Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерная программа знакомства с учебным заведением 1. Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей. 2. Материальная база: здание, пришкольный участок, школьные кабинеты, места отдыха и игровые комнаты, ТСО, классы информатики, спортивный комплекс, актовый зал, зал ритмики и хореографии, библиотека и читальный зал, мастерские для трудового обучения и творческой деятельности, медицинские кабинеты, столовая, оформление и озеленение школы и классов. 3. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование. 4. Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает учебное заведение, их оценка. 5. Основные направления учебно-воспитательной работы школы. 6. Новации в деятельности коллектива. Примерный план работы воспитателя ГПД на 1 день 1. Прием детей в группу продленного дня 2. Физкультурно-оздоровительная работа 2.1. Физкультурное занятие 2.2. Общеразвивающие упражнения 2.3. Игры - «Мяч соседу» Цель: совершенствовать технику перебрасывания мяча двумя руками снизу, воспитывать умение взаимодействовать с товарищами - «Не замочи ног» Цель: познакомить с правилами игры, развивать ловкость 3. Организация и проведение обеда 4. Прогулка 4.1. Игры - «Краски» Цель: развитие воображения и творчества. 5. Внеурочная учебная работа 5.1. Самоподготовка: (русский язык, математика, чтение) запись объема работы, т.е. домашнего задания 5.2. Индивидуальная работа: поупражнять Катю И. в умении находить рабочую строку и правильно писать соединения с буквами Л и М, Сережу Г. поупражнять в решении задач, составлении схемы записи. 5.3. Развивающие виды деятельности: (планируется работа в с оответствии с планом воспитательной работы школы, это может быть: беседа на тему, с указанием цели беседы и ее краткого хода, конкурс загадок, КВН, показ диафильмов, слайдов, прослушивание музыкального произведения, проведение викторины, инсценировки с участием детей, праздники, посвященные дню красного календаря, праздник осени, Новый год и т.д. Прогулка 7. Уход домой Методические рекомендации к организации прогулки
В ГПД проводятся организованные прогулки на свежем воздухе. Их содержание должно согласовываться с содержанием уроков физической культуры и планироваться с учетом сезона.
Занятия не регламентируются строго по структуре и времени, как уроки. Вместе с этим каждое занятие имеет определенную структуру, которая обеспечивает постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Отбирая игры, воспитатель должен учитывать то, чтобы двигательное содержание каждой игры было достаточно насыщенным разнообразными движениями, сменами поз, физическими нагрузками. Можно использовать игры: народные, военные, сюжетные, ролевые, подвижные, игры- аттракционы. Подвижные игры на воздухе Цель: развитие физических качеств - силы, выносливости, ловкости, быстроты; сплочение группы. Ловишки (Невод) По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается осалить любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех. Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки. Кот и мышь Играющие (не больше пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается пока коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива 1. Общие сведения о классе: количество учеников (мальчиков, девочек). 2. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива. Ведущие мотивы учения школьников. Уровень общего развития учеников. Количество отличников. Учащиеся, отстающие в учебе, причина их неуспеваемости. 3. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся. 4. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношении учащихся в микрогруппах.
5. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ конкретных фактов поведения учащегося, а также влияния отдельных школьников на коллектив. 6. Влияние социального окружения, родителей и общественности на коллектив класса. 7. Содержание работы, проведенной студентом-практикантом в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистских черт характера. 8. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей).
Примерные вопросы для наблюдения за детьми Кто из детей наиболее (наименее) активен? В чём проявляется активность (интерес к предмету, часто или редко задаёт вопросы, стремится или не стремится отвечать на вопросы учителя, отвечает тогда, когда его спрашивают и т.д.)? Есть ли нарушения дисциплины? В чём они выражаются? У кого быстро меняется настроение? Кто с трудом понимает учебное задание? Доволен или не доволен результатами своей деятельности на уроке? Реакция на полученную оценку? Влияет ли она на дальнейшее поведение? Добавьте ещё вопросы.
Беседа с ребёнком, выбранным для наблюдения С каким настроением ты ходишь в школу? Тебе нравится быть учеником? Почему? Какие учебные предметы ты любишь больше всего? Почему? Какие ты чаще всего получаешь оценки? Ты боишься плохих оценок? Почему? Доволен ли ты своим поведением в классе и учёбой? Что ты считаешь самым важным в жизни? Кем ты хочешь стать после окончания школы? Ты считаешь себя сильным или слабым? Что ты читаешь? Кто из персонажей, героев прочитанного тебе нравится больше всего? Ты часто нарушаешь дисциплину в школе, дома? Часто ли ты чувствуешь себя виноватым? Часто просишь прощения у родителей, учителя? Как ты считаешь, у вас дружная семья? Тебя наказывают дома за плохое поведение, плохие оценки? Как наказывают? У тебя много друзей? Кто они? Что ты о них думаешь и т.д.? Можно скорректировать предлагаемые вопросы и добавить свои.
Задания по психологии 1. Внимание
Изучается уровень развития внимания выбранных детей. Возможные методики для изучения предложены ниже, а так же можно использовать варианты корректурной пробы с учетом возраста испытуемых).
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Проанализировать результаты диагностики и сделать выводы об особенностях развития внимания у выбранных для обследования детей. Дать персональные рекомендации по развитию внимания. Провести развивающую игру с выбранными детьми. 1. Память Изучение памяти выбранных детей. Материалы могут подбираться самостоятельно с учетом возраста детей. Методика «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин. Оценка результатов
Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
Проанализировать результаты диагностики и сделать выводы об особенностях развития памяти у выбранных для обследования детей. Дать персональные рекомендации по развитию памяти. Провести развивающую игру с выбранными детьми.
3. Мышление Изучение мышления выбранных детей. Возможен самостоятельный подбор методик с учетом возраста детей. I субтест "Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните".
II субтест
Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему? Правильный ответ подчеркните".
III субтест
Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза -... Правильный ответ подчеркните ".
IV субтест
Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать...? Правильный ответ запишите".
Обработка результатов.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:
100-80 баллов - высокий уровень умственного развития; 79-60 баллов - средний уровень; 59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития; 39-20 баллов - низкий уровень развития; меньше 20 баллов - очень низкий уровень. Бланк ответов Класс________ Фамилия, Имя_____________________________ Дата_____________ Возраст________
I субтест.
II субтест. 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Москва, Санкт - Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород. 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник. 6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 8. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный. IV субтест. 1. Метла, лопата ________________________________________
III субтест. 1. Огурец роза овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Огород сад морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3. Учитель врач ученик очки, больница, палата, больной, термометр
4. Цветок птица ваза клюв, чайка, гнездо, перья
5. Перчатка сапог рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный мокрый светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы термометр время стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина лодка мотор река, моряк, болото, парус, волна
9. Стол пол скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
10. Стул игла деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
Проанализировать результаты диагностики и сделать выводы об особенностях развития мышления у выбранных для обследования детей. Дать персональные рекомендации по развитию мышления. Провести развивающую игру с выбранными детьми.
4. Эмоции и чувства Методика “Незаконченные предложения” Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка. Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”. Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп: 1. Отношение к отцу – 13, 21 2. Отношение к матери – 8, 24 3. Отношение к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29 4. Отношение к сверстникам – 2, 22, 26, 30 5. Отношение к детскому саду – 1, 16, 19, 23 6. Страхи и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28 Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка Эксперимент идет в быстром темпе. Бланк ответов Ф.И.О.________________________________________________. Возраст_________________ Дата проведения_______________________
1. Мой детский сад… 2. Мой друг… 3. Если меня наказывают, то… 4. Я играю чаще всего… 5. Мои сны… 6. Боюсь… 7. Моя мечта… 8. Моя мама и я… 9. Сделал бы все, чтобы забыть… 10. Не люблю, когда меня… 11. Плачу, когда… 12. Когда меня спрашивают… 13. Мой папа и я… 14. Когда смотрю “ужасы” в кино… 15. Когда я один дома… 16. Моя воспитательница… 17. Когда меня мама ругает… 18. Больше всего люблю… 19. Когда прихожу в детский сад… 20. Когда бывает темно… 21. Когда мой папа… 22. Ребята в детском саду… 23. Когда меня спрашивают на занятии… 24. Когда моя мама… 25. Когда все ругаются… 25. Когда я выхожу во двор… 27. Я всегда хотел… 28. Меня беспокоит… 29. Скрываю… 30. Старшие ребята…
Возможно проведение других методик на выбор студента. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности. Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого. Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов. Процедура проведения: испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции. Инструкция: посмотри на эти карточки и выбери ту карточку цвет, который тебе сей час нравится больше (убираем выбранную карточку), а теперь какая тебе больше нравится? Процедура повторяется три раза. Обработка результатов: при обработке оценивается последовательность сочетания цветов, указанная испытуемым дважды (общая тенденция). Соответствие эмоциональных состояний типу цветовой чувствительности. К – С – З К – З – С Положительное эмоциональное состояние.
З – К – С З – С – К Нейтральное эмоциональное состояние.
С – З – К С – К – З Отрицательное эмоциональное состояние.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________ Возраст_________________ Дата проведения_______________________
Продолжить работу с выбранными детьми Методика “Несуществующее животное” Цель: диагностика личностных особенностей, эмоционального состояния ребенка Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично. Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка. Инструкция:"Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием". Психолог отмечает все реакции: - вербальные; - невербальные; - стирания и к чему они приводят; - порядок рисования объектов, наличие пауз. По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится). Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает. Анализ данных проводится путем интерпритации рисунка и особенности рассказа. Признаки агрессии на рисунке: - острые импульсивные линии, сильный нажим; - общий характер агрессивный, нападающий; - наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.) - вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь) Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии. Признаки агрессии в рассказе: - злой характер; - питается животными, людьми; - очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая; - удаленное место жительства; - одиночество животного. Интерпретация. Общие замечания. Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением"). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно). Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль. Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные. Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога). Линии. Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.021 с.) |