Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 Введение в историю искусства↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Основное содержание лекционного материала (краткий конспект) Тема 1 Введение в историю искусства
Лекция 1 Система объемно-пространственных (пластических) искусств. Виды и жанры пластических искусств
Искусство – универсальный способ конкретно-чувственного выражения духовного (эстетического) опыта человечества; один из главных компонентов культуры как созидательно-продуктивной деятельности человека. [1] Классификация искусств (по способу их существования и по характеру зрительского восприятия):
Состав объемно-пространственных (пластических) искусств. Система объемно-пространственных (пластических) искусств включает традиционно:
Система искусств (взаимосвязаны):
Постклассические разновидности (практики): дизайн, кино, медиа, видео, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.
Общность свойств:
Различия:
Обращены преимущественно к следующим органам восприятия (чувствам):
Формы существования (воплощения), или виды: Основные:
дополнительные:
Различия в формах (видах) существования пластических искусств проявляются через:
Система жанров в объемно-пространственных (пластических) искусствах. Система и характер жанрового деления определяются критерием изобразительности, или натуроподобия (миметичности). Жанр определяется тематикой произведения (фабула, содержание, изобразительные мотивы, символы, сюжеты): Изобразительность в различной степени присуща различным видам пространственных искусств. Так, архитектура почти лишена ее, в то время как скульптуре, живописи и графике она присуща в наибольшей степени. Архитектура (тесно связана и определяется формами социальной жизни). В соответствии со сферой бытования подразделяется на следующие виды:
Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции): камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.
Основные архитектурные конструкции:
· Стоечно-балочная, · Арочно-сводчатая, · Каркасно-сводчатая, · Железо-бетонные модули · Конструкции из напряженной стали
Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):
Виды скульптуры:
Формы скульптуры:
Жанры скульптуры:
Техники:
Живопись наиболее полно и разнообразно реализует жанровый состав в изобразительных искусствах. В монументальной живописи выделяются в основном сакральные и декоративные по характеру композиции:
Жанры станковой живописи:
Техники живописи (определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических) – воск, вода, яичный белок и/или желток, растительные масла, клеи, натуральные и/или синтетические смолы.
Техники монументальной живописи:
Техники станковой живописи:
Методы работы:
Графика (Существует с ХУ века. Превоначально вспомогательный вид искусства; предназначена для подготовительного этапа создания живописи: этюды, зарисовки отдельных фигур или элементов композиции, композиционные эскизы, картоны для монументальных композиций (стенописи) в натуральную величину).
Виды графики:
Техники оригинальной графики: · Карандаш · Уголь · сангина · тушь и перо · акварель. Техники печатной графики:
Декоративно-прикладное искусство (художественное оформление используемых в быту предметов).
От других видов пластических искусств отличается утилитарностью, способностью изделий быть используемыми мануально в быту, в процессе жизнедеятельности человека.
Виды дпи определяются техниками создания (обработки), а также сферой применения (назначения) изделий:
Искусство античной Греции
«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры
С середины П тыс до н.э. в бассейне Эгейского, Ионического и др. морей
Ареал: Балканский полуостров и прилегающие острова архипелага (Кикладские и т.д.), западное побережье Малой Азии, юг Аппенинского п-ва («Великая Греция»)
Крит – наиболее ранний и Кикладский архипелаг Периодизация: С конца Ш – сер 1 тыс до н.э. – критский период ХШ-Х1 вв до нэ. – микенский период 1Х-УП вв до нэ – гомеровский УП-нач.У вв. до нэ - архаический У-1У вв. до нэ – греческой классики Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период
Развитая культовая и светская архитектура:
(культовые центры Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);
Мало известно о жилой архитектуре.
Тип конструкции: стоечно-балочная Материал: дерево, камень, мрамор пентеликонский (пентелийский) Основные типы храмов: · Храм в «антах» · Простиль · Амфипростиль · Периптер · Диптер · Толос Синкретичная система убранства: · Росписи (черный (синий) – красный цвета), · скульптурные черепицы (антефиксы), · фигуративные водосливы, · бронзовые детали. Ордерные системы: 1. Дорический 2. Ионический 3. Коринфский 4. Композитный
Скульптура: · Монументально-декоративная скульптура: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп; · Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жриц, · Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов; · Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма). Живопись: · Пинаки (расписные вотивные таблички), · На досках (выставлялись в портиках и пинакотеках - Полигнот).
Роспись керамических сосудов (стили): · «камарес», морской и др. критские · Геометрический, · Ориентализирующий, · Чернофигурный · Краснофигурный.
Тематика - сцены сражений (махии): · гигантомахия, · кентавромахия, · амазономахия, · борьба греков с троянцами. Техники: · Энкаустики (восковыми красками). · Фрески (на водной основе), · Галечной мозаики (напольной).
Лекция 5 Искусство Древнего Рима
Хронология: С УШ в. (753 г.) до н.э. – по У в. (476 г.) н.э.
Периоды:
Архитектура: (Арочно-сводчатая конструкция, техника кирпично-бетонной кладки, мегаполис):
Скульптура (круглая и рельеф):
Живопись (монументальная):
Техники: мозаика, энкаустика, фреска.
АРХИТЕКТУРА Изучения античного теоретического наследия (Витрувий) и сохранившихся античных памятников (фиксация, обмеры, археология в Риме). Появление теоретических изысканий (трактатов, книг) наряду с архитектурной практикой и в связи с разработкой учения о перспективе (Ф. Брунеллески, Л.-Б. Альберти). Утопичность архитектурного мышления (поиски «идеального» храма, идеального города и т.д.). Городская и загородная архитектура. Появление светских гражданских (общественных) и частных сооружений наряду с религиозными постройками. Ансамблевость мышления (возрождение традиции оформления площади). Проторенессанс: 1. Соборные комплексы (собор, баптистерий, колокольня) в Пизе, Венеции, Флоренции, Сьене, Орвьето, Сполето. Тип римской базилики с трансептом в восточной части и куполом на средокрестье, цветная (узорная) мраморная облицовка («инкрустационный стиль»), использование геометрически четких членений, гармоничных пропорций, полуциркульных арок, аркад на колоннах, элементов ордерных, наложенных на фасады в качестве декорации. 8-гранный или круглый баптистерий, прямоугольной (квадратной в сечении) формы колокольни. 2. Гражданские ансамбли (Палаццо дела Синьория (Веккьо) во Флоренции, Палаццо Пубблико в Сьене и др.) с площадями. Тип крепостной архитектуры с колокольней и укреплениями. Система двух городских центров – соборного (религиозного) и гражданского (с дворцом заседаний республиканского правительства). В Венеции религиозный и гражданский городские центры (Собор св. Марка и Дворец Дожей) образуют единый центр на площади Сан Марко. 3. Строительство и убранство крупных церковных ансамблей в паломнических центрах (двухярусная базилика Сан Франческо в Ассизи) – в традициях поздней готики и местных классицизирующих форм архитектуры. Раннее возрождение – новые задачи архитектуры на основе синтеза классической традиции и наследия готики: · Возрождения купольной архитектуры; · Возрождение классической ордерной системы (колонны коринфского ордера и антаблемент); · Использование формы триумфальной арки для оформления церковного фасада (по проекту Л.-Б. Альберти церковь Сант Андреа в Мантуе).
1. Гражданские сооружения – Воспитательный дом (по проекту Ф. Брунеллески) и оформление ансамбля площади Св. Аннунциаты протяженными колонными портиками симметрично расположенных фасадов зданий; 2. Сооружение купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре как возрождение античной традиции купольных форм 3. Палаццо (Строцци, Руччеллаи, Медичи-Риккарди) – строительство городских дворцов как частных резиденций именитых людей города (буржуазии) – Брунеллески, Микелоццо; 4. Оформление домовых церквей, сакристий и молелен (Сан Лоренцо – капелла Пацци Брунеллески, Санто Спирито). Использование накладных ордерных форм, влияние как античносмти, так и готики в трактовке пропорций колонн (более тонкие, чем ширина интерколумниев), в использовании крестовых сводов. Синтез архитектуры со скульптурой (накладные рельефные полихромные терракотовые медальоны с изображением Мадонны, евангелистов, пути, орнаментальных композиций работы мастерской Луки дела Роббиа). Высокое и позднее Возрождение: 1. Гробница Медичи во Флоренции как воплощение синтеза архитектуры и скульптуры; 2. Постройка собора Св. Петра в Ватикане как воплощение исканий центрической архитектуры (влияние традиций крестово-купольного зодчества Византии); 3. Частные загородные виллы с садами (вилла Киджи (Фарнезина), палаццо Фарнезе, Ротонда работы А. Палладио); 4. Проекты «идеальных» городов (Пальма Нуова, Ливорно-порт и др.); 5. Постройка крупных бюрократически-административных зданий (Палаццо Канчеллерия в Риме (папская канцелярия), Уффицци во Флоренции). 6. Дворцовое строительство в резиденциях правителей (Палаццо Питтии во Флоренции, Палаццо дель Те в Мантуе). Выражение идей маньеризма в архитектуре: Игра пропорциями, разрушение классической гармонии в архитектуре, громадные размеры зданий, идея величия и грандиозности, выраженная архитектурными средствами. Преувеличенные масштабы, крупные и массивные детали, тяжелая пластика, преувеличенная мощь стен, компромиссные формы («муфтированные» колонны), примыкают крупные садово-парковые комплексы (террасные сады). Лекция 10 Тема У Классицизм ХУП века Н. Пуссен, Клод Лоррен – создатели «героического» пейзажа. Искусство ХУШ века Периодизация: «Лицо» европейского искусства ХУШ века в основном определяют процессы, происходившие во Франции на протяжении столетия, также к концу столетия самостоятельный характер приобретает искусство Англии.
Жан-Антуан Ватто – крупнейший художник Франции начала века. Жанр «галантных празднеств» - общество в парке на природе, музицирование, любовный флирт, театральные сценки. Тема жизни актеров итальянской Комедии дель Арте, портреты («Савояр», «Жиль»). Энциклопедия современной французской жизни в «Лавке Жерсена (вывеска из двух частей)».
Рококо сложился к 1720-м гг. и расцвел к середине столетия. Стиль жизни и быта аристократического сословия. Атмосфера игры, флирта, образ жизни как непрерывное театральное действо. Утонченный быт, изящество, фантазия, декоративный акцент, сложные орнаментальные формы. В орнаменте – тяготение к подчеркнуто женственным (округлым, плавным, изгибающимся) растительным формам. Увлечение китайским декоративным искусством («шинуазри»). Облегченный утонченные сочетания цветов, тональные построения колорита (на сближенных цветовых оттенках). Синтез искусств на основе архитектуры – основа стиля рококо.
Новые веяния в архитектуре: небольшой городской буржуазный (реже – аристократический) особняк на одну семью (отель); небольшого размера помещения с четко обозначенным практическим назначением; декоративный акцент на убранстве интерьера, торжество безордерных (орнаментальных) форм, живопись приобретает декоративный характер как часть убранства интерьера. Архитекторы: Ж.-Л. Оппенор, Ж. Бофран. П.-А. Деламер. Наиболее известны интерьеры Отеля Субиз в Париже.
Представители живописи рококо: Ф. Буше, О. Фрагонар (надолго пережил эпоху), портрет первой трети ХУШ века – от парадного в рост (Г. Риго, Н. Ларжильер) к камерному поясному или погрудному (Ж.-Б. Перроно, Ж.-М. Наттье, Морис Кантен Латур).
Крупнейший художник Франции середины века – Ж.-Б.-С. Шарден – натюрморт, портрет и автопортрет, а также бытовые сцены в интерьере. Одухотворенное видение обычных бытовых предметов как живых сущностей. Тонкий и богатый колорист. Мастер интимной лирической семейной сцены, отвечающей буржуазным ценностям.
Середина века насыщена идеями Просвещения и складывалась под влиянием его деятелей, философов, публицистов, писателей (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и др.). В искусство приходят идеи о необходимости «нравственных» сюжетов и воспитательной функции искусства по отношению к зрителю.
Воплощение идей Просвещения – в живописи Ж. Б. Греза. Нравоучительные сюжеты, имеющие моральную (поучающую) сентенцию и снабженные текстовыми комментариями («Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания»; «Семейство Паралитика, или Плоды хорошего воспитания»; «Разбитый кувшин» и др.),
Скульптура: (Г. Кусту, Ж.-Б. Пигаль, Ж.-Б. Лемуан, Э.-М. Фальконе)
Рококо развивает декоративность в скульптурных формах – камерные украшения для камина, украшения интерьера («Мальчик с клеткой», «Любовное послание» Пигаля)
Наиболее перспективно развивается портрет в скульптуре, как и в живописи (Бюст Дидро Пигаля, Вольтер, сидящий в кресле), традиционное надгробие (Гробница маршала Мориса Саксонского Пигаля)
Э.-М. Фальконе – создатель одного из лучших монументальных произведений, памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге («Медный всадник») 1765-70
!760-1770-е – сентиментализм в Европе, культ чувств, возвращение к простоте жизни и к природе под влиянием идей просветителя Ж.-Ж. Руссо. Особое значение придается сентиментальному стилю в изобразительном искусстве, аффектированному и дидактическому (обучение нравственности и добродетелям)
С середины ХУШ века – новый всплеск общеевропейского увлечения античной археологией и историей Древнего Рима под влиянием начавшихся раскопок древних городов Помпеи, Геркуланума и Стабий, разрушенных извержением вулкана в 79 г. н.э.
Археологическая античность позволила открыть заново подлинный мир древнеримской культуры. Воскрешение гражданских идеалов республиканского Рима, суровой мужественности и верности гражданскому долгу. Сильно идеализированный образ под влиянием идей сентиментализма и суровой антикизации.
Нарастает революционное брожение в среде французской буржуазии, оказавшейся к концу века главной политической силой во Франции. Непримиримость интересов аристократии и буржуа, нарастание революционных настроений.
Искусство эпохи Великой французской революции (1789 - 1795) представляет творчество Ж.-Л. Давида.
Первоначально – темы гражданских добродетелей древнеримских патрициев («Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»).
«Клятва Горациев» прозвучала как призыв к революции. Произведение искусства становится событием общественного значения.
Хроникер революции, оставил множество графических зарисовок портретов деятелей революции, осужденной на смерть королевы, героев, видных представителей революционного Конвента. «Смерть Марата» - живописный монумент мученику революции. «Портрет мадам Рекамье» – один из шедевром неоклассицистического стиля Давида. Провозгласил призыв к забвению распрей и к примирению нации а своей картине «Сабинянки». Был придворным художником Наполеона («Наполеон в рабочем кабинете», «Коронация Жозефины» и др.) ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Основное содержание лекционного материала (краткий конспект) Тема 1 Введение в историю искусства
Лекция 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.013 с.) |