Исследование произвольной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование произвольной сферы



Методика «Домик»

(автор Н.И. Гуткина) [7]

 

Предназначена для определения уровня развития произвольного внимания у детей, поступающих в школу.

Методика позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, для чего необходим достаточный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методику можно рассматривать как аналог заданий «копирование письменных букв» и «срисовывание группы точек» из теста Керна-Йирасека. Рассчитана на детей 5,5 – 10 лет; имеет клинический характер и не предполагает нормативных показателей.

Ребенку предлагают срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.


Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

 

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:

1. Какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом, или мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3. Быстро или медленно проводит линии;

4. Отвлекаемость во время работы;

5. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

Обработка результатов: Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки (каждая ошибка оценивается в 1 балл). Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размеров всего рисунка;

в) неправильно изображенный элемент. Причем, если этот элемент неверно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т.е. неважно, сколько будет колечек дыма или палочек в заборе.

г) неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

ж) залезание линий одна за другую.

Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание «Домик» без ошибок и получает 0 баллов. Ребенок со средним развитием произвольного внимания допускает 1-2 ошибки и соответственно получает 1-2 балла. Дети, получающие больше 4 баллов, характеризуются слабым развитием произвольного внимания.

При интерпретации результатов необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Иногда некачественное выполнение задания вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу».

2. Тест на определение уровня развития тонкой моторики руки [20]

 

Нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3 сантиметра.

Оценивание выполнения:

Если кисть развита слабо, ребенок фиксирует ее на плоскости и не справляется с заданием:

- рисует овал;

- рисует окружность значительно меньшего размера;

- рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку.

Преимущественное рисование очень маленьких предметов – это показатель скованности, фиксированности кисти.

Диагностический минимум 2

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

Методический комментарий

О значимости и сложности периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, имеется достаточно психологической и педагогической информации. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Кроме того, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального, физического и социального потенциалов в данной ему педагогической среде.

Период адаптации к школе подразделяется на два этапа: первичная адаптация- период, длящийся первое полугодие обучения в школе, и окончательная адаптация, которая завершается по окончании первого года обучения.

Диагностический минимум по оценке уровня и содержания школьной адаптации первоклассников проводится по окончании периода первичной адаптации, в январе-феврале. Именно к середине 1-го класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади. Но к этому же времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации. Это дети, испытывающие различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях.

Цель психодиагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Организовать и провести психологическое обследование учащихся первых классов.

2. Выявить группы школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и природу трудностей в каждом случае.

3. Определить пути оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

4. Определить пути и способы психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.

Диагностический минимум проводится психологом по трем основным направлениям: обследование школьников, опрос родителей и опрос педагогов. Работа со всеми тремя категориями опрашиваемых ведется параллельно.

Учащиеся обследуются в групповой форме по двум основным методикам: тест «Несуществующее животное» и мотивационная анкета для младших школьников (автор Н.Г. Лусканова). Кроме этого, могут использоваться и тематические рисунки «Я в школе», «Мой класс», «Моя учительница». При необходимости, для исследования уровня психического развития первоклассников 6-7 лет может применяться тест «Нарисуй человека».

Педагоги опрашиваются с помощью «Схемы-характеристики класса», в которой фиксируется оценка характера школьной адаптации каждого ученика. В некоторых случаях опрос может проводиться с использованием анкеты для выявления детей «группы риска». Педагогам предлагается заранее, приблизительно за неделю, ознакомиться с содержанием методики и целенаправленно понаблюдать за поведением и обучением детей. Затем по результатам наблюдений они заполняют анкету в присутствии психолога лишь на тех детей, чье обучение или поведение их больше всего настораживает. Список таких учеников также предварительно обсуждается с психологом.

Родители на общем собрании заполняют анкету для родителей первоклассника. При этом также важно соблюдать общее условие: все диагностические процедуры проводятся в школе в присутствии психолога или другого лица, занимающегося сбором данных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.008 с.)