Тема П Искусство Древнего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема П Искусство Древнего мира



 

Лекция 2

Периодизация европейского искусства. Искусство первобытной эпохи

 

Гипотезы происхождения искусства – из синкретизма первобытного сознания. Из магии и ритуала как их составная часть и как способ наглядного воплощения в жизнь Картины мира (первичной формы сознания) первобытного человека.

 

Период начальный в развитии искусства и художественных форм - от эпохи формирования типа человек разумный (homo sapiens) – 35 000 – 40 000 лет. Для сравнения: период начала прямохождения человека относят к 3, 6 миллионов лет назад. Развитие художественных форм соотносят с формированием мышления и речи человека.

 

Общая периодизация развития европейского искусства:

 

  1. Первобытное искусство – 35 000/40 000 тыс. лет – 1 тыс. до н.э.

 

  1. Искусство Древнего мира (Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия, Египет, Индия, Китай)– 5 000/3000 лет до н.э. – 1У в н.э.

 

  1. Искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) – сер. 3000 до н.э. – 1У в. н.э.:
  • Древняя Греция – сер. 3 000 до н.э. – 1 в.до н.э.
  • Древний Рим – УШ в.до н.э. – У в. н.э. (476 г.).

 

  1. Искусство Средних веков – 1У - ХУ вв.:
  • Раннехристианский период – 1У – У1 вв.
  • Искусство Византии – У1 – ХУ (1453г.) вв.
  • Искусство западного средневековья – У1/УП – ХУ вв.

 

  1. Искусство эпохи Возрождения – ХУ-ХУ1 вв. (Италия: со второй половины ХШ – до конца ХУ1 вв.; Искусство Севера: с начала ХУ в. до конца ХУ1 в.):

В Италии:

Проторенессанс – 1260-1400:

  • Дученто – 1260- 1290-е
  • Треченто – 1300 -1348 (чума в Европе); с 1350-х до 1400;

 

Раннее возрождение – 1400/1420-е – 1500

На Севере: ХУ век – «новое искусство» Севера (ars nova)

 

Высокое Возрождение – 1500 – 1520/1527 (Рим)

- 1520-1540-е (Венеция)

 

Позднее Возрождение (маньеризм) – 1520-е – 1580-е

 

  1. Искусство Нового времени – ХУП – Х1Х вв.

 

  1. Искусство Новейшего времени – от начала ХХ столетия до наших дней… (периодизацию искусства ХХ века см. в лекции 16).

 

 

Периоды развития первобытного искусства:

1. Каменный век: 35 00-/40 000 лет – У - Ш тыс. до н.э.

· Палеолит (древний каменный век) - животные

· Мезолит (средний каменный век)– изобретение колеса, гончарного круга

· Неолит (новый каменный век) – сцены с участием человека - охота

2. Бронзовый век – Ш-П тыс до н.э.

3. Железный век – П - 1 тыс. до н.э.

 

Общая характеристика:

Длительность периодов

Медленные процессы эволюции

Низкий уровень развития производительных сил, переход от присваивающего и производящему типу хозяйства

Каменные, кремниевые и металлические (бронза, железо) изделия (оружие и орудия труда)

Синкретичные и прикладные формы искусства (тесно связано с культом и с бытом)

Мануальное использование (мелкая пластика), а также

Крупные изобразительные формы (монументальные росписи)

Система верований: первобытный анимизм, тотемизм, одухотворение сил природы

 

Протоархитектура и протоискусство:

  • Приспособительные и первичные конструктивные формы (пещеры, навесы, землянки, хижины из веток на стоянках, стационарные сборные и разборные жилища) – определяются типом хозяйства (охотники- земледельцы);
  • ограждение и покрытие;
  • первоначальный тип поселений (круговой);
  • керамические сосуды (лепные),
  • простейшие универсальные (колюще-режуще-сверляще-пилющие) орудия труда.

 

Общие основания искусства:

Первобытная магия

Жертвоприношение – основной ритуал

Коллективные формы жизни

Первичные социальные структуры (родовые общины)

Тотемизм – вера в духов-предков (животных)

Культ умирающих и воскресающих богов-растений

Ритуальные формы искусства – синкретичное массовое действо (коллективное)

 

Изобразительные архетипы:

  • Животное-тотем (хищное, копытное)
  • Великая Богиня-мать (прародительница)
  • Мировое древо.
  • Первые композиции – фризовые (простая линейная последовательность элементов или фигур, например, животных) + адорация (поклонение Мировому древу животных и птиц) – первая целостная изобразительная модель мира

 

Синкретичный характер мифологического сознания (образное, эмоциональное, алогичное, двойственное, не знает противоречий).

 

Первичный композиционный прием:

Симметрия (осевая) как воплощение принципа бинарной оппозиции – отражение симметричной структуры мозга и первичная операция сознания (я – не я, право-лево, верх-низ и т.д.) – построение «симметрично развернутых композиций».

 

Наиболее характерные формы искусства:

  • Оттиски ладоней (метки территории)
  • Росписи в пещерах Испании и Южной Франции эпохи палеолита (своды, стены)
  • Компромиссные формы скульптуры (медведь – камень, покрытый шкурой)
  • Небольшие изделия - культовые статуэтки (умещаются в руке) – женские божества плодородия («Венеры»). Гипертрофированные телесные признаки плодородия, схематично обозначенные головы, отсутствие лиц.

 


Лекция 3

Искусство Древнего Востока (Египет и страны Двуречья)

 

Корни цивилизации середина Ш тыс. до н.э.

Древняя Индия и Древний Китай – У тыс. до н.э.

 

Тип культуры и социальной жизни

  • Древневосточные деспотии (государство хеттов, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Древняя Персия, Древний Египет)
  • Цивилизации, созданные в бассейнах и долинах великих рек (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат) основаны на сложных системах искусственной ирригации
  • Общинный уклад (родовая, семейная, соседская)
  • Коллективные общественные работы свободных и рабов
  • Земледельческие цивилизации

Религиозные основы искусства

  • Политеизм (вера в духов животных – первобытная анимация, культ умирающих и воскресающих богов-растений, пантеон антропоморфных божеств)
  • Остатки древних тотемических культов (египетские зооморфные божества)
  • Развитый погребальный культ

 

Периодизация:

    1. Царства: Древнее
    2. Среднее
    3. Новое
    4. Периоды междуцарствий: вторжение гиксосов
    5. Эпоха Эхнатона (Амарнский период Нового царства)
    6. Конец 1У в до н.э. - Вторжение войск Александра Македонского – установление правления эллинистической династии Птолемеев
    7. Эпоха римского владычества – со П в до н.э.
    8. 27 (30) г. до н.э. – смерть Клеопатры - закончилось существование независимого Египетского царства

 

Чередование династий правителей- фараонов, обожествляемых после смерти

Архитектура:

Погребальные сооружения

Гробницы

Заупокойные храмы

Ритуальные дороги

Храмовые комплексы (Карнак, Луксор)

Новая столица – город Ахетатон

 

Монументальная скульптура:

  • Обелиски Ра – воплощение бога Солнца
  • Статуи богов и фараонов
  • «Большой Сфинкс»
  • Станковая скульптура – портретные статуи и бюсты (!)

 

Материалы:

гранит, базальт, порфир (твердые породы).

 

Способ обработки:

кубический (каждая грань куба - отдельно)

 

Прикладные изделия быт – для наполнения гробниц

Живопись: монументальная из гробниц

Сцены культовые и светские:

охоты, рыбной ловли, пира, войны (побед фараона), ритуальных оплакиваний, отдыха в саду, семейные сцены

 

Изобразительные приемы:

Соединение изобразительных и текстовых знаков в иероглифе (синкретичное письмо)

Происхождение портрета – религиозные основания

Раскрашенный рельеф

Типы рельефа (врезанный, выпуклый, плоский)

Изобразительный канон и системы пропорций (божественный зодчий-жрец Аменхотеп).

 


Лекция 4

Искусство античной Греции

 

«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры

 

С середины П тыс до н.э. в бассейне Эгейского, Ионического и др. морей

 

Ареал:

Балканский полуостров и прилегающие острова архипелага (Кикладские и т.д.), западное побережье Малой Азии, юг Аппенинского п-ва («Великая Греция»)

 

Крит – наиболее ранний и Кикладский архипелаг

Периодизация:

С конца Ш – сер 1 тыс до н.э. – критский период

ХШ-Х1 вв до нэ. – микенский период

1Х-УП вв до нэ – гомеровский

УП-нач.У вв. до нэ - архаический

У-1У вв. до нэ – греческой классики

Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период

 

Развитая культовая и светская архитектура:

  • Храмы, святилища

(культовые центры Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);

  • Царские резиденции (Кносс на Крите, цитадель в Микенах)
  • Гражданские сооружения: булевтерии, пританеи, пинакотеки, театры, музейоны, портики.

Мало известно о жилой архитектуре.

 

Тип конструкции: стоечно-балочная

Материал: дерево, камень, мрамор пентеликонский (пентелийский)

Основные типы храмов:

· Храм в «антах»

· Простиль

· Амфипростиль

· Периптер

· Диптер

· Толос

Синкретичная система убранства:

· Росписи (черный (синий) – красный цвета),

· скульптурные черепицы (антефиксы),

· фигуративные водосливы,

· бронзовые детали.

Ордерные системы:

1. Дорический

2. Ионический

3. Коринфский

4. Композитный

 

Скульптура:

· Монументально-декоративная скульптура: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп;

· Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жриц,

· Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов;

· Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма).

Живопись:

· Пинаки (расписные вотивные таблички),

· На досках (выставлялись в портиках и пинакотеках - Полигнот).

 

Роспись керамических сосудов (стили):

· «камарес», морской и др. критские

· Геометрический,

· Ориентализирующий,

· Чернофигурный

· Краснофигурный.

 

Тематика - сцены сражений (махии):

· гигантомахия,

· кентавромахия,

· амазономахия,

· борьба греков с троянцами.

Техники:

· Энкаустики (восковыми красками).

· Фрески (на водной основе),

· Галечной мозаики (напольной).

 


Лекция 5

Искусство Древнего Рима

 

Хронология:

С УШ в. (753 г.) до н.э. – по У в. (476 г.) н.э.

 

Периоды:

  1. Республики – конец У1 в.(510 г.) - 1 в. (27 (30) г.) до н.э.
  2. Империи – 27 (30) г. до н.э. – 476 г. н.э.

Архитектура:

(Арочно-сводчатая конструкция, техника кирпично-бетонной кладки, мегаполис):

    • Инженерно-коммуникационные сооружения (мосты, каналы, дороги, акведуки, цистерны и др.)
    • Храмы (псевдопериптеры, толосы)
    • Гражданские сооружения (архив-табулариум, базилика, курия, библиотеки, рынки)
    • Зрелищно-развлекательные сооружения (театры, цирки (амфитеатры), термы (бани), и т.д.)
    • Триумфальная архитектура (арки, колонны, форумы)
    • Гражданский форум – центральный архитектурный феномен Рима

 

Скульптура (круглая и рельеф):

  • Скульптурный портрет (маска, бюст, статуя)
  • Монументально-декоративная скульптура (надгробия, алтарь Мира)
  • Декоративно-прикладная скульптура: резные камни (камеи, инталии)
  • Монеты.

Живопись (монументальная):

  • Декоративные стили украшения домов
  • Портреты
  • Натюрморты

Техники:

мозаика, энкаустика, фреска.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.047 с.)