Анкета школьной мотивации учащихся начальных классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета школьной мотивации учащихся начальных классов



Н.Г. Лускановой (модифицированный вариант) [37]

Инструкция: В каждом из вопросов выбери один ответ и обведи его кружком.

ОПРОСНИК

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) нравится б) не очень в) не нравится

2. У тром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) иду с радостью б) бывает по-разному в) чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) пошел бы в школу б) не знаю в) остался бы дома

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?

а) не хотел бы б) не знаю в) хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не хотел бы б) не знаю в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) не хотел бы б) точно не знаю в) хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) много б) мало в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся

Обработка и интерпретация результатов

Каждый ответ а) оценивается в 2 балла;

каждый ответ б) оценивается в 1 балл;

каждый ответ в) оценивается в 0 баллов.

Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:

14 - 20 баллов – высокий уровень;

7 - 13 баллов – средний уровень;

1 - 6 баллов – низкий уровень.

ШКАЛА «ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ – ЗАМКНУТОСТЬ»

(Фактор А из модифицированного варианта детского личностного вопросника Р.Кеттела) [1]

Каждый школьник должен написать свои фамилию, имя, возраст, класс, номер школы и другую информацию, которую психолог хочет получить, в верхней части бланка ответов. Как только дети будут готовы слушать, им вслух зачитывается инструкция.

Инструкция: Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем вам анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый из вас выберет тот ответ, который наиболее подходит. Вопросы состоят из двух частей – а) и б), разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирайте ту часть, которая подходит больше. В бланке для ответов против каждого номера вопроса ставьте букву выбранного вами варианта ответа. Например, 1а), 2б), 3а) и т.д.

 

ВОПРОСЫ:

  а) ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или б) ты их выполняешь долго
  а) если над тобой подшутили, ты немного сердишься или б) смеешься
  а) у тебя много друзей или б) не очень много
  а) всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей или б) случается, что ты забываешь имена людей
  а) когда учитель выбирает другого ученика для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно или б) ты быстро об этом забываешь
  а) к тебе хорошо относятся почти все или б) только некоторые люди
  а) когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный и вялый или б) тебе сразу хочется повеселиться
  а) ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или б) иногда тебе не хочется никого видеть
  а) другим детям нравится то, что ты предлагаешь или б) им не всегда это нравится
  а) думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя или б) они относятся к тебе по-дружески

 

Обработка полученных результатов

При оценке результатов используется ключ, за совпадение с которым начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются. Полученная сумма баллов составляет «сырую» оценку, которую необходимо перевести в «шкальную» – стандартную - путем соотнесения с нормативными данными. Нормативные данные представлены в виде таблицы для детей разного пола.

Ключ: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8а, 9а, 10б.

Стеновые нормы (8 – 10 лет)

Пол Стены
                   
Мальчики   1 - 2                
Девочки 0 - 1 2 - 3             -  

 

Интерпретация

1 – 3 стена (низкие значения фактора): замкнутый, недоверчивый, обособленный, необщительный, равнодушный.

8 – 10 стенов (высокие значения фактора): открытый, доброжелательный, общительный, веселый, участливый.

Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Такие дети лучше приспособлены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.

Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях; в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.

 

ШКАЛА «ВЫСОКИЙ САМОКОНТРОЛЬ – НИЗКИЙ САМОКОНТРОЛЬ»

(Фактор Q3 из модифицированного варианта детского личностного вопросника Р.Кеттела) [1]

 

ВОПРОСЫ:

  а) скорее тебе бы понравилось работать на кондитерской фабрике или б) быть учителем
  а) когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо или б) ты шумишь вместе с ними
  а) ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить или б) тебе нравятся более серьезные
  а) охотнее ты сейчас ходил бы в школу или б) поехал путешествовать в автомобиле
  а) какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный или б) строгий
  а) в свободное время ты лучше пошел бы в кино или б) стал сажать деревья во дворе
  а) ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах или б) о прогулке, экскурсии
  а) тебе больше нравится, когда вы с ребятами рассказываете что-то друг другу или б) тебе больше нравится играть с ними
  а) охотнее ты пошел бы на урок или б) посмотрел бы спортивные соревнования
  а) бывает ли тебе трудно в школе или б) тебе легко в школе

Обработка полученных результатов:

Полученные результаты по данной шкале обрабатываются аналогично предыдущим (см. Шкала «Общительность-замкнутость»).

Ключ: 1б, 2а, 3б, 4а, 5б, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б.

Стеновые нормы (8 – 10 лет)

Пол Стены
                   
Мальчики         4 – 5          
Девочки 0 - 1   3 – 4           -  

Интерпретация

1 – 3 стена (низкие значения фактора): низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.

8 – 10 стенов (высокие значения фактора): высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов.

Высокие показатели по шкале могут быть расценены как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Такие дети контролируют свои эмоции и поведение, доводят дело до конца, действуют по осознанному плану, могут быть эффективными лидерами.

Низкие показатели свидетельствуют о неумении контролировать свое поведение относительно социальных нормативов, плохой организованности, недисциплинированности, невнимательности к другим, плохой социальной приспособляемости, внутренней конфликтности.

АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ – 40

(мОДИ Л.А.Морозовой)

 

Анкета интересов-40 предназначена для ранней ориентировочной диагностики интересов, предпочтений и общей предметной направленности младших подростков (4-6 класс). Может применяться наряду с другими методиками для дифференциации учащихся при создании специализированных классов.

Инструкция ученику: Внимательно читай каждый вопрос. Ответы проставляй на бланке следующим образом:

§ Если тебе очень нравится делать то, что спрашивается, поставь в соответствующей клетке два плюса «++»;

§ Если просто нравится – один плюс «+»;

§ Если не нравится – один минус «-»;

§ Если очень не нравится – два минуса «- -»;

§ Если не знаешь – «0»

 

Нравитсялитебе?Любишьлиты?

  1. Уроки математики.
  2. Уроки по изучению родного края.
  3. Интересоваться историей Украины и других стран.
  4. Уроки родного языка и литературы.
  5. Помогать отстающим в учебе товарищам, объяснять им содержание уроков.
  6. Делать модели самолетов, кораблей или других конструкций.
  7. Уроки труда.
  8. Уроки музыки (или рисования, хореографии и т.п.).
  9. Дополнительно решать задачи и примеры, помимо заданных учителем на дом.
  10. Читать о том, как устроен организм человека, как поддерживать его здоровым.
  11. Узнавать о том, как люди жили раньше.
  12. Читать художественную литературу.
  13. Заботиться о младших детях, читать им книги, рассказывать сказки, помогать что-нибудь делать.
  14. Изучать, как устроен велосипед, часы, компьютер и другая техника.
  15. Создавать уют в помещении, в котором учитесь, живете.
  16. Заниматься в музыкальной (балетной, художественной) школе.
  17. Самостоятельно разбираться в трудных задачах и примерах.
  18. Сажать деревья, цветы, работать в саду и на огороде.
  19. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками старины.
  20. Писать диктанты.
  21. Отвечать уроки у доски, выступать перед классом, школой.
  22. Ремонтировать сломанные вещи (игрушки, несложные приборы).
  23. Помогать взрослым во время приготовления пищи (или готовить самостоятельно).
  24. Ходить в театры, музеи, художественные выставки.
  25. Участвовать в математических викторинах или конкурсах.
  26. Узнавать о причинах разных природных явлений (землетрясении, урагане, особенностях погоды).
  27. Читать книги о событиях, которые происходили давным-давно.
  28. Изучать иностранный язык.
  29. Придумывать и организовывать игры и занятия для маленьких детей.
  30. Создавать что-нибудь своими руками: шить, вязать, делать поделки из дерева, бумаги и других материалов.
  31. Помогать дома по хозяйству: убирать, стирать, покупать продукты.
  32. Выступать на сцене перед ребятами: читать стихи, петь, танцевать.
  33. Находить разные способы решения математической задачи.
  34. Ухаживать за домашними животными: кормить, мыть, чистить клетки и т.д.
  35. Знакомиться с историческими событиями по кинофильмам, телепередачам, рассказам очевидцев.
  36. Сочинять стихи, небольшие рассказы.
  37. Оценивать знания и поведение одноклассников.
  38. Наблюдать за работой разных машин.
  39. Оказывать различные услуги взрослым.
  40. Украшать класс к празднику, придумывать и изготавливать костюмы.

 

Лист ответов

               
               
               
               
               
               
               

 

Обработкаиоценкарезультатов:

По каждой из вертикальных колонок подсчитывается отдельно количество плюсов и количество минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждой колонкой: в верхней - плюсы, в нижней – минусы.

Каждая колонка соответствует определенному учебному предмету или сфере деятельности (соответственно, и направленности ученика):

1 – математика

2 – естествознание (естественнонаучная направленность – география, биология)

3 – история (гуманитарная направленность)

4 - язык и литература (гуманитарная направленность)

5 – педагогика (возможны склонности к педагогической деятельности)

6 – техника, конструирование (техническая направленность)

7 - труд и самообслуживание (сфера обслуживания и быта)

8 – искусство (эстетическая направленность, склонности к разным видам искусства)

Учитываются предметы, набравшие наибольшее количество плюсов и наименьшее – минусов.

ОПРОСНИК «СВОЙСТВА ОБЩЕНИЯ»

(автор Овчарова Р.В.) [35]

 

Школа _______________________ Класс __________________________

Фамилия, имя ученика _____________________________________________________________

Инструкция: Внимательно прочтите все утверждения. Отметьте знаком «+» те, которые, по вашему мнению, отражают особенности учащегося.

ОПРОСНИК

1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.

2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.

3. Редко просит кого-то о помощи и редко помогает кому-то сам.

4. У него мало друзей.

5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.

6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

7. Имеет только одного друга в классе.

8. Часто жалуется на одноклассников.

9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.

10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».

11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.

12. Мешает одноклассникам на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.

13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.

14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.

15. Надоедает детям, пристает к ним.

16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.

17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи.

18. Подражает хулиганским проделкам.

19. Ведет себя в классе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».

20. Избегает контактов с учителем (учителями).

21. Часто ведет себя неадекватно.

Обработка результатов:

Утверждения 1 и 2 показывают, насколько ребенок нуждается в признании.

Утверждения 3,4,6,7,8,15,16,19,21 отражают особенности взаимоотношений со сверстниками. Из них утверждения 3,6,7,15,21 указывают на низкие коммуникативные умения, а 4,8,16,19, - на отверженность, неприятие ребенка группой сверстников, низкий социальный статус.

Утверждения 5,13 и 20 свидетельствуют о проблемах во взаимоотношениях с учителями.

Утверждения 9,10,11,12,14,17 и 18 – о несоблюдении норм поведения, «защитном» поведении, слабой социальной рефлексии.

Чем больше позиций отмечено, тем более это свидетельствует о несформированности коммуникативных навыков и проблемах в отношениях с другими людьми.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ [35]

 

Школа ____________________ Класс _________________________

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________

Ознакомьтесь с предлагаемыми утверждениями. Отметьте, пожалуйста, те утверждения, которые характерны для вашего ребенка (обведите или подчеркните номер утверждения).

1. Хочет быть слишком маленьким (большим).

2. Считает себя некрасивым.

3. Считает себя нездоровым.

4. Считает себя слабее других.

5. Не любит свое имя.

6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).

7. Думает, что у него мало друзей.

8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.

9. Ему кажется, что дома он всем мешает.

10. Полагает, что родители им недовольны.

11. Ему кажется, что учительница им недовольна.

12. Считает себя не очень способным.

13. Считает, что ему часто не везет.

14. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.

15. Думает, что он плохой ребенок.

16. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.

17. Не справляется с учебой.

18. Испытывает трудности при изучении отдельных предметов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.048 с.)