Система объемно-пространственных (пластических) искусств. Виды и жанры пластических искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система объемно-пространственных (пластических) искусств. Виды и жанры пластических искусств



 

Искусство – универсальный способ конкретно-чувственного выражения духовного (эстетического) опыта человечества; один из главных компонентов культуры как созидательно-продуктивной деятельности человека. [1]

Классификация искусств (по способу их существования и по характеру зрительского восприятия):

  • Временные (музыка) – реализуются преимущественно во времени; воспринимаются на слух;
  • Пространственные (архитектура) – существуют в пространстве4 предполагают визуальное и моторное восприятие
  • Синтетические (все виды театра) – более сложная форма реализации: и во времени, и в пространстве одновременно;
  • Техницизированные (кино) – используют достижения науки, техники и передовых (в том числе промышленных) технологий.

 

Состав объемно-пространственных (пластических) искусств.

Система объемно-пространственных (пластических) искусств включает традиционно:

    1. архитектуру,
    2. скульптуру,
    3. живопись,
    4. графику,
    5. декоративно-прикладное искусство (ДПИ).

 

Система искусств (взаимосвязаны):

  • обусловлены общей природой (материальной),
  • формами существования (в пространстве),
  • способами восприятия (тактильно-визуально-моторно),
  • способом создания (рукотворные (мануальные) техники)
  • средой бытования,
  • сферой «применения»,
  • характером воздействия на аудиторию.

Постклассические разновидности (практики):

дизайн, кино, медиа, видео, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.

 

Общность свойств:

  • Пластичность (наличие объема, пластической формы, материальная природа, телесность)
  • Пространственность (существование в двух-, трех- и четырех измерениях, материальные поверхности-носители, наличие объема, веса, формы);
  • Изобразительность (преимущественно зрительные образы, визуально воспринимаемые, миметичные, развитие нарративно-повествовательного начала);
  • Эстетический (внеутилитарный) характер.

Различия:

  • в степени материализации и ее характере (нарастает от графики к архитектуре),
  • в специфике используемого материала и способов (техник) его обработки;
  • в поверхностных характеристиках материального («информационного») носителя: объеме, плоскостности или поверхности.

 

Обращены преимущественно к следующим органам восприятия (чувствам):

  • тактильному (осязанию),
  • визуальному (зрению),
  • моторному восприятию.

 

Формы существования (воплощения), или виды:

Основные:

  • Монументальная
  • Станковая
  • Декоративная

дополнительные:

  • монументально-декоративная (оформление архитектурных пространств);
  • декоративно-прикладная (оформление прикладных изделий).

 

Различия в формах (видах) существования пластических искусств проявляются через:

  • масштаб (по отношению к человеку),
  • характер восприятия и зрительскую аудиторию (коллективное, индивидуальное, мануальное),
  • предназначение, или способ бытования (утилитарные или эстетические),
  • способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)
  • форма существования изделий (уникальные, тиражированные).

 

Система жанров в объемно-пространственных (пластических) искусствах.

Система и характер жанрового деления определяются критерием изобразительности, или натуроподобия (миметичности). Жанр определяется тематикой произведения (фабула, содержание, изобразительные мотивы, символы, сюжеты):

Изобразительность в различной степени присуща различным видам пространственных искусств. Так, архитектура почти лишена ее, в то время как скульптуре, живописи и графике она присуща в наибольшей степени.

Архитектура (тесно связана и определяется формами социальной жизни). В соответствии со сферой бытования подразделяется на следующие виды:

  1. Культовая (сакральная):
  • храмы
  • святилища;
  1. Светская:
    • гражданская,
    • образовательно-воспитательная
    • жилая,
    • административная,
    • промышленная,
    • экспозиционная,
    • торгово-развлекательная,
  2. Объекты коммуникации;
  3. Городская (особняки, доходные дома, многоквартирные, небоскребы)
  4. Загородная (виллы, частные дома, коттеджи)
  5. Монументальная (к примеру, различные мемориальные комплексы)
  6. Малых форм (ландшафтное проектирование – скамейки, беседки, урны и т.д.).

Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции):

камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.

 

Основные архитектурные конструкции:

 

· Стоечно-балочная,

· Арочно-сводчатая,

· Каркасно-сводчатая,

· Железо-бетонные модули

· Конструкции из напряженной стали

 

 

Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):

 

Виды скульптуры:

  • Круглая (свободностоящая)
  • Рельеф (низкий, высокий).

 

Формы скульптуры:

 

  • Портретная медаль
  • Скульптурный бюст (разновидность - погрудное изображение)
  • статуя,
  • статуарная группа
  • монумент.

 

 

Жанры скульптуры:

 

  1. Религиозная (сакральная) композиция: библейские, евангельские персонажи, христианские святые;
  2. Мифологический: персонажи античной (греко-римской) мифологии;
  3. Портрет:
  • индивидуальный (в виде бюста, поясного изображения, статуи, статуарной группы)
  • групповой (скульптурная группа из нескольких фигур);
  1. Анималистический жанр: культовые животные (хищники, копытные), лошади, собаки, кошки и т.д.;
  2. Конный монумент (соединение изображений человека и животного);
  3. Жанровая сцена с изображением группы людей и животных (довольно редкая)
  4. Монументально-декоративная скульптура для украшения садово-парковых пространств (типа «Мальчик с лебедем» и т.д.)

Техники:

    • скульптура (твердые материалы, предполагает постепенное удаление материала – камень, дерево),
    • пластика (мягкие материалы, предполагает последовательное прибавление материала и последующий перевод в более прочный материал – глина, воск, бронза).

 

Живопись наиболее полно и разнообразно реализует жанровый состав в изобразительных искусствах. В монументальной живописи выделяются в основном сакральные и декоративные по характеру композиции:

  • Сцены мифов
  • Библейские и евангельские
  • Исторические (батальные)композиции, а также разнообразные символико-аллегорические фигуры
  • орнаменты (геометрические, растительные, зооморфные, гротески и т.д.), которые обрамляют и разделяют сюжетные сцены.

Жанры станковой живописи:

  • Религиозная композиция (поклонение, жертвоприношение, алтарный образ – икона)
  • Мифологический
  • Исторический (разновидность - батальный)
  • Портрет (групповой, индивидуальный, парадный, камерный (бытовой))
  • Пейзаж
  • Натюрморт
  • Бытовая сцена
  • Анималистический.

 

Техники живописи (определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических) – воск, вода, яичный белок и/или желток, растительные масла, клеи, натуральные и/или синтетические смолы.

 

Техники монументальной живописи:

  • энкаустика,
  • фреска,
  • темпера.

 

Техники станковой живописи:

  • темпера,
  • масло,
  • акрил,
  • пастель (используется для миниатюрных портретных композиций на пластинках слоновой кости),
  • акварель (последняя является еще и техникой графики).

Методы работы:

  • метод «старых мастеров» - классическая многослойная живопись;
  • «alla prima» - в один красочный слой;
  • Коллаж («наклеивание») – метод новейшей европейской живописи начала ХХ века.

 

Графика (Существует с ХУ века. Превоначально вспомогательный вид искусства; предназначена для подготовительного этапа создания живописи: этюды, зарисовки отдельных фигур или элементов композиции, композиционные эскизы, картоны для монументальных композиций (стенописи) в натуральную величину).

 

Виды графики:

  • Оригинальная (набросок, этюд, эскиз)
  • Печатная (тиражированная).

 

Техники оригинальной графики:

· Карандаш

· Уголь

· сангина

· тушь и перо

· акварель.

Техники печатной графики:

  • резцовая гравюра,
  • ксилография (по дереву),
  • офорт,
  • сухая игла,
  • литография,
  • монотипия и т.д.

Декоративно-прикладное искусство (художественное оформление используемых в быту предметов).

 

От других видов пластических искусств отличается утилитарностью, способностью изделий быть используемыми мануально в быту, в процессе жизнедеятельности человека.

 

Виды дпи определяются техниками создания (обработки), а также сферой применения (назначения) изделий:

  • Обработка металла (кузнечное дело)
  • Резьба по дереву
  • Керамика (Гончарное дело)
  • Плетение (лоза, солома и др.)
  • Обработка кожи
  • Ткачество (ковроделие, создание текстильных изделий)
  • Вышивка
  • Костюм
  • Мебель
  • Бытовые изделия (книги, приборы освещения, инструменты и т.д.)
  • Роспись поверхностей различных изделий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.16.34 (0.027 с.)