Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Днепропетровский областной методический центр↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Днепропетровский областной методический центр Практической психологии И социальной работы
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МИНИМУМЫ В ШКОЛЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Днепропетровск
Рецензент: Самошкина Любовь Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Днепропетровского национального университета. Методическое пособие подготовили методисты-психологи Днепропетровского областного методического центра практической психологии и социальной работы - Мушинский В.П., заведующий центром; Морозова Л.А., методист по вопросам практической психологии; Савельева Н.В., методист по вопросам социальной работы. В методическом пособии предложена система психодиагностических минимумов как один из возможных вариантов диагностической работы школьного психолога. Каждый минимум содержит методический комментарий и набор методик для группового или индивидуального обследования. Предложенная форма работы позволяет осуществлять мониторинг психологического здоровья школьников и своевременно выявлять проблемы в обучении и развитии детей и подростков. Пособие адресовано школьным психологам, социальным педагогам и учителям.
Издание 2-е, исправленное и дополненное. Днепропетровск, 2008
ВВЕДЕНИЕ. Таким образом, Диагностический минимум – основная психодиагностическая схема диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы школьного психолога. Диагностический минимум является плановым психопрофилактическим осмотром целой параллели классов для получения объективной информации о состоянии психологического здоровья учащихся и своевременного выявления детей «группы риска». В рамках модели психологического сопровождения предусмотрено проведение 7-ми диагностических минимумов на четырех этапах школьного обучения, совпадающих с началом переходных периодов. Каждый диагностический минимум состоит из набора диагностических методик для группового обследования, направленных на изучение четырех основных сфер личности школьника – познавательной, мотивационной, эмоциональной и системы отношений. По итогам диагностического минимума выделяются группы «психологически благополучных» школьников и школьников, имеющих проблемы в обучении и развитии. В отношении каждого школьника из группы «проблемных» выдвигается гипотеза о происхождении и причинах существующих психологических трудностей, и в соответствии с выдвинутой гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего углубленного диагностического обследования. «Психологически благополучные» школьники не подвергаются диагностике до следующего планового обследования. Исключением являются ситуации обоснованного запроса с их стороны, либо со стороны родителей и педагогов. РАЗДЕЛ 1 ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ И НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ Диагностический минимум 1 ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Методический комментарий Психологическая готовность к школе – системное образование, включающее в себя интеллектуальную, эмоциональную и личностную (социальную) зрелость. Об интеллектуальной зрелости свидетельствует уровень развития познавательных процессов, общий кругозор ребенка и словарный запас. Эмоционально-волевая зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций, достаточная произвольность поведения и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание (нужны произвольное внимание и память). Личностную зрелость характеризует наличие школьной мотивации, сформированная внутренняя позиция школьника и контекстный тип общения со взрослым (с учетом социальной роли учителя). При диагностике психологической готовности к школе необходимо четко осознавать ее цель. В зависимости от цели может быть 3 диагностические программы. 1. Если цель диагностики – решить, принимать ли, например, 6-летнего ребенка в школу или оставить на год в детском саду, то можно ограничиться определением исходного, функционального, уровня школьной зрелости. Для этой цели подходит тест Керна-Йирасека. 2. Целью диагностики может быть раннее выявление детей, которые нуждаются в дополнительном внимании учителя. Это могут быть дети с повышенной импульсивностью или с неразвитой мелкой моторикой. Тогда помимо функциональной готовности диагностируются уровень развития произвольности и мелкой моторики. Для этого можно воспользоваться одной из предложенных методик: «Графический диктант», «Образец и правило», «Домик». 3. Цель диагностики – отслеживание индивидуального развития ребенка. Эта диагностическая программа включается тогда, когда психолог ставит целью своей работы в школе сохранение психологического здоровья ребенка. Только эта программа предполагает определение психологической готовности к школе в полном объеме, то есть диагностику всех компонентов – интеллектуальных, волевых, мотивационных. Для того чтобы диагностика охватывала все стороны психики ребенка и при этом не занимала много времени (т.е., чтобы минимум был действительно минимумом), необходимо, чтобы методики были полифункциональны, а диагностике должны подлежать следующие 5 показателей психологической готовности к школе: 1. Школьная мотивация. 2. Уровень развития мышления. 3. Уровень развития речи. 4. Произвольность поведения и деятельности. 5. Уровень развития тонкой моторики. Самая портативная и удобная методика для диагностики мотивации – это «Беседа с ребенком» (по А. Л. Венгеру). Она позволяет, также, получить информацию об ориентировке ребенка в окружающем мире и элементарном запасе знаний. Вместо нее возможно применение методики «Определение мотивов учения» (по М.Р. Гинзбургу) или методики «Беседа о школе» (авт. Т.А. Нежнова). Последняя методика дает представление о сформированности или несформированности у ребенка внутренней позиции школьника. Уровень интеллектуального развития оценивается, в первую очередь, по уровню развития мышления и речи. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет должны быть сформированы такие виды мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, составляющие основу успешного обучения в начальной школе. Кроме этого, появляются элементы словесно-логического мышления. Для диагностики мышления предлагается несколько методик. Главная особенность – это их взаимозаменяемость. Для диагностики наглядно-образного и элементов логического мышления используется методика «Рисунок человека», а также методика «Свободная классификация». Можно дать только «Рисунок человека». Если ребенок по каким-либо причинам отказывается рисовать, то предложите ему «Свободную классификацию» и методику «Собирание разрезных картинок». Для диагностики речевого развития могут быть предложены на выбор две методики: «Изменение существительных по числу» или «Тест словаря». Особо следует сказать о таком познавательном процессе, как внимание. При диагностике психологической готовности к школе нет необходимости отдельно диагностировать внимание. В данном контексте внимание рассматривается как общая характеристика деятельности ребенка, как способность сосредоточиться на выполняемой работе и произвольно общаться со взрослым в процессе обследования. Если по результатам наблюдения трудно сделать вывод о внимании ребенка, то можно провести методику «Домик». Эта методика дает возможность, также, получить представление об уровне произвольной регуляции деятельности. Произвольность понимается как умение слушать и выполнять инструкции взрослого, способность понять, принять и удержать задание. Она достаточно легко диагностируется методом наблюдения за ребенком в процессе обследования. Для диагностики уровня развития тонкой моторики необязательно использовать специальные методики. Обычно моторика «прочитывается» по рисункам человека и «Домика». Но если «Домик» ребенку не предлагался, а по рисунку трудно определить развитость тонкой моторики, то возможно проведение теста «Нарисуй окружность» или «Копирование фразы». Таким образом, при диагностике психологической готовности к школе психолог с помощью 4-5 методик может собрать информацию об основных показателях психического развития ребенка, важных для обучения в школе. Процедура обследования: Диагностику психологической готовности к школе лучше всего проводить при записи в 1 класс, в апреле-мае, чтобы до начала учебного года можно было подкорректировать недостатки развития. Обследовать детей можно как индивидуально, так и в группах, но индивидуальная форма предпочтительнее: она дает возможность применять метод наблюдения, благодаря которому психолог получает информацию об индивидуальных особенностях ребенка (тревожности, импульсивности, медлительности и пр.), о том, как ребенок общается и сотрудничает со взрослым, о развитии произвольности. Обследование должно занимать не более 20-25 минут.
Оценка результатов Ответ на каждый вопрос оценивается знаком «+» или «-». Правильный ответ «+», неправильный «-». Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам 1-8: высокий - 7-8 «плюсов», средний – 5-6 «плюсов», низкий – 4 и менее. Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам 9-11: высокий – 3 «плюса», средний – 2 «плюса», низкий – 1 или ни одного.
1.2 Методика «Определение мотивов учения» [4] Разработана М.Р. Гинзбургом. Предназначена для диагностики мотивов учения у детей 6-7 лет. Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы: - собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); - широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); - «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); - внешние по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний); - игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой); - мотив получения высокой отметки (отметка). В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Обследование проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Карточка № 1: женская фигура, которая склоняется вперед с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив) Карточка № 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив) Карточка № 3: фигуры двух детей, которые играют в мяч (игровой мотив) Карточка № 4: две фигурки, изображены спиной друг к другу; у той, которая выше, в руках портфель, у той, которая ниже, - игрушечный автомобиль (позиционный мотив) Карточка № 5: фигура с портфелем в руках движется в сторону здания (социальный мотив) Карточка № 6: фигура ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь (мотив получения оценки) ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 – женская фигура, склонившаяся вперед с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (ВНЕШНИЙ МОТИВ). Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком 2 – фигура ребенка, сидящего за партой (УЧЕБНЫЙ МОТИВ). Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком 3 – фигурки двух детей, играющих в мяч (ИГРОВОЙ МОТИВ). Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка 4 – две схематические фигуры взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу; у взрослого портфель в руках, у ребенка – игрушечный автомобиль (ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ). Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка 5 – схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ). Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там хорошие оценки». Выкладывается карточка 6 – схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках (МОТИВ ОТМЕТКИ). После прочтения рассказа психолог задает ребенку следующие вопросы: - Кто, по-твоему, из них прав? Почему? - С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно ясно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
1.3 Методика «Беседа о школе» [4] Разработана Т.А. Нежновой. Предназначена для диагностики сформированности внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада – хочет ли он идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос беседы. 1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?» Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой». 2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме? 3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и сделала по-своему) – договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе? 4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он не ходит в школу (в детский сад). Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе? 5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома? 6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Что, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы ее заменяли мамы? 7-8. Представь себе, что есть две школы – школа А и школа Б. 7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо, математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? 8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться? 9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?»
Классификация ответов
Преобладание ответов А свидетельствует о том, что внутренняя позиция ребенка имеет содержательный характер. Преобладание ответов Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения. Методика «Домик» (автор Н.И. Гуткина) [7]
Предназначена для определения уровня развития произвольного внимания у детей, поступающих в школу. Методика позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, для чего необходим достаточный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методику можно рассматривать как аналог заданий «копирование письменных букв» и «срисовывание группы точек» из теста Керна-Йирасека. Рассчитана на детей 5,5 – 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает нормативных показателей. Ребенку предлагают срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1. Какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом, или мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3. Быстро или медленно проводит линии; 4. Отвлекаемость во время работы; 5. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором. Обработка результатов: Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки (каждая ошибка оценивается в 1 балл). Ошибками считаются: а) отсутствие какой-либо детали рисунка; б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размеров всего рисунка; в) неправильно изображенный элемент. Причем, если этот элемент неверно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т.е. неважно, сколько будет колечек дыма или палочек в заборе. г) неправильное изображение деталей в пространстве рисунка; д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления; е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; ж) залезание линий одна за другую. Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание «Домик» без ошибок и получает 0 баллов. Ребенок со средним развитием произвольного внимания допускает 1-2 ошибки и соответственно получает 1-2 балла. Дети, получающие больше 4 баллов, характеризуются слабым развитием произвольного внимания. При интерпретации результатов необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Иногда некачественное выполнение задания вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу». 2. Тест на определение уровня развития тонкой моторики руки [20]
Нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3 сантиметра. Оценивание выполнения: Если кисть развита слабо, ребенок фиксирует ее на плоскости и не справляется с заданием: - рисует овал; - рисует окружность значительно меньшего размера; - рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Преимущественное рисование очень маленьких предметов – это показатель скованности, фиксированности кисти. Диагностический минимум 2
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ Методический комментарий О значимости и сложности периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, имеется достаточно психологической и педагогической информации. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Кроме того, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального, физического и социального потенциалов в данной ему педагогической среде. Период адаптации к школе подразделяется на два этапа: первичная адаптация- период, длящийся первое полугодие обучения в школе, и окончательная адаптация, которая завершается по окончании первого года обучения. Диагностический минимум по оценке уровня и содержания школьной адаптации первоклассников проводится по окончании периода первичной адаптации, в январе-феврале. Именно к середине 1-го класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади. Но к этому же времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации. Это дети, испытывающие различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях. Цель психодиагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Организовать и провести психологическое обследование учащихся первых классов. 2. Выявить группы школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и природу трудностей в каждом случае. 3. Определить пути оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации. 4. Определить пути и способы психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде. Диагностический минимум проводится психологом по трем основным направлениям: обследование школьников, опрос родителей и опрос педагогов. Работа со всеми тремя категориями опрашиваемых ведется параллельно. Учащиеся обследуются в групповой форме по двум основным методикам: тест «Несуществующее животное» и мотивационная анкета для младших школьников (автор Н.Г. Лусканова). Кроме этого, могут использоваться и тематические рисунки «Я в школе», «Мой класс», «Моя учительница». При необходимости, для исследования уровня психического развития первоклассников 6-7 лет может применяться тест «Нарисуй человека». Педагоги опрашиваются с помощью «Схемы-характеристики класса», в которой фиксируется оценка характера школьной адаптации каждого ученика. В некоторых случаях опрос может проводиться с использованием анкеты для выявления детей «группы риска». Педагогам предлагается заранее, приблизительно за неделю, ознакомиться с содержанием методики и целенаправленно понаблюдать за поведением и обучением детей. Затем по результатам наблюдений они заполняют анкету в присутствии психолога лишь на тех детей, чье обучение или поведение их больше всего настораживает. Список таких учеников также предварительно обсуждается с психологом. Родители на общем собрании заполняют анкету для родителей первоклассника. При этом также важно соблюдать общее условие: все диагностические процедуры проводятся в школе в присутствии психолога или другого лица, занимающегося сбором данных.
Оценка результатов работы Содержательная часть Формальная часть Таблица для оценки уровня развития мальчиков 5-7 лет по тесту «Нарисуй человека». Шкала Векслера. (Х=100; Q=15)
Таблица для оценки уровня развития девочек 5-7 лет по тесту «Нарисуй человека». Шкала Векслера. (Х=100; Q=15)
2.3 Анкета для родителей первоклассников [4]
Школа № ___________________ Класс _____________________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант ответа, который кажется Вам наиболее подходящим для Вашего ребенка. Фамилия, имя ребенка ______________________________________________
1. Охотно ли идет ребенок в школу? а) неохотно б) без особой охоты в) охотно, с радостью 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? а) пока нет б) не совсем в) в основном, да 3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? а) скорее нет, чем да б) не вполне в) в основном, да 4. Часто ли ребенок делится с Вами своими школьными впечатлениями? а) никогда б) иногда в) довольно часто 5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлени
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.011 с.) |