Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как субъект жизненного путиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жизненный путь личности — это история индивидуального развития человека, биографическая картина его |жизни. Это понятие было введено Ш.Бюлер, (1893-1974) которая попыталась интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Главной движущей силон развития. по Ш.Вюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению. Их полно- та, степень зависят от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Обладание жизненными целями — условие сохранения психического здоровья личности. С точки зрения Ш.Бюллер, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы (З.Фрейд) или чувство неполноценности (Л.Адлер), сколько недостаток направленности, самоопределения. Отечественный психолог Б.Г.Ананьев (1907-1972) считал, что история индивидуальности выступает одной из составляющих жизненного пути. Индивидуальность — самое позднее приобретение человека, эффект развития личности и субъекта деятельности. События и обстоятельства жизни человека отражаются в переживаниях, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты. В эмоционально окрашенных образах и мыслях пережитое сохраняется в памяти личности ти служит материалом для осмысливания в процессе выработке жизненной философии, жизненных планов и целей. определяя конкретные поступки, тактику и стратегию поведения человека. Самоопределение личности включает и работу воображения. Мечты, наряду с целями, задают направление жизненному пути. Мера напряженности работы внутреннего мира человека является показателем духовного богатства индивидуальности. Индивидуальность — продукт развития — сама становится субъективным фактором дальнейшего хода жизни. С.Л.Рубинштейн ввел понятие «субъект жизни». Личность в качестве субъекта жизни организует и структурирует свою жизнь, регулирует се ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Только наличие отношения субъекта к жизни и делает ее собственно человеческой жизнью. Активность человека по отношению к собственной жизни, возможность и право на изменение собственной жизни заключено в смысле жизни. Смысл жизни — это жизненная концепция человека. обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни. Смысл возникает на основе соотнесения с
жизнью именно себя. заключается в определении именно своих жизненных задач. Смысл жизни — самое насыщенное эмоциональными отношениями и питающее активность личности образование. Он выражает притязания личности, ее стремления и потребности. С другой стороны, он возникает и как подтверждение ее реальных достижений, ее реальной способности выразить себя в жизни. Поэтому смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но это и мера уже достигнутого человеком и оценка достигнутого по существенным для самой личности критериям. Утрата смысла жизни происходит в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостатка потребности в самовыражении (неразвитой индивидуальности). Смысл жизни теряется и в силу непропорциональности тех личностных затрат, той цены, которую личность платит за удовлетворение своих потребностей. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая цена, затраченная на жизненные достижения. понижает мотивацию, притязания и подрывает даже смысл жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны человека. сам собой, то человек также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, также разрушает его смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат. при которой личность испытывала бы полную удовлетворенность и сю питала бы дальнейший смысл жизни. Ключевые понятия: личность, структура личности, Ид, Эго, Супер-эго; Родитель, Взрослый, Ребенок., социальный интерес, комплекс неполноценности, комплекс превосходства; самоактуализация, субъективный мир, жизненный путь, самоосуществление, индивидуальность, субъект жизни, смысл жизни. Литература: 1. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. М..1987. С. 134-140. 2. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь// Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гнппенрейтер. А.А.Пузырея. М..1982. С.127-131. 3. Фрейд 3. Я и Оно // История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х — середина 30-х годов XX в.). Тексты. / Под ред. П.Я.Гальперина. А.Н.Ждан. М..1992. С.243-270.
Лекция 15. Потребности и мотивы как побудительные силы личности Определение потребности Где находятся причины повеления человека, что движет им. ради чего он совершает какие-то поступки? Находятся Ли эти причины в самом человеке, зависят ли они от каких-то психологических феноменов (эмоции мышления. Воли) или же причины находятся и предметном мире, в воздействиях извне? Это вопросы о потребностях и мотивах личности Окружающий мир постоянна меняется. Изменения внешнего мира ведут к изменению внутреннего мира человека и к изменению его поведения. Потребность - это специфическое психическое состояние организма и личности, выражающее зависимость их существования и развития от условии, в которых она живет и действует. Потребность — это образ нужды, трансформированный В желание устранить эту нужду. С помощью этого понятия обозначается сила, которая организует восприятие, интеллект, волю таким образом, чтобы изменить и определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию.
Классификация потребностей Существуют различные классификации потребностей. Так, выделяют первичные потребности (в воде. пище. избегании холода, сексуальной разрядке) и вторичные (психогенные) потребности. Американский психолог Г.А.Мюррей даст следующий перечень психогенных потребностей: унижения достижения аффилиации (привязанности) агрессии независимости противодействия уважения избегание неудач защиты избегание вреда доминирования покровительства привлечения внимания к себе порядка осмысления игры сексуальных отношений понимания поиска помощи (зависимости) неприятия Потребности также можно подразделить на позитивные (например мотивация достижения)и негативные (избегание неудач), явные и латентные (скрытые). Явные потребности свободно и объективно выражаются во внешнём поведении латентные проявляются во сне или игре. А.Маслоу (представитель гуманистической психологии) предложил представить потребности иерархически, в виде пирамиды: V. Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении. IV. Потребности самоуважения: потребности в достижении. в признании, одобрении. III, Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенностй. II. Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности. I. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность. Таким образом, в основании этой пирамиды лежат физиологические потребности, а на вершине — потребность в самоактуализации. Потребность в самоактуализации означает желание человека самоосуществится, его стремление стать тем. чем он может быть. Потребности низших уровней А.Маслоу называл нуждами, а высших уровней — потребностями роста. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность. Потребности более высокого порядка появляются по мере удовлетворения потребностей более низкого порядка.
15.3. Мотив и мотивация Потребности актуализируются, объективируются, конкретизируются в мотивах личности. Мотив — это то, ради- чего осуществляется активность человека, то что движет человеком и придает направленность его поведению и деятельности. Мотив — это сложное психическое образование. включающее в себя и потребность. и представлению о цели, и побуждение, и намерение.
Мотивация — процесс образования мотива конечной целью которого является побуждение к достижению выработанной цели. Выделяют три стадии формирования мотива, когда стимулом является нужда = человека в чем-то: 1 стадия — принятие стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Стимул должен быть осознанным. Например, человек должен осознать чувство голода. Кроме того, у него должно появиться переживание дискомфорта и желание от него избавиться. Возникает побуждение устранить нужду, которая означает, что сформировалась потребность. 2 стадия- поисковая активность (внешняя и внутренняя), связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Внутренняя поисковая активность — мысленный перебор конкретных предметов и условий их достижений. Внешняя поисковая активность проявляется у человека в том случае, если он попадает в незнакомую ситуацию и вынужден заняться поиском реального объекта (по принципу «что подвернется»). 3-стадия — выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности, человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и путь её достижения. Выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения. На третьей стадии заканчивается формирование конкретного мотива, то есть преобразование стимула в сознательное преднамеренное побуждение к действию, поступку.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.154.190 (0.009 с.) |