Обобщенная интерпретация результатов диагностики по пяти методикам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщенная интерпретация результатов диагностики по пяти методикам



Результаты выполнения первой методики - «Профиль» - позволяют выявить группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. Результаты работы над «Опросником профессиональных склонностей» уточняют и конкретизируют эти данные. Так, если ярко выраженный интерес к военному делу и спорту (10) по методике «Профиль» подкрепляется склонностью к экстремальным видам деятельности (5) по «Опроснику профессиональных склонностей», уже есть основания для выбора оборонно-спортивного профиля. Интерес к педагогике и медицине (8), подтвержденный склонностью к работе с людьми (1), указывает на гуманитарную направленность подростка. Анализ результатов диагностики упрощает то, что десять шкал методики «Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения.

Когда удалось выделить группы учащихся в соответствии с их интересами и склонностями, предстоит определить, насколько особенности их мышления соответствуют профильному обучению. Некоторые профили обучения предъявляют особые требования к уровню невербального интеллекта, измеряемого с помощью Теста интеллектуального потенциала (физико-математический, естественно-научный, информационно-технологический, индустриально-технологический профили). При отборе на эти направления обучения при одинаковых результатах по другим параметрам предпочтение должно отдаваться учащимся, показавшим более высокие результаты по интеллектуальному тесту. Для отбора на другие профили обучения высокие результаты по тесту, измеряющему невербальный интеллект, предпочтительны, но не так значимы.

В таблице показано, как результаты диагностики по трем методикам соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения.

Таблица

Соответствие результатов диагностики профилям обучения

Профиль обучения Направления профессиональной деятельности, к которым есть интерес (по методике «Профиль») Профессиональные склонности (по «Опроснику профессиональных склонностей») Тип мышления (по Опроснику типа мышления)
Физико-математический Физика и математика Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Предметно- действенное. Креативность.
Естественно-научный (физика и химия) Физика и математика. Химия и биология Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Предметно- действенное. Креативность.
Естественно-научный (биология и география) Химия и биология. География и геология. Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Предметно- действенное. Креативность.
Социально-экономический Предпринимательство и домоводство. История и политика. Склонность к планово-экономической деятельности Абстрактно-символическое. Словесно-логическое.
Гуманитарный Педагогика и медицина Склонность к работе с людьми Словесно-логическое. Предметно-действенное. Креативность.
Филологический Литература и искусство Склонность к эстетическим видам деятельности Словесно-логическое. Креативность.
Информационно-технологический Физика и математика. Радиотехника и электроника Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Словесно-логическое.
Агро-технологический География и геология Склонность к исследовательским и экстремальным видам деятельности Предметно-действенное. Абстрактно-символическое. Креативность.
Индустриально-технологический Радиотехника и электроника. Механика и конструирование Склонность к работе на производстве Предметно-действенное. Абстрактно-символическое.
Художественно-эстетический Литература и искусство Склонность к эстетическим видам деятельности Наглядно-образное. Предметно-действенное. Креативность.
Оборонно-спортивный Спорт и военное дело Склонность к исследовательским и экстремальным видам деятельности Предметно-действенное. Абстрактно-символическое.  

 

ТИП и ТУР сужают поле выбора, уточняя и конкретизируя его.

Результаты диагностики позволяют довольно точно прогнозировать успешность учащихся в рекомендуемом профильном обучении. Но одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов (оценки).

Решение о зачислении в профильный класс можно считать обоснованным, если результаты тестирования подкрепляются наблюдениями учителей-предметников, опросом родителей и не противоречат желаниям самих учащихся.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ

(Разработана Л.А.Морозовой).

Уважаемые родители!

Ваш(а) сын (дочь) заканчивает 9-й класс. Ему (ей) предстоит принять решение о выборе дальнейшего пути получения образования.

Для оказания квалифицированной помощи в этом вопросе необходимо объединить усилия школы и семьи. Сведения, полученные от Вас, послужат осуществлению этой цели.

 

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________

1. Как Вы оцениваете общее состояние здоровья своего ребенка?

а) удовлетворительное;

б) неудовлетворительное.

2. Есть ли у ребенка хронические заболевания или особенности физического развития, при которых противопоказан выбор каких-то профессий?

а) есть. Что именно? _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

б) нет.

3. Какие школьные предметы легко даются Вашему ребенку (быстро «схватывает», тратит мало времени на подготовку и получает хорошие оценки)?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите школьные предметы, в изучении которых Ваш ребенок испытывает наибольшие трудности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. К каким областям знаний у Вашего ребенка проявились интересы?

а) физико-математическая

б) естественно-научная

в) социально-экономическая

г) техническая

д) гуманитарная

е) искусство

ж) другая область ______________________________________________________________________

6. Есть ли у Вашего ребенка какие-либо внешкольные занятия или увлечения (например, спорт, музыка, шитье, общение, компьютеры, кулинария, чтение…)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какой путь получения образования Вы рекомендуете ребенку после 9-го класса?

а) продолжить обучение в 10 классе данной школы;

б) перейти в 10-й класс другой школы (лицея, гимназии);

в) поступить в профессионально-техническое училище;

г) поступить в техникум (колледж, специальное училище).

8. В нашей школе предлагаются следующие профили обучения.* Какой из них Вы рекомендовали бы своему ребенку?

1) физико-математический;

2) естественно-научный (физика, химия);

3) естественно-научный (биология, география);

4) информационно-технологический;

5) социально-экономический (история, экономика, право);

6) гуманитарно-филологический (языки, литература, педагогика);

7) художественно-эстетический;

8) оборонно-спортивный.

9. Почему Вы выбираете именно этот профиль?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Примечание: Перечень профилей составляется проводящим анкету на основании реально существующих профилей в конкретной школе.

 

Диагностический минимум 6

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ И СОДЕРЖАНИЯ АДАПТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Методический комментарий

Десятый класс – это переход на новую ступень образования и начало нового этапа возрастного развития.

Как этап развития, этот период получил название раннего юношеского возраста, главной задачей которого является жизненное самоопределение. Самоопределение предполагает дифференциацию умственных способностей и интересов, формирование индивидуального стиля деятельности, выбор профессии, развитие самосознания, формирование мировоззрения и жизненных ценностей, а также определенных психосексуальных ориентаций. Важнейшим психологическим процессом ранней юности является становление самосознания и устойчивого образа «Я», или «Я» – концепции.

Как новая ступень образования – это начало обучения в старшей профильной школе. Как правило, с поступлением в старшую школу у 10-классников изменяется социальное окружение – новый состав класса, новые учителя. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность. Эти изменения во многом определяют особенности адаптации учащихся 10-х классов, которые можно обозначить как задачи адаптационного периода:

1. Социально-психологическая адаптация к новому классному коллективу и установление удовлетворяющего социального статуса в группе сверстников.

2. Адаптация к новым учителям и установление с ними делового сотрудничества, основанного на взаимопонимании и взаимоуважении;

3. Адаптация к новой учебной ситуации и формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

К концу адаптационного периода, который длится первую четверть учебного года, большинство старшеклассников успешно справляются с обозначенными задачами и адаптируются к новым условиям жизнедеятельности. В то же время выделяется группа учащихся, испытывающих определенные, а порой и значительные, трудности привыкания к условиям обучения в старшей школе. В связи с этим выделяют такие виды школьной дезадаптации учащихся 10-х классов:

1. Интеллектуальная - несоответствие уровня интеллектуального развития требованиям учебной деятельности. Возможные причины: недостаточное усвоение учебного материала в предшествующие годы; недостаточная сформированность операций мышления; односторонний подход при изучении тех или иных явлений; низкий уровень логической памяти;

2. Мотивационная – недостаточная сформированность познавательных мотивов, преобладание внешней мотивации и мотивации избегания неудач;

3. Эмоционально-волевая – несоответствие уровня эмоционально-волевого развития требованиям старшей школы (эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень самоконтроля, несформированность основных приемов самоорганизации учебной деятельности);

4. Коммуникативная – нарушение характера межличностного общения с одноклассниками и /или педагогами (неумение ориентироваться в ситуациях общения, замкнутость или чрезмерная разговорчивость, обидчивость, изолированность и т.п.);

5. Поведенческая – недостаточная сформированность социально-этических норм поведения (конфликтность, агрессивность, эгоцентричность установок, асоциальные тенденции).

Те или иные виды дезадаптации характерны для учащихся с проблемами обучения и развития. Выявление «психологически неблагополучных» школьников является основной задачей диагностического минимума в параллели 10-х классов.

Таким образом, целью диагностического минимума является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе десятиклассников для преодоления трудностей периода адаптации к обучению в старшей школе. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Организовать и провести психологическое обследование учащихся 10-х классов.

2. Выявить учащихся с проблемами в обучении и развитии, определить причину трудностей в каждом случае.

3. Определить пути оказания помощи десятиклассникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Диагностический минимум проводится психологом в конце первой четверти (конец октября) по двум основным направлениям: психологическое обследование школьников и экспертный опрос педагогов.

Учащиеся обследуются в групповой форме по следующим методикам:

1) эмоциональная сфера: «Тест измерения агрессии» (Л.Г. Почебут) или «Несуществующее животное», «Шкала личностной тревожности» для учащихся 13 – 16 лет (А.М. Прихожан);

2) особенности системы отношений: методика Будасси (уровень самооценки) и методика диагностики обобщенных смысловых установок (по С.И. Подмазину);

3) особенности мотивационной сферы: методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» и / или тест-опросник МУН (мотивация успеха-неудачи);

4) социометрический статус: «Социометрия».

Педагоги опрашиваются при помощи «Схемы-характеристики класса»

Анализ документации (журнал, оценки, дневник) служит дополнительным источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.029 с.)