Племена хунну на территории казахстана. «великое переселение народов». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Племена хунну на территории казахстана. «великое переселение народов».



 

Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну.
- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением китайских войск.

Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа.

В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.
Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.

В 375 г. гунны под переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось "Великое переселение народов". Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.

В 434 г., власть переходит в руки Аттиле (Едил). Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.

Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Существовала частная семейная собственность на скот. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, Над дымоходами устраивались лежаки или нары.
Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Среди них известны оседлые племена земледельцев

 

#6 Тюркский и Западно-Тюркский каганаты.

 

Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских источниках, где описыались набеги тюрок на Китай.

Раннее тюркское государство – Тюрксий каганат возникло в 552 году (552-603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Она занимала обширную территорию на востоке о Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.

Господствующим в Центральной Азии это государство стало при Кагане Мугане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такми как Иран, Византия, Китай. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили его и в 603 году он разделился на 2 самостоятельных государства – Восточный и Западный каганаты.

Ядром З-Т.к.(603-704)стали «10 племен»,самоназвание Он Ок эли –гос-во 10-и стрел,занимавшие земли усуней от гор Каратау дол Джунгарии.

Западно-Тюркский каганат был государсвтом с развитой городской и земледельческой культурой, развитой торговлью по Великому Шелковому пути. В VI – VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Это были большие города, не уступавшие по размерам городам средневековой Азии. Первым лицом в государстве западных тюрок был каган – верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри и внешнеполитическими делами гоударства, был распорядителем всех земель. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников- скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был город Суяб в Чуйской долине, а летней резиденцией Мингбулак (близ г. Туркестана).

В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазитские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной которого было давление из вне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение З – Т каганата потерпело поражение и управление каганом стало осуществлять через китайского ставленника.

№11 Тюргешский каганат и его роль в борьбе населения Южного Казахстана и Средней Азии против арабской агрессии.

Образование каганата Туркешей. Западные тюрки тяжело переживали свое подчинение Китаю, который требовал участия своих новых подданных во всех завоевательных походах. Кроме того, невыносимым оказался и налоговый гнет. В среде тюрок была сильна идея независимости и воспоминания о былом могуществе каганата. В 679 г. одновременно вспыхнули два восстания - в Монголии и Жетысу. Но если первое привело к восстановлению Восточно-Тюркского каганата, то второе было жестоко подавлено.

Кровопролитная война между восточными тюрками и китайцами отвлекла силы последних, и в 699 г. Западно-Тюркское государство было восстановлено, однако во главе его встало не племя ашина, атюркеши, поэтому каганат стал именоваться Туркешским.

Туркеши входили в племенной союз дулу и в свою очередь делились на кара- и сары-туркешей. Их вождь Ушлик сверг китайского губернатора и направил в Китай посольство с требованием признать его каганом.

Восточные тюрки также вынуждены были признать существование нового государства, В начале VII в. каган Ушлик переносит свою ставку в г. Суяб и делит всю территорию каганата на 20 областей "тутук". В каждой области насчитывалось до 7 тыс. хозяйств. Большая ставка кагана находилась в Суябе, а малая - в г. Кунгуте долины реки Или.

Походы арабов и распад государства Туркешей. В.705г. вплотную к южным границам туркешей подошли арабские войска, воевавшие с согдийскими государствами. Ушлик заключает союз с Китаем и Согдом и дважды разбивает арабов под Пайкендом и Бухарой. Только разногласия между туркешами и согдийцами позволили арабам отступить и избежать полного разгрома. Сын Ушлика Согэкаган изгнал арабов из Средней Азии и стал фактически гегемоном в этом регионе. Однако успех этот был недолог.

В 708 г. в Туркешском каганате началась междоусобная война между каганом и его вассалом Кули-Чурн. Кроме того, родной брат.Согэ, Чжен перешел на сторону Восточно-Тюркского кагана и обратился к нему за помощью в борьбе за престол. Восточно-тюркские войска выступили в поход и в 710 году на реке Волочу туркешское войско было разбито. Согэ начал собирать новые войска, но вновь потерпел поражение и попал в плен, а каганат практически развалился.

Поражение туркешей позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 г. взять Самарканд. В 713 г. арабы захватили Ходжент, Фергану и попытались завладеть Ташкентом, а в 715 г. проникнуть в Восточный Туркестан. Однако арабская экспансия вновь была остановлена туркешами, которые в том же 715г. очистили от захватчиков Фергану, а уже в 717 г. талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.

Арабы пытались добиться союза с туркешами путем пропаганды ислама, однако эти попытки не имели успеха, и Сулук остался союзником согдийцев. В 724 г. туркеши поддержали восстание в Согде и начали вести там партизанскую войну против арабов. Однако в 737 г. мир с Китаем был нарушен, и Сулуку пришлось вести войну на два фронта. Кроме того, вспыхнула вражда между кара- и сары-туркешами.

В 738 г. вождь сары-туркешей Бага-Тархан убил Сулука и пытался захватить власть. Под его знаменем собрались правители Ферганы и Ташкента, кроме того, поддержку обещали и китайцы. В битве на р. Шу кара-туркеши были разбиты, а столица каганата, город Талас, разрушен. В 740 г. был убит и Бага-Тархан, а главой кара-туркешей стал Кутлуг Бильге.

Пользуясь усобицами туркешей, арабам удалось завершить завоевание Согда, подавить сопротивление Самарканда, Ташкента и Отрара и к 738 г. установить твердую границу с туркешами. Возобновили наступление и китайцы, которые в 748 г. разрушили г. Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 г. у р. Талас. Ожесточенная битва продолжалась пять дней и закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покоренном Согде.

В 756 г. война между кара- и сары-туркешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 759 г. власть в Жетысу перешла к другому тюркскому племени - карлыкам.

 

#7 Сак плем союзы: общстрой, хоз-во, культ.

Сак плем были мноочисленны. Саки были скот, прекрасными наезд и стрелками из лука. Одним из центров расс саков была Илийская долина. В сакском общест строе 3 груп нас:1)воины (др название воина ратай-штар – стоящий на колеснице)2)сос жрецов, атрибутами которых была жерт чаша и особый голов убор;3) саков-общин, восьминогих,т.е. имеэщих двух волов для запряжки в плуг. Кажд из названных сословий соответствовали свои традиц цвета. Воинам подбирали цвета красные и зол-красные, жрецам - белые, общин-желтые и синий. Арх материалы подтверждают деление сакского общества на сословия или груп. Это заметно, прежде всего, по разнице в размерах погребальных курганов. В могильнике Бесшатыр особ четко видно принадлежность огромных курганов- вождям, ср- воинам, мел- род общин. С сак временем связана эпоха освоения гор и степ пространств, господство скотоводства в различ формах, в сочет с земледелием. Форма хоз-ва саков во многом определялась прир усл, близости к город центрам и торг путям. Коневодство – важ направление скот саков. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко. Саки занимались овцеводством, верблюдоводством(в зап.и юж.к-не). Выращ просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с сакскими пос Чирик-рабат, Бабши-мулла, Баланды посевы орашались с помощью каналов. Высокого развития у сак племен достигли промыслы и ремесла, связ с доб и обраб металла, с литьем бронзы. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, котлы, жертвенники, многие из которых яв-ся замечетельными произвед-ми искусства. Саки участв в международной торговле. В сер.1 тыс. до н.э. начал функционировать ВШП, который на значительном протяжении проходил через каз-н. Сак время – это время высшего развития военной демократии, как типа общ.устр, осн черты которого сложились в эпоху бронзы. Исследователи сак искус считают, сто оно тесно связано с иск-вом Ахеменидского Ирана и Биктрии. Курган Аржан в Туве датируется 8 в. до.н.э., найденные в нем предметы сакского иск-ва яв-ся самыми др. Сак культура Семиречья в своем развитии прошла 2 этапа ран (8-6 вв до н.э.) и позд (5-3 вв до н.э.) наиболее полные представления о культуре позд периода даёт Бесшатырский могильник относящ к сер.1тыс.до н.э. замечат. Памятник Семиречья Курган Иссык-недалеко от Алматы. Он датируется 4в до н.э. «золотой человек»-ценнейший факт сущ иск-ва и письм. У сак было сильно развито религ верование. Сущ культ вождя и царя. Саки поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому – в образе бога конь в мифологии сак связ с солнцем и огнем.

 

 

#8 Кимекский каганат. На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак ("еки-имак" - "два племени имаков").
Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул "байгу" (искаженное "ябгу"), а в начале Х в. принявшим титул "хакан". В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:
1. Йагсун-Йасу - охватывает междуречье Есиля и Ертиса, Бара-бинскую степь к западу от Оби. Здесь, на Ертисе, располагались столицы - старая и новая.
2. Кыркырхан - занимает территорию Восточного и Центрального Казахстана от Ертиса до Балхаша и Алаколя, включая Каркара-линские, Чингизтауские и Тарбагатайские горы.

3. Андар аз-хифчак - область "внутренних кыпчаков" - располагалась в Центральном Казахстане, включая окрестности Улутау-ских гор, бассейны рек Нуры, Сары Су, Каракенгира, на юге - по низовьям Шу и Таласа.

4. "Внешние кыпчаки" занимали предгорья Южного Урала и торгайские степи и пользовались значительной автономией.

В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 12) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. В государстве существовала система налоговых сборов. Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их называли ятуками-жатак.
Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.

Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.

 

Кыпчакские ханства

Образование кипчакской конфедерации. В X в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен - Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского.

Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлуков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали свое имя возникшему объединению племен, которое стало называться кып-чакским.

В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища

К концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя "кимак". Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма,.вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в.. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Ертисе, западнее пределы достигают Едиля, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или "Дешт-и-Кыпчак".

Расцвет кипчакского государства. В середине XI века кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу (Днепр). К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода едьбори. Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В X1-XII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее торгайские степи, бассейны рек Жем, Жаик, Едиль, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли Центрального н Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Ертиса и Есиля. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.

Кризис кыпчакских государств. В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса.

Западные кыпчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В 1185г. хан тенских кыпчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кыпчаков и поживиться за счет военной добычи, но его поход в 1185 г. закончился полным разгромом русских войск на р. Каяле, что было описано в "Слове о полку Игореве". В этой битве принимали участие и запад но-Казахстане кие кыпчаки во главе с Казак ханом.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов:
Сыгнак, Джент, Барчынлыкент - на Сырдарье, Канглы-кент - на Ыргызе. Саксин - в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) - на Таманском полуострове и Шарухан - недалеко от современного Харькова. Kpоме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

 

#9. Государство Карлуков.

(756-940)

Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая".

В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.

В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков.

Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную воину" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.

В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских темен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего "и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить'к-оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г.

История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии.

Государства Караханидов. Политическая история, расцвет хозяйственной жизни и мусульманской культуры.

Образование государства Кзраханидов. Около 940 г. племена Тянь-Шаня захватили Баласагун и, свергнув карлыкского кагана, положили начало новой династии. Один из первых правителей нового государства Сатук Бограхан Лбдулкерим - принял ислам и титул Дослан Карахан, по которому вся династия получила название Караханидов. Правители ханства в 990 г. присоединили города Тараз и Исфиджаб. К концу X в. сложилась территория ханства, которая простиралась от Амуцарьи и нижнего течения Сырдарьи и на западе до Жетысу и Кашгара на востоке. Главную роль в государстве играли карлыкские племена чигили и ягма. Ханство было разделено на два больших удела. Верховный каган с титулом Арслан Кари хан по традиции был владетелем восточной части государства, резиденция его находилась в г. Баласагуне, Второй каган с титулом Богра Кара хан владел западной частью с резиденцией в г, Таразе. Владетели мелких уделов носили титулы "илек" и "тегин". Они были независимыми по всем вопросам от верховных каганов, некоторые из них чеканили свои монеты и вели дипломатические отношения с соседними странами. Власть передавалась не по наследству, а по так называемой "лестничной системе" - от старшего к младшему брату.

В 999 г. Илек Наср завершил завоевание Мавераннахра, но у Балха карлыки потерпели сокрушительное поражение от газневидского султана и отказались от завоеваний к югу от Амударьи. Вскоре среди Караханидов начались раздоры между двумя ветвями -потомками Али иХасана. Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена киданей. владевшие Центральной Азией. В 1017г. килани вторглись в Жетысу и дошли почти до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан заставил их отступить на восток и после трехмесячного преследования разбил их.

Ослабление караханидов. Во время правления слабого и безвольного Арслан хана авторитет центральной власти был окончательно подорван, и войны между правителями уделов стали обычным, делом. В 1056 г. Арслан хан начал войну против своего брата Богра хана, но. попав в плен, потерял свои владения. Его сын Кбрагим погиб в войне с правителем Барсхана Янал-тегином, а сын Богра хана был отравлен своей женой. После этого правителем Жетысу и Кашгара стал Тогрул-Карахан Юсуф, который вместе со своим братом Богра ханом Харуном вел войну с Шемсул-мульком Насром, владетелем независимого Мавераннахра. Война закончилась миром, и границь. между западными и восточными караханидами прошли по Сырдарье.

Вскоре Мавераннахр попал под власть сельджукских султанов, взявших в 1089 г. Бухару и Самарканд, но не упразднивших местную династию Караханидов. Жетысу же с 30-х годов XII в, стал подвергаться постоянным набегам киданей.

В 1141г. после разгрома объединенного сельджукско-караха-нидского войска политическая власть перешла в руки киданских правителей. Однако еще некоторое время караханиды сохраняли вассальную зависимость от киданей, И только в начале XIII в. государство караханидов перестало существовать. Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура. В Караханидском государстве сформировалась новая политическая система. Ислам объявлен государственной религией, была принята арабская графика, заменившая дреснетюркскую письменность. В целом караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап в социально-экономической, политической и культурной жизни наших далеких предков.

 

#10 Тюргешский каганат

 

 

#11

 

#12 материальная культура казахстана в VI-начале XIII веков

Жилище. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом. Одежда. Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. В средние века в одежде продолжают развиваться традиции, заложенные в усуньское и кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал современный казахский тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков. Некоторое представление о богатстве каганского рода может дать описание буддийского монаха Сюань-Цзаня, посетившего в начале VII в. ставку западно-тюркского Ябгу кагана. Встретив кагана во время охоты, путешественник был поражен роскошной одеждой охотников. "Каган был одет в халат из зеленого шелка,- пишет он. - Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и мягкие головные уборы, держали бердыши, луки и знамена. Их лошади были прекрасны. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом". Говоря далее о юрте кагана, он сообщает, что "рябило в глазах". Письменные источники пронесли сквозь века сведения о богатой и неповторимой культуре, и они заслуживают большего доверия, чем немногочисленные археологические находки. Таким образом, мы видим, что в VI-XIII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались. Мы видим, что материальная культура народов Казахстана была максимально приспособлена к требованиям адаптации к природной среде и полностью отвечала функциям жизнеобеспечения и материального производства. О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, К|рахана, Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зичеством предшествующего времени. Материалом для постройки дoмов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дере-в) Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками. В заключение выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана: во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с мгевым миром и не могли существовать без последнего; во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, шлетних кочевьях: в-третьих, города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе. Величина и значение города определялись не только удобным местоположением, но и административной ролью. Так, Баласагун сохранял свое значение благодаря тому, что здесь последовательно располагались столицы Западно-Тюркского, Крлыкского и Кара-киданского государства, а Сыгнак стал крупным центром после того, как превратился в ставку восточно-кыпчкских ханов. Таким образом, Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой городской жизни, развивающейся под влиянием Согда и Мавераннахра, с одной стороны, и культуры кочевников - с другой.

 

 

#13 духовная культура казахстана в в VI-начале XIII веков.

К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских - язык карачаевцев, балкарцёв и кумыков. Развитие письменности. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Устное творчество. В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе. На основе древних исторических сказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем в устном народном творчестве VI-VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII вв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали традиционными, и переходили из поколения в поколение. Надпись Кюльтегина сохраняет мотивы родовой обрядовой поэзии, перешедшие позже в эпос. Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби.

 

#14 вклад Абу-Насыр аль-Фариби в развитие науки и кульуры.

 

Аль-Фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Ша-ше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания "Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.

 

 

#15

#16

#17

#18

#19

#20

21) #21 Э тногенез казахского народа. Казахсткие жузы. Этнонимы «казах», «ногай», «узбек».

 

Казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов Старший жуз, Средний жуз и Младший ж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.081 с.)