Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха бронзы (2800-900 Г. До Н. Э. )

Поиск

Бронза - сплав меди и олова По подсчетам К.И.Сатпаева, в древности в Жезказганском регионе был добыт почти 1 миллион тонн руды, из которой получено более 100 тысяч тонн меди.

Во 2 тысячелетии до н.э., около 4 тысяч лет назад, древние жители Казахстана научились выплавлять бронзу. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия труда. Это время в истории получило название эпоха бронзы.

Крупнейшая культура эпохи бронзы в Европе и Азии - Андроновская, название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от реки Урал до Енисея.

Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана получил название «бегазы-дандыбаевская культура». Ее хронологические рамки - XII-VIII вв. до н. э. Названа она так по погребениям в местностях Бегазы и Дандыбай в Цент ральном Казахстане.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного ученого А.Х. Маргулана.

Поселение Аркаим находится на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России. Он относится к эпохе бронзы и является предшественником древних городов. Поселения по реке Ишим в районе сел Петровка и Боголюбово в Северо-Казахстанской области были окружены рвами и валами.

Жилища андроновцев - полуземлянки, покрытые ветками, шкурами, дерном. Внутри был очаг из камня. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты. К жилищу пристраивались загоны для скота На основании раскопок поселений Чаглинка, Петровка в Северном Казахстане ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.

Главным занятием андроновцев было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец, коз и лошадей. Земледелие играло вспомогательную роль. Выращивали пшеницу, просо, ячмень.

Горное дело и древняя металлургия играли важную роль в хозяйстве андроновских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины.

Найдены сосуды с дырочками для отцеживания от творожной массы сыворотки, т.е. люди умели готовить сыр и творог. Глиняную посуду обжигали в специальных печах, украшали орнаментом: крестообразными фигурами, параллельными линиями.

Учеными изучены 30 поселений и 150 могильников Центрального Казахстана Умерших андроновцы хоронили головой на запад или юго-запад.

По антропологическому типу андроновцы были европеоидами.

Около трех тысяч лет назад произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. Держали лошадей и овец, способных к дальним перекочевками и тебенёвке (добыче корма из-под снега). В эпоху бронзы был приручен верблюд в Центральном и Западном Казахстане.

Жилища и могильники отличаются крупными размерами, стены жилищ выстраивали плитами из камня. Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами.

Медные и бронзовые серпы найдены в Мало-Красноярке Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу (Семиречье). На месте исследованного поселения в Кокшетауском регионе в районе Чаглинки (Шагалалы) была найдена бронзовая коса

Начался распад первобытнообщинного строя. Матриархальная родовая община сменяется патриархальной, что связано с ростом роли мужчины в хозяйстве. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Кочевники имели скот в частной собственности, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. В бегазы-дандыбаевскую эпоху стали появляться курганы где был похоронен один человек. Наличие богатых погребений говорит об имущественном неравенстве и социальном расслоении.

Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа -ж рецами. В раннем периоде андроновской культуры покойника сжигали на костре, это связано с культом огня. Позже умершего клали в каменный склеп в скорченном состоянии на боку. В период поздней бронзы (Бегазы-Дандыбаевская культура) стали появляться курганы где был захоронен один человек.

Люди эпохи бронзы оставили после себя богатое культурное наследие в виде множества ювелирных изделий. Это украшения из бронзы: перстни, кольца, браслеты, бусы, серьги. Встречаются серьги из золотых пластинок. Бусы инкрустировались драгоценными камнями.

Казахстан богат наскальными рисунками - петроглифами. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Наскальные рисунки в местностях Тамгалы, Жасыбай. Хантау изображают архаров, оленей, верблюдов, танцующие человеческие фигуры. Излюбленным было изображение двугорбого верблюда. Бык - символ плодородия, могущества и силы. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49.

Клыки диких зверей в ожерельях носили в качестве амулета У андроновцев широкое развитие получило искусство камнерезания. а также изготовления различных предметов быта: головки веретен, зернотерки, сосуды для хранения пищи и т.п.

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК (VIII-III В. ДО Н.Э.).

Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Скот быстро поедал траву, приходилось переходить на новые пастбища Скотоводы содержали лошадей, верблюдов, овец, численность коров была небольшая. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.

Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с летних пастбищ - жайляу, на зимовку - кыстау. Весенние пастбища — коктеу - располагались на сопках и возвышенностях. Осенью скотоводы уходили наосенние пастбища - кузеу.

Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане развивалось оседлое земледельческое хозяйство.

Юрта состоит из двух основных компонентов: кошмы для покрытия и деревянного каркаса Деревянный каркас делится на три части: кереге - основа юрты, решетчатая стенка уыки - специальные жерди, навершие - шанырак.

ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

Железный век охватывает с VIII по VI века до н.э. В железном веке в результате распада родовой общины, на основе племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов возникли государства

Саки

В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-римских авторов, среди которых можно выделить Геродота и Страбона.

Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «турыс резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродот называл саков массагетами.

В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки- тиграхауда. они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низовьях Сырдарьи

обитали саки -парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями.

Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.

Сакские вожди решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска Власть передавалась по наследству.

Велика была роль народного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вождя.

Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земле дельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы.

Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, женщины часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. На народном собрании женщины могли участвовать наряду с мужчинами. Древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков во время войн вступают в битву».

Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами.

Геродот писал о саках следующее: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей».

Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело коневодство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области.

В 530 году до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог.

В 519 году до н. э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака, он завёл персов в безводную пустыню.

Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э.

В 330-327 году до н. э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток.

Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.), находящийся в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость - цитадель со стенами, вышками, рвом.

С VIII века до н. э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль» в искусстве. Изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением анимизма (каждый человек имеет предком какого-либо зверя). Изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим от злых духов.

Саки хоронили в погребальных сооружениях - курганах, их размер зависел от социального положения умершего. Бесшатырские курганы расположены у гор Желшалгыр на берегу р. Или. Всего их 31. Саркофаг - специальное сооружение из бревен, плотно прижатых друг к другу. Дромос - лаз от подножья кургана до саркофага Обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи. Бесшатыр относится к V-IV векам до н. э.

Среди сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы в 50 км к востоку от Алматы. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. Его обнаружил археолог К. Акишев. В нем похоронен царевич 17-18 лет. 4000 золотых бляшек в виде фигурок зверей покрывают одежду и высокий конусообразный головной убор. Серебряная чаша с надписью доказывает, что сакам была известна письменность. Это захоронение получило название «Золотой человек» и является уникальным памятником культуры саков.

Уйсуны

Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье, относятся к III в.до н. э .-IVв.н. э. В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях со II века до н. э. Об уйсунах писал китайский историк Сыма Цянь.

Их столица Чигучен или Читу (Красная долина) находилась на берегу Иссык-Куля. Уйсуны имели государственное устройство. Правитель - гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», и родоправители. Пленных: обращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду.

Усуни граничили на востоке с гуннами, на северо-западе - с Кангюем, насчитывай 120 000 кибиток, 630 000 человек, 188 800 воинов.

Уйсуны в антропологическом отношении являлись европеоидами.

Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Недалеко от поселения Актас были обнаружены остатки оросительных каналов, орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки древних городищ.

Инкрустированные драгоценными камнями золотые, серебряные изделия найдены в захоронении Актас. Золотые изделия украшались вставками из бирюзы, сердолика, зернью - мелкими шариками.

Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и богатстве. Ювелирные украшения отражали их религиозные представления и взгляды на мир. Интерес представляет диадема (I в. до н. э .-II н. э.), найденная в Каргалинском ущелье. Главная идея диадемы - изображение модели вселенной.

Кангюи

Кангюи жили в IIIв.до н.э.-Vв.н.э.
В священной книге древнего Ирана VI в. до н.э. «Авесте» говорится о народе Канха. Древнекитайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» описал жизнь и быт кочевников. В китайском источнике «Цянь Ханыну» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах, других моментах их истории.
Кангюи были не только кочевниками, но и земледельцами. Исследователи считают, что у кангюев существовала письменность, по утверждению китайских послов во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. Памятники письменности кангюев не сохранились.
В 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая. По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток, 600 тысяч человек, до 120 тысяч воинов. Сообщения древних китайских хроник говорят о существовании двух резиденций правителя кангюев - летней и зимней. Столица располагалась на реке Талас, недалеко от современного Тараза.

Основным местом расселения кангюев была среднее течение Сырдарьи а также берега рек Арысь, Талас, нижнее течение Сырдарьи. Удобное географическое положение позволяло контролировать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге государство Кангюи соседствовало с Китаем и уйсунами. Границы Кангюя доходили до современного Ташкента. Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан.

Государство Кангюи возглавлялось великим ханом, ему помогали три визиря. Столицей государства был город Битянь, который находился возле современного Туркестана. По другим данным, столица находилась вблизи Тараза. Правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию.

Государство Кангюи разделялось на пять владений, каждое управлялось малым ханом. Роды и племена руководились вождями. Вся власть передавалась по наследству от отца к сыну.

Пленные превращались в рабов, рабство не получило широкого развития. Труд рабов ограничивался уходом за скотом, переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах, подсобными работами при ремесленном производстве.

Обнаруженные поселения и могильники ученые отнесли к кауншинской (в Приташкентском оазисе), отрар-карагпауской (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас), жетыасарской (долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи) археологическим культурам.

На левом берегу реки Арысь найдены развалины городища Кок-Мардан, который, судя по размерам и расположению, был центром городской культуры кангюев. В поселении Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан обнаружено городское поселение первой половины 1 тысячелетия н.э. По мнению ученых, поселения эпохи кангюев можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.

Основным занятием населения было полукочевое скотоводство. На юге Казахстана древние жители вели оседлый образ жизни. В Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали появляться города. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в первые века н.э. был выкопан канал Зах протяженностью более 20 км. От левого берега был проложен канал Ханарык. Огромные керамические сосуды для хранения зерна вкапывались в глубокие ямы.

Центром производства металлов стали города региона Шаш-Илак. Здесь добывали руду с содержанием золота, серебра, железа, выплавляли и обрабатывали. Древний город Кулат был крупнейшим центром древней металлургии.

Государство Кангюи занимало выгодное географическое положение. Они контролировали самый оживленный участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. В Присырдарьинском регионе найдены 1300 кангюйских монет III-IV вв. На монетах изображен правитель и тамга. В погребении Мардан найдены китайские монеты II в. до н.э. Кангюи имели широкие торговые и экономические связи с внешним миром, торговали с Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Ираном, Китаем.

Кангюи обожествляли Солнце, Луну, звезды. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.

 

Гунны

Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. - III в. н.э. Покитайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от

названия реки Орхон в современной Монголии. В III веке до н.э. кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов шаньюй. По сведениям ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, это произошло в 209 году до н.э.

Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники - сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела. По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, была создана могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны заключили с кангюями мирное соглашение. До прихода гуннов антропологический тип жителей Казахстана был европеоидный, с проникновением гуннов появляются монголоидные черты. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на запад относится к I в. н.э. Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы и получило название Великое переселение народов. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. Территория Причерноморья была покорена гуннами. Готские племена вошли в состав гуннов. В 395 году гунны совершили походы в Закавказье и Месопотамию, подошли к Константинополю, столице Восточной Римской империи. Император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы, на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 году Аттила (400-453 гг.) объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. При нем государство гуннов достигло своего могущества Аттила вторгся в Восточную Римскую империю, затем направился во Францию. Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 451 году на территории современной Франции в Каталаунской битве войско Аттилы впервые потерпело поражение. В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Он освободил Европу от господства Римской империи. После смерти Аттилы в 453 году гуннские родовые союзы распались. Гунны своими походами способствовалираспаду рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода - средневековья. Основу гуннского войска составляла быстрая конница, имелись стенобитные, камнеметные машины. Основным занятием было кочевое скотоводство, часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие. Гунны жили в юртах. В гуннском обществе существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много дорогих вещей, а в могилах простых общинников - скромные вещи личного пользования. Гуннское общество было патриархальным. Его возглавляли совет старейшин рода, союз племен – шаньюй. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. У гуннов сложилась система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью, за мелкие - резали лицо, использовали иные виды наказаний. О государстве гуннов оставил записи римский летописец Прииск, побывавший в 448 году в ставке Аттилы. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аттила». В казахских легендах Аттила известен под именем Едиль. Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны умеют преодолевать холод, голод и жажду. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, на них питаются и даже спят». А. Марцеллин подчер­кивал воинственность гуннов, Прииск характеризует их как мирный народ. Римский историк Прииск писал о городе, в котором был построен бревенчатый дворец Аттилы. Особенно удивила Прииска баня из белого камня. Гуннские ювелиры умели напаивать на изделия золотые шарики - зернь, узоры в виде витых проволочек - скань, вставки цветных камней - инкрустация. Ученые называют такой стиль полихромным.

 

Сарматы

Сарматы населяли западные регионы нашей страны в VIII в. до н.э. -V в. н.э. Памятники сарматов сосредоточены в Западном Казахстане, в долинах Урала, Илека,Эмбы. Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов с IIIв. до н.э., когда сарматы начали распространять власть на соседние племена. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. Сарматы связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. Во II веке до н.э. савроматы дошли до Северного Причерноморья. О них оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Стерший, Полибий. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Сав­роматы были родственны даям, массагетам и исседонам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев), саков-массагетов. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), из дайского племени апарн, завоевал часть Парфии и Гиркании, основал династию Аршакидов. По некоторым гипотезам, дай являются предками адаев - одного из племен Младшего жуза На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море называли «Гирканское», поэтому каспиев иногда называют гиркани. Резкое уменьшение численности сарматов в III в. до н.э. -I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Это вынудило савромаго-сарматов присоедиениться к гуннам. При раскопках археологических памятников Устюрта - Байте, Терен - найдены погребения людей, каменные жертвеники, 30-40 каменных столбов с антропоморфными изображениями (идолы). Даи-массагеты поклонялись огню и Солнцу. Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. В сарматском обществе женщины были равны в правах с мужчинами, входили в военное сообщество племени. Военная Демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием.

Ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Одним из хорошо исследованных памятников савро матов является могильник Сынтас, в кургане захоронены сразу три савроматских воина. При раскопках позднесарматского могильника Аралтобе в Атырауской области были раскопаны 3 кургана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.011 с.)