Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роговцева Н. И. Уроки технологии. 1 класс

Поиск

Роговцева Н. И. Уроки технологии. 1 класс

 

Введение

Пособие, которое вы держите в руках, содержит методические рекомендации и является компонентом учебно-методического комплекта «Технология: человек, природа, техника», предназначенного для обучения в начальной школе общеобразовательных учреждений. Комплект состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки. Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырех классах, но в каждом присутствует своя специфика:

1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;

2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;

3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.

В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого и гофрированного картона, упаковочного материала, пластилина, глины, природного материала, ткани и ниток.

В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:

• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;

• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;

• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;

• пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;

• изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;

• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;

• на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);

• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;

• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.

В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.

Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира.

Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).

Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:

«Давай познакомимся!» — желтый;

«Человек и земля» — зеленый;

«Человек и вода» — синий;

«Человек и воздух» — голубой;

«Человек и информация» — розовый.

В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:

• название темы урока;

• краткая вводная беседа;

• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;

• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

В начале каждого урока учитель проводит беседу с детьми по теме урока, читает вместе с ними вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради. Памятки по работе с различными материалами и инструментами даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь применять на практике.

Необходимо помнить, что обучение ребенка на уроках технологии происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. В 1 классе особенно важно, чтобы ребенку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребенка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребенок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребенок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками. Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать положительные эмоции у детей.

В рабочей тетради для удобства даны развертки деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент урока необходимо обратиться к рабочей тетради.

При переходе к практической работе с учениками следует обсудить план работы. В учебнике на с. 21 даны «Вопросы юного технолога», на которые дети должны отвечать каждый раз перед началом работы. После завершения работы надо оценить выполненное ребенком изделие. К каждому практическому заданию в учебнике имеется сопроводительная символика, которая поможет ребенку при подготовке и анализе работы.

1. Сложность:

• очень легко;

• легко;

• трудно.

2. Затраты по времени:

• менее одного урока;

• один урок;

• поделку необходимо доделать дома.

3. Оценка своего изделия:

• над поделкой надо еще потрудиться;

• поделка сделана хорошо;

• поделка сделана отлично.

Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям:

• название изделия;

• использование, назначение изделия;

• материалы, используемые для изготовления изделия;

• форма деталей изделия;

• количество и название деталей;

• способы соединения деталей в изделии.

Такой многоаспектный анализ поможет ребенку осознать важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребенка приучить к тому, чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким причинам, что получилось хорошо, а над чем надо еще поработать.

Отдельно следует отметить, что детей нужно учить подготавливать, организовывать свое рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия и доводить начатое до логического завершения. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, что позволит ему в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни и дальнейшем обучении.

Методические указания к планированию уроков рассчитаны на максимальное количество часов. Учитель по своему усмотрению может сокращать и увеличивать количество часов, отводимых на изготовление определенных изделий.

 

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

 

Уроки 1—2

 

Уроки 3—4

 

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

Урок 5

Урок 6

Тема: Пластилин (с. 19—25).

Цели: познакомить детей со свойствами пластилина; раскрыть содержание понятий «пластилин», «приемы работы», «эскиз», «сборка», «отделка», «разметка»; учить работать по плану.

Ход урока

• Вводная беседа

Пластилин создан человеком из белой глины, глицерина, вазелина (чтобы глина не высыхала) и воска (чтобы глина была всегда пластичной). Чтобы придать пластилину цвет, используют специальные красители.

• «Проводим опыт, наблюдаем»

Дети проводят опыт. (Текст в учебнике на с. 19.)

Знакомство с приемами работы с пластилином.

Правила организации рабочего места при работе с пластилином и глиной: на парту постелить клеенку или бумагу, работать в специальной одежде (нарукавники, передник (или халат)), или просто засучить рукава, справа или перед собой положить нитку для разрезания, салфетку. Знакомство с новым инструментом — стекой.

• «Делаем сами» — «Мудрая сова»

План работы в учебнике на с. 22—23.

Каких еще зверушек можно сделать из шишек?

• «Работа с тетрадью» — «Фигурки из природного материала»

• Подводим итоги

Какими свойствами обладает пластилин?

Какие правила необходимо соблюдать при сборе природного материала?

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

• «Делаем сами» — «Ромашковая поляна»

При выполнении этой работы ученики делают рельефный рисунок из пластилина, осваивают новые приемы лепки: размазывание, сплющивание и прилепливание.

• Подводим итоги

В чем сходство и различия пластилина и глины?

 

Уроки 7—8

Темы: Растения (с. 26—33).

Цели: показать значение растений для человека (земледелие, садовый инвентарь, профессии); познакомить с терминами «проект», «композиция», с частями растений; формировать навык ухода за растениями, интерес и уважение к труду человека; знакомить с первоначальными умениями проектной деятельности.

Ход уроков

• Вводная беседа

Жизнь без растений на Земле была бы невозможна. Растения — источник пищи и кислорода для всех живых организмов на планете. Каша, которую мы едим на завтрак, апельсиновый сок, который мы пьем, даже джинсы, которые мы носим, — все это сделано из растений.

Рассмотрите схемы в учебнике на с. 26.

• «Путешествуем во времени»

Текст в учебнике на с. 27.

 

Зимой мы планируем, какие овощи (ягоды) мы посадим. Давайте рассмотрим семена различных овощей. Весной мы сажаем морковь, картофель, высаживаем рассаду помидоров, огурцов, перца. Летом пропалываем грядки, прореживаем овощи, поливаем посадки. В конце лета, осенью собираем урожай. Осенью готовим землю к посадкам на следующий год.

• «Работа с тетрадью» — «Сад, огород», «Мой завтрак»

• «Делаем сами» — «Получение и сушка семян»

Дети учатся извлечению и сушке семян из плодов овощных растений.

План работы в учебнике на с. 29.

• «Работа с тетрадью» (с. 16—17)

Подумайте, как капуста попадает в щи. Расскажите по рисункам из рабочей тетради.

• «Делаем сами» — «Овощи из пластилина»

План работы в учебнике на с. 30—31.

Применение приемов лепки: вытягивания, раскатывания и прищипывания; лепка из жгутиков.

• Проект «Выставка овощей из пластилина»

План работы в учебнике на с. 32.

Учитель должен правильно организовать проектную деятельность. С учениками необходимо обсудить тему проекта, обратить внимание на проблемные вопросы (связанные как со взаимодействием между учениками, так и с определенными конструкторскими вопросами), распределить, кто какое действие будет осуществлять. Учитель должен постоянно наблюдать за действиями детей, поскольку между ними может возникать непонимание, связанное с несформированностью навыка коллективной деятельности.

• Подводим итоги

Назовите месяцы и времена года.

Расскажите, что мы делаем в саду и огороде в разное время года.

Какие овощи вы знаете?

 

Урок 9

Тема: Бумага (с. 34—41).

Цели: научить работать с шаблонами, картоном и цветной бумагой; закрепить навыки разрезания ножницами бумаги и картона; развивать навыки работы с инструментами (карандаш, ножницы, кисть), аккуратность, усидчивость; раскрыть содержание понятий «берёста», «волокно», «шаблон», «симметрия».

Ход урока

• Вводная беседа

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым материалом, с которым человек сталкивается каждый день. Из этого материала изготавливают поделки, на нем пишут и рисуют, он бывает цветным, белым и прозрачным. Догадайтесь, что это за материал. (Бумага.)

• «Проводим опыт, наблюдаем»

А знаете ли вы, из чего сделана бумага? (См. в учебнике на с. 34.)

Знакомство с правилами работы с ножницами и со свойствами бумаги.

Найдите информацию о том, когда и где впервые изготовили бумагу.

Знакомство с правилами работы с шаблоном из рабочей тетради, разметки бумаги приемом сгибания, с новым инструментом — гладилкой.

• «Работа с тетрадью» — «Волшебные фигуры»

На основе шаблонов дети делают симметричные фигурки из цветной бумаги, составляют композицию.

• «Делаем сами» — «Закладка для книги»

Ученики работают с шаблонами, размечают узоры по линейке, составляют симметричную композицию, делают сборку изделия при помощи клея.

Практическая работа проходит с постоянным обращением к правилам работы с инструментами, шаблонами и т. д.

План работы в учебнике на с. 40.

• Подводим итоги

Из чего делают бумагу?

Расскажите о применении бумаги.

 

Урок 10

Тема: Пчелы (с. 42—43).

Цели: закреплять умение работать с пластилином как способом соединения деталей; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; осваивать первоначальные представления о разнообразии профессий.

Ход урока

• Вводная беседа

Знаешь ли ты, что половину видов животного мира составляют насекомые? Они очень различаются по внешнему виду и образу жизни. Например: саранча может достигать длины 33 см; в одном муравейнике живут до 8000 красных лесных муравьев; овод может летать со скоростью 50 км/ч.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы в учебнике на с. 42.

Опишите, какой формы насекомые, их отдельные части тела.

• «Путешествуем во времени»

Текст в учебнике на с. 42.

• «Делаем сами» — «Пчела и соты»

Дети соединяют детали при помощи пластилина, работая с природным материалом.

• «Работа с тетрадью» — «Пчела на одуванчике»

• Подводим итоги

Где живут пчелы?

Кто за ними ухаживает?

На каких цветах пчелы собирают нектар?

Какие продукты, кроме меда, производит пчела? (Воск, прополис, пыльца.)

Какие виды меда вы можете назвать? (Цветочный, липовый, гречишный и др.)

 

Урок 11

Тема: Дикие звери (с. 44—47).

Цели: формировать умение работы в группе (проектной деятельности); развивать умение и навыки при работе с пластилином, сенсорику, мелкую моторику рук; продолжать обучать приемам лепки; воспитывать усидчивость, аккуратность, сосредоточенность; раскрыть содержание понятия «коллаж».

Ход урока

• Вводная беседа

Каких животных вы знаете?

Какие животные изображены на рисунке в учебнике?

Почему эти звери называются дикими?

Где они живут, чем питаются?

Кого из этих зверей можно увидеть в зоопарке?

• Проект «Дикие звери»

План работы в учебнике на с. 45.

• «Ищем информацию»

Расскажите о своем любимом животном: как оно выглядит, где живет, какие у него повадки.

• «Делаем сами» — «Лисята»

Дети разрезают пластилин при помощи нитки или стеки, лепят мелкие детали приемом вытягивания и соединяют детали из пластилина.

План работы в учебнике на с. 44—45.

• Подводим итоги

Какие новые приемы лепки из пластилина мы изучили?

Кого из диких зверей можно вылепить, используя те же приемы лепки, которые использовали при лепке лисят?

 

Урок 12

Урок 13

Тема: Такие разные дома (с. 50—54).

Цели: познакомить с разнообразными видами построек, использованием различных материалов; развивать навыки работы с шаблонами, пространственное воображение; раскрыть содержание понятий «жилище», «макет», «риски».

Ход урока

• Вводная беседа

Как вы думаете, для чего и из чего человек строит свое жилище? От чего это зависит?

• «Путешествуем во времени»

Научившись строить дома, древние люди выбрались из темных пещер, где они спасались от непогоды и диких зверей. Люди начали осваивать районы, где не было естественных укрытий. Тип дома зависел от местных строительных материалов и от погоды в разное время года.

Рассмотрите рисунок в учебнике с разнообразными типами построек: жилище из веток — шалаш, глиняное жилище с соломенной крышей — хата, жилище из льда — иглу, из кирпича — дом, из бревен — изба.

Где чей домик?

• «Работа с тетрадью» — «Строим дом»

• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Домик из веток»

Перед изготовлением домика необходимо провести с детьми опыт по наблюдению за свойствами гофрированного картона (см. в учебнике на с. 52).

• Подводим итоги

Какие инструменты и материалы использует человек при строительстве жилища?

Что люди используют для обогрева своего дома?

 

Урок 14

Урок 15

Тема: Свет в доме (с. 61—63).

Цели: показать разнообразие освещения домов в разные времена; познакомить с правилами работы с шилом; развивать навык вырезывания по окружности.

Ход урока

• Вводная беседа

Уют и комфорт современной квартиры зависит от качественного освещения. Мы знаем множество осветительных приборов — это лампа, люстра, торшер и др.

• «Путешествуем во времени»

Рассмотрите в учебнике на с. 61 виды освещения.

• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Торшер»

Перед началом работы учитель должен провести серьезную беседу с детьми о технике безопасности при работе с шилом. (Правила работы с шилом даны в учебнике на с. 61.)

• Подводим итоги

Расскажите, как освещается ваш дом.

Какие осветительные приборы есть в вашей комнате?

 

Урок 16

Урок 17

Урок 18

Уроки 19—20

Тема: Новый год (с. 80—83).

Цели: научить приемам обрывания бумаги по контуру рисунка, конструированию изделий, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности; познакомить со значением труда и праздников в жизни человека.

Ход уроков

• Вводная беседа

Мы все любим праздники. Но для того чтобы сделать праздник веселым, ярким, интересным, нужно к нему подготовиться: купить подарки, сочинить поздравление. Но есть еще одно очень важное дело — это украшение квартиры и праздничного стола. Как вы готовитесь к празднику?

• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Украшение на окно»

План работы в учебнике на с. 80.

• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Украшение на елку»

План работы в учебнике на с. 82.

• Проект «Украшаем класс к Новому году»

• Подводим итоги

Как люди готовятся к Новому году?

 

Урок 21

Урок 22

ЧЕЛОВЕК И ВОДА

 

Уроки 23—24

Урок 25

ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ

 

Уроки 26—27

Урок 28

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

 

Урок 29

Урок 30

Урок 31

Тема: Компьютер (с. 120—122).

Цели: дать первичные знания об основных составных частях компьютера, их назначении; познакомить с Интернетом как одним из основных современных источников информации; помочь овладевать умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; учить соблюдать безопасные приемы труда при работе с компьютером.

Ход урока

• Вводная беседа

Находясь по разные стороны земного шара, люди разговаривают друг с другом и смотрят одни и те же телепрограммы. Электронные приборы преобразуют речь, изображение и слова в электросигналы. Телефон, радио и телевизионные системы передают сигналы по проводам или с помощью радиоволн, в том числе через космические спутники связи.

Компьютеры поистине великое достижение техники. Они способны решать сложнейшие задачи практически во всех областях — в банковском деле, в архитектуре, в промышленности и т. п. Компьютеры участвуют и в создании новой техники, помогая проектировать машины. Компьютеры повсюду и выглядят они по-разному. Иногда компьютеры спрятаны в приборах и машинах.

• Подводим итоги

Назовите приборы, машины, которые работают с помощью компьютера.

Посчитайте, сколько компьютеров вы встретите за день.

Мечтаете ли вы о компьютере и роботе, которые будут во всем помогать? Нарисуйте, как они должны выглядеть. Что они должны уметь делать?

Из чего состоит компьютер?

Назовите его части и объясните их назначение.

Компьютеры всего мира могут быть связаны друг с другом. Эту международную (интернациональную) сеть называют Интернет. Можно представить Интернет как огромную паутину.

Каждый может подключиться к Интернету, чтобы смотреть картинки, найти нужную информацию, слушать сказки и музыку.

Знаешь ли ты, как стать пользователем Интернета

 

Приложение

Памятка № 1

Безопасность в классе

• строго следуйте указаниям учителя;

• уберите длинные волосы назад, завяжите их или заколите, спрячьте длинную (болтающуюся) одежду в брюки;

• работайте тихо и осторожно, не мешайте работать другим ребятам;

• инструменты и приспособления храните на рабочем месте;

• берите инструменты только по разрешению учителя;

• уберите за собой и приведите рабочее место в порядок после окончания работы.

 

Памятка № 2

Раскрой деталей.

Работа с режущим инструментом

 

• не размахивайте рукой, в которой держите ножницы;

• передавайте ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями;

• при выполнении раскроя правильно держите ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент снизу кольца.

• для хорошего качества раскроя широко раскрывайте лезвия, режьте их средней частью, плавно закрывайте и не смыкайте лезвия до конца выполнения разреза;

• при разрезании по прямой линии направляйте ножницы по линии разметки;

• по наружному криволинейному контуру режьте против часовой стрелки, поворачивайте материал, а не ножницы;

• не режьте на ходу;

• режьте сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляйте вниз;

• закончили работу, положите ножницы сомкнутыми лезвиями от себя.

 

Памятка № 3

Разметка деталей по шаблону

• при разметке по шаблону держите шаблон левой рукой, карандаш правой (если ребенок левша, то наоборот);

• линии разметки проводите слева направо, они должны быть тонкими, волосными;

• помните об экономии бумаги, на материале располагайте шаблоны правильно.

 

Памятка № 4

Требования к инструментам

при работе с бумагой

Для работы с бумагой или картоном ребенку понадобятся карандаш, линейка и ножницы. Карандаш должен быть не слишком мягким (М или ТМ) и хорошо заточенным. От этого зависит точность и качество выполнения изделия. Ребенку лучше дать небольшие ножницы с закругленными концами лезвий, чтобы ему было удобно ими работать; линейку — деревянную или пластмассовую, длиной 30 см.

При выполнении некоторых операций ребенку понадобится помощь взрослого. Помощь нужна будет, например, при прорезании щелей, когда необходимо сделать прорези и надрезы на бумаге. Для этого лучше использовать выдвижной канцелярский нож.

 

Памятка № 5

Требования к инструментам

при работе с пластилином

Для лепки изделий необходим пластилин, стека, прочная нитка, клеенка или плотная бумага, чтобы закрыть стол.

Для разрезания пластилина можно использовать прочную нитку. Ее завязывают одинарным узлом, затягивают на месте, разрезая брусок. Этот прием используют, когда ребенку необходимо разделить брусок на части.

В остальных случаях кусок пластилина отрывается от бруска пальцами или отрезается стекой. Стека нужна для проработки деталей изделия и для нанесения узоров. Существует несколько разновидностей стек для выполнения разных видов работы.

Для развития мелкой моторики рук лепка должна производиться только пальцами. Любую форму нужно лепить пальцами, а не раскатывать между ладонями, поскольку в этом случае работают мышцы предплечья, локтевой и плечевой суставы, которые у ребенка в этом возрасте развиты в достаточной мере.

Чтобы поделка не была липкой (в случае, например, если она используется в игре), нужно втереть в ее поверхность немного талька или муки.

 

Памятка № 6

Правила и приемы работы с клеем

 

• работайте на подкладном листе;

• клей берите на кисть небольшими порциями, излишки вытирайте специальной тряпочкой;

• намазывайте клеем ту деталь, которую приклеиваете;

• намазывайте клеем деталь полностью от середины к краям, в заключение проведите кистью по всем краям заготовки;

• мелкие детали наклеивайте, взяв клей с подкладного листа;

• проглаживайте склеенные детали через притирочный лист тряпочкой, чтобы не разорвать или не сместить мокрую бумагу;

• после работы вымойте клеевую кисть и вытрите ее тряпочкой;

• все склеенные детали и изделия высушите под прессом.

 

Памятка № 7

Творческий проект

План:

1. Выбор и обоснование проблемы.

2. Исследование и развитие идеи.

3. Выбор материалов.

4. Инструменты и приспособления.

5. Эскиз изделия.

6. Технологическая карта.

7. Анализ результатов работы.

8. Экономический расчет.

 

Роговцева Н. И. Уроки технологии. 1 класс

 

Введение

Пособие, которое вы держите в руках, содержит методические рекомендации и является компонентом учебно-методического комплекта «Технология: человек, природа, техника», предназначенного для обучения в начальной школе общеобразовательных учреждений. Комплект состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки. Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырех классах, но в каждом присутствует своя специфика:

1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;

2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;

3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.

В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого и гофрированного картона, упаковочного материала, пластилина, глины, природного материала, ткани и ниток.

В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:

• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;

• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;

• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;

• пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;

• изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;

• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;

• на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);

• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;

• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.

В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.

Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира.

Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).

Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:

«Давай познакомимся!» — желтый;

«Человек и земля» — зеленый;

«Человек и вода» — синий;

«Человек и воздух» — голубой;

«Человек и информация» — розовый.

В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:

• название темы урока;

• краткая вводная беседа;

• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;

• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

В начале каждого урока учитель проводит беседу с детьми по теме урока, читает вместе с ними вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради. Памятки по работе с различными материалами и инструментами даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь применять на практике.

Необходимо помнить, что обучение ребенка на уроках технологии происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. В 1 классе особенно важно, чтобы ребенку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребенка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребенок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребенок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками. Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать положительные эмоции у детей.

В рабочей тетради для удобства даны развертки деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент урока необходимо обратиться к рабочей тетради.

При переходе к практической работе с учениками следует обсудить план работы. В учебнике на с. 21 даны «Вопросы юного технолога», на которые дети должны отвечать каждый раз перед началом работы. После завершения работы надо оценить выполненное ребенком изделие. К каждому практическому заданию в учебнике имеется сопроводительная символика, которая поможет ребенку при подготовке и анализе работы.

1. Сложность:

• очень легко;

• легко;

• трудно.

2. Затраты по времени:

• менее одного урока;

• один урок;

• поделку необходимо доделать дома.

3. Оценка своего изделия:

• над поделкой надо еще потрудиться;

• поделка сделана хорошо;

• поделка сделана отлично.

Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям:

• название изделия;

• использование, назначение изделия;

• материалы, используемые дл<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.02 с.)