Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Натурализм и истоки реализма хуп века (внестилевая линия)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало Нового времени связывают с эпохой географических открытий, изобретением печатного станка и появлением новой религиозной доктрины христианства (протестантизм в различных модификациях от Кальвина до Лютера);
ХУП – начало ХХ вв.
Начальный период ХУП век – эпоха Контрреформации в Европе
В искусстве: · Эпоха синтеза пространственных (пластических искусств), · Создание крупнейших городских (Рим, Париж) и загородных ансамблей: папской (Рим) и королевской дворцовой резиденции (Версаль), · Формирование развитых градостроительных структур (площади Св. Петра, дель Пополо в Риме, Вандомская в Париже), · Скульптура – часть пространственного синтеза искусств (открытые пространства городские и загородные, монументальный размах, движение света или воды включает, аллегорические фигуры как олицетворение стихий), · Скульптура как предмет коллекционирования, собирательства, реставрации (восстановления) античных памятников и создание новых работ на античные сюжеты, · Расцвет квадратуры – монументально-декоративной живописи, религиозной и светской (Италия) – Пьетро да Кортона, Джованни Ланфранко, Андреа дель Поццо, · «золотой век живописи», · величайший художественный и технический уровень живописи, · время великих стилей (параллельно развивались несколько стилевых систем: барокко, классицизм и т.н. внестилевая линия (будущий реализм)), · сложение жанровой системы светской живописи, · сложение национальных школ искусства (Италия, Фландрия, Голландия, Франция, Испания), · сложение системы официального искусства как отражение господства религиозной и государственной идеологии, · официальные Королевские художественные Академии, · разделение теории и практики искусства, · система частного меценатства наряду с церковью – крупнейшим заказчиком искусства в католических странах, · сложение художественного рынка в протестантской Голландии.
Хронология: Первая половина ХУП в. – барокко в католических странах (Италия, Испания, Фландрия) Вторая половина ХУП в. – классицизм во Франции, В течение всего столетия – внестилевая линия (особенно в Голландии).
Караваджизм – крупнейшее течение в живописи первой половины ХУП в. Натурализм и барочный пафос, драматизм
Караваджо:
Писал с натуры в мастерской «живую» мизансцену Изображение людей в натуральную величину Реальные типажи в религиозной сцене Новое прочтение сюжета (сквозь призму театральности) Направленный поток света (идея духовного) Контраст освещения (погребное) Кульминационный момент действия (духовное потрясение)
Скульптура барокко – Д.-Л. Бернини – мастер развитых ансамблевых структур (фонтаны для площадей Рима, церковная капелла, собор Св. Петра, коллекция собирателя искусства Боргезе).
Синтез искусств барокко предполагает включение живых стихий (света и воды) в художественный образ,
Тематика: Морские мифические существа (тритоны, аллегории рек) античные мифы (Давид, Похищение Прозерпины, Эней и Анхиз, Аполлон и Дафна), религиозное потрясение (Экстаз Св. Терезы), надгробия, реликварий гигантский над могилой Св. Петра, кафедра Св. Петра, статуи святых (Св. Лонгин), портреты правителей, князей церкви и частных лиц (Сципион Боргезе, Людовик Х1У, Констанция).
Выразительные средства: · Композиция построена на центробежных ритмах, · мощная динамика (контропост фигур) · эффект непосредственной наглядность реально явленного чуда («необыкновенно живые») · театральный эффект, повышенная эмоциональность образов, богатая мимика, · богатая фактура · сочетание различных (разного характера) материалов, · сильный декоративный эффект.
Середина столетия (1640-60-е гг.) – расцвет искусства, творят самые великие: Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Вермер Делфтский, Халс, Пуссен.
Расцвет портрета: 1. парадный (в полный рост, официальный костюм, атрибутика символическая, в интерьере, пурпурный занавес, колонна, стол или кресло с парадными аксессуарами), 2. камерный (полуфигура, в домашней обстановке, «простом» платье),
Соединение мифологических и бытовых композиций для воплощения полноты и наглядности жизненного воплощения (Веласкес)
«Нравственные» биографии героев Рембрандта – одухотворяющая живопись, Импрессионистические приемы в живописи – взаимодействие света, цвета и фактуры (Рубенс, Веласкес, Рембрандт), использование многослойных лессировок, эффект незаконченности (эскизности) – у Рембрандта, в частности. Метод многослойной живописи (т.н. «старых мастеров»). Расцвет бытового жанра, интерьера и натюрморта в Голландии, Тематика крестьянской жизни (братья Ле Нэны)
Пуссен – мастер классицизма.
Француз, проживший почти что всю жизнь в Риме Занимался теорией живописи (в письмах сохранились его мысли), Писал для немногих избранных заказчиков (меценатов), Последовательность и методичность в разработке сюжетного замысла, Живопись – удовольствие для глаз и способ облагораживания чувств Теория модусов, или живописных ладов (эмоционально-ритмический и цветовой строй живописи), Идея соответствия сюжетного замысла выразительным средствам (инвенция): рисунок, цвет, Определенный метод работы (ящик с прорезными стенками), Серийность («Семь таинств»): один и тот же сюжет может писать несколько раз, добиваясь его различной эмоциональной окрашенности Трансформация сюжета в живописную мизансцену с выразительными позами, жестами, Литературный сюжет (из античного исторического или мифологического источника, библейского предания, литературного сочинения), Идея благородства и величия человека – героический характер живописи, нравственного подвига, преодоления, Героический пейзаж (панорама, пленэрные этюды, цветовая перспектива) – персонажи не только стаффаж, но включены в «переживание» природы, Стилистическая эволюция живописи (от караваджизма и барочной патетики к строгой созерцательной живописи) – от рисовальной графической основы к колористической.
Разделение теории и художественной практики (Королевские Академии) Религиозно-символический смысл натурализма в искусстве ХУП века (от готического натурализма и идеализма) Караваджо – апостол натурализма (глубокий рельеф живописи) – магический реализм (завораживает- эффект «обманки») Новые темы: карточной игры (шулерство), концерт, сводня, гадания, трапезы в харчевне (бодегонес) Новые жанры: пейзаж (А. Эльсгеймер) + бытовой жанр – потасовки в таверне («бомбоччанти») Художественные приемы:
Караваджизм – явление интернациональное, захватило всю первую половину столетия (последователи в Голландии, Франции, и т.д.) Страны распространения реализма: Испания (Веласкес), Голландия (Халс, Рембрандт, Вермер Делфтский), Франция (Жорж де ля Тур, «крестьянский жанр» Ле Нэнов) Жанры: Бытовой портрет, интерьер, пейзаж, бытовой жанр Смешение в художественной практике внестилевого направления с барочным Низведение в жизнь героя мифологического (литературного) – подлинность чувств и переживаний
Лекция 13 Искусство ХУШ века Периодизация: «Лицо» европейского искусства ХУШ века в основном определяют процессы, происходившие во Франции на протяжении столетия, также к концу столетия самостоятельный характер приобретает искусство Англии.
Жан-Антуан Ватто – крупнейший художник Франции начала века. Жанр «галантных празднеств» - общество в парке на природе, музицирование, любовный флирт, театральные сценки. Тема жизни актеров итальянской Комедии дель Арте, портреты («Савояр», «Жиль»). Энциклопедия современной французской жизни в «Лавке Жерсена (вывеска из двух частей)».
Рококо сложился к 1720-м гг. и расцвел к середине столетия. Стиль жизни и быта аристократического сословия. Атмосфера игры, флирта, образ жизни как непрерывное театральное действо. Утонченный быт, изящество, фантазия, декоративный акцент, сложные орнаментальные формы. В орнаменте – тяготение к подчеркнуто женственным (округлым, плавным, изгибающимся) растительным формам. Увлечение китайским декоративным искусством («шинуазри»). Облегченный утонченные сочетания цветов, тональные построения колорита (на сближенных цветовых оттенках). Синтез искусств на основе архитектуры – основа стиля рококо.
Новые веяния в архитектуре: небольшой городской буржуазный (реже – аристократический) особняк на одну семью (отель); небольшого размера помещения с четко обозначенным практическим назначением; декоративный акцент на убранстве интерьера, торжество безордерных (орнаментальных) форм, живопись приобретает декоративный характер как часть убранства интерьера. Архитекторы: Ж.-Л. Оппенор, Ж. Бофран. П.-А. Деламер. Наиболее известны интерьеры Отеля Субиз в Париже.
Представители живописи рококо: Ф. Буше, О. Фрагонар (надолго пережил эпоху), портрет первой трети ХУШ века – от парадного в рост (Г. Риго, Н. Ларжильер) к камерному поясному или погрудному (Ж.-Б. Перроно, Ж.-М. Наттье, Морис Кантен Латур).
Крупнейший художник Франции середины века – Ж.-Б.-С. Шарден – натюрморт, портрет и автопортрет, а также бытовые сцены в интерьере. Одухотворенное видение обычных бытовых предметов как живых сущностей. Тонкий и богатый колорист. Мастер интимной лирической семейной сцены, отвечающей буржуазным ценностям.
Середина века насыщена идеями Просвещения и складывалась под влиянием его деятелей, философов, публицистов, писателей (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и др.). В искусство приходят идеи о необходимости «нравственных» сюжетов и воспитательной функции искусства по отношению к зрителю.
Воплощение идей Просвещения – в живописи Ж. Б. Греза. Нравоучительные сюжеты, имеющие моральную (поучающую) сентенцию и снабженные текстовыми комментариями («Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания»; «Семейство Паралитика, или Плоды хорошего воспитания»; «Разбитый кувшин» и др.),
Скульптура: (Г. Кусту, Ж.-Б. Пигаль, Ж.-Б. Лемуан, Э.-М. Фальконе)
Рококо развивает декоративность в скульптурных формах – камерные украшения для камина, украшения интерьера («Мальчик с клеткой», «Любовное послание» Пигаля)
Наиболее перспективно развивается портрет в скульптуре, как и в живописи (Бюст Дидро Пигаля, Вольтер, сидящий в кресле), традиционное надгробие (Гробница маршала Мориса Саксонского Пигаля)
Э.-М. Фальконе – создатель одного из лучших монументальных произведений, памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге («Медный всадник») 1765-70
!760-1770-е – сентиментализм в Европе, культ чувств, возвращение к простоте жизни и к природе под влиянием идей просветителя Ж.-Ж. Руссо. Особое значение придается сентиментальному стилю в изобразительном искусстве, аффектированному и дидактическому (обучение нравственности и добродетелям)
С середины ХУШ века – новый всплеск общеевропейского увлечения античной археологией и историей Древнего Рима под влиянием начавшихся раскопок древних городов Помпеи, Геркуланума и Стабий, разрушенных извержением вулкана в 79 г. н.э.
Археологическая античность позволила открыть заново подлинный мир древнеримской культуры. Воскрешение гражданских идеалов республиканского Рима, суровой мужественности и верности гражданскому долгу. Сильно идеализированный образ под влиянием идей сентиментализма и суровой антикизации.
Нарастает революционное брожение в среде французской буржуазии, оказавшейся к концу века главной политической силой во Франции. Непримиримость интересов аристократии и буржуа, нарастание революционных настроений.
Искусство эпохи Великой французской революции (1789 - 1795) представляет творчество Ж.-Л. Давида.
Первоначально – темы гражданских добродетелей древнеримских патрициев («Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»).
«Клятва Горациев» прозвучала как призыв к революции. Произведение искусства становится событием общественного значения.
Хроникер революции, оставил множество графических зарисовок портретов деятелей революции, осужденной на смерть королевы, героев, видных представителей революционного Конвента. «Смерть Марата» - живописный монумент мученику революции. «Портрет мадам Рекамье» – один из шедевром неоклассицистического стиля Давида. Провозгласил призыв к забвению распрей и к примирению нации а своей картине «Сабинянки». Был придворным художником Наполеона («Наполеон в рабочем кабинете», «Коронация Жозефины» и др.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.01 с.) |