Межличностное восприятие и конфликты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межличностное восприятие и конфликты



Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру, включающую в себя следующие составляющие:

1) идентификацию — сравнение, сопоставление себя с челове­ком и отождествление себя с ним;

2)социально-психологическую рефлексию — понимание дру­гого путем размышления за него;

3) эмпатию понимание другого человека путем сопережи­вания;

4) стереотипизацию — восприятие и оценка другого путем распространения на него качественных характеристик какой-ли­бо социальной группы.

В социальной психологии процесс рефлексии предполагает как минимум шесть позиций (по три с каждой стороны), характе­ризующих взаимное отображение субъектов:

1)сам субъект, каков он есть в действительности;

2)субъект, каким он видит самого себя;

3)субъект, каким он видится другому.

Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индиви­дами может стать негативная установка, сформировавшаяся у од­ного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать оп­ределенным образом. Это определенная направленность проявле­ния психики и поведения субъекта, готовность к восприятию буду­щих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека дру­гим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д.

В межличностном взаимодействии важную роль играют ин­дивидуальные качества оппонентов, их самооценка, саморефлек­сия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пас­сивность), тип поведения, социокультурные различия и т.д. Существуют понятия межличностной совместимости и межлично­стной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-пси­хологических характеристик субъектов взаимодействия.

Нередко в основе межличностных противоречий и конфлик­тов лежат различия (несовпадение) индивидуальных биологиче­ских ритмов («биологических часов»). Один тип людей проявляет повышенную активность в первой половине дня. Их принято на­зывать «жаворонками». Пик активности другого типа приходится на вторую половину дня. Если каждый из этих типов не учитыва­ет особенности другого, то их взаимодействие будет чревато раз­личного рода конфликтами. Особенно часто такие конфликты происходят между близкими людьми: супругами, родственника­ми, друзьями и т.д.

Межличностная несовместимость может стать причиной воз­никновения эмоционального конфликта (психологического анта­гонизма), который является наиболее сложной и трудноразреши­мой формой межличностного противоборства. Сложность урегу­лирования такого конфликта заключается в том, что реальной причины (объекта) для возникновения противоречий вроде бы и не существует и конфликт возникает как бы без видимых осно­ваний. Причиной в таком конфликте является негативная взаим­ная оценка и неадекватное взаимное восприятие оппонентов друг друга.

В развитии межличностного конфликта необходимо учиты­вать также влияние окружающей социальной, социально-психо­логической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам бывают особенно жестокими и бескомпро­миссными, так как в них (какими бы ни были причины конфлик­тов) затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы, и это вполне нормально. Возникаю­щие при этом конфликты представляют собой реакцию на пре­пятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка — пред­расположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает в себя цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

Но индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организа­ций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межлич­ностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установ­ками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Виды межличностных конфликтов

Наиболее характерными для межличностных конфликтов яв­ляются следующие их виды:

Конфликты, причинами которых являются несовместимые потребности, желания, интересы, цели, ценности и т.п.

Конфликты «несовместимых» средств достижения общих потребностей, интересов, целей и т.д.

Конфликт в связи с ограниченными материальными ресурсами (деньги, квартира, земельный участок, льготная путевка на курорт и др.).

Конфликт доминирования (властных отношений) — стремле­ние одного субъекта навязать другому свою волю, власть и нежелание последнего подчиняться или стремление оспо­рить пределы навязываемых властных полномочий (семей­ные конфликты, дедовщина в армии).

Конфликт статусных позиций возникает либо когда индиви­ды претендуют на один и тот же социальный статус, либо когда они неадекватно оценивают занимаемые ими и оппо­нентами статусы, например, ребенок оспаривает власть ро­дителя, гражданин — власть чиновника.

Ролевые конфликты можно условно разделить на три подви­да: 1) два и более индивида стремятся выполнять одну и ту же роль в социальной группе или навязывают какую-то роль другому; 2) неадекватная оценка исполнения той или иной роли другим индивидом; 3) исполнение двух и более труд­носовместимых ролей и/или неадекватное исполнение со­циальной роли.

Конфликт обладания наиболее характерен для индивидов, находящихся в близких отношениях друг с другом (друзья, родители-дети, супруги, влюбленные), когда один или оба субъекта хотят единолично владеть и распоряжаться другим.

Конфликт соперничества или конкуренции возникает, когда два и более индивида соперничают друг с другом в чем-то (силе, красоте, богатстве, интеллекте, смелости и др.), при этом конкуренция и соперничество предполагают кон­фликтные взаимодействия.

Нереалистический конфликт. Как уже говорилось выше, та­кой конфликт возникает не по поводу какого-то объекта (предмета), а из-за неадекватного психического состояния одного или обоих субъектов конфликта. Здесь конфликт яв­ляется не средством достижения цели, а целью.

Конфликт психологической несовместимости — негативная взаимная оценка и восприятие оппонентами друг друга. Опасность такого конфликта заключается в том, что несо­вместимость может определенный период времени никак не проявляться во взаимоотношениях индивидов, сущест­вуя на уровне подсознания, но в определенной, сложной ситуации стать причиной ожесточенного межличностного конфликта.

Варианты исхода межличностного конфликта

В зависимости от причин возникновения конфликтной ситуа­ции, интересов и целей, преследуемых оппонентами, соотноше­ния противостоящих сил, конфликтного поведения сторон меж­личностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. Такое поведение может быть связано либо с явным превосходством в силе одной из сто­рон, либо с тем, что в данный момент нет достаточных возможно­стей для разрешения возникших противоречий;

2) сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо со­глашается с предъявленными ей претензиями (но только в дан­ный момент), либо стремится оправдать себя. Такое поведение может быть обусловлено или желанием сохранить нормальные взаимоотношения, или тем, что предмет спора не имеет сущест­венного значения для одной из сторон;

3) компромисс — взаимные уступки обеих сторон. Размер уступок, как правило, зависит от соотношения противостоящих сил;

4) консенсус — нахождение взаимоприемлемого решения про­блемы. При таком варианте стороны могут из противников пре­вратиться в партнеров и союзников;

5) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние. Такое конфликтное поведение обусловлено взаимной установкой на бескомпромиссную борьбу;

6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Предупреждение и разрешение
межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, то, прежде чем «ввя­зываться в драку», необходимо серьезно взвесить все возможные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать себе не­сколько вопросов:

1)Действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?

2)Возможно ли решить возникшие проблемы другими спосо­бами, не прибегая к конфликту?

3)Существуют ли гарантии, что вы достигнете желаемых ре­зультатов в предстоящем конфликте?

4)Какова будет цена победы или поражения для вас и вашего оппонента?

5)Каковы возможные последствия конфликта?

6)Как будут реагировать на конфликт окружающие вас люди?

Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом кон­фликте с этих же позиций проанализировал возникшую кон­фликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторон­ний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфрон­тацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отно­шения между бывшими оппонентами, но и установить между ни­ми отношения взаимовыгодного сотрудничества.

Избежать конфликт можно также, уйдя от непосредственных контактов с конфликтными людьми и тех, кто вас чем-то раздражает, и тех, кого раздражаете вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов:

1)агрессивисты — люди, которые задирают других и раздра­жаются сами, если их не слушают;

2)жалобщики — те, которые всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;

3)молчуны — спокойные и немногословные люди, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма и весьма сложно;

4)сверхпокладистые — люди, которые со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у них расходятся с делом;

5)вечные пессимисты — они всегда предвидят неудачи и счи­тают, что из затеваемого ничего не получится;

6)всезнайки — люди, которые считают себя выше, умнее дру­гих и всячески демонстрируют свое превосходство;

7)нерешительные — люди, которым трудно принять реше­ние, потому что они боятся ошибиться;

8)максималисты — тс, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

9)скрытые — люди, которые скрывают свои обиды, а потом внезапно набрасываются на вас;

10)невинные лгуны — ложью и обманом они вводят других в заблуждение;

11)ложные альтруисты — те, которые якобы делают вам доб­ро, но «носят камень за пазухой».

Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий подход. Все эти подходы построены на следующих основных прин­ципах:

1)Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится.

2)Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохраняйте спокойствие и нейтралитет.

3)Если вы не хотите уклониться от общения с таким челове­ком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности».

4)Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.

5)Используйте совместный подход к разрешению конфлик­тов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведе­ния трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль.

Чтобы успешно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, необходимо формировать в себе такие качества, как ассертивность умение договариваться, находя взаимоприемле­мые решения. Для человека, обладающего ассертивностью, ха­рактерными являются следующие качества:

• добиваться своих целей, не наживая врагов;

• умение договариваться даже с противниками;

• не позволять другим манипулировать собой;

• уважать права других, но не потакать чужой прихоти;

• адекватно оценивать свои «заслуги», то есть не расстраи­ваться, если получили отказ в том, на что не имели право рассчитывать;

• четко формулировать свои позиции, без агрессии к оппонентам;

• уметь находить компромиссы, удовлетворяющие обе сторо­ны конфликта.

Одним из методов предотвращения конфликта является само­отстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не за­трагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоцио­нально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы мо­жете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпового выброса» отрицательных эмоций.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания су­ществующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем во взаимоотношениях с другим (сотруд­ником, соседом, другом, начальником, подчиненным и т.д.). И в этом, и в других случаях (когда наличие противоречий осоз­нают обе стороны конфликта) откровенный разговор помогает более четко определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

а) отделить реальные причины конфликта от формального повода для начала столкновения;

б)сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

в) действовать по принципу «здесь и сейчас», то есть решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

д)говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

ж) соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь оппонентов, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то в качестве первого этапа урегулирования такого конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта. Рассмотрим некоторые из этих методов.

1) Метод «выхода чувств». Смысл этого метода заключается в том, что оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфлик­том эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

2) Метод «положительного отношения к личности». Конфлик­тующий — прав он или виноват — всегда страдалец. Надо выска­зать ему свое сочувствие и дать положительную характеристику его личным качествам, например: «Вы человек умный и т.д., и т. п.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучав­шую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктив­ный способ разрешения конфликта.

3) Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не вос­принимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто третий, поль­зующийся доверием адресата. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4) Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присут­ствии третьего лица оппонентам дают «выговорить наболевшее». В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, но напряжение в отношениях между оппонентами пони­жается.

5) Прием «принудительного слушания оппонента». Конфлик­тующим ставят условие внимательно слушать друг друга, при этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с опреде­ленной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сде­лать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в дейст­вительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу ста­новится очевидной, и накал напряженности в их отношениях спадает.

6) Обмен позиций — конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы собственных личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

7) «Расширение духовного горизонта спорящих». Это попытка вывести конфликтующих за рамки своего субъективного воспри­ятия конфликта и помочь им увидеть ситуацию в целом со всеми возможными последствиями.

Важным этапом на пути разрешения конфликта является го­товность к его разрешению.Для успешного разрешения конфликта в конечном счете не­обходимо, чтобы обе стороны проявили желание разрешить кон­фликт. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдно скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разреше­нию конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.049 с.)