ТОП 10:

Материальная и духовная культура населения Казахстана в эпоху бронзы (Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская археологический культуры.



Материальная и духовная культура населения Казахстана в эпоху бронзы (Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская археологический культуры.

Кыпчакские ханства

Образование кипчакской конфедерации. В X в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен - Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского.

Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлуков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали свое имя возникшему объединению племен, которое стало называться кып-чакским.

В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища

К концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя "кимак". Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма,.вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. . кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Ертисе, западнее пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или "Дешт-и-Кыпчак".

Расцвет кипчакского государства. В середине XI века кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода едьбори. Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В X1-XII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее торгайские степи, бассейны рек Жем, Жаик, Едиль, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли Центрального н Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Ертиса и Есиля. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.

Кризис кыпчакских государств. В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса.

Западные кыпчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1185г. хан тенских кыпчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кыпчаков и поживиться за счет военной добычи, но его поход в 1185 г. закончился полным разгромом русских войск на р. Каяле, что было описано в "Слове о полку Игореве". В этой битве принимали участие и запад но-Казахстане кие кыпчаки во главе с Казак ханом.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов:
Сыгнак, Джент, Барчынлыкент - на Сырдарье, Канглы-кент - на Ыргызе. Саксин - в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) - на Таманском полуострове и Шарухан - недалеко от современного Харькова. Kpоме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

 

#9 .Государство Карлуков.

(756-940)

Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая".

В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.

В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков.

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную воину" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.

В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских темен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего "и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить'к-оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г.

История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии.

Государства Караханидов. Политическая история, расцвет хозяйственной жизни и мусульманской культуры.

Образование государства Кзраханидов. Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кагана, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Бограхан Лбдулкерим - принял ислам и титул Дослан Карахан, по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу X в. сложилась территория ханства, которая простиралась от Амуцарьи и нижнего течения Сырдарьи и на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в государстве играли карлыкские племена чигили и ягма. Ханство было разделено на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Кари хан по традиции был владетелем восточной части государства, резиденция его находилась в г. Баласагуне, Второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью с резиденцией в г, Таразе. Владетели мелких уделов носили титулы "илек" и "тегин". Они были независимыми по всем вопросам от верховных каганов, некоторые из них чеканили свои монеты и вели дипломатические отношения с соседними странами. Власть передавалась не по наследству, а по так называемой "лестничной системе" - от старшего к младшему брату.

В 999 г. Илек Наср завершил завоевание Мавераннахра, но у Балха карлыки потерпели сокрушительное поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Вскоре среди Караханидов начались раздоры между двумя ветвями -потомками Али иХасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей. владевшие Центральной Азией. В 1017г. килани вторглись в Жетысу и дошли почти до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток и после трехмесячного преследования разбил их.

Ослабление караханидов. Во время правления слабого и безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным, делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но. попав в плен, потерял свои владения. Его сын Кбрагим погиб в войне с правителем Барсхана Янал-тегином, а сын Богра хана был отравлен своей женой. После этого правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном вел войну с Шемсул-мульком Насром, владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и границь. между западными и восточными караханидами прошли по Сырдарье.

Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в, стал подвергаться постоянным набегам киданей.

В 1141г. после разгрома объединенного сельджукско-караха-нидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Однако еще некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей, И только в начале XIII в. государство караханидов перестало существовать. Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура. В Караханидском государстве сформировалась новая политическая система. Ислам объявлен государственной религией, была принята арабская графика, заменившая дреснетюркскую письменность. В целом караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков.

 

#10Тюргешский каганат

 

 

#11

 

#12 материальная культура казахстана в VI-начале XIII веков

Жилище. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом. Одежда. Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. В средние века в одежде продолжают развиваться традиции, заложенные в усуньское и кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал современный казахский тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков. Некоторое представление о богатстве каганского рода может дать описание буддийского монаха Сюань-Цзаня, посетившего в начале VII в. ставку западно-тюркского Ябгу кагана. Встретив кагана во время охоты, путешественник был поражен роскошной одеждой охотников. "Каган был одет в халат из зеленого шелка,- пишет он. - Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и мягкие головные уборы, держали бердыши, луки и знамена. Их лошади были прекрасны. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом". Говоря далее о юрте кагана, он сообщает, что "рябило в глазах". Письменные источники пронесли сквозь века сведения о богатой и неповторимой культуре, и они заслуживают большего доверия, чем немногочисленные археологические находки. Таким образом, мы видим, что в VI-XIII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались. Мы видим, что материальная культура народов Казахстана была максимально приспособлена к требованиям адаптации к природной среде и полностью отвечала функциям жизнеобеспечения и материального производства. О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, К|рахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зичеством предшествующего времени. Материалом для постройки дoмов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дере-в) Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками. В заключение выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана: во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с мгевым миром и не могли существовать без последнего; во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, шлетних кочевьях: в-третьих, города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе. Величина и значение города определялись не только удобным местоположением, но и административной ролью. Так, Баласагун сохранял свое значение благодаря тому, что здесь последовательно располагались столицы Западно-Тюркского, Крлыкского и Кара-киданского государства, а Сыгнак стал крупным центром после того, как превратился в ставку восточно-кыпчкских ханов. Таким образом, Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой городской жизни, развивающейся под влиянием Согда и Мавераннахра, с одной стороны, и культуры кочевников - с другой.

 

 

#13 духовная культура казахстана в в VI-начале XIII веков.

К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских - язык карачаевцев, балкарцёв и кумыков. Развитие письменности. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе. На основе древних исторических сказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем в устном народном творчестве VI-VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII вв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали традиционными, и переходили из поколения в поколение. Надпись Кюльтегина сохраняет мотивы родовой обрядовой поэзии, перешедшие позже в эпос. Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби.

 

#14 вклад Абу-Насыр аль-Фариби в развитие науки и кульуры.

 

Аль-Фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Ша-ше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания "Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.

 

 

#15

#16

#17

#18

#19

#20

21) #21 Э тногенез казахского народа. Казахсткие жузы. Этнонимы «казах», «ногай», «узбек».

 

Казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз. Казахский народ исторически сложился из трех групп жузов, каждый из которых выражал прежде всего общенациональные интересы: Старший жуз (Семиречье и Южный Казахстан) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин и др.; Средний жуз (Центральный, Восточный и Северный Казахстан) — в основном племена аргын, найман, кыпчак, керей, конграт, уак; Младший жуз (Западный Казахстан) — состоял из племенных объединений алим-улы (роды шомекей, карасакал, каракесек, торт кара, шекты, кете.), Бай-улы (роды адай, алаша, жаппас, бериш, шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жети-ру (роды жагал-байлы, кердери и др.). Из Младшего жуза в начало 19 в. выделилась и ушла за р. Урал Внутренняя, или Букеевская Орда. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях. Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века. Этноним «Қазақ» закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке, когда в 1460 году, недовольные жесткой политикой хана Узбекского улуса Абу-л-хайра султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом — «Қазақ»(Қазақтар"), в русском языке — «казахами».Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:

В переводе с древнетюркского слово «казак» означает «свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений». На сегодняшний день является в среде этнографов наиболее распространенной версией.

Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).

Озбек. Термины "озбек", "Озбекское ханство" - возникли во второй половине XIV в. и связаны с именем хана Улуг Улуса Озбека (1312-1342), известного своей приверженностью исламу. После его смерти весь Улуг Улус стали называть "владением озбека" или "озбекским ханством". "Озбекскими" в восточных источниках стали называть и кочевников, населявших Улуг Улус. Сами кыпчаки никогда не называли себя так. Об этом свидетельствовал и Мухаммед Шайбани, заявивший, что никакого озбекского ханства на самом деле не было, и что его дед Абулхаир владел частью Улуг Улуса, Ибн Рузбихан писал что "озбеки" состоят из трех частей - "шибанцев", т.е. сторонников Мухаммеда Шайбани, "казахов", т.е - подданных Казахского ханства, и "мангытов", т.е. населения Ногайского Улуса. Как видим, восточные писатели и историки под термином "озбек" подразумевали не какой-либо отдельный этнос или группу племен, а все кочевое население Улуг Улуса. Лишь позже, с уходом части кочевников с Мухаммедом Шайбани в Мавераннахр и образованием там централизованного государства, термин "озбек" превращается в этноним и обозначает все тюркоязычное (карлыкское и кыпчакское) население оседлых областей.

Ногаи. Термин "ногай" появляется позже в связи с событиями, происходившими в Улуг Улусе после смерти Бердибека в 1359 г. В 1360 г. на берегах Сырдарьи образуется новое ханство, во главе которого стал Кара-Ногай и по его имени все государство получило название "Ногайского Йурта" (Ногайлы журт). После смерти Кара-Ногая ханом стал его племянник Тура-Темир, затем Орыс хан. Последнему удалось объединить большую часть Улуг Улуса и термин "ногайлы" на время отошел на второй план.После смерти Орыс хана и прихода к власти Токтамыса термин "ногайлы" возрождается и начинает обозначать ту группу кочевой знати, которая поддерживала Едиге и внуков Орыс хана - последнего хана "ногайского йурта". После победы Едиге и признанием его фактическим правителем Улуг Улуса термин "ногай" постепенно становится этническим самоназванием кыпчакских племен от Черного моря до Ертиса. Население Мангытского Йурта, Казахского и Сибирского ханств продолжали называть себя "ногайлы". Отражением той эпохи являются многочисленные казахские героические эпосы XV-XVII вв., посвященные истории народа "ногайлы", "ногайлинским" батырам - Едиге, Камбару, Таргыну и др. Лишь в начале XVII в., с распадом Мангытского государства и изоляцией группы ногайцев от основной части этноса на Северном Кавказе, только за ними сохранился этноним "ногай". Ногайцы, вошедшие в состав Казахского ханства, стали называться "казахами". В русскоязычной литературе "ногайцами" именуют только подданных Мангытского Йурта.

 

 

22) #22 Казахское ханство в XVII-XVIII веках

Вторую половину XVII и первую половину XVIH вв. не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. В1710 г. в Каракумах состоялся всеказахский съезд представителей трех жузов, на котором был рассмотрен главный вопрос — о борьбе против джунгарских завоеваний. Жестокие нашествия джунгаров усугублялись рознью между казахскими родами и жузами. «...Что за время, эпоха жестокая, Спугнувшие счастье с наших голов?! И вот мы бредем, поднимая, Тысячи пыльных столбов...». Так в старинной казахской песне-плаче, пришедшей к нам из времен джунгарского нашествия«Елим-ай» («О, Родина моя!»), описываются неисчислимые бедствия и страдания народа. К сложению подобной песни были веские основания. Например, по утверждению Абылай хана, «в течение 40 лет начального периода ХVIII века было уничтожено две трети казахского народа». Нам представляется заслуживающим внимания и поддержки предложение назвать эту войну — Великой Отечественной войной казахского народа. Толе би, Казыбек би, Айтеке би сумели внушить народу великую истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни. В 1726 году на исходе весны на южном склоне Каратау, на обособленной возвышенности Ордабасы собрались на великий сбор представители всех трех казахских жузов — ханы, бии, беки, батыры и предводители.Три великих наших предка в ту многотрудную пору истории прибыли в местность Ордабасы, поднялись на вершину сопки и, глядя в сторону Арыси и Богена на севере, в сторону Казыгурта на востоке, в сторону окутанной хмарью горы Каратау, один за другим говорили о необходимости народного единства. Здесь представители разбросанных по всей степи казахов поклялись быть сплоченными отныне и навеки. Совместно выбрали верховного сардара-предводителя в лице хана Абулхаира. Здесь благословили народное ополчение на борьбу с исконным врагом. Этому зову вняли потом бесстрашные народные заступники—хан Аблай, батыры Богенбай, Кабан-бай, Жанибек, Наурызбай, Райымбек, Есет, Бокенбай и многие-многие другие.Объединившись, народ воспрял духом, уверовал в свои силы. Все лето войска трех жузов усиленно вооружались, проводили совместные учения, а осенью возле речки Буланты нанесли джунгарам сокрушительный удар. Эта победа вдохновила казахов, способствовала дальнейшему упрочению их единства.В рядах казахских сарбазов сражались против общего врага вооруженные копьями бесстрашные джигиты киргизы и узбеки. Самая крупная победа нашего народа над джунгарскими полчищами связана со знаменитой Аныракайской битвой в долине Балхаша в 1729 г. Вопль, плач разбитых наголову ойратов услышали казахи всей степи, и потому кровавая сеча в той долине получила в памяти народа название Аныракайской — долины вражеской паники. «Из-за вспыхнувших между казахскими ханами Абулмамбетом, Семеке, Абулхаиром разногласий по вопросу о том, кому быть старшим ханом трех жузов, казахи не смогли воспользоваться военными и политическими результатами этой победы и развить успех». Более того, Старший жуз с 1730 года практически не принимал участия в традиционных курултаях трех жузов. Лет двадцать жузы и другие этнические образования были представлены самим себе, предпочитая бороться в одиночку. К тому же в этот исторический период политическая обстановка в Средней Азии еще усложнилась. Казахскую степь взяли в жестокие тиски с одной стороны, Цинская империя, а с другой — царская Россия.Рассматриваемый период отмечен борьбой с внешней агрессией, тенденцией к территориальному росту, многочисленными миграциями внутри Казахстана, развитием этнической общности, изменением в социальном и политическом строе казахов. Казахским ханам Джангиру, Тауке, Абулхаиру, Абылаю удалось в значительной степени сконцентрировать свою власть, добиться успехов во внутренней жизни казахского общества и вовремя отражения джунгарской агрессии.

Жанибек-хан, сын Есим-хана, хан 1628—1643

Салкам Жангир-хан, сын Есим-хана, хан 1643—1652

Батыр хан, сын Салкам Жангир-хана, хан 1652—1680

Тауке-хан, сын Салкам Жангир-хана, хан 1680—1715

Кайып-хан, сын Салкам Жангир-хана, хан 1715—1718

Болат-хан, сын Тауке-хана, хан 1718—1729

Абилмамбет-хан, сын Болат-хана, хан 1739—1771, хан Орта жуза 1734—1771

Абылай хан р.1711, сын Коркем Уали-султана, хан Орта жуза и Казахского ханства1771—1781

 

#23 Средневековые историки Мухамед хайдар дулати и Кадыргали Жалайри.

 

Мухаммед Хайдар Дулати, мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Курекандуглат (родился в 1499 г. в Ташкенте, - умер в 1551 году в Кашмирском валаяте в Индустане) — известный историк, литератор. Мухаммед Хайдар-дулат является автором дастана «Джаханнама», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей — «Тарихи Рашиди».Предки Мухаммед Хайдара Дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением — Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XIV века назначил Тогалык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара Дулати — Амир Худайдат – в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могулистанском троне. Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной прослойки племени дулат. В 1541-1546 годы в Кашмире он написал «Тарихи Рашиди». Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Карши, Рашид ад-Дин Али Йазди, Абдуразак Самарканди. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов. «Тарихи Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, последовавших событиях в Семиречъе и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI вв., городской и земледельческой культуре, исторической географии Семиречья, Средневековом Казахстане.

Кадыргали Косынулы Жалаири - средневековый казахский ученый и известный би. Предки Кадыргали Жалаири со времен Караханидов непрерывно были ханскими ноянами, визирями, батырами. Его отцом был Косын-бек, а дедом - Темшик-батыр. Кадыргали Жалаири выполнял должности воспитателя высокородных отпрысков и ханского советника при дворе правителя. Кадыргали Жалаири, будучи знатоком не только родного, но и арабского и персидского языков, имел глубокие знания в области классической восточной литературы, науки и культуры. Должным образом оценив ученость и гениальность Кадыргали Жалаири, хан Кучум назначает его своим советником. Наряду с этим, Кадыргали Жалаири являлся советником-бием Сибирского князя Сейдека. Впоследствии Кадыргали Жалаири, выступив против хана Кучума, вместе с Ораз-Мухаммедом сблизился с Сейдеком, вследствие чего авторитет и статус последнего поднялся на более высокий уровень. В российских летописях по этому факту сохранились сведения, согласно которым: "... усиление власти князя Сейдека в тот период было обусловлено появлением при его дворе царевича Казахской Орды (Ораз-Мухаммеда) и господина Караша (т. е. Кадыргали Жалайри)". В 1588 г. сибирский воевода Д.Чулков, обманным путем захватив в плен Кадыргали Жалайри, Ораз-Мухаммеда и Сейдека, отправил их вместе с домашним хозяйством и семьями в Москву в качестве "заложников". До 1598 г. Кадыргали Жалайри жил в Москве в царском дворце. За участие в 1590-1591 г. в войне против шведов, Крымского ханства и проявленный в ходе сражений героизм, русский царь Федор Иванович выделил в 1592 г. султану Ораз-Мухаммеду земли на берегу реки Оки, входившие в состав бывшего Касымовского ханства. В 1600 г. русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда ханом Касымовым (Касымовское царство). Кадыргали Жалайри был назначен одним из его 4-х визирей. В этот период Кадыргали Жалайри вплотную занялся научной деятельностью. Начав писать в 1600 г. при Касы-ме свою знаменитую летописную книгу "Жами ат-тауа-рих" ("Сборник летописей"), Кадыргали Жалайри закончил ее в 1602 г. Летопись насчитывает 157 страниц и написана на китайской бумаге с особой аккуратностью. Следуя устоявшейся традиции восточных мыслителей, ученый посвятил свою работу русскому царю Борису Годунову. Автор в своих летописях, проводя обзор по восточным странам и городам, дает исторические определения и разъяснения тюркским родо-племенам, населявшим казахские просторы. Остановившись на эпохе Караханидов, автор высказывает свое мнение об огузах. Опираясь на написанную на персидском языке летописную книгу Раши-ад-Дина "Жами ат-тауарих", ученый приводит много исторических фактов о династии Чингисхана и о нем самом. В работе имеются ценные материалы о жизнедеятельности казахских ханов, казахской степи, городах и т. д. Автор в совершенстве владел древним казахским языком. Летопись Кадыргали Жалайри - первое историческое произведение, написанное на древнем казахском языке.

 

23) #24 Социальная структура казахского общества в XVI-первой половине XVIII вв

Соц. Структура делилась на:

1. Ак суек:

-торе

-ханы

-султаны

-феодалы

2. Асыл суек:

-кожа

-потомки мусульманских миссионеров

3. Кара суек:

- бии

- родоправители

- судьи

- батыры

- войны

- старшины

- племенные вожди

Шаруа– к этому классу относились егиншилер и кедейлер

Толенгуты – ханские служащие лишенные прав и свободы.

Кулы – к ним относились рабы

 

 

#25 материальная культура казахов в XV-XVIII веках

Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.034 с.)