Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межличностное восприятие и конфликтыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру, включающую в себя следующие составляющие: 1) идентификацию — сравнение, сопоставление себя с человеком и отождествление себя с ним; 2)социально-психологическую рефлексию — понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатию — понимание другого человека путем сопереживания; 4) стереотипизацию — восприятие и оценка другого путем распространения на него качественных характеристик какой-либо социальной группы. В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум шесть позиций (по три с каждой стороны), характеризующих взаимное отображение субъектов: 1)сам субъект, каков он есть в действительности; 2)субъект, каким он видит самого себя; 3)субъект, каким он видится другому. Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.). Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д. В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т.д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия. Нередко в основе межличностных противоречий и конфликтов лежат различия (несовпадение) индивидуальных биологических ритмов («биологических часов»). Один тип людей проявляет повышенную активность в первой половине дня. Их принято называть «жаворонками». Пик активности другого типа приходится на вторую половину дня. Если каждый из этих типов не учитывает особенности другого, то их взаимодействие будет чревато различного рода конфликтами. Особенно часто такие конфликты происходят между близкими людьми: супругами, родственниками, друзьями и т.д. Межличностная несовместимость может стать причиной возникновения эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудноразрешимой формой межличностного противоборства. Сложность урегулирования такого конфликта заключается в том, что реальной причины (объекта) для возникновения противоречий вроде бы и не существует и конфликт возникает как бы без видимых оснований. Причиной в таком конфликте является негативная взаимная оценка и неадекватное взаимное восприятие оппонентов друг друга. В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние окружающей социальной, социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них (какими бы ни были причины конфликтов) затрагиваются честь и достоинство оппонентов. Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы, и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает в себя цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон. Но индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты. Виды межличностных конфликтов Наиболее характерными для межличностных конфликтов являются следующие их виды: • Конфликты, причинами которых являются несовместимые потребности, желания, интересы, цели, ценности и т.п. • Конфликты «несовместимых» средств достижения общих потребностей, интересов, целей и т.д. • Конфликт в связи с ограниченными материальными ресурсами (деньги, квартира, земельный участок, льготная путевка на курорт и др.). • Конфликт доминирования (властных отношений) — стремление одного субъекта навязать другому свою волю, власть и нежелание последнего подчиняться или стремление оспорить пределы навязываемых властных полномочий (семейные конфликты, дедовщина в армии). • Конфликт статусных позиций возникает либо когда индивиды претендуют на один и тот же социальный статус, либо когда они неадекватно оценивают занимаемые ими и оппонентами статусы, например, ребенок оспаривает власть родителя, гражданин — власть чиновника. • Ролевые конфликты можно условно разделить на три подвида: 1) два и более индивида стремятся выполнять одну и ту же роль в социальной группе или навязывают какую-то роль другому; 2) неадекватная оценка исполнения той или иной роли другим индивидом; 3) исполнение двух и более трудносовместимых ролей и/или неадекватное исполнение социальной роли. • Конфликт обладания наиболее характерен для индивидов, находящихся в близких отношениях друг с другом (друзья, родители-дети, супруги, влюбленные), когда один или оба субъекта хотят единолично владеть и распоряжаться другим. • Конфликт соперничества или конкуренции возникает, когда два и более индивида соперничают друг с другом в чем-то (силе, красоте, богатстве, интеллекте, смелости и др.), при этом конкуренция и соперничество предполагают конфликтные взаимодействия. • Нереалистический конфликт. Как уже говорилось выше, такой конфликт возникает не по поводу какого-то объекта (предмета), а из-за неадекватного психического состояния одного или обоих субъектов конфликта. Здесь конфликт является не средством достижения цели, а целью. • Конфликт психологической несовместимости — негативная взаимная оценка и восприятие оппонентами друг друга. Опасность такого конфликта заключается в том, что несовместимость может определенный период времени никак не проявляться во взаимоотношениях индивидов, существуя на уровне подсознания, но в определенной, сложной ситуации стать причиной ожесточенного межличностного конфликта. Варианты исхода межличностного конфликта В зависимости от причин возникновения конфликтной ситуации, интересов и целей, преследуемых оппонентами, соотношения противостоящих сил, конфликтного поведения сторон межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода: 1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. Такое поведение может быть связано либо с явным превосходством в силе одной из сторон, либо с тем, что в данный момент нет достаточных возможностей для разрешения возникших противоречий; 2) сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя. Такое поведение может быть обусловлено или желанием сохранить нормальные взаимоотношения, или тем, что предмет спора не имеет существенного значения для одной из сторон; 3) компромисс — взаимные уступки обеих сторон. Размер уступок, как правило, зависит от соотношения противостоящих сил; 4) консенсус — нахождение взаимоприемлемого решения проблемы. При таком варианте стороны могут из противников превратиться в партнеров и союзников; 5) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние. Такое конфликтное поведение обусловлено взаимной установкой на бескомпромиссную борьбу; 6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия. Предупреждение и разрешение Если возникла конфликтная ситуация, то, прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить все возможные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать себе несколько вопросов: 1)Действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать? 2)Возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту? 3)Существуют ли гарантии, что вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте? 4)Какова будет цена победы или поражения для вас и вашего оппонента? 5)Каковы возможные последствия конфликта? 6)Как будут реагировать на конфликт окружающие вас люди? Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества. Избежать конфликт можно также, уйдя от непосредственных контактов с конфликтными людьми и тех, кто вас чем-то раздражает, и тех, кого раздражаете вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов: 1)агрессивисты — люди, которые задирают других и раздражаются сами, если их не слушают; 2)жалобщики — те, которые всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы; 3)молчуны — спокойные и немногословные люди, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма и весьма сложно; 4)сверхпокладистые — люди, которые со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у них расходятся с делом; 5)вечные пессимисты — они всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится; 6)всезнайки — люди, которые считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство; 7)нерешительные — люди, которым трудно принять решение, потому что они боятся ошибиться; 8)максималисты — тс, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; 9)скрытые — люди, которые скрывают свои обиды, а потом внезапно набрасываются на вас; 10)невинные лгуны — ложью и обманом они вводят других в заблуждение; 11)ложные альтруисты — те, которые якобы делают вам добро, но «носят камень за пазухой». Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий подход. Все эти подходы построены на следующих основных принципах: 1)Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится. 2)Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохраняйте спокойствие и нейтралитет. 3)Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности». 4)Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд. 5)Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль. Чтобы успешно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, необходимо формировать в себе такие качества, как ассертивность — умение договариваться, находя взаимоприемлемые решения. Для человека, обладающего ассертивностью, характерными являются следующие качества: • добиваться своих целей, не наживая врагов; • умение договариваться даже с противниками; • не позволять другим манипулировать собой; • уважать права других, но не потакать чужой прихоти; • адекватно оценивать свои «заслуги», то есть не расстраиваться, если получили отказ в том, на что не имели право рассчитывать; • четко формулировать свои позиции, без агрессии к оппонентам; • уметь находить компромиссы, удовлетворяющие обе стороны конфликта. Одним из методов предотвращения конфликта является самоотстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоционально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы можете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпового выброса» отрицательных эмоций. Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем во взаимоотношениях с другим (сотрудником, соседом, другом, начальником, подчиненным и т.д.). И в этом, и в других случаях (когда наличие противоречий осознают обе стороны конфликта) откровенный разговор помогает более четко определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — совместного поиска вариантов его разрешения. Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например: а) отделить реальные причины конфликта от формального повода для начала столкновения; б)сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях; в) действовать по принципу «здесь и сейчас», то есть решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты; г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта; д)говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого; ж) соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности; з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества. Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь оппонентов, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то в качестве первого этапа урегулирования такого конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта. Рассмотрим некоторые из этих методов. 1) Метод «выхода чувств». Смысл этого метода заключается в том, что оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации. 2) Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий — прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свое сочувствие и дать положительную характеристику его личным качествам, например: «Вы человек умный и т.д., и т. п.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта. 3) Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто третий, пользующийся доверием адресата. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса. 4) Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговорить наболевшее». В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, но напряжение в отношениях между оппонентами понижается. 5) Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга, при этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной, и накал напряженности в их отношениях спадает. 6) Обмен позиций — конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы собственных личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента. 7) «Расширение духовного горизонта спорящих». Это попытка вывести конфликтующих за рамки своего субъективного восприятия конфликта и помочь им увидеть ситуацию в целом со всеми возможными последствиями. Важным этапом на пути разрешения конфликта является готовность к его разрешению.Для успешного разрешения конфликта в конечном счете необходимо, чтобы обе стороны проявили желание разрешить конфликт. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдно скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.011 с.) |