Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система диагностических минимумов в деятельности школьного психолога.

Поиск

 

Диагностическая работа – традиционный вид деятельности школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики. Сегодня она по-прежнему отнимает большую часть рабочего времени специалиста. Причины такого положения очевидны. Во-первых, психодиагностика является составной частью диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы психолога; во-вторых, она дает возможность собрать объективную информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся; в-третьих, это наиболее «презентабельный» вид психологической деятельности и наиболее понятный «заказчикам» – педагогам и родителям. Наконец, этому больше всего и лучше всего обучили школьного психолога.

Практически каждый школьный психолог, приступая к психодиагностике, так или иначе, пытается найти ответы на актуальные для него вопросы: на каких этапах школьного обучения целесообразно проводить психологическое обследование школьников? Сколько психодиагностических обследований необходимо проводить? Какие особенности личности ребенка являются наиболее значимыми для его развития и обучения и должны быть диагностированы? Какие конкретные методики применять? Как при минимуме затрат получить максимум информации?

В данном методическом пособии предлагается один из вариантов решения обозначенных проблем, в основу которого положен принцип системности. Диагностическая работа рассматривается как составляющая системы работы школьного психолога в рамках модели психологического сопровождения ребенка, разработанной М.Р. Битяновой. Выбор этой модели обусловлен тем, что из имеющихся на данный момент форм организации деятельности школьного психолога, она является наиболее целостной и проработанной.

В рамках этой модели диагностика является прикладной формой деятельности школьного психолога и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. В отличие от научно-исследовательской диагностики, она занимает меньше времени, доступна в обработке и анализе, ее результаты «переводимы» на педагогический язык. Кроме этого, психодиагностика в работе психолога школы – не самоцель, она всегда подчинена главной задаче - разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы обеспечить контроль за динамикой психического развития детей с целью раннего исправления возможных отклонений, разработать программу работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития или продуктивно развивать учащихся, имеющих особые способности.

В модели психологического сопровождения выделяются три основные диагностические схемы: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности. Из них основной схемой является диагностический минимум – минимальный, достаточный набор психодиагностических методик, который:

1) является частью учебного плана школы, запланированным «психопрофилактическим осмотром» целой параллели классов каждой возрастной группы учащихся;

2) дает возможность отслеживать динамику развития и состояния школьника на протяжении всего процесса обучения;

3) проводится методиками, ориентированными преимущественно на групповую форму проведения;

4) позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – «психологически благополучных» детей и детей «с проблемами обучения и развития»;

5) является важным механизмом, «запускающим» две другие психодиагностические схемы по отношению к детям с определенными проблемами обучения и развития.

В рамках модели психологического сопровождения предусмотрено проведение диагностических минимумов на четырех этапах школьного обучения. Выбор этапов обусловлен объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение детей в эти школьные периоды. Все они важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных возможностей развития и обучения. Это этапы поступления в школу, перехода в среднее звено, перехода в старшую школу и окончания школы.

Перед психологом и педагогами последовательно встают две важные задачи сопровождения. Первая – это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях или к жизненному самоопределению и оказание необходимой помощи детям с низким уровнем готовности. Вторая задача – создание условий для успешной адаптации учащихся в новой социально-педагогической среде и оказание помощи школьникам, испытывающим различные трудности адаптации. Исходя из этих задач, на каждом из первых трех этапов проводится по два психодиагностических обследования – диагностика готовности и диагностика уровня адаптированности. На четвертом этапе психодиагностическое обследование проводится одно.

Таким образом, система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник на протяжении всего периода школьного обучения, состоит из семи обследований:

1) обследование дошкольников при поступлении в школу (апрель-май);

2) обследование первоклассников в период адаптации к школьной среде (январь-февраль);

3) обследование учащихся 4-х классов во время окончания начальной школы (март-апрель);

4) обследование пятиклассников в период адаптации в среднем звене (декабрь);

5) обследование готовности учащихся 8-х (или 9-х) классов к профильному обучению (февраль-март);

6) обследование десятиклассников в период адаптации в старшей (профильной) школе (октябрь-ноябрь);

7) обследование выпускников школы (февраль – март).

В принципе, проведение последнего диагностического минимума (равно как и любого другого) может быть оставлено на усмотрение школьного психолога и педагогического коллектива. Если обучение в старшем звене не связано с какой-либо профессиональной специализацией, проведение дополнительных диагностических процедур не имеет большого смысла.

При загруженности специалиста работой в других параллелях от общего обследования старшеклассников можно полностью или частично отказаться.

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума являются:

- экспертные опросы педагогов и родителей;

- психологическое обследование школьников;

Дополнительными способами сбора информации могут быть структурированное наблюдение школьников в процессе обследования и анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать его в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители. При этом опрос педагогов является основным способом получения информации от экспертов, а опрос родителей – вспомогательным.

Экспертные опросы применяются не во всех минимумах; в частности, при диагностике психологической готовности к школе не опрашиваются ни педагоги, ни родители; при диагностике готовности к профильному обучению не опрашиваются педагоги; при диагностике адаптированности десятиклассников нет необходимости опрашивать родителей.

Психологическое обследование школьников направлено на получение информации, прежде всего, о тех особенностях школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Это:

- система отношений (к миру, к себе, к значимым видам деятельности);

- особенности мотивационно-личностной сферы (учебной мотивации);

- эмоциональное самочувствие (уровень тревожности и агрессивности);

- особенности познавательной деятельности.

По итогам диагностического минимума психолог готовит обобщенную аналитическую информацию по классам и параллели в целом, заполняя сводные таблицы.

При планировании диагностической работы с каждой ученической параллелью можно придерживаться такого алгоритма:

1. Организационно-методическая подготовка к проведению диагностического минимума. Этот этап работы заключается в четком почасовом планировании предстоящих диагностических мероприятий, оповещении всех участвующих лиц, подготовке необходимых методических материалов – бланков, текстов, ключей, таблиц для обработки и т.д.

2. Проведение первого этапа диагностического обследования:

- наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе (по 2 часа на класс);

- проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели (по два урока в каждом классе);

- проведение экспертного группового опроса педагогов (2 часа);

- проведение предусмотренного экспертного опроса родителей (1 час);

- обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения углубленной психодиагностики (в течение двух недель).

3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования:

- планирование часов индивидуальной работы с проблемными школьниками, оповещение каждого учащегося и его родителей;

- составление краткого плана и программы проведения индивидуального обследования, подбор необходимых диагностических методик;

- проведение углубленного психодиагностического обследования;

- обработка данных, заполнение заключений по обследованию.

Осуществление основных мероприятий диагностического минимума (первого этапа диагностики) в рамках работы с одной параллелью классов занимает три рабочих недели.

Таким образом,

Диагностический минимум – основная психодиагностическая схема диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы школьного психолога.

Диагностический минимум является плановым психопрофилактическим осмотром целой параллели классов для получения объективной информации о состоянии психологического здоровья учащихся и своевременного выявления детей «группы риска».

В рамках модели психологического сопровождения предусмотрено проведение 7-ми диагностических минимумов на четырех этапах школьного обучения, совпадающих с началом переходных периодов.

Каждый диагностический минимум состоит из набора диагностических методик для группового обследования, направленных на изучение четырех основных сфер личности школьника – познавательной, мотивационной, эмоциональной и системы отношений.

По итогам диагностического минимума выделяются группы «психологически благополучных» школьников и школьников, имеющих проблемы в обучении и развитии.

В отношении каждого школьника из группы «проблемных» выдвигается гипотеза о происхождении и причинах существующих психологических трудностей, и в соответствии с выдвинутой гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего углубленного диагностического обследования.

«Психологически благополучные» школьники не подвергаются диагностике до следующего планового обследования. Исключением являются ситуации обоснованного запроса с их стороны, либо со стороны родителей и педагогов.

РАЗДЕЛ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.008 с.)