Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика личности

Поиск

МАТЕРИАЛЫ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

(ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ)

 

Наименование методик Цель
  Психологическая характеристика личности
  «Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич).   Исследование направленности личности, мотивов и ценностных ориентаций.
    Теппинг-тест Опросник Шмишека. Акцентуации характера Опросник Г.Айзенка.Темперамент Исследование особенностей темперамента и характера (акцентуации характера).
  «Тест для определения общих способностей Г.Айзенка» Исследование общих способностей личности
  «Шкала тревожности А.М. Прихожан» Диагностика эмоциональной устойчивости и волевой регуляция поведения .  
  Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника Выводы по результатам исследования
  Социально-психологическая характеристика малой группы
  «Карта познавательных интересов» Изучение ценностных ориентаций, и интересов группы
  Метод социометрических измерений Исследование структура межличностных отношений в группе
  Тест «Что вами движет?» Характеристика лидерства и способов влияния в группе
  «Атмосфера в классе» «Опросник САН» Исследование психологического климата в группе
  Примерная схема психологической характеристики класса Выводы по результатам исследования
  Психологический анализ учебной деятельности учащегося
  Методика изучения отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) Анализ мотивации учения
  Наблюдение. Беседа. Исследование особенностей учебной деятельности учащегося
  Методика Мюнстерберга Пиктограмма Методика «Смысловая память» Методика «Исключение слов» Тест «Существенные признаки» Тест «Сложные аналогии» Определение уровня развития познавательных процессов и способностей.
  «Опросник волевого самоконтроля» Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан) Определение уровня развития самоконтроля и самооценки деятельности
  Психологический анализ педагогической деятельности учителя
  Психологический анализ урока   Психологический анализ урока.  
        Тест на оценку уровня конфликтности личности(по В. Ряховскому)   Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко) Методика «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения»   Анализ причин возникновения проблемных ситуаций в педагогическом общении.  

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ» (М. РОКИЧ)

Цель: выявление ранговой структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей.

В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации.

Каждому ученику предъявляются (возможна групповая работа) следующие два списка ценностей: 18 терминальных и 18 инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой, и предлагается проранжировать их в значимом для него порядке.

Терминальные ценности

Инструкция

Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель (с Вашей точки зрения) и в скобках слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

 

[ ] активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
[ ] жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
[ ] здоровье (физическое и психическое)
[ ] интересная работа
[ ] красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
[ ] любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
[ ] материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
[ ] наличие хороших и верных друзей
[ ] общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
[ ] познание (возможность расширения своего образования: кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
[ ] продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
[ ] развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
[ ] развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)
[ ] свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
[ ] счастливая семейная жизнь
[ ] счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
[ ] творчество (возможность творческой деятельности)
[ ] уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Инструментальные ценности

Инструкция

Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах, и поставьте в скобках слева от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

 

[ ] аккуратность (чистоплотность) (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
[ ] воспитанность (хорошие манеры)
[ ] высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
[ ] жизнерадостность (чувство юмора)
[ ] исполнительность (дисциплинированность)
[ ] независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
[ ] непримиримость к недостаткам в себе и в других
[ ] образованность (широта знаний, высокая общая культура)
[ ] ответственность (чувство долга, умение держать слово)
[ ] рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
[ ] самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
[ ] смелость в отстаивании своего мнения и взглядов
[ ] твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
[ ] терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)
[ ] честность (правдивость, искренность)
[ ] чуткость (заботливость)
[ ] широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
[ ] эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Обработка результатов

Для получения групповых результатов, для каждой из ценностей подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы. Затем усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировать в порядке возрастания: ценности с наименьшим усредненным рангом приписывается вторичный ранг 1, следующей – вторичный ранг 2 и т.д.

В результате этой процедуры получается групповая иерархия ценностных ориентаций.

ТЕППИНГ-ТЕСТ

(определение свойств нервной системы

по психомоторным показателям)

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест.

Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго
5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей
работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;

вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут.

 

 

Рис. 1.1. Типы динамики максимального темпа движений.

 

 

Графики: а — выпуклого типа; б — ровного типа; в — промежуточного и вогнутого типов; г — нисходящего типа. Горизонтальная линия—линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.

 

Акцентуации

1.Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения – «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.

2. Застревание – склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат.

3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли своп мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (см. п. 1).

7. Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичностъ. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

 

Вопросы

 

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли Вы к проверке – правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли Вас ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?

24. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли ли Вы в случае надобности зарезать домашнее животное пли птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессиональной или учебной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дому?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы – человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?

 

Обработка результатов. Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

 

 

Свойства характера Коэффициент «ДА» № вопросов «НЕТ» № вопросов
Гипертимность   1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85
Дистимичность   10, 23, 48, 83, 96 34, 58, 73
Циклотимность   6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93
Эмоциональность   3, 14, 52, 64, 77, 87 28, 39
Демонстративность   7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97  
Застревание   2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90 13, 51
Педантичность   4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92  
Тревожность   17, 30, 42, 54, 79, 91 5, 67
Возбудимость   8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95
Экзальтированность   11, 35, 60, 84
Ложь   9, 47, 59, 68, 88 18, 27, 37, 63

«ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ Г. АЙЗЕНКА»

Инструкция

На выполнение всех 40 заданий теста дается ровно 30 минут. Не задерживайтесь слишком долго над одним за­данием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко: большинство задач поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать ли размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему — подскажет здравый смысл. К концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

Записывайте номер задания и ваш ответ, который может состоять из одного числа, буквы или слова. Если вы не в состоянии решить задачу, — не следует писать ответ на­угад.

Примечания: 1) точки обозначают количество букв в пропущенном слове; 2) для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русско­го алфавита без буквы «ё».

 


ТЕСТ для определения общих способностей (40 заданий из теста Айзенка) 1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных (рис. II (1)). рис. II (1) 2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго ОБЫ (...) КА 3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ     9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных (рис. II (9)).     13. Вставьте пропущенное число (рис. II (13)). рис. II (13) 14. Вставьте недостающее число 4 9 20 8 5 14 10 3?   15. Вставьте недостающее число 16 (27) 43 29 () 56   16. Вставьте недостающие буквы (рис. II (16)).     18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. II (18)). 19. Вставьте пропущенное число 6 11? 27 20. Вставьте пропущенное число 12 (56) 16 17 () 21 21. Вставьте пропущенное слово ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (....) МИРАЖ     27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. II (27)).   рис. II (27)     29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. II (29)). рис. II (29) 30. Вставьте пропущенное слово КНИГА (АИСТ) САЛАТ ПОРОГ (....) ОМЛЕТ   35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число (рис. II (35)).   рис. II (35)     36. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок ЗАЛИВ (....) ЧАСТЬ ЛИЦА 37. Вставьте пропущенное слово ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА РЫНОК (....) ОСАДА     39. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. II (39)).   4. Вставьте недостающее число (рис. II (4)). 5.Вставьте пропущенное слово БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ (....) ТАБАК 6. Вставьте пропущенное число196 (25) 324 325 () 137 7. Продолжите ряд чисел 18 10 6 4?     8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР   10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных (рис. II (10)). 11. Вставьте недостающую букву Щ Ц Т П Л? 12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго МЕ (...) ОЛАД   17. Выберите нужную фигурку из пронумерованных (рис. II (17)).   22.Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго ПРИК (...) ЬЯ 23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово ЖААРБ НУССК ТЯХА КОДАЛ 24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и сл., стоящие вне скобок РУКА (..) ГРОЗДЬ     25. Вставьте пропущенную букву А Г Ж Г З Л З М?   26. Вставьте пропущенные буквы (рис. II (26)).     28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных (рис. II (28)).     31. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок КАРТОЧНАЯ ИГРА (….) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ 32. Вставьте пропущенное число 1 8 27? 33. Вставьте пропущенное слово ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА ОЛИМП (....) КАТЕР 34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово АТСЕН ТИВОНКР РАКЫШ КООН     38. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных (рис. II (38)).   40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных (рис. II (40)).  

 


Оценка результатов

Оценка результатов исследования производится при помощи графика, показанного на рисунке. Норме в строгом смысле этого слова на графике соответствует показатель, равный 100% по вертикальной оси.

Найдя, пользуясь графиком, соответствующую точку на нижней оси (количество задач, правильно решенных испытуемым за 30 минут), восстановив из нее перпендикуляр до пересечения с линией графика и далее опустив его из точки пересечения на вертикальную ось, можно определить коэффициент интеллектуального развития испытуемого по общему мышления. Так, например, если за отведенные 30 минут испытуемый решил 16 задач, то показатель уровня его лингвистического мышления приблизительно будет равен 120%. Норме для субтеста соответствует 10 правильно решенные задач (пунктирные линии на графике).

«ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ А.М. ПРИХОЖАН»

Разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них чело­век оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывает­ся фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с ко­торыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обве­дите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта си­туация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики
1. Отвечать у доски 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 1 2 3 4
24. На тебя смотрят, как на маленького 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 1 2 3 4

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Дан­ные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная                    
Самооценочная                    
Межличностная                    

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, по­казатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

Таблицы стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

Таблица 1

 

Уровень тревожности Класс Школьная тревожность Общая тревожность
Д М Д М
1 - нормальный 9 кл 7 - 19 4 -17 30-62 17-54
8, 10 кл 2 - 14 1 – 13 17-54 10-48
11 кл 5 - 17 5 – 14 35-62 23-47
2 – несколько повышен 9 кл 19-25 18-23 63-78 55-73
8,10 кл 15-20 14-19 55-72 49-67
11 кл 18-23 15-19 63-76 48-60
3 - высокий 9 кл 26-31 24-30 79-94 74-91
10 кл 21-26 20-25 73-90 68-86
11кл 24-30 20-24 77-90 61-72


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.91 (0.012 с.)