Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные и ситуационные детерминанты мотивации

Поиск

Чем определяется человеческая активность: внешними факторами, связанными с ситуацией или внутренними, связанными с особенностями самой личности? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Человеческую активность можно различать по тому,

Насколько она нормативна или индивидуальна, То есть

Отклоняется от правил, от привычного. Индивидуальное действие отличается тем. что оно всецело не определяется условиями ситуации. Его отличают следующие параметры:

Параметр 1. Степень соответствия данного действия действиям других людей (индивидуальные различия). Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами. Пример: толпа людей неподвижно стоит вокруг жертвы аварии, и лишь один наклоняется, чтобы помочь. Этого человека. по-видимому, отличает большая готовность к помощи.

Параметр 2. Степень соответствия данного действия действиям человека в разных ситуациях (стабильность по отношению к ситуациям). Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами. Пример: человек обсуждает свои профессиональные дела не только на работе, но и на загородной прогулке, более того, он готов превратить любую вечеринку в рабочее совещание. Скорее всего, у этого человека очень высокая мотивация достижения.

Параметр 3. Степень соответствия данного действия действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность во времени).. Чем чаше и чем заметнее

человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства). Пример: школьник впервые преодолевает искушение списать контрольную, хотя возможности для этого по-прежнему благоприятны, а способности его не улучшились. Вероятно. он стал честнее, достиг более высокой ступени морального развития.

По мере того. как по всем трем параметрам действие становится все более индивидуальным, оно все в меньшей степени начинает определяться внешними обстоятельствами и все сильнее зависит от своеобразие или личностных особенностей действующего субъекта. Разумеется, характеристики ситуации как возможные причины действий при таком подходе не игнорируются полностью. Человек не во всех ситуациях действует одинаково, в противном случае его действия были бы стереотипны. Ситуация обычно дает импульс к действию, актуализирует с необходимой интенсивностью соответствующую- диспозицию (установку). Особенности ситуации выступают поэтому в качестве побудительных условий. Из множества личностных диспозиций актуализируется та, которая настроена на данную ситуацию.

Подход, который сводит причины повеления исключительно к личности, породил противоположную очку зрения. Согласии этой точке зрения, в качестве причин человеческого ведения может выступать давление ситуации. Действительно, разве люди изначально делятся на честных или бесчестных? Разве не в определенных ситуациях они становятся такими? Специфика ситуации создает множество вариантов возможнных деятельностей. Например, школьники начинают вести себя иначе, когда меняется значение отметки. Если отметки перестают быть просто аттестацией, а начинают выступать как решающей показатель для организации мер индивидуальной помощи, то школьники, которые плутовали, перестают это делать. Они начинают понимать, что последствия стимуляции хороших оценок начинает приносить им ущерб, лишая возможности получить необходимую помощь.

Существует третий взгляд, согласно которому поведение определяет не ситуация сама по себе. а то, как она дана субъекту в его переживании, как она преломляется

через ею внутренние условия. Поведение человека есть функция многонаправленного процесса взаимодействия между ним и ситуациями. в которые он включен. В этом

процессе субъект выступает активным деятелем, который преследует свои цели. На личностной стороне взаимодействия существенными причинами поведения оказываются когнитивные и мотивацнонные факторы. На стороне ситуации решающей причиной становится 'то психологическое значение, которое ситуация имеет для индивида. Человек, таким образом, сам создаст ситуационную специфичность и ограничивает множество различных ситуационных влияний. И тогда становится возможным объяснить, почему некоторые люди так часто попадают в схожие ситуации.

 

Теория «поля» К.Левина

К.Левин (1890-1947) принадлежал к научной школе гештальтнсихологии. распространив основные идеи этого направления на исследование личности, в частности,

её мотивации. Он ввел в психологию понятие психологического «поля» понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Поведение есть функция личностных факторов и факторов окружения. Вокруг нас, согласно К.Левину, существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью (положительной или отрицательной) Окружающее психологическое поле, окружающая ситуация таят в себе возможность вызвать действие в направлении предмета

с положительной валентностью или уйти от предмета с отрицательной валентностью. К.Левин предложил говорить не об отдельно.действующем субъекте и о психологическом окружении, а о включающем то. и другое «жизненном пространстве» индивида.

Конкретное поведение человека является реализацией его возможностей в данном жизненном пространстве. Механизм реализации этих возможностей понимается как психологическая причинность Если человек подчиняется в основном смыслу потребности — это действие намеренное. Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, то это действие «полевое». Признаки полевого поведения часто выступают в обыденной жизни: например, если вы заметите у стоящего перед вами в троллейбусе белую нитку на темном костюме, вы захотите се снять, хотя, как правило, вы

не выполните этого желания. Чаще всего подобные явления выступают в аффективно окрашенных состояниях, когда случайные вещи «лезут в глаза».

Важным понятием теории поля является понятие конфликта. К.Левин определял конфликт как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные поведенческие тенденции силы примерно одинаковые силы. Различают четыре вида конфликтных ситуаций:

1. Конфликт «стремление-стремление»: даны два объекта или цели, причем оба обладают позитивным и примерно равным требовательным характером (валентностью). При этом, однако, нельзя стремиться к обоим, а необходимо сделать выбор между двумя возможностями. Говоря проще, это ситуация буриданова осла, умирающего от голода между двумя равно привлекательными охапками сена.

2. Конфликт «избегание-избегание»: ситуация, когда приходится выбирать между двух примерно одинаковых зол. Например, школьнику нужно или доделать ненавистную домашнюю работу, или выполнить впоследствии штрафное задание.

3. Конфликт «стремление-избегание»: одно и тоже одновременно притягивает и отталкивает. Можно хотеть, например, женитьбой удержать возле себя любимого человека и одновременно бояться потерять свою независимость.

4. Конфликт «двойных стремления-избегания» (конфликт двойной амбивалентности): например, некто колеблется в выборе одной из двух профессии, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Согласно К. Левину, величина поведенческой тенденции (силы) зависит одновременно от"двух моментов: величины валентности (целевого предмета) и расстояния до цели, которое еще предстоит преодолеть, Психологически расстояние может определяться иначе, чем пространственная удаленность, это может быть дистанция во времени, или количество необходимых промежуточных действий, или их сложность, или требующаяся для этого затрата сил и т.д.

Ключевые понятия: потребность, мотив, мотивация, поисковая активность, личностные и ситуационные детерминанты мотивации, психологическое поле,

валентность, жизненное пространство, конфликт.

Литература:

1. Ленин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М..1982. С. 93-96.

2. Маслоу А. Самоактуализация //там же. С. 108-117.

 

Лекция 16. Эмоции

Понятие эмоций

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. Они могут оказывать совершенно противоположное действие: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой — тормозить, рассогласовывать поведение и деятельность, подавлять или угнетать.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих и форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость для человека явлений и ситуаций. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции окрашивают отражаемое содержание, то есть то. что нами ощущается', воспринимается, запоминается, мыслится. Они всегда имеют предметную отнесенность.

направленность. Это значит, что эмоция всегда вызывается чем-то — будь-то ситуация, событие, прошлое, настоящее, будущее. Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отряжаемого содержания, с другом. собственно эмоционального переживания. то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом.

Любая эмоция характеризуется тремя аспектами:

---Процессами, происходящими в нервной. сердечно- сосудистой, пищеварительной и других системах (физиологический компонент эмоций);

— субъективно пережинаемым или осознаваемым ощущением эмоции (психологический компонент);

— внешним выражением эмоций (мимика, пантомимика).

 

Функции эмоций

Эмоции выполняют следующие функции:

1. Сигнальная функция—эмоции сигнализируют нам о значимости объектов и предметов.

2. Оценочная функция — эмоции оценивают, что в данной среде необходимо для человека, а чего следует избежать.

3. Функция побуждения — эмоции побуждают человека к активности.

4. Функция предвосхищения — чувства и образы образуют, согласно А.В.Запорожцу, систему (эмоциональное воображение), которая предвосхищает социальное действие.

5. Мобилизующая функция — эмоции делают человека более собранным, мобилизуют его психические ресурсы.

6. Функция открытия нового в интеллектуальных процессах — эмоции догадки («Ага» переживания предвосхищают нахождение решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.01 с.)