Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов.

Поиск

Тест состоит из 4х субтестов, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитывать как психолог, так и дети могут читать про себя. Возможно комбинированное предъявление задания – сначала психолог читает вслух задание, затем дети повторно про себя. Обычно третий субтест взывает наибольшие сложности, поэтому стоит пояснить инструкцию к нему на разнообразных тренировочных заданиях.

Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.

Инструкции ко всем субтестам.

 

I субтест

"Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните".

 

задание оценка выполнения в баллах
  1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
1,9
  1. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
2,8
  1. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
2,7
  1. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
2,3
  1. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
2,6
  1. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
2,2
  1. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
2,8
  1. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
3,4
  1. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
2,8
  1. Пассажирский транспорт (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).
2,6

II субтест

Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему? Правильный ответ подчеркните".

 

задание оценка выполнения в баллах
  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2,6
  1. Река, озеро, море, мост, болото.
2,3
  1. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
2,7
  1. Москва, Санкт - Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.
2,6
  1. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
2,4
  1. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
2,5
  1. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
2,5
  1. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
2,3
  1. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
3,0
  1. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный.
2,7

 

III субтест

 

Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза -... Правильный ответ подчеркните ".

 

задание Оценка выполнения в баллах
  Огурец Роза 2,0
Овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
  Огород Сад 2,4
Морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
  Учитель Врач 2,2
Ученик очки, больница, палата, больной, термометр
  Цветок Птица 2,6
Ваза клюв, чайка, гнездо, перья
  Перчатка Сапог 2,4
Рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
  Темный Мокрый 2,1
Светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
  Часы Термометр 2,5
Время стекло, температура, кровать, больной, врач
  Машина Лодка 2,2
Мотор река, маяк, парус, волна
  Стол Пол 2,2
Скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
  Стул Игла 2,1
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

IV субтест

 

Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать...? Правильный ответ запишите".

 

 

Задание Оценка выполнения в баллах
1. Метла, лопата (инструменты) 2,6
2. Лето, зима (времена года) 2,1
3. Окунь, карась (рыбы) 3,0
4. Огурец, помидор (овощи) 2,2
5. Сирень, шиповник (кустарники) 2,6
6. Шкаф, диван (мебель) 3,0
7. Июнь, июль (месяцы) 2,4
8. День, ночь (время суток) 2,8
9. Слон, муравей (животные) 2,2
10. Дерево, цветок (растения) 2,2

 

Обработка результатов.

 

Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.

Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

 

Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;

79-60 баллов - средний уровень;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития;

меньше 20 баллов - очень низкий уровень.

Бланк ответов

Класс________ Фамилия, Имя_____________________________ Дата_____________ Возраст________

 

I субтест.

  1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
  2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
  6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
  7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  10. Пассажирский транспорт (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

II субтест.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Москва, Санкт - Петербург, Вашингтон, Самара, Новгород.

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, острожный.

IV субтест.

1. Метла, лопата ________________________________________

  1. Лето, зима ___________________________________________
  2. Окунь, карась _________________________________________
  3. Огурец, помидор ______________________________________
  4. Сирень, шиповник _____________________________________
  5. Шкаф, диван __________________________________________
  6. Июнь, июль ___________________________________________
  7. День, ночь ____________________________________________
  8. Слон, муравей _________________________________________
  9. Дерево, цветок ________________________________________

III субтест.

1. Огурец роза

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

 

2. Огород сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

 

3. Учитель врач

ученик очки, больница, палата, больной, термометр

 

4. Цветок птица

ваза клюв, чайка, гнездо, перья

 

5. Перчатка сапог

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

 

6. Темный мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 

7. Часы термометр

время стекло, температура, кровать, больной, врач

 

8. Машина лодка

мотор река, моряк, болото, парус, волна

 

9. Стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

 

10. Стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

 

Проанализировать результаты диагностики и сделать выводы об особенностях развития мышления у выбранных для обследования детей.

Дать персональные рекомендации по развитию мышления.

Провести развивающую игру с выбранными детьми.

 

4. Эмоции и чувства

Методика “Незаконченные предложения”

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.

Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу – 13, 21

2. Отношение к матери – 8, 24

3. Отношение к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4. Отношение к сверстникам – 2, 22, 26, 30

5. Отношение к детскому саду – 1, 16, 19, 23

6. Страхи и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка

Эксперимент идет в быстром темпе.

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то…

4. Я играю чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Сделал бы все, чтобы забыть…

10. Не люблю, когда меня…

11. Плачу, когда…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю “ужасы” в кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

25. Когда я выхожу во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие ребята…

 

 

Возможно проведение других методик на выбор студента.

Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.

Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.

Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

Процедура проведения: испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции.

Инструкция: посмотри на эти карточки и выбери ту карточку цвет, который тебе сей час нравится больше (убираем выбранную карточку), а теперь какая тебе больше нравится? Процедура повторяется три раза.

Обработка результатов: при обработке оценивается последовательность сочетания цветов, указанная испытуемым дважды (общая тенденция).

Соответствие эмоциональных состояний типу цветовой чувствительности.

К – С – З

К – З – С Положительное эмоциональное состояние.

 

З – К – С

З – С – К Нейтральное эмоциональное состояние.

 

С – З – К

С – К – З Отрицательное эмоциональное состояние.

Выборы Эмоциональное состояние Характеристика
К – С – З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ) Диапазон изменений от переживания чувства нетерпения, возмущения, до состояния гнева, ярости
К – З – С Состояние функционального возбуждения (ФВ) Эмоции, связанные с удовлетворением потребностей. Диапазон – от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций.
З – К – С Состояние функционального расслабления (ФР) Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжение.
З – С – К Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН) Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех случаях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант состояния функциональной системы.
С – З – К Состояние функционального торможения (ФТ) Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность), от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма.
С – К – З Состояние аффективного торможения. Встречается в клинике глубоких эндогенных депрессий. Диапазон – от состояния растерянности психологического дискомфорта, до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

 

 

№ пробы Порядок выбора
1.    
2.  
3.  

 

Продолжить работу с выбранными детьми

Методика “Несуществующее животное”

Цель: диагностика личностных особенностей, эмоционального состояния ребенка

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция:"Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".

Психолог отмечает все реакции:

- вербальные;

- невербальные;

- стирания и к чему они приводят;

- порядок рисования объектов, наличие пауз.

По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).

Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.

Анализ данных проводится путем интерпритации рисунка и особенности рассказа.

Признаки агрессии на рисунке:

- острые импульсивные линии, сильный нажим;

- общий характер агрессивный, нападающий;

- наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.)

- вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь)

Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии.

Признаки агрессии в рассказе:

- злой характер;

- питается животными, людьми;

- очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая;

- удаленное место жительства;

- одиночество животного.

Интерпретация.

Общие замечания.

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 2425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.216 (0.016 с.)