Личность как субъект жизненного пути 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как субъект жизненного пути



Жизненный путь личности — это история индивидуального развития человека, биографическая картина его |жизни. Это понятие было введено Ш.Бюлер, (1893-1974) которая попыталась интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Главной движущей силон развития.

по Ш.Вюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению. Их полно- та, степень зависят от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Обладание жизненными целями — условие сохранения психического здоровья личности. С точки зрения Ш.Бюллер, причиной неврозов выступают не столько сексуальные проблемы (З.Фрейд) или чувство неполноценности (Л.Адлер), сколько недостаток направленности, самоопределения.

Отечественный психолог Б.Г.Ананьев (1907-1972) считал, что история индивидуальности выступает одной из составляющих жизненного пути. Индивидуальность — самое позднее приобретение человека, эффект развития личности и субъекта деятельности. События и обстоятельства жизни человека отражаются в переживаниях, в которых слиты эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты. В эмоционально окрашенных образах и мыслях пережитое сохраняется в памяти личности ти служит материалом для осмысливания в процессе выработке жизненной философии, жизненных планов и целей. определяя конкретные поступки, тактику и стратегию поведения человека. Самоопределение личности включает и работу воображения. Мечты, наряду с целями, задают направление жизненному пути. Мера напряженности работы внутреннего мира человека является

показателем духовного богатства индивидуальности. Индивидуальность — продукт развития — сама становится субъективным фактором дальнейшего хода жизни. С.Л.Рубинштейн ввел понятие «субъект жизни». Личность в качестве субъекта жизни организует и структурирует свою жизнь, регулирует се ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Только наличие отношения субъекта к жизни и делает ее собственно человеческой жизнью. Активность человека по отношению к собственной жизни, возможность и право на изменение собственной жизни заключено в смысле жизни.

Смысл жизни — это жизненная концепция человека. обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни. Смысл возникает на основе соотнесения с

жизнью именно себя. заключается в определении именно своих жизненных задач. Смысл жизни — самое насыщенное эмоциональными отношениями и питающее активность личности образование. Он выражает притязания личности, ее стремления и потребности. С другой стороны, он возникает и как подтверждение ее реальных достижений, ее реальной способности выразить себя в жизни. Поэтому смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но это и мера уже достигнутого человеком и оценка достигнутого по существенным для самой личности критериям.

Утрата смысла жизни происходит в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостатка потребности в самовыражении (неразвитой индивидуальности). Смысл жизни теряется и в силу непропорциональности тех личностных затрат, той цены, которую личность платит за удовлетворение своих потребностей. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая цена, затраченная на жизненные достижения. понижает мотивацию, притязания и подрывает даже смысл жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны человека. сам собой, то человек также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, также разрушает его смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат. при которой личность испытывала бы полную удовлетворенность и сю питала бы дальнейший смысл жизни.

Ключевые понятия: личность, структура личности, Ид, Эго, Супер-эго; Родитель, Взрослый, Ребенок., социальный интерес, комплекс неполноценности, комплекс превосходства; самоактуализация, субъективный мир, жизненный путь, самоосуществление, индивидуальность, субъект жизни, смысл жизни.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. М..1987. С. 134-140.

2. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь// Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гнппенрейтер. А.А.Пузырея. М..1982. С.127-131.

3. Фрейд 3. Я и Оно // История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х — середина 30-х годов XX в.). Тексты. / Под ред. П.Я.Гальперина. А.Н.Ждан. М..1992. С.243-270.

 

Лекция 15. Потребности и мотивы как побудительные силы личности

Определение потребности

Где находятся причины повеления человека, что движет им. ради чего он совершает какие-то поступки? Находятся Ли эти причины в самом человеке, зависят ли они от каких-то психологических феноменов (эмоции мышления. Воли) или же причины находятся и предметном мире, в воздействиях извне? Это вопросы о потребностях и мотивах личности

Окружающий мир постоянна меняется. Изменения внешнего мира ведут к изменению внутреннего мира человека и к изменению его поведения. Потребность - это специфическое психическое состояние организма и личности, выражающее зависимость их существования и развития от условии, в которых она живет и действует.

Потребность — это образ нужды, трансформированный

В желание устранить эту нужду. С помощью этого понятия обозначается сила, которая организует восприятие, интеллект, волю таким образом, чтобы изменить и определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию.

 

Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей. Так, выделяют первичные потребности (в воде. пище. избегании холода, сексуальной разрядке) и вторичные (психогенные) потребности. Американский психолог Г.А.Мюррей даст следующий перечень психогенных потребностей:

унижения достижения

аффилиации (привязанности) агрессии

независимости противодействия

уважения избегание неудач

защиты избегание вреда

доминирования покровительства

привлечения внимания к себе порядка

осмысления игры

сексуальных отношений понимания

поиска помощи (зависимости) неприятия

Потребности также можно подразделить на позитивные (например мотивация достижения)и негативные (избегание неудач), явные и латентные (скрытые). Явные потребности свободно и объективно выражаются во внешнём поведении латентные проявляются во сне или игре.

А.Маслоу (представитель гуманистической психологии) предложил представить потребности иерархически, в виде пирамиды:

V. Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

IV. Потребности самоуважения: потребности в достижении. в признании, одобрении.

III, Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенностй.

II. Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности.

I. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность.

Таким образом, в основании этой пирамиды лежат физиологические потребности, а на вершине — потребность в самоактуализации. Потребность в самоактуализации означает желание человека самоосуществится, его стремление стать тем. чем он может быть. Потребности низших уровней А.Маслоу называл нуждами, а высших уровней — потребностями роста. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность. Потребности более высокого порядка появляются по мере удовлетворения потребностей более низкого порядка.

 

15.3. Мотив и мотивация

Потребности актуализируются, объективируются, конкретизируются в мотивах личности. Мотив — это то, ради- чего осуществляется активность человека, то что движет человеком и придает направленность его поведению и деятельности. Мотив — это сложное психическое образование. включающее в себя и потребность. и представлению о цели, и побуждение, и намерение.

Мотивация — процесс образования мотива конечной целью которого является побуждение к достижению выработанной цели.

Выделяют три стадии формирования мотива, когда стимулом является нужда = человека в чем-то:

1 стадия — принятие стимула, формирование потребности и первичного (абстрактного) мотива. Стимул должен быть осознанным. Например, человек должен осознать чувство голода. Кроме того, у него должно появиться переживание дискомфорта и желание от него избавиться. Возникает побуждение устранить нужду, которая означает, что сформировалась потребность.

2 стадия- поисковая активность (внешняя и внутренняя), связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Внутренняя поисковая активность — мысленный перебор конкретных предметов и условий их достижений. Внешняя поисковая активность проявляется у человека в том случае, если он попадает в незнакомую ситуацию и вынужден заняться поиском реального объекта (по принципу «что подвернется»).

3-стадия — выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности, человек должен

на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и путь

её достижения. Выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности связан с принятием решения. На третьей стадии заканчивается формирование конкретного мотива, то есть преобразование стимула в сознательное преднамеренное побуждение к действию, поступку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.014 с.)