Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поступление в школу и начало обучения

Поиск

Диагностический минимум 1

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Методический комментарий

Психологическая готовность к школе – системное образование, включающее в себя интеллектуальную, эмоциональную и личностную (социальную) зрелость.

Об интеллектуальной зрелости свидетельствует уровень развития познавательных процессов, общий кругозор ребенка и словарный запас.

Эмоционально-волевая зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций, достаточная произвольность поведения и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание (нужны произвольное внимание и память).

Личностную зрелость характеризует наличие школьной мотивации, сформированная внутренняя позиция школьника и контекстный тип общения со взрослым (с учетом социальной роли учителя).

При диагностике психологической готовности к школе необходимо четко осознавать ее цель. В зависимости от цели может быть 3 диагностические программы.

1. Если цель диагностики – решить, принимать ли, например, 6-летнего ребенка в школу или оставить на год в детском саду, то можно ограничиться определением исходного, функционального, уровня школьной зрелости. Для этой цели подходит тест Керна-Йирасека.

2. Целью диагностики может быть раннее выявление детей, которые нуждаются в дополнительном внимании учителя. Это могут быть дети с повышенной импульсивностью или с неразвитой мелкой моторикой. Тогда помимо функциональной готовности диагностируются уровень развития произвольности и мелкой моторики. Для этого можно воспользоваться одной из предложенных методик: «Графический диктант», «Образец и правило», «Домик».

3. Цель диагностики – отслеживание индивидуального развития ребенка. Эта диагностическая программа включается тогда, когда психолог ставит целью своей работы в школе сохранение психологического здоровья ребенка. Только эта программа предполагает определение психологической готовности к школе в полном объеме, то есть диагностику всех компонентов – интеллектуальных, волевых, мотивационных.

Для того чтобы диагностика охватывала все стороны психики ребенка и при этом не занимала много времени (т.е., чтобы минимум был действительно минимумом), необходимо, чтобы методики были полифункциональны, а диагностике должны подлежать следующие 5 показателей психологической готовности к школе:

1. Школьная мотивация.

2. Уровень развития мышления.

3. Уровень развития речи.

4. Произвольность поведения и деятельности.

5. Уровень развития тонкой моторики.

Самая портативная и удобная методика для диагностики мотивации – это «Беседа с ребенком» (по А. Л. Венгеру). Она позволяет, также, получить информацию об ориентировке ребенка в окружающем мире и элементарном запасе знаний. Вместо нее возможно применение методики «Определение мотивов учения» (по М.Р. Гинзбургу) или методики «Беседа о школе» (авт. Т.А. Нежнова). Последняя методика дает представление о сформированности или несформированности у ребенка внутренней позиции школьника.

Уровень интеллектуального развития оценивается, в первую очередь, по уровню развития мышления и речи. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет должны быть сформированы такие виды мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, составляющие основу успешного обучения в начальной школе. Кроме этого, появляются элементы словесно-логического мышления.

Для диагностики мышления предлагается несколько методик. Главная особенность – это их взаимозаменяемость. Для диагностики наглядно-образного и элементов логического мышления используется методика «Рисунок человека», а также методика «Свободная классификация». Можно дать только «Рисунок человека». Если ребенок по каким-либо причинам отказывается рисовать, то предложите ему «Свободную классификацию» и методику «Собирание разрезных картинок».

Для диагностики речевого развития могут быть предложены на выбор две методики: «Изменение существительных по числу» или «Тест словаря».

Особо следует сказать о таком познавательном процессе, как внимание. При диагностике психологической готовности к школе нет необходимости отдельно диагностировать внимание. В данном контексте внимание рассматривается как общая характеристика деятельности ребенка, как способность сосредоточиться на выполняемой работе и произвольно общаться со взрослым в процессе обследования. Если по результатам наблюдения трудно сделать вывод о внимании ребенка, то можно провести методику «Домик». Эта методика дает возможность, также, получить представление об уровне произвольной регуляции деятельности.

Произвольность понимается как умение слушать и выполнять инструкции взрослого, способность понять, принять и удержать задание. Она достаточно легко диагностируется методом наблюдения за ребенком в процессе обследования.

Для диагностики уровня развития тонкой моторики необязательно использовать специальные методики. Обычно моторика «прочитывается» по рисункам человека и «Домика». Но если «Домик» ребенку не предлагался, а по рисунку трудно определить развитость тонкой моторики, то возможно проведение теста «Нарисуй окружность» или «Копирование фразы».

Таким образом, при диагностике психологической готовности к школе психолог с помощью 4-5 методик может собрать информацию об основных показателях психического развития ребенка, важных для обучения в школе.

Процедура обследования:

Диагностику психологической готовности к школе лучше всего проводить при записи в 1 класс, в апреле-мае, чтобы до начала учебного года можно было подкорректировать недостатки развития.

Обследовать детей можно как индивидуально, так и в группах, но индивидуальная форма предпочтительнее: она дает возможность применять метод наблюдения, благодаря которому психолог получает информацию об индивидуальных особенностях ребенка (тревожности, импульсивности, медлительности и пр.), о том, как ребенок общается и сотрудничает со взрослым, о развитии произвольности.

Обследование должно занимать не более 20-25 минут.

 

Диагностический инструментарий

 

1.1 Беседа с ребенком [6]

 

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не ошибка.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Название уменьшительного имени не ошибка.)

4. Как называется деревня, город, где ты живешь?

5. Каких домашних животных ты знаешь?

Каких диких животных ты знаешь?

(Правильный ответ, в котором названо не менее 2 домашних и 2 диких животных.)

6. В какое время года появляются листья на деревьях?

(Правильный ответ: весной, когда зима кончится.)

7. Что остается на земле после дождя?

(Правильный ответ: лужи, грязь, вода, мокрость, слякоть.)

8. Чем отличается день от ночи?

(Правильный ответ: днем светло, днем солнце, ночью спят.)

9. Хочешь ли ты идти в школу?

(Утвердительный ответ.)

10. Как ты думаешь, что хорошего и интересного будет в школе?

(Правильный ответ: занятия, получение знаний, оценки, умение читать и т.д. Несформированность мотивации: игры с ребятами, в школе не надо спать и т.п.)

11. Как по-твоему, лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей?

(Предпочтение школьного обучения домашнему.)

 

Оценка результатов

Ответ на каждый вопрос оценивается знаком «+» или «-». Правильный ответ «+», неправильный «-».

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам 1-8:

высокий - 7-8 «плюсов»,

средний – 5-6 «плюсов»,

низкий – 4 и менее.

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам 9-11:

высокий – 3 «плюса»,

средний – 2 «плюса»,

низкий – 1 или ни одного.

 

1.2 Методика «Определение мотивов учения» [4]

Разработана М.Р. Гинзбургом. Предназначена для диагностики мотивов учения у детей 6-7 лет.

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

- собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);

- широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);

- «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

- внешние по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой);

- мотив получения высокой отметки (отметка).

       
   
 

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Обследование проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Карточка № 1: женская фигура, которая склоняется вперед с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив)

 
 

Карточка № 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив)


Карточка № 3: фигуры двух детей, которые играют в мяч (игровой мотив)

       
   

Карточка № 4: две фигурки, изображены спиной друг к другу; у той, которая выше, в руках портфель, у той, которая ниже, - игрушечный автомобиль (позиционный мотив)

Карточка № 5: фигура с портфелем в руках движется в сторону здания (социальный мотив)

Карточка № 6: фигура ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь (мотив получения оценки)

ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 – женская фигура, склонившаяся вперед с указывающим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (ВНЕШНИЙ МОТИВ).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».

Выкладывается карточка с рисунком 2 – фигура ребенка, сидящего за партой (УЧЕБНЫЙ МОТИВ).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Выкладывается карточка с рисунком 3 – фигурки двух детей, играющих в мяч (ИГРОВОЙ МОТИВ).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка 4 – две схематические фигуры взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу; у взрослого портфель в руках, у ребенка – игрушечный автомобиль (ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка 5 – схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там хорошие оценки».

Выкладывается карточка 6 – схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках (МОТИВ ОТМЕТКИ).

После прочтения рассказа психолог задает ребенку следующие вопросы:

- Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно ясно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

 

1.3 Методика «Беседа о школе» [4]

Разработана Т.А. Нежновой. Предназначена для диагностики сформированности внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет.

Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада – хочет ли он идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос беседы.

1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?»

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и сделала по-своему) – договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он не ходит в школу (в детский сад). Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Что, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы ее заменяли мамы?

7-8. Представь себе, что есть две школы – школа А и школа Б.

7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо, математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?»

 

Классификация ответов

Ответы А Ответы Б
  Уроки грамоты, счета – занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также игры, еда, гуляние и т.п.
  Несогласие ребенка на «отпуск» Согласие на «отпуск»
  Учебные занятия, действия по самообразованию Дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, хозяйственные занятия
  Содержательная сторона – освоение навыков чтения, счета, письма Формальная сторона – приобретение формы, портфеля и т.п.
  Несогласие на обучение на дому Согласие на обучение на дому
  Выбор учителя Выбор родителей
  Выбор школы А Выбор школы Б
  Выбор школы А Выбор школы Б
  Выбор отметки Выбор игрушки или шоколадки

 

Преобладание ответов А свидетельствует о том, что внутренняя позиция ребенка имеет содержательный характер. Преобладание ответов Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.008 с.)