Характеристика уровней тревожности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика уровней тревожности



Стены Характеристика Примечания
1 – 2 Состояние тревожности не свойственно Подобное «чрезмерное спокойствие» в отдельных случаях может носить защитный характер
3 – 6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
7 – 8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
  Явно повышенная тревожность Обычно носит «разлитой», генерализованный характер
  Очень высокая тревожность Группа риска

 

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ [18]

(методика С.А. Будасси)

 

Каждому школьнику выдается бланк для самооценки и дается следующая инструкция.

Инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения их полезности, общественной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценки запишите в графу № 1. То качество, которое, по вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым, оцените в 20 баллов; которое меньше всего значимо – в 1 балл. Остальные качества оцените от 2 до 19 баллов в соответствии с вашим отношением. Оценки не должны повторяться».

 

№ 1 Качества № 2 d d2
  Уступчивость      
  Смелость      
  Вспыльчивость      
  Настойчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаемость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Нерешительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Застенчивость      

 

После выполнения задания закройте листом (или загните) графу № 1 с оценками таким образом, чтобы они не были видны. Теперь в графе № 2 проставьте также баллы от 1 до 20 в зависимости от того, насколько сильно это качество выражено у вас. Качество, присущее вам в наибольшей степени, оцените в 20 баллов, оценкой 19 – качество, присущее вам несколько меньше и т.д.; наконец, оценкой 1 – качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться.

 

Обработка результатов и их интерпретация:

1) Откройте графу № 1.

2) По каждой строке из оценки в графе № 1 вычтите оценку в графе № 2 и результат запишите в графу «d» (с любым знаком «+» или «-»).

3) Возведите в квадрат все значения в графе «d» и запишите их в графу «d2».

4) Сложите все значения в графе «d2» и запишите полученную сумму.

5) Умножьте эту сумму на постоянную величину 0,00075.

6) Из единицы вычтите полученное произведение.

Показатель самооценки может иметь значение от «-1» до «+1». Если он находится в интервале

От 0 до 0,35 – заниженная самооценка

От 0,36 до 0,49 – самооценка средняя

От 0,50 до 0,75 – высокая самооценка

От 0,76 до 1 – завышенная самооценка

Если показатель самооценки меньше 0 (отрицательный), то это говорит об очень низкой самооценке, граничащей с «комплексом неполноценности», или о внутриличностных конфликтах.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОБОБЩЕННЫХ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК [25]

по С.И.Подмазину (сокращенный вариант)

Методика направлена на диагностику эмоционального отношения подростков к различным сферам жизнедеятельности.

Инструкция: Вам предлагается 40 незаконченных предложений, которые необходимо завершить. Закончите каждое предложение, вложив в него содержание, действительно характерное для Вас.

 

Лист незаконченных предложений

1. Я учусь так…

2. Школьное начальство…

3. Моя мама…

4. Когда меня нет, мои друзья…

5. Когда мне начинает не везти…

6. Я хотел бы учиться…

7. Наша школа…

8. По сравнению с большинством семей, моя семья…

9. Что касается нашего класса…

10. Я достаточно способен…

11. В учебе я вижу…

12. В школе я…

13. Моя семья обращается со мной, как с…

14. Когда я высказываю свое мнение…

15. Мне кажется, что я…

16. Что касается уроков, то я…

17. Наши учителя…

18. Я хотел бы, чтобы мой отец…

19. Я думаю, что мои ровесники…

20. Я мог бы быть очень счастливым…

21. Я могу учиться…

22. Большинство учителей…

23. Считаю, что большинство матерей…

24. В классе я чувствую себя…

25. Моим скрытым желанием является…

26. Домашние задания я…

27. Когда я иду в школу…

28. Моя мать и я…

29. Что касается моих друзей в классе…

30. Больше всего я боюсь…

31. Большинство учебных предметов…

32. Я думаю, что учителя…

33. Думаю, что мой отец…

34. Мне не нравится, когда ребята…

35. Больше всего я люблю…

36. Когда я вспоминаю об учебе…

37. Когда я вспоминаю нашу школу…

38. Мой отец и я…

39. Когда летом я вспоминаю наш класс…

40. Я думаю, что обо мне…

 

Прочитав каждое законченное предложение, выставьте ему эмоционально-оценочный балл: +1, 0 –1 по следующей шкале:

+1 – положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе и т.д.;

0 – нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких-либо эмоций. Предложение не окончено.

-1 – негативная оценка и негативное отношение. Переживание при этом отрицательных эмоций, или если предложение не окончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.

 

Лист ответов

Учеба Школа Семья Сверстники Я
Балл Балл Балл Балл Балл
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Обработка результатов: Подсчитайте алгебраическую сумму баллов по различным сферам жизнедеятельности. Она будет характеризовать «установочное поле». Определите зоны с преобладанием положительных и негативных установок.

Весьма положительная – больше 3 баллов

Положительная – от 1 до 3

Нейтральная – от 0 до 1

Отрицательная – от –3 до 0

Крайне отрицательная – меньше –3

Затем проводится качественный анализ. Те сферы жизнедеятельности, в которых преобладают положительные установки, являются для подростка зонами психологического благополучия и комфорта.

В зонах негативного установочного отношения к действительности у подростка наверняка имеются психологические проблемы.

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА [37]

Инструкция: Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл: 0 баллов – почти не имеет значения;

1 балл – частично значимо;

2 балла – заметно значимо;

3 балла – очень значимо.

 

  Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель 0 1 2 3
  Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире 0 1 2 3
  Общаться с друзьями в школе гораздо интересней, чем сидеть на уроках, учиться 0 1 2 3
  Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку 0 1 2 3
  Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция 0 1 2 3
  Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку 0 1 2 3
  Если ты школьник, то обязан учиться хорошо 0 1 2 3
  Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться 0 1 2 3
  Я испытываю интерес только к отдельным предметам 0 1 2 3
  Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников 0 1 2 3
  Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей 0 1 2 3
  Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу урок и т.д. 0 1 2 3
  Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком 0 1 2 3
  Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя обязанность на данном этапе моей жизни 0 1 2 3
  На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы 0 1 2 3
  Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу (в паре, в команде) 0 1 2 3
  Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи 0 1 2 3
  Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших 0 1 2 3
  Я много читаю книг, помимо учебников, по истории, спорту, природе, искусству и т.д. 0 1 2 3
  Учеба в моем возрасте – самое главное дело 0 1 2 3
  В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе 0 1 2 3

 

Обработка результатов: Сравнивается выраженность разных видов мотивации, для чего подсчитывается сумма баллов по каждому из следующих учебных мотивов:

Познавательные - № 2, 9, 15 Социально-нормативные - № 7, 14, 20

Коммуникативные - № 3, 10, 16 Мотивы достижения - № 5, 12, 18

Эмоциональные - № 1, 8, 21 Внешние (поощрения, наказания) - № 4, 11, 17

Саморазвития - № 6, 13, 19

ТЕСТ – ОПРОСНИК МУН [32]

(мотивация успеха-неудачи)

 

Инструкция: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и ответа «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, является наиболее точным.

 

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. В деятельности обычно активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие задачи, либо совсем невыполнимые.

6. При встрече с препятствиями обычно не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее, обдуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно, если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я обычно не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще больше возрастает.

 

Обработка и интерпретация результатов:

 

Ключ:

«Да» - 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20

«Нет» - 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17

Подсчитывается количество ответов, совпавших с ключом. За каждое совпадение начисляется 1 балл.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация достижения успеха.

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом нужно иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 – к мотивации достижения успеха.

 

СХЕМА-ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА [10]

(для оценки учителем)

 

Школа № ___________ Месяц, год _____________

Класс ______________ Учитель _______________

 

 

Учащиеся (Ф.И.)                               Средний балл
  Андреев Сергей                                
  Волкова Катя                                
  ……..                                
  ………                                
  ……..                                

 

Вопросы к схеме-характеристике учащихся класса

 

1. Охотно ли, с интересом школьник учится?

2. Способен ли к ответственному поведению?

3. Достаточно ли соблюдает социально-этические нормы?

4. Достаточно ли активен и целеустремлен в учебной деятельности?

5. Способен ли к планированию и самоорганизации учебной деятельности?

6. Достаточно ли сформирован интерес к основам наук?

7. Сохраняется ли работоспособность в течение всего урока?

8. Успешно ли адаптировался к учебной нагрузке?

9. Вполне ли удовлетворительно усваивает программный материал?

10. Может ли учиться без дополнительной индивидуальной помощи?

11. Способен ли к установлению деловых, партнерских отношений с педагогом?

12. Удовлетворительно ли складываются отношения с одноклассниками?

13. Достаточно ли сформированы навыки абстрактно-логического мышления?

14. Достаточно ли богатый словарный запас устной речи?

15. Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?

 

Инструкция: ответы на вопросы в «Схеме-характеристике класса» обозначать цифрами – в графе соответствующего вопроса против фамилии ученика ставить «1», если можно утверждать «безусловно, да»; ставить «2», если можно сказать «скорее да, чем нет»; цифру «3», если «скорее нет, чем да»; цифру «4», если «безусловно, нет». В тех случаях, когда ответить затрудняетесь, оставьте графу незаполненной. Каждому ученику вычисляется средний балл.

Интерпретация: учащиеся, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности адаптации в школе.

 

ОКОНЧАНИЕ ШКОЛЫ

 

Это последний этап психологического сопровождения школьников.

В конце 11 класса уже не ставятся задачи развития или коррекции тех личностных структур, которые должны были сформироваться к этому времени. Если психолог решит провести диагностику выпускников, то скорее для того, чтобы посмотреть, как «сработала» школа и что получилось «на выходе», насколько современный молодой человек готов к самостоятельной взрослой жизни.

Окончание школы – время ответственного выбора и принятия решений. От осознанных решений зависит, как сложится дальнейшая жизнь человека, по крайней мере, в ближайшие пять-десять лет. Готовность выпускников к самоопределению, к выбору и планированию взрослого жизненного пути является центральным новообразованием ранней юности и может стать предметом психологической диагностики. Готовность к самоопределению может рассматриваться и как один из существенных психологических результатов деятельности школы.

 

Диагностический минимум 7

 

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

 

Методический комментарий.

 

К моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к выбору образа жизни, жизненного стиля, социальных ролей.

Самоопределение, прежде всего, выступает как ценностно-смысловое образование. По определению П.Г.Щедровицкого, «самоопределение – это способность строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение переосмысливать собственную сущность». Это предполагает:

а) сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего, самосознания;

б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы;

в) становление предпосылок индивидуальности как результат осознания своих интересов, способностей каждым выпускником школы.

Психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место базируется на достаточной личностной, социальной и профессиональной зрелости старшеклассника.

Личностная зрелость характеризуется, прежде всего, адекватной Я-концепцией. У старшеклассника прослеживаются следующие элементы зрелости Я-концепции личности:

· обобщенное представление о себе (во временной перспективе, в соотношении с идеалом, в соответствии с социальными ожиданиями);

· самоуважение и принятие;

· адекватная дифференцированная, устойчивая самооценка;

· осознание своих способностей, возможностей как основы жизненных выборов.

Главным образованием является идентичность личности, или психосоциальная тождественность. Она определяет систему ценностей человека, идеалы, жизненные планы, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность формируется до 17-20 лет и является характеристикой достаточно зрелой личности.

Социальная зрелость выпускника проявляется в развитых коммуникативных навыках, в умении устанавливать контакты и поддерживать отношения с другими людьми, в способности к конструктивному межличностному взаимодействию. Для этого необходимо обладать развитым социальным интеллектом и социальной компетентностью, которые обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений, а также предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен.

Профессиональная зрелость проявляется в способности сделать самостоятельный профессиональный выбор и построить личную профессиональную перспективу. Главным показателем профессиональной зрелости является наличие у выпускника профессионального плана. Его созданию способствуют такие качества, как автономность, целенаправленность, информированность о мире профессий, умение планировать и принимать решения и, пожалуй, самое важное – сформированность мотивационной основы выбора.

Целью диагностического минимума в 11 классе является получение информации об уровне психологической зрелости выпускников школы и их готовности к самостоятельной жизни в социуме. Такая информация может служить косвенным показателем результативности работы школы в том случае, когда ее целью являются не только знания, но формирование и развитие личности.

Диагностический минимум проводится психологом во второй половине учебного года и включает в себя только обследование учащихся по таким методикам:

- для диагностики личностной зрелости: Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева; комплект из двух методик «Краткий индекс самоактуализации» и «Осознанность Я-концепции»;

- для диагностики социальной зрелости: методика оценки «эмоционального интеллекта» (Н.Холл); методика «Изучение социализированности личности учащегося» (Рожков М.И.);

- для диагностики профессиональной зрелости: Анкета профессионального самоопределения.

 

Диагностический инструментарий

 

ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ [14]

(авт. Д.А.Леонтьев)

 

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений.

Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, одинаково верны).

 

1. Обычно мне очень скучно. 3 2 1 0 1 2 3 1. Обычно я полон энергии.
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. 3 2 1 0 1 2 3 2. Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений 3 2 1 0 1 2 3 3. В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 3 2 1 0 1 2 3 4. Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и имеющей цель.
5. Каждый день кажется мне всегда новым и не похожим на другие 3 2 1 0 1 2 3 5. Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться 3 2 1 0 1 2 3 6. Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. 3 2 1 0 1 2 3 7. Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов 3 2 1 0 1 2 3 8. Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
9. Моя жизнь пуста и неинтересна 3 2 1 0 1 2 3 9. Моя жизнь наполнена интересными делами.
10. Если бы мне пришлось сейчас подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. 3 2 1 0 1 2 3 10. Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе 3 2 1 0 1 2 3 11. Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. 3 2 1 0 1 2 3 12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13. Я человек очень обязательный. 3 2 1 0 1 2 3 13. Я человек совсем не обязательный.
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. 3 2 1 0 1 2 3 14. Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 3 2 1 0 1 2 3 15. Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей 3 2 1 0 1 2 3 16. В жизни я нашел свое призвание и цели.
17. Мои жизненные взгляды еще не определились 3 2 1 0 1 2 3 17. Мои жизненные взгляды вполне определились.
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. 3 2 1 0 1 2 3 18. Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19. Моя жизнь в моих руках и я сам управляю ею. 3 2 1 0 1 2 3 19. Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними обстоятельствами.
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3 2 1 0 1 2 3 20. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности.

 

Обработка результатов.

Обработка сводится к суммированию числовых значений для всех 20 вопросов и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).

1. Перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

2. Просуммировать баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.

 

Ключ.

Тест смысложизненных ориентаций включает наряду с общим показателем осмысленности жизни также 5 субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля.

Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) – все 20 пунктов теста.

Субшкала 1. (Цели) – п. 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2. (Процесс) – п. 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3. (Результат) – п. 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4. (Локус контроля – Я) – п. 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5. (Локус контроля – жизнь) – п. 7, 10, 11, 14, 18, 19.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.147 с.)