Днепропетровский областной методический центр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Днепропетровский областной методический центр



Днепропетровский областной методический центр

Практической психологии

И социальной работы

 

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

МИНИМУМЫ В ШКОЛЕ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

Днепропетровск

 

Рецензент: Самошкина Любовь Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Днепропетровского национального университета.

Методическое пособие подготовили методисты-психологи Днепропетровского областного методического центра практической психологии и социальной работы - Мушинский В.П., заведующий центром; Морозова Л.А., методист по вопросам практической психологии; Савельева Н.В., методист по вопросам социальной работы.

В методическом пособии предложена система психодиагностических минимумов как один из возможных вариантов диагностической работы школьного психолога. Каждый минимум содержит методический комментарий и набор методик для группового или индивидуального обследования. Предложенная форма работы позволяет осуществлять мониторинг психологического здоровья школьников и своевременно выявлять проблемы в обучении и развитии детей и подростков.

Пособие адресовано школьным психологам, социальным педагогам и учителям.

 

Издание 2-е, исправленное и дополненное. Днепропетровск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Система диагностических минимумов в деятельности школьного психолога  
Раздел 1. Поступление в школу и начало обучения.  
Диагностический минимум 1 ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.  
Беседа с ребенком. Методика «Определение мотивов учения». Методика «Беседа о школе». Диагностика уровня развития наглядно-образного и элементов логического мышления. Диагностика речевого развития. Исследование произвольной сферы.  
Диагностический минимум 2 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ  
Методика «Несуществующее животное». Тест «Нарисуй человека». Анкета для родителей первоклассников. Методика рисуночной диагностики адаптации первоклассников к школе. Схема-характеристика класса. Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальных классов. Анкета на выявление детей группы риска (от 5 до 10 лет).  
Раздел 2. Переход из начальной школы в среднюю.  
Диагностический минимум 3 ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-х КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.  
Методика изучения словесно-логического мышления. Методика «Лесенка побуждений». Анкета школьной мотивации учащихся начальных классов (модифицированный вариант). Шкала «Общительность – замкнутость». Шкала «Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль». Анкета интересов – 40. Опросник «Свойства общения» Анкета для родителей четвероклассников.  
Диагностический минимум 4 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ И СОДЕРЖАНИЯ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ  
Мотивационная анкета для учащихся 5-го класса. Интегральная самооценка личности. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-12 лет. Социометрия. Анкета для родителей пятиклассников. Схема-характеристика класса (для оценки учителями).  
Раздел 3. Переход из средней школы в старшую.  
Диагностический минимум 5 ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-9-ых КЛАССОВ К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.  
Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов»). Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной). Тест интеллектуального потенциала. Опросник типа мышления. Тест умственного развития. Анкета для родителей учащихся 9-х классов.  
Диагностический минимум 6 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ И СОДЕРЖАНИЯ АДАПТАЦИИУЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ.  
Тест измерения агрессии. Шкала личностной тревожности для учащихся 13 – 16 лет. Методика Будасси (уровень самооценки). Методика диагностики обобщенных смысловых установок. Диагностика структуры учебной мотивации школьника. Тест-опросник МУН (мотивация успеха-неудачи). Схема-характеристика класса для педагогов  
Раздел 4. Окончание школы.  
Диагностический минимум 7 ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ.  
Тест смысложизненых ориентаций. Методика «Краткий индекс самоактуализации». Методика «Осознанность Я-концепции». Методика оценки «эмоционального интеллекта». Методика «Изучение социализированности личности учащегося». Анкета профессионального самоопределения.  
ЛИТЕРАТУРА.  

ВВЕДЕНИЕ.

Таким образом,

Диагностический минимум – основная психодиагностическая схема диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы школьного психолога.

Диагностический минимум является плановым психопрофилактическим осмотром целой параллели классов для получения объективной информации о состоянии психологического здоровья учащихся и своевременного выявления детей «группы риска».

В рамках модели психологического сопровождения предусмотрено проведение 7-ми диагностических минимумов на четырех этапах школьного обучения, совпадающих с началом переходных периодов.

Каждый диагностический минимум состоит из набора диагностических методик для группового обследования, направленных на изучение четырех основных сфер личности школьника – познавательной, мотивационной, эмоциональной и системы отношений.

По итогам диагностического минимума выделяются группы «психологически благополучных» школьников и школьников, имеющих проблемы в обучении и развитии.

В отношении каждого школьника из группы «проблемных» выдвигается гипотеза о происхождении и причинах существующих психологических трудностей, и в соответствии с выдвинутой гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего углубленного диагностического обследования.

«Психологически благополучные» школьники не подвергаются диагностике до следующего планового обследования. Исключением являются ситуации обоснованного запроса с их стороны, либо со стороны родителей и педагогов.

РАЗДЕЛ 1

ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ И НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ

Диагностический минимум 1

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Методический комментарий

Психологическая готовность к школе – системное образование, включающее в себя интеллектуальную, эмоциональную и личностную (социальную) зрелость.

Об интеллектуальной зрелости свидетельствует уровень развития познавательных процессов, общий кругозор ребенка и словарный запас.

Эмоционально-волевая зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций, достаточная произвольность поведения и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание (нужны произвольное внимание и память).

Личностную зрелость характеризует наличие школьной мотивации, сформированная внутренняя позиция школьника и контекстный тип общения со взрослым (с учетом социальной роли учителя).

При диагностике психологической готовности к школе необходимо четко осознавать ее цель. В зависимости от цели может быть 3 диагностические программы.

1. Если цель диагностики – решить, принимать ли, например, 6-летнего ребенка в школу или оставить на год в детском саду, то можно ограничиться определением исходного, функционального, уровня школьной зрелости. Для этой цели подходит тест Керна-Йирасека.

2. Целью диагностики может быть раннее выявление детей, которые нуждаются в дополнительном внимании учителя. Это могут быть дети с повышенной импульсивностью или с неразвитой мелкой моторикой. Тогда помимо функциональной готовности диагностируются уровень развития произвольности и мелкой моторики. Для этого можно воспользоваться одной из предложенных методик: «Графический диктант», «Образец и правило», «Домик».

3. Цель диагностики – отслеживание индивидуального развития ребенка. Эта диагностическая программа включается тогда, когда психолог ставит целью своей работы в школе сохранение психологического здоровья ребенка. Только эта программа предполагает определение психологической готовности к школе в полном объеме, то есть диагностику всех компонентов – интеллектуальных, волевых, мотивационных.

Для того чтобы диагностика охватывала все стороны психики ребенка и при этом не занимала много времени (т.е., чтобы минимум был действительно минимумом), необходимо, чтобы методики были полифункциональны, а диагностике должны подлежать следующие 5 показателей психологической готовности к школе:

1. Школьная мотивация.

2. Уровень развития мышления.

3. Уровень развития речи.

4. Произвольность поведения и деятельности.

5. Уровень развития тонкой моторики.

Самая портативная и удобная методика для диагностики мотивации – это «Беседа с ребенком» (по А. Л. Венгеру). Она позволяет, также, получить информацию об ориентировке ребенка в окружающем мире и элементарном запасе знаний. Вместо нее возможно применение методики «Определение мотивов учения» (по М.Р. Гинзбургу) или методики «Беседа о школе» (авт. Т.А. Нежнова). Последняя методика дает представление о сформированности или несформированности у ребенка внутренней позиции школьника.

Уровень интеллектуального развития оценивается, в первую очередь, по уровню развития мышления и речи. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет должны быть сформированы такие виды мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, составляющие основу успешного обучения в начальной школе. Кроме этого, появляются элементы словесно-логического мышления.

Для диагностики мышления предлагается несколько методик. Главная особенность – это их взаимозаменяемость. Для диагностики наглядно-образного и элементов логического мышления используется методика «Рисунок человека», а также методика «Свободная классификация». Можно дать только «Рисунок человека». Если ребенок по каким-либо причинам отказывается рисовать, то предложите ему «Свободную классификацию» и методику «Собирание разрезных картинок».

Для диагностики речевого развития могут быть предложены на выбор две методики: «Изменение существительных по числу» или «Тест словаря».

Особо следует сказать о таком познавательном процессе, как внимание. При диагностике психологической готовности к школе нет необходимости отдельно диагностировать внимание. В данном контексте внимание рассматривается как общая характеристика деятельности ребенка, как способность сосредоточиться на выполняемой работе и произвольно общаться со взрослым в процессе обследования. Если по результатам наблюдения трудно сделать вывод о внимании ребенка, то можно провести методику «Домик». Эта методика дает возможность, также, получить представление об уровне произвольной регуляции деятельности.

Произвольность понимается как умение слушать и выполнять инструкции взрослого, способность понять, принять и удержать задание. Она достаточно легко диагностируется методом наблюдения за ребенком в процессе обследования.

Для диагностики уровня развития тонкой моторики необязательно использовать специальные методики. Обычно моторика «прочитывается» по рисункам человека и «Домика». Но если «Домик» ребенку не предлагался, а по рисунку трудно определить развитость тонкой моторики, то возможно проведение теста «Нарисуй окружность» или «Копирование фразы».

Таким образом, при диагностике психологической готовности к школе психолог с помощью 4-5 методик может собрать информацию об основных показателях психического развития ребенка, важных для обучения в школе.

Процедура обследования:

Диагностику психологической готовности к школе лучше всего проводить при записи в 1 класс, в апреле-мае, чтобы до начала учебного года можно было подкорректировать недостатки развития.

Обследовать детей можно как индивидуально, так и в группах, но индивидуальная форма предпочтительнее: она дает возможность применять метод наблюдения, благодаря которому психолог получает информацию об индивидуальных особенностях ребенка (тревожности, импульсивности, медлительности и пр.), о том, как ребенок общается и сотрудничает со взрослым, о развитии произвольности.

Обследование должно занимать не более 20-25 минут.

 

Оценка результатов

Ответ на каждый вопрос оценивается знаком «+» или «-». Правильный ответ «+», неправильный «-».

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам 1-8:

высокий - 7-8 «плюсов»,

средний – 5-6 «плюсов»,

низкий – 4 и менее.

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам 9-11:

высокий – 3 «плюса»,

средний – 2 «плюса»,

низкий – 1 или ни одного.

 

1.2 Методика «Определение мотивов учения» [4]

Разработана М.Р. Гинзбургом. Предназначена для диагностики мотивов учения у детей 6-7 лет.

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

- собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);

- широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);

- «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

- внешние по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой);

- мотив получения высокой отметки (отметка).

       
   
 

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Обследование проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Карточка № 1: женская фигура, которая склоняется вперед с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив)

 
 

Карточка № 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив)


Карточка № 3: фигуры двух детей, которые играют в мяч (игровой мотив)

       
   

Карточка № 4: две фигурки, изображены спиной друг к другу; у той, которая выше, в руках портфель, у той, которая ниже, - игрушечный автомобиль (позиционный мотив)

Карточка № 5: фигура с портфелем в руках движется в сторону здания (социальный мотив)

Карточка № 6: фигура ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь (мотив получения оценки)

ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 – женская фигура, склонившаяся вперед с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (ВНЕШНИЙ МОТИВ).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».

Выкладывается карточка с рисунком 2 – фигура ребенка, сидящего за партой (УЧЕБНЫЙ МОТИВ).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Выкладывается карточка с рисунком 3 – фигурки двух детей, играющих в мяч (ИГРОВОЙ МОТИВ).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка 4 – две схематические фигуры взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу; у взрослого портфель в руках, у ребенка – игрушечный автомобиль (ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка 5 – схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там хорошие оценки».

Выкладывается карточка 6 – схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках (МОТИВ ОТМЕТКИ).

После прочтения рассказа психолог задает ребенку следующие вопросы:

- Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно ясно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

 

1.3 Методика «Беседа о школе» [4]

Разработана Т.А. Нежновой. Предназначена для диагностики сформированности внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет.

Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада – хочет ли он идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос беседы.

1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?»

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и сделала по-своему) – договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он не ходит в школу (в детский сад). Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Что, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы ее заменяли мамы?

7-8. Представь себе, что есть две школы – школа А и школа Б.

7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо, математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?»

 

Классификация ответов

Ответы А Ответы Б
  Уроки грамоты, счета – занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также игры, еда, гуляние и т.п.
  Несогласие ребенка на «отпуск» Согласие на «отпуск»
  Учебные занятия, действия по самообразованию Дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, хозяйственные занятия
  Содержательная сторона – освоение навыков чтения, счета, письма Формальная сторона – приобретение формы, портфеля и т.п.
  Несогласие на обучение на дому Согласие на обучение на дому
  Выбор учителя Выбор родителей
  Выбор школы А Выбор школы Б
  Выбор школы А Выбор школы Б
  Выбор отметки Выбор игрушки или шоколадки

 

Преобладание ответов А свидетельствует о том, что внутренняя позиция ребенка имеет содержательный характер. Преобладание ответов Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Методика «Домик»

(автор Н.И. Гуткина) [7]

 

Предназначена для определения уровня развития произвольного внимания у детей, поступающих в школу.

Методика позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, для чего необходим достаточный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методику можно рассматривать как аналог заданий «копирование письменных букв» и «срисовывание группы точек» из теста Керна-Йирасека. Рассчитана на детей 5,5 – 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает нормативных показателей.

Ребенку предлагают срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.


Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

 

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:

1. Какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом, или мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3. Быстро или медленно проводит линии;

4. Отвлекаемость во время работы;

5. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

Обработка результатов: Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки (каждая ошибка оценивается в 1 балл). Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размеров всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент. Причем, если этот элемент неверно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т.е. неважно, сколько будет колечек дыма или палочек в заборе.

г) неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна за другую.

Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание «Домик» без ошибок и получает 0 баллов. Ребенок со средним развитием произвольного внимания допускает 1-2 ошибки и соответственно получает 1-2 балла. Дети, получающие больше 4 баллов, характеризуются слабым развитием произвольного внимания.

При интерпретации результатов необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Иногда некачественное выполнение задания вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу».

2. Тест на определение уровня развития тонкой моторики руки [20]

 

Нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3 сантиметра.

Оценивание выполнения:

Если кисть развита слабо, ребенок фиксирует ее на плоскости и не справляется с заданием:

- рисует овал;

- рисует окружность значительно меньшего размера;

- рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку.

Преимущественное рисование очень маленьких предметов – это показатель скованности, фиксированности кисти.

Диагностический минимум 2

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

Методический комментарий

О значимости и сложности периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, имеется достаточно психологической и педагогической информации. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Кроме того, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального, физического и социального потенциалов в данной ему педагогической среде.

Период адаптации к школе подразделяется на два этапа: первичная адаптация- период, длящийся первое полугодие обучения в школе, и окончательная адаптация, которая завершается по окончании первого года обучения.

Диагностический минимум по оценке уровня и содержания школьной адаптации первоклассников проводится по окончании периода первичной адаптации, в январе-феврале. Именно к середине 1-го класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади. Но к этому же времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации. Это дети, испытывающие различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях.

Цель психодиагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Организовать и провести психологическое обследование учащихся первых классов.

2. Выявить группы школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и природу трудностей в каждом случае.

3. Определить пути оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

4. Определить пути и способы психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.

Диагностический минимум проводится психологом по трем основным направлениям: обследование школьников, опрос родителей и опрос педагогов. Работа со всеми тремя категориями опрашиваемых ведется параллельно.

Учащиеся обследуются в групповой форме по двум основным методикам: тест «Несуществующее животное» и мотивационная анкета для младших школьников (автор Н.Г. Лусканова). Кроме этого, могут использоваться и тематические рисунки «Я в школе», «Мой класс», «Моя учительница». При необходимости, для исследования уровня психического развития первоклассников 6-7 лет может применяться тест «Нарисуй человека».

Педагоги опрашиваются с помощью «Схемы-характеристики класса», в которой фиксируется оценка характера школьной адаптации каждого ученика. В некоторых случаях опрос может проводиться с использованием анкеты для выявления детей «группы риска». Педагогам предлагается заранее, приблизительно за неделю, ознакомиться с содержанием методики и целенаправленно понаблюдать за поведением и обучением детей. Затем по результатам наблюдений они заполняют анкету в присутствии психолога лишь на тех детей, чье обучение или поведение их больше всего настораживает. Список таких учеников также предварительно обсуждается с психологом.

Родители на общем собрании заполняют анкету для родителей первоклассника. При этом также важно соблюдать общее условие: все диагностические процедуры проводятся в школе в присутствии психолога или другого лица, занимающегося сбором данных.

 

Оценка результатов работы

Содержательная часть

Формальная часть

Таблица для оценки уровня развития мальчиков 5-7 лет по тесту «Нарисуй человека». Шкала Векслера.

(Х=100; Q=15)

Возраст Уровень развития Содержательная оценка Формальная оценка Общий балл
5 лет 7 мес. 5 лет 11 мес. 1 низкий 0 – 2 0 – 3 0 – 6
2 ниже среднего 3 – 5 4 – 6 7 – 11
3 средний 6 – 11 7 – 11 12 – 22
4 выше среднего 12 – 14 12 – 15 23 – 27
5 высокий 15 – 17 16 – 20 28 – 37
6 лет 0 мес. 6 лет 6 мес. 1 низкий 0 – 3 0 – 4 0 – 9
2 ниже среднего 4 – 6 5 – 7 10 – 14
3 средний 7 – 10 8 – 13 15 – 23
4 выше среднего 11 – 13 14 – 17 24 – 28
5 высокий 14 – 17 18 – 20 29 – 37
6 лет 7 мес. 6 лет 11 мес. 1 низкий 0 – 3 0 – 5 0 – 10
2 ниже среднего 4 – 6 6 – 8 11 – 15
3 средний 7 – 12 9 – 13 16 – 25
4 выше среднего 13 – 15 14 – 16 26 – 30
5 высокий 16 – 17 17 – 20 31 – 37
7 лет 0 мес. 7 лет 11 мес. 1 низкий 0 – 5 0 – 5 0 – 12
2 ниже среднего 6 – 8 6 – 8 13 – 17
3 средний 9 – 13 9 – 14 18 – 27
4 выше среднего 14 – 16 15 – 16 28 – 31
5 высокий   17 – 20 32 – 37

 

Таблица для оценки уровня развития девочек 5-7 лет по тесту «Нарисуй человека». Шкала Векслера.

(Х=100; Q=15)

Возраст Уровень развития Содержательная оценка Формальная оценка Общий балл
5 лет 7 мес. 5 лет 11 мес. 1 низкий 0 – 4 0 – 4 0 – 10
2 ниже среднего 5 – 6 5 – 7 11 – 14
3 средний 7 – 11 8 – 13 15 – 23
4 выше среднего 12 – 13 14 – 15 24 – 27
5 высокий 14 – 17 16 – 20 28 – 37
6 лет 0 мес. 6 лет 6 мес. 1 низкий 0 – 6 0 – 6 0 – 13
2 ниже среднего 7 – 8 7 – 9 14 – 18
3 средний 9 – 13 10 – 14 19 – 27
4 выше среднего 14 – 15 15 – 16 28 – 30
5 высокий 16 – 17 17 – 20 31 – 37
6 лет 7 мес. 6 лет 11 мес. 1 низкий 0 – 8 0 – 7 0 – 17
2 ниже среднего 9 – 10 8 – 10 18 – 21
3 средний 11 – 14 11 – 14 22 – 29
4 выше среднего 15 – 16 15 – 17 30 – 32
5 высокий   18 – 20 33 – 37
7 лет 0 мес. 7 лет 11 мес. 1 низкий 0 – 7 0 – 8 0 – 17
2 ниже среднего 8 – 9 9 – 10 18 – 21
3 средний 10 – 14 11 – 15 22 – 29
4 выше среднего 15 – 17 16 – 17 30 – 33
5 высокий - 18 – 20 34 – 37

 

 

2.3 Анкета для родителей первоклассников [4]

 

Школа № ___________________ Класс _____________________

 

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант ответа, который кажется Вам наиболее подходящим для Вашего ребенка.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________

 

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

а) неохотно б) без особой охоты в) охотно, с радостью

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

а) пока нет б) не совсем в) в основном, да

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

а) скорее нет, чем да б) не вполне в) в основном, да

4. Часто ли ребенок делится с Вами своими школьными впечатлениями?

а) никогда б) иногда в) довольно часто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.174 с.)