Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Импульсивная, произвольная и волевая активностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Сознательное регулирование поведения и деятельности в затрудненных условия осуществляется с помощью во- левого усилия. Почему возникает необходимость воли? В обыденной жизни человеческая активность пробуждается различными мотивами: ситуативными и смыслообразующими. осознаваемыми и мало осознаваемыми. Например, кто из вас не стоял перед дилеммой: готовиться к экзамену или пойти на вечеринку? Поэтому и возникает необходимость подчинить один мотивы другим, подавить одни мотивы, а усилить другие. Мы будем различать импульсивную (или ситуативную), произвольную и волевую активность. Импульсивная активность возникает под воздействием ситуативных мотивов. Наиболее яркий пример этого вида активности — так называемый эффект «толпы». Человек в толпе утрачивает свою сознательную личность, происходит регрессия, то есть возврат к примитивным, пройденным уже в ходе развития стадиям. Человек толпе подчиняется чувству «Мы», более древнему, чем осознание себя как личности, индивидуальности. В этом случае человек отказывается от того, чтобы проявить себя как личность, принять ответственность за личностный выбор. Эффект «толпы» наиболее яркое выражение находит в трех формах: — феномене паники, которая представляет собой ситуацию субъективно непреодолимой опасности (например, паника при пожарах, крупных авариях); — феномене конформности в ситуации группового давления или давления лидера на группу (например, псевдоединогласное голосование при принятии каких-то решений); — феномене стаи, где господствует азартная сплоченность «один за всех и все за одного». Выделяют также произвольную активность. Это активность, при которой осознаны преследуемая цель и существует контроль за ходом разворачивающихся процессов. Произвольная активность всегда проходит на фоне более или менее отчетливых ожидании предполагаемого результата деятельности или возможных последствий такого результата. Только применительно к таким единицам активности имеет смысл ставить вопрос «Зачем?» и искать мотивацию.
Различие между импульсивной и произвольной активностью проследим в следующей таблице: Таблица №5 Сравнительная характеристика импульсивной и произвольной активности
Одним из видов произвольной активности является волевая активность. Волевая активность не нужна там, где есть актуально переживаемая потребность, побуждающая к действию, и где действие имеет для человека положительный смысл. Необходимость воли возникает в тех случаях, когда: 1) действие, которое необходимо выполнить, не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддерживание необходимого побуждения к нему; 3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью. Приведу самый простой пример: если вы ставите перед собой цель пойти в кино. то здесь мы имеем дело с произвольным действием. Однако, когда вы решаете пойти в кино или готовиться к экзамену, и после некоторых усилий решаете все таки остаться дома и готовиться к экзамену, то это будет волевое действие. Волевая активность — это всегда это избирательная активность, результат произведенного личностью выбора. Итак, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможении его), какой бы причиной это не вызывалось, но при условии. что действие должно быть осуществлено (или заторможено). В.А.Иванников полагает, что формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия. Существует много приемов, которыми пользуется человек, желая изменить или внести дополнительный смысл действия. Например, смысл действия может меняться через предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Психолог П.В.Симонов приводит реальный случай из свой жизни, когда он должен
был выполнить прыжок с-парашютом. Побороть спой страх перед прыжком ему помогло воспоминание о поведении своего товарища, который должен был прыгать перед ним. но испугался и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за свой страх, П.В.Симонов совершил свой первый прыжок с парашютом. Дополнительный смысл действия формируется, например. при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, то есть через соединение за- данного действия с имеющимся у человека желанием. Например, ребенок убирает комнату, чтобы затем быть свободным и пойти играть в футбол. Дополнительный смысл может возникать, когда человек сам ставит в рамках заданного действия новую задачу. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки (монотонное и неинтересное занятие) испытуемый сам ставит задачу — проверить себя на выносливость и терпение. Наконец, изменить смысл действия или ввести дополнительную мотивацию возможно с помощью воображения. Так человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный юрой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы он поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Иногда сама ситуация становится в воображении фантастической: когда сорняки превращаются во врагов, а сам ребенок в героя, побеждающего их; когда один из марафонцев вообразил себя паровозом, преодолевающим длинный путь. Таким образом, В. А. Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. Когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.
Структура волевого процесса Волевое действие имеет следующую структуру: 1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение может вначале выступать в форме влечения — неосознанного побуждения, или желания, то есть более осознанного побуждения. В конкуренцию с этим желанием могут вступать другие мотивы. Поэтому в качестве стадии или фазы волевого процесса выделяют стадию борьбы мотивов. 2. Стадия борьбы мотивов. Эта борьба мотивов переживается иногда мучительно, болезненно, а иногда заключается в простом обсуждении мотивов, в подборе доводов — «за» и «против». В процессе этого субъекту необходимо учитывать последствия, которые может повлечь за собой реализация того или иного мотива. Здесь участвуют все познавательные процессы. В воображении человек может смоделировать возможные варианты, последствия, к которым может привести реализация или, наоборот, нереализация того или иного мотива. Человек может обращаться при этом к своей памяти, то есть актуализировать сходные ситуации, имевшие место в прошлом. Если в прошлом подобная ситуация завершилась благополучно, то субъект имеет тенденцию действовать сходным образом. Эмоции сигнализируют ему о том, насколько позитивна или негативна была для него эта ситуация. Мышление позволяет проанализировать возможные альтернативы и принять решение о действии. Таким образом, в волевой процесс включается интеллект. Он превращает волевой акт в действие, опосредствованное мыслью.
3. Стадия принятия решения, то есть избирается определенная цель и способ ее достижения. 4. Исполнение — здесь решение переходит в действие. Эти звенья волевого акта — принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называется «полевое усилие». Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны. Волевое усилие переживается как состояние значительного напряжения. О результате волевого усилия удается затормозить действие одних и усилить действие других мотивов. Если мотивы представить в виде структуры, то воля — это процесс динамического переструктурирования мотивов. Сама «техника» принятия решения может быть различной. Опытные и не очень импульсивные люди — осмысливают положение и подводят конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только это происходит, человек начинает действовать, как действовал раньше. Нерешительные люди, особенно тогда, когда положение сложно и решение затруднительно, осознавая это. намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанное решение, Иногда, в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно. приурочивая его исполнение к определенному моменту, то есть пытаясь овладеть собственным поведением. Так, будучи не в силах сразу оторваться от интересной книги, чтобы выполнять менее интересную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют какой-то час. Если человеку не удается принять решение, если борьба мотивов оказывается для него непосильной, то волевое действие может перейти в аффективное, то есть может наступить аффективная разрядка. Так, не в силах преодолеть в себе желание заняться более интересной деятельностью, студент может в состоянии аффекта бросить ненавистные книги, готовясь к экзамену.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.012 с.) |