Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.



В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры. Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине.

Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры.

Своеобразными "визитными карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.

Открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА Андроновская культура существовала около 8-9 веков и в ее развитии выделяются три этапа: ранний (XVII-XVI вв. до н.э.), развитой (XV - XIII вв. до н.э.) и поздний (XII - IX вв. до н.э.). За многие века жизнь андроновских племен существенно изменилась.

Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом доме жила большая семья (30-50 человек), а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду.

Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Андроновская культура становится по преимуществу культурой коневодов.

Появилось и другое новшество - по мере роста подвижности хозяйства все более росло поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости находят на самых ранних стоянках андроновцев, но в поздний период появляется культ верблюда - находят его глиняные статуэтки и изображения на скалах. Появились и приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах: фрагменты из глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других петроглифов.

Инвентарь "рядового погребения", состоял обычно из нескольких глиняных горшков с пищей, скромных украшений, иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы) и частей туши жертвенного животного. В "богатых" погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем.

Колесница у андроновцев была не только орудием войны, но и предметом особого культа, почитания В жилищах и погребениях нередки находки глиняных моделей колес со спицами или бронзовых блях, имитирующих колесо. Изображение колеса со спицами или колесниц с конной запряжкой часты не только среди петроглифов Казахстана, но и на глиняных сосудах из могил. Конь был главным жертвенным животным. Жертвы приносились как на похоронах, так и в почитаемых местах, в родовых и племенных святилищах. Как показывают этнографические параллели, такие святилища часто располагались высоко в горах, в труднодоступных местах, где скальные плоскости обильно украшены выбитыми на камне изображениями животных, людей, колесничих и землепашцев, странных существ с головой - солнечным диском и другими сюжетами. Свидетельством другого объекта поклонения - священного огня - являются прямоугольные культовые очаги с чистым золотым слоем, находимые в андроновских жилищах

 

#4 Сакские племенные союзы на территории Казахстана.

 

С начала 2 тысячелетия до н.э. на территории Казахтана жили арийские племена. В 1-м тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки. В персидских источниках называлис имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя – заречные (заморские) саки, тиграхауда – носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга – изготовлявшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы – стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержаться в античных источниках в трудах Геродота. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами и упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) – на западе Казахстана, а также Исседоны, аргипейи, саракаулы и др. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеминидов, Ассирия, Урарту. Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хазяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Сущестовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-пленная аристократия. Основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызкого, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долнах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник – Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилиского Алатау в 1969г – было обнаружено погребение «Золотого Человека», датированное V веком до н.э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в исскустве саков был «зверинный стиль», сложившийся в VII – VI веках до н.э.. Этто образы различных животных,которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие

 

#5 Раннегосударственные объединения Усуней и Кангюй

Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.

Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями.

Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. Это привело к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.
Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним "усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется "уйсун".
Хозяйство усуней Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. У них было развито коневодство. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком-тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.
Образование государства кангаров. На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли "страной Кангюй". Этноним "кангар" существовал уже в VI в.до н.э. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. В государственный аппарат входили "заместитель" царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства- город Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи.
Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи перешли к кангарам. Получив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который основал город на Таласе, позже разгромленный китайцами.

Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем.
Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй "кочевым владением". В долине Сырдарьи кангары занимались земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангары - коз, коров.
Относительно этнической принадлежности кангаров существуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.008 с.)