэтому большое внимание уделялось украшению пошевней. Пошевни обивались внутри, смотря по достатку хозяина, холстом, кожей, рогожей, снаружи кузов расписывали или украшали резьбой. На полозьях укрепляли железные полосы для торможения— подрезы. В южных районах России выездные сани были несколько иного устройства и назывались сани-козыри, сани-съездки, сани-кибитка.

Для мелких ручных перевозок соломы, воды и т.п. делались салазки —как обычные сани, но в уменьшенном размере (примерно 1 м длиной и 0,5 м шириной). Разновидность салазок представляли саночки, подсаночки, дровешки, водовозки (последние изобра­жены В. Перовым в его известной картине "Тройка"). В центрально-черноземных областях полозовые средства передвижения были значительно разнообразнее, чем в центрально-промышленных, северо-западных и северных районах. Объясняется это, очевидно, теми этнографическими и экономическими особенностями, которые характерны для южнорусского населения. Следует отметить, что на развитии средств передвижения сказывалось влияние Украины, особенно заметное в южных и юго-восточных губерниях: Орловской, Курской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской.

Колесные средства передвижения являлись самыми распространенными. Каждый хозяин, имевший лошадь, обязательно обзаводился телегой. Деревянная четырехколесная телега была основным средством передвижения и перевозки грузов в крестьянском хозяйстве. Обычная телега собиралась из следующих частей: а) ходовой части (хода и стана); б) кузова (короба или ящика) для укладки груза; в) двух оглобель с тяжами и других мелких частей. Ход и стан это две оси, передняя и задняя, четыре колеса, подушка, две дроги или дрожины и лисица. На переднюю и заднюю ось надевались колеса. Чтобы ось выдерживала нагрузку, на концы осей, куда крепились колеса, врезались снизу железные полосы — подосенки. Для предохранения колес от преждевременного износа внутрь ступицы вставляли железную втулку, на деревянный обод колеса натягивали железную шину. Передняя и задняя оси связывались между собой с помощью лисицы и двух дрожин: лисица —это толстый брус между передней и задней осью, рядом клались дрожины, брусья меньшего диаметра. Дрожины задними концами наглухо крепятся с задней осью, а передними концами вставляются в подушку, широкий и толстый брусок. Подушка кладется на переднюю ось, через сквозное отверстие в подушке и соответственно в передней оси вставляется металлический шкворень, который скрепляет подушку и ось. Таким образом передняя ось соединяется с задней частью телеги. В результате соединения всех частей получается ход и стан, на который затем ставился кузов. Боковые части кузова оплетали лубом, веревками, заделывали досками, иногда украшали резьбой или расписывали.

Оглобли присоединялись к передней оси: от передних концов оглобель к концам оси прикреплялись тяжи, сделанные из туго сплетенной веревки или проволоки, привязанной к железной петле, надетой на ось и прижатой к колесу чекой (раньше деревянной, а потом железной). Размеры и функциональная связь отдельных частей те­леги установились довольно строго, стали почти стандартными и вполне оправданы конструкцией самой телеги и хозяйственной практикой.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Дьякова В. И. Некоторые наблюдения над названиями дорог и тропинок Воронежской обл. // Совещание по общеславянскому лингвистическому атласу (Ленинград, сент. 1972). – М., 1972.

 

21. Водный транспорт: паромы, баржи, лодки, плоты

 

Беседу по разделу "Водный транспорт" лучше начинать с общих вопросов об имеющихся водоемах (море, озеро, река), о пригодности их к судоходству.

Этот раздел содержит вопросы по выяснению названий различных видов судов и лодок, а также их частей, деталей.

При вопросах о средствах передвижения по воде следует обратить внимание на размер судна или лодки, на способ изготовления лодки, на ее предназначение и т.п.

Ряд вопросов связан с выяснением сведений о тех, кто имеет непосредственное отношение к этому виду транспорта: лоцман, гребец, рулевой, рабочий на плоту, грузчик и т.п.

Предлагается также выявить наименование передвижения транспорта по воде в определенных условиях. Например: плыть против ветра, двигаться под действием ветра, во время штиля, тянуть на буксире и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.008 с.)