Раздел V. Древнерусское зодчество и архитектура России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел V. Древнерусское зодчество и архитектура России.



Содержание раздела.

Тема 1. Архитектура Киевской Руси.

Киевская Русь. Принятие христианства. Заимствование из Византии крестовокупольного типа храма. Десятинная церковь. София Киевская. Черты сходства с византийскими храмами и своеобразие. Другие памятники Киева XI-XII вв.

Тема 2. Архитектура Новгорода и Пскова.

Общественный строй Новгорода. Планировочная структура и топография, основные ансамбли. Софийский собор, его своеобразные конструктивные и композиционные черты. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Появление типа кубического одноглавого храма (церковь Спаса Нередицы). Дальнейшая эволюция новгородской школы (XIII – XV вв.). Церкви Николы на Липне, Федора Стратилатата, Спаса на Ильине. Гражданское зодчество Новгорода (Грановитая палата).

Планировка и топография Пскова, система укреплений. Церковное зодчество: своеобразие материала, пропорции, декоративных элементов. Собор Морожского монастыря, церкви Василия на Горке, Николы с Усохи и др. Псковские звонницы. Жилая архитектура Пскова (Поганкины палаты).

 

Тема 3. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси.

Владимиро-Суздальское княжество. Особенности местной школы зодчества. Связь с романской архитектурой Запада. Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском. Храм Покрова на Нерли. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Резиденция – замок Андрея Боголюбского. Город Владимир, его планировка и топография.

 

Тема 4. Древнерусское деревянное зодчество.

Техника сооружения и конструктивные особенности. Основные типы деревянных храмов. Клетские храмы, их происхождение и эволюция. Шатровые храмы, разновидности. Кубоватые храмы. Многоглавые храмы (ансамбль Кижского Погоста). Проблема влияния деревянного зодчества на каменное. Деревянные жилые постройки.

 

Тема 5. Строительство Московского Кремля при Иване III.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Москва как общерусский политический и культурный центр. Приглашение итальянских архитекторов. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Сочетание национальных традиций с ренессансными элементами. Каменный великокняжеский дворец, Грановитая палата. Кремль как фортификационное сооружение, архитектура его стен и башен.

Тема 6. Архитектура XVI века.

Русское централизованное государство при Иване IV. Градостроительство Москвы (сооружение Китай-города и т.п.). Соборный тип храма, его варьирование. Появление каменных шатровых церквей (Коломенское) и столпообразных (Дъяково). Собор Василия Блаженного.

Тема 7. Архитектура XVII века.

Русское государство при первых Романовых. Градостроительство и крепостное зодчество. Каменные гражданские постройки (Теремной дворец в Кремле). Церковное зодчество. Распространение «узорочья». Храмы Троицы в Никитниках. Рождества в Путинках, Ярославские церкви.

«Московское барокко» и его национальная самобытность. Центрические ярусные храмы (Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Новодевичий монастырь).

 

Тема 8. Архитектура первой половины XVIII века.

Россия при Петре I. Политические, экономические и культурные преобразования. Основание Петербурга. Роль архитекторов-иностранцев. Стилистика петербургских построек петровского времени. Формирование планировки Петербурга. Основные архитекторы. Д. Трезини (Петропавловский собор, Летний дворец Петра, здание 12 коллегии). Ж.Б. Леблон, его проект планировки города. Создание Петергофского ансамбля (Н. Микетти, И. Браунштейн и др.). Дворцы Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме (Д. Фонтана и Г. Шедель).

Новый подъем государственности и культуры в царствование Елизаветы Петровны. Кульминация стиля барокко в России. В.В. Растрелли. Большой Петергофский, Большой Царскосельский, Зимний дворцы, ансамбль Смольного монастыря. Другие зодчие елизаветинской эпохи (С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский).

 

Тема 9. Архитектура второй половины XVIII века.

Российская империя при Екатерине II. Переход от барокко к классицизму. Первые стадии развития русского архитектурного классицизма (ранний и «строгий»). Здание Академии художеств (А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Деламот). А. Ринальди (постройки в Ораниенбауме, Мраморный дворец). И.Е. Старов, эволюция его творчества (до палладианства, Таврический дворец). Ч. Камерон и использование им античных традиций (Холодные бани в Царском селе, Камеронова галерея). Д. Кварнеги (Академия наук, Эрмитажный театр, Ассигнационый банк, Смольный институт и др.).

Архитектура Москвы. В.И. Баженов, проект Кремлевского дворца. Применение псевдоготических и древнерусских мотивов (Усадьба Царицыно). Дом Пашкова. М.Ф. Казаков. Здание сената в Кремле. Голицынская больница, жилые дома и др. Архитектура подмосковных усадеб.

 

Тема 10. Архитектура первой половины XIX века.

Эпоха 1912 года, ее отражение в культуре и искусстве. Новая фаза развития архитектурного классицизма (русский ампир). Художественно-стилевые источники, ансамблевый подход, синтез искусств.

Первая плеяда зодчих александровского классицизма. А.Н. Вороняхин (Казанский собор, Горный институт). Т. де Томон (ансамбль Стрелки, мавзолей в Павловске, особняк Лавалей), А.Д. Захаров (Адмиралтейство). К.И. Росси – выдающийся градостроитель (ансамбли Михайловского дворца, Дворцовой площади, Александрийского театра). В.П. Стасов – строитель-новатор (металлические конструкции и детали). О. Монферран и сооружение Исаакиевского собора.

Московский ампир и его специфика. Ведущие архитекторы: О.И. Бовэ, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьев.

 

Тема 11. Архитектура второй половины XIX века.

Отмена крепостного права и развитие капитализма в России. Распад классицизма и становление эклектики. Основные направления ранней эклектики: неоренессанс, необарокко (А.И. Штакеншнейдер), неоготика (М.Д. Быковский), русско-византийский стиль (К.А. Тон). Продолжение поисков национального своеобразия в работах В.А. Гартмана и И.П. Ропета. Официальный «псевдорусский» стиль конца XIX века.

Использование форм исторических стилей в принципиально новых типах зданий (в пассаже, вокзалы, доходные дома и т.д.). Эклектизм в архитектуре Урала, его особенности.

 

Тема 12. Архитектура начала XX века.

Политическое и культурное развитие России. Формирование в архитектуре новых направлений. Стиль модерн и его эволюция – от раннего, «живописного» к позднему «рационалистическому» (на примере творчества Ф.О. Шехтеля). Наличие в русском модерне национально-романтических тенденций (церковные постройки А.В. Шусева, В.А. Покровского). Своеобразие модерна на Урале. Утверждение неоклассицизма. Модернизация ренессансных (В.А. Шуко) и ампирных (И.А. Фомин и др.) форм. Предконструктивистские тенденции. Значение поисков архитекторов данного периода для последующего развития отечественной архитектуры.

 

 

1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

К разделу 1. Древнерусское зодчество и становление русской архитектуры на Урале.

Специфика отдельных школ (владимиро-суздальская, новгородская, псковская, раннемосковская и т.д.). Анализ композиции и пропорционального строя важнейших памятников (храм Покрова на Нерли, Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском и др.). Сравнительная характеристика уральских и московских памятников XVII века.

 

К разделу 2. Архитектура России и Урала XVIII – нач. XX веков.

Особенности основных этапов развития барокко и классицизма в России. Анализ пространственной композиции важнейших ансамблей Петербурга. Сравнительная характеристика однотипных и одностильных зданий в столицах и на Урале.

 

 

Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

1. Древнерусские архитектурные ансамбли и природное окружение.

2. Силуэт кремлей и монастырей Древней Руси.

3. Пластичность в архитектуре Древней Руси.

4. Владимиро-суздальское зодчество и романская архитектура Запада.

5. Сравнительный анализ архитектуры Новгорода и Пскова.

6. Ренессансные черты в русском зодчестве конца XV – XVI вв.

7. Шатровые храмы в деревянном и каменном зодчестве.

8. Развитие архитектуры русских крепостных башен и колоколен XVII в.

9. Развитие декоративного убранства в русской архитектуре XVII в.

10. «Петровское барокко» и архитектура стран Северной Европы.

11. Национальный характер творчества Растрелли.

12. Развитие типа пятикупольного храма в русской архитектуре XVIII – первой половины XIX в.

13. Развитие пространственной композиции и убранства интерьера русских дворцовых зданий XVIII в.

14. Античный ордер и архитектура русского классицизма.

15. Черты палладианства в русской архитектуре второй половины XVIII в.

16. Русская архитектура второй половины XVIII – начала XIX вв. и французский классицизм.

17. Героико-патриотическая тема в русской архитектуре первой трети XIX в.

18. Масштабно-ритмическое единство в архитектурных ансамблях Петербурга эпохи классицизма.

19. Своеобразие архитектуры московского классицизма 1810-1820-х гг.

20. Связь с природой и ландшафтная архитектура русских усадеб.

21. Синтез искусств в архитектуре русского классицизма.

22. Эволюция архитектуры русских театров XIX в.

23. Технический прогресс и новые типы зданий в русской архитектуре второй половины XIX в.

24. Материал и цвет в архитектуре русского модерна.

25. Источники русской неоклассики 1910-х гг., и их интепретация.

26. Архитектура солеварен Прикамья.

27. Основные типы уральских барочных храмов.

28. Градостроительное развитие Екатеринбурга в XVIII – XIX вв.

29. Архитектура заводских цехов Урала первой половины XIX в.

30. Деревянный модерн на Урале.

 


 

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

 

1. Архитектура Киевской Руси.

2. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси.

3. Архитектура Новгорода.

4. Архитектура Пскова.

5. Раннемосковское зодчество.

6. Типы церквей в древнерусском деревянном зодчестве.

7. Формирование ансамбля Московского Кремля.

8. Крепостное и гражданское зодчество Древней Руси.

9. Шатровые и столпообразные храмы XVI века.

10. Церковное зодчество Москвы и Ярославля середины XVII века.

11. «Московское барокко» конца XVII века.

12. Архитектура Урала XVII века.

13. Основание начало застройки Петербурга.

14. Архитектор В.В. Растрелли

15. Архитекторы раннего русского классицизма (Кокоринов, Деламот, Ринальди).

16. «Строгий» классицизм 1780-1790-х гг. (Старов, Камерон, Кваренги).

17. Архитектор В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

18. Архитекторы петербургского ампира (Воронихин, Захаров, Томан).

19. К.И. Росси и ансамбли Петербурга 1820-1830-х гг.

20. Архитекторы московского ампира (Бовэ, Жилярди).

21. Промышленная архитектура Урала эпохи классицизма.

22. Основные направления эклектической архитектуры в России.

23. Развитие архитектуры русского модерна.

24. Эклектика и модерн в архитектуре Урала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.02 с.)