Раздел I. Методологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Методологические основы



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………..  
Раздел I. Методологические основы социологии конфликта………… Лекция 1. Введение в социологию конфликта….…………………………….  
Лекция 2. Современные науки о конфликтах..………………………………..  
Лекция 3. Динамика конфликта………………………………………………….…..  
Раздел II. Исследование конфликтов. Личность и конфликт………..… Лекция 4. Методы исследования конфликтов…………………………………  
Лекция 5. Внутриличностные конфликты……………….……………………...  
Лекция 6. Межличностные конфликты………………..………………………….  
Раздел III. Конфликты в больших социальных группах………………….. Лекция 7. Группа и конфликт……………………………….………………………….  
Лекция 8. Конфликт в организации…………………………………………………  
Лекция 9.Межэтнические и политические конфликты……..…………….  
Список литературы………………………………………………………………………….  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В системе современного социально-гумнитарного образования все более значимое место занимают проблемы развития российского общества, противоречивости социальных процессов, трансформации ценностей и ориентиров развития, которые вызывают существенные изменения и неоднозначную реакцию условиями неопределенности, ростом конфликтности во всех сферах социальной жизни общества. Современное общество вступило в новую фазу идеологического противоречия – противостояния смыслов, борьбу за нематериальные активы, что актуализирует проблему изучения социальных конфликтов.

Данное учебное пособие по социологии конфликта предназначено для магистров, обучающихся по направлению подготовки 040100 «Социология. Программа: Социология управления». В основу пособия положен курс лекций по «Социологии конфликта», которые были апробированы в учебном процессе на факультете инноватики и организации производства ЮРГПУ(НПИ) имени М.И.Платова. В пособии также представлен список рекомендованной литературы.

 


РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИОЛОГИИ КОНФЛИКТА

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ КОНФЛИКТА

Объект, предмет, функции и

Методы социологии конфликта

Социология конфликтанаука о закономерностях возникновения кон­фликтных противоречий и конфликтов, динамике и формах разви­тия конфликтных ситуаций, способах предупреждения, разрешения и управления конфликтами.

Объектом исследования социологии конфликта является социальный конфликт как особая форма социального взаимодействия (противодействия) социальных субъектов.

Предметом исследования социологииконфликта являются причины, формы, структура, динамика и пути разрешения конфликтами.

К основным функциям социологии конфликта относятся:

1. Познавательная — определенный способ познания (изуче­ния) природы социального конфликта в целях его предупрежде­ния и разрешения.

2. Диагностическая — анализ (мониторинг) социальной реаль­ности с целью выявления потенциальных конфликтов и кон­фликтной ситуации с целью ее разрешения.

3. Прогностическая — выработка научно обоснованных про­гнозов о тенденциях (перспективах) развития социальных проти­воречий и предупреждение возможных негативных явлений.

4. Организационно-технологическая — создание технологий и организационных структур для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

5. Управленческая — использование конфликтологических ис­следований для разработки и принятия управленческих решений.

6. Инструментальная — совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальных конфлик­тов.

7. Прагматическая (прикладная) — использование теоретиче­ских и прикладных методов социологии конфликта для решения возни­кающих в обществе противоречий.

Одной из основных особенностей социологии конфликта является тесная взаимосвязь теоретических ( абстрактных) методов общественных наук и эмпирических (практических) методов естественных наук.Социальные факты, полученные эмпирическими методами, являются основой для теоретического анализа и практического применения в реаль­ной жизни.

Другой особенностью методов социологии конфликта является то, что исследования проводятся в конкретной социаль­ной среде и направлены на выявление (предупреждение) реально существующих социальных конфликтов по принципу «здесь и сейчас».

Специфика социологии конфликта заключается также в том, что ка­ждый вид конфликта (несмотря на общие теоретические и мето­дологические основания) имеет свои специфические особенно­сти и методы исследования. Так, для исследования внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов в большей степени подходят психологические и социально-психологические методы. Для исследования конфликтов, возникающих между большими социальными группами (социально-политических, межэтнических, политических), используются социологические, политические и другие методы.

1.Социологические методы в социологии конфликта считаются основ­ными. Социологические методы выявляют социальную обусловленность конфликтных противоречий, опи­сывают конфликт как форму социального взаимодействия.

Один из основных методов в современной социологии — структурный функционализм. В его основе лежит представление об обществе (социальной общности) как о целостной системе, со­стоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема в за­висимости от занимаемого ею положения в системе выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Применение в социологии конфликта методов структурного функционализма позво­ляет рассматривать конфликт как сложную, развивающуюся сис­тему, каждый элемент которой наделен определенными функ­циями.

2.Философские методы «вооружают» социологию конфликта такими универсальными категориями развития природы, общества и че­ловеческого мышления, как противоречие, диалектика противоре­чий, единство и борьба противоположностей и др.

3.Психологические методы направлены на изучение психологи­ческих механизмов конфликтного поведения и мотиваций. Зна­чительное место среди них занимает психоанализ, основы которо­го разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивы, которые спо­собны оказывать сильное воздействие на возникновение кон­фликтов и поведение людей в конфликтных ситуациях.

4.Культурологический (социально-антропологический) подход предполагает учет в ожидаемом и реальном конфликте социо­культурных особенностей сторон.

5.Методы социальной психологии широко используются в социологии конфликта для определения причин возникновения конфлик­тов и их динамики в малых социальных группах и больших соци­альных общностях.

 

Лекция 2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУКИ О КОНФЛИКТАХ

Конфликт в психологии

В психоаналитическом подходе проблематика межличностного и внутриличностного конфликта в первую очередь разрабатывалась в работах осно­вателя психоанализа австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939), который в качестве основной платформы форми­рования конфликта выдвигал бессознательное. Ученик Фрейда Альфред Адле р(1870—1937) рассматривал конфликт как попытку человека освободиться от чувства собственной неполноценнос­ти.

Социотропное направление. Уильям Мак-Дугалл (1871—1938) так рассмат­ривает проблему конфликта: это неизбежное для общества явле­ние, так как люди обладают такими социальными инстинктами, как страх, стадность, самоутверждение, которые передаются по наследству и именно поэтому обусловливают возникновение между людьми противоборства. Автор строит свое понимание конфликта на утверждении Чарльза Дарвина о том, что существование и развитие вида обеспечивается именно инстинктом борьбы за выживание, и этот постулат распространяется им и на общество людей. Свою теорию он назвал теорией социальных инстинктов.

Этологический подход в изучении конфликта возник в 30-х гг. и работах австрийского естествоиспытателя Конрада Лоренца (1903— 1989), который в качестве причины всех социальных конфликтов выдвигал агрессивность индивида и толпы. Он утверждал, что человек и животные имеют сходные механизмы возникновения агрессии, а агрессивность рассматривается как постоянное состояние живого организма.

Теория групповой динамики, которую разрабатывал Курт Левин (1890—1947), рассматривает поведение как динамическую систему, основанную на равновесии между индивидом и средой. Наруше­ние этого равновесия приводит к напряжению, которое проявляется в виде конфликта. Основным средством разрешения конф­ликта является «реорганизация мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов».

Фрустрационно-агрессивная теория конфликта была создана американским психологом Джоном Долллардом (1900—1980) на ос­нове работ Фрейда и Левина. Эта концепция соединяет в себе две причины конфликтов — биосоциальную, под которой понимается и агрессивность самого индивида, и социальную, т. е. фрустра­цию. Фрустрация и агрессия тесно связаны между собой: агрессия возникает на основе фрустрации и является ее показателем.

Социометрическая теория конфликта разрабатывалась американским психологом Якобом (Джекобом)Леви Мо­рено (1892—1974), который рассматривал межличностные конф­ликты через призму тех эмоциональных отношений (симпатий, антипатий), которые установились между людьми. Основным средством разрешения любых, не только межличностных, но и международных конфликтов является координация, располо­жение людей по отношению друг к другу таким образом, чтобы это соответствовало сформированным у них предпочтительным эмоциональным отношениям.

На основе синтеза психоаналитической концепции и интеракционизма была создана теория трансактного анализа американского психолога Эрика Берна (1910—1970). Конфликт возникает в ре­зультате так называемых пересекающихся трансакций, которые возникают в ходе взаимодействия людей друг с другом. В этом случае индивиды взаимодействуют с разных позиций. Берн вы­деляет три позиции — «родитель», «ребенок» и «взрослый», ко­торые составляют основу личности и определяют поведение. По­зиция ребенка основана на спонтанных эмоциях, родитель — это преобладание стереотипного поведения, а позиция взрослого включает в себя рациональное, гибкое и ситуативное восприятие и отношение к реальности.

В теоретико-игровом направленииамериканского психолога Мортона Дойча (р.1920)основной задачей является создание универсальной схемы взаимодействия в ситуа­ции конфликта и успешное ее разрешение. Эта схема строится на различных играх, способствующих осознанию и проработке воз­никших конфликтов. Рассматриваются два основных стиля поведения конфликта — кооперативное и конкурентное. М. Дойч утверждает, что основой конфликта является несовместимость целей участников взаимодействия. Основ­ной упор автор делает на изучение мотивации сторон — участниц конфликта. Разрешение конфликта возможно двумя способами — деструктивным и конструктивным. Второй вариант разрешения конфликта предполагает убежденность участников в достиже­нии своих целей.

Конфликт в социологии

Социальный дарвинизм. Основателем социального дарвинизма является английский социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Он наделяет конфликт характеристиками всеобщности и уни­версальности. Автор настаивает на том, что принцип выжива­ния наиболее приспособленных индивидов есть основной закон функционирования общества, которое отождествляется с орга­низмом. Именно поэтому конфликт как состояние противобор­ства универсален, и его функцией является обеспечение равно­весия как в отдельном обществе, так и вотношениях между природой и обществом.

Уильям Самнер (1840—1910) — еще один представитель соци­ал-дарвинизма, утверждал, что в борьбе за выживание в обществе гибнут неприспособленные, а значит, наиболее слабые, худшие индивиды. Таким образом, борьба за существование выступает как важнейший фактор прогресса. Выжившие, сумевшие приспосо­биться индивиды составляют цвет, основу и опору данного госу­дарства, они — лучшие люди и носители подлинных ценностей. Вопрос равенства в данном случае неуместен, а государство не должно оказывать влияние на общественную жизнь и регулиро­вать процесс естественной в данном случае селекции.

Марксистская теория. Основана на материалистическом понимании истории. Карл Маркс (1818—1883) утверждал, что люди вступают в социальное взаимодействие независимо от их воли и такое взаимодействие является основным условием формирования общества. Развитие общества происходит по принципу диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Под противоположностями в данном контексте понимают различные большие социальные группы (классы). Отношения между классами общества изначально проблематичны из-за существующей системы распределения ресурсов. В этой связи единственным разрешением антагонистических, конфликтных взаимоотношений между буржуазией и пролетариатом может стать только социалистическая революция, которая уничтожит частную собственность на средства производства и эксплуататорские классы.

Георг Зиммель (1858—1918) — основоположник формальной социологии, яркий представитель конфликтологического направления в социологии, выдвигал следующие идеи о природе конфликта:

1) конфликт — это устойчивая форма социального взаимодействия, он универсален и является нормальным и, более того, очень важным явлением общественной жизни;

2) ни одна группа, а тем более общество, не может быть полностью единой и гармоничной;

3) благодаря конфликту происходит социальная интеграция и формируются конкретные социальные образования, происходит усиление норм и принципов их организации;

4) конфликт — это импульс, который стимулирует изменения и способствует формированию механизмов саморазвития в группе.

В случае возникновения каких-либо экстремальных условий существования в социальной группе формируется тенденция к централизации. Возникшая в результате этого структура активно стремится к самосохранению. Для этого необходим внешний противник, благодаря которому возникнут условия создания внешнего конфликта, что, в свою очередь, будет поддерживать сформированную структуру в необходимом состоянии. Вкладом Зиммеля в изучение конфликта является включение в этот процесс третьей стороны. Третье лицо исключает прямолинейный конфликт между двумя другими, и появляется возможность многоплановых взаимоотношений, в процессе которых происходит осознание сторонами своих различий, формируются различные коалиции, возникает групповая солидарность, возможность сложного социального взаимодействия. Г.Зиммелю приписывается авторство самого термина «Социология конфликта»

Теория «позитивного функционального конфликта». Американский социолог Льюис Альфред Козер (1913-2003) является основателем современной западной социологии конфликта. Он считал, что не может быть бесконфликтной социальной группы; конфликт — это важнейший фактор, оказывающий позитивное влияние на развитие и смену общественных систем.

Козер определял конфликт как борьбу за ценности, определенный социальный статус, власть, а также материальные и духовные блага. Целями этой борьбы являются нейтрализация противника, нанесение ему ущерба либо полное его уничтожение.

Конфликт имеет множество позитивных функций:

1)охранительную и стабилизирующую функцию: при большом количестве разных независимых друг от друга конфликтов, существующих в обществе, она приобретает более сложную структуру, а это, в свою очередь, делает более трудно достижимым де­ление общества на два противоборствующих лагеря;

2)функцию разрядки отрицательных эмоций, которые накап­ливаются в результате конфликта у обеих сторон, и в результате их выхода между участниками конфликта сохраняются те взаимо­отношения, которые были у них до начала противоборства;

3)тестирующую, информативную функцию: в процессе конф­ликта люди больше узнают друг друга, что, в свою очередь, делает возможным успешное разрешение конфликтной ситуации и фор­мирует отношения сотрудничества.

Козер, рассматривая природу внешнего конфликта, дает ему неоднозначную оценку его позитивной роли для группы: для хо­рошо интегрированной группы такой конфликт, угрожая всей группе, а не отдельной его части, повышает внутреннюю ее спло­ченность, но при низкой интеграции группы в случае внешней уг­розы возникает противостояние и конфликт внутри самой группы,

«Конфликтная модель общества». Немецкий ученый Ральф Дарендорф (1929-2009) является сторонником концепции «посткапиталистического» и «индустриального об­щества». Он создал новую теорию социального конфликта, на­званную им «конфликтной моделью общества». Она основана на ан­тиутопическом образе мира — мира власти, конфликта и дина­мики, где конфликт считается перманентным состоянием социаль­ного организма. В этом отличие взглядов Дарендорфа от Козера, который признавал позитивную роль конфликта в обеспечении социального единства общества. Дарендорф утверждал, что любое общество конфликтно и дезинтегрировано, и это обусловлено постоянными изменениями, динамикой и неустойчивостью самого общества. Отсюда понимание конфликта как творческой силы, создающей различные сообщества и обеспечивающей возможность свободы.

Любое общество основано на принуждении одних его членов другими, поэтому классовый конфликт определяется характером власти. Невозможно устранить глубинные причины социальных противоречий, но при этом возможно определенное влияние и изменение течения самого конфликта. Таким образом, разрешение конфликтов в современном обществе может строиться не на революционных, а на эволюционных изменениях.

«Общая теория конфликта». Эта концепция американского социолога Кеннета Боулдинга (1910-1993) представляет собой попытку создания универсальной целостной научной теории конфликта. Автор рассматривает конфликт как всеобщую категорию, которая присутствует как в живой, так и в неживой природе. Для всех существующих конфликтов характерно наличие общих элементов, функций, свойств, тенденций образцов возникнове­ния, протекания и разрешения. Поэтому изучение и понимание любого специфического конфликта невозможно без знания этих общих аспектов.

Автор выдвигает предположение о том, что человеку свой­ственно стремление к борьбе, конкуренции с другими людьми, но важно уметь преодолевать, ограничивать возникающие в свя­зи с этим конфликты.

Боулдинг выделяет две модели конфликта — статическую и динамическую. В статическую модель входит анализ участников конфликта и тех отношений конкуренции, которые между ними устанавливаются. Динамическая модель включает в себя рас­смотрение интересов сторон как мотивационных факторов кон­фликта. Динамика конфликта определяется автором с помощью идей бихевиоризма и понимается как процесс, возникающий на основе реакций участников конфликта на внешние раздражите­ли, или стимулы. В связи с этим общественные конфликты и противостояния автор называет реактивными процессами.

Теория элит. Вильфредо Парето (1848—1923), итальянский социолог создал концепцию, в которой в качестве главных факторов, влияющих на социальное поведе­ние людей, выделял разумное и иррациональное звено психи­ки человека, причем спецификой человеческой психики являет­ся не столько применение самого разума, сколько использование его человеком в своих корыстных целях. То есть основа поведения - это чувства, пристрастия и эмоции, а идеология в данном случае — это ширма, которая их скрывает. Парето делает вывод о том, что детерминирующими факторами социального поведения является именно иррациональная сторона человеческой психики.

Общество по природе своей не может быть социально одно­родным, так как также не однородны, различны биопсихологические качества членов этого общества. Существующая социальная изменчивость общества предполагает его разделение на две неравные группы: большая масса управляемых и небольшое количество управляющих, и эта вторая группа носит название элиты. Сущность любого общества — борьба и смена элит.

В обществе постоянно происходят разнообразные по своему характеру конфликты, но роль и значение этих конфликтов обусловлены тем, на каком этапе своего развития находится правящая элита. Так, конфликт может выполнять стабилизирующую функцию, поддерживающую существующую политическую систему в состоянии динамического равновесия. Но вместе с тем при деградации, разрушении самой элиты и невозможности ее восстановления, обновления через привлечение новых членов из низших групп конфликт может привести к радикальным революционным преобразованиям и — как следствие — смене элит. Таким образом, обеспечивается круговорот элит.

 

Сущность конфликта

Слово «конфликт» (от латинского — confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия.

Социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимо­действия, причинами которого являются несовместимые потребно­сти, интересы и ценности.

Близкими по своей сути к конфликту понятиями являются соревнование, состязание, конкуренция, так как в этих случаях наблюдается противоборство сторон, но оно не имеет характера обостренной враждебности, а в случае возникновения таковой не сопровождается незаконными действиями, направленными на создание препятствий в достижении сторонами своих целей. В указанных случаях действия осуществляются на своей террито­рии. И хотя часто конкурентами используются незаконные мето­ды, их применение в целом направлено на достижение собствен­ного успеха, а уничтожение противника, конкурента не является самоцелью. В принципе, возникновение конфликта в ходе тако­го взаимодействия тоже возможно, т. е. соревнование, конкурен­ция могут перерасти в конфликт, но они не являются идентич­ными, синонимичными понятиями.

 

Границы конфликта

Определение границ, т. е. внешних пространственно-вре­менных пределов, конфликта помогает более точно понять его природу. Определение границ конфликта имеет несколько ас­пектов:

1)пространственный, т. е. пространственные границы, кото­рые определяются территорией протекания конфликта;

2)временной, т. е. временные границы, которые указывают на продолжительность, начало и конец конфликта.

3)внутрисистемный, который предполагает в качестве границы конфликта какую-либо систему — семью, коллектив, школу, государство, сообщество и др. Внутри каждой системы существуют сложные и многообразные связи. Конфликт сторон, которые являются частями одной системы, может быть как обширным, так и частным, ограниченным. Внутрисистемные границы конфликта определяются через выделение из всего многообразия участников двух конфликтующих сторон. Системные границы конфликта зависят от количества вовлеченных в него участников.

 

Структура конфликта

Структура конфликта включает в себя совокупность всех ус­тойчивых связей и всех частей, элементов и складывающихся между ними отношений, которые выступают факторами его це­лостности.

В упрощенном виде структура социального конфликта может быть представлена следующими элементами:

• два и более субъекта, конфликтующих из-за какого-то объ­екта;

объект — конкретная причина столкновения субъектов;

инцидент — первичное открытое столкновение сторон.

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуа­ции. Это противоречия, возникающие между субъектами по пово­ду объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности кон­фликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может су­ществовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в конфликте, так или иначе задей­ствованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и другие. Каждый из участников конфликта имеет свои качест­венные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт разви­вается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает влияние на конфликт. Поэтому более полная структура социального конфликта включает в себя следующие главные элементы: предмет и объект; стороны конфликта; окружающая среда; инцидент; причины конфликта.

Объект и предмет конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объ­ект, из-за которого создастся конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

1.Объекты, которые не могут быть разделены на части и вла­деть ими совместно с кем-либо невозможно, например должность президента страны.

2.Объекты, которые могут быть разделены в различных про­порциях между участниками конфликта, например депутатские места в парламенте.

3.Объекты, которыми участники конфликта могут владеть со­вместно (общее электоральное поле, осуществление негосударст­венных социальных программ и т.д.). Это ситуация «мнимого конфликта».

Наряду с понятием «объект конфликта» используется также понятие «предмет конфликта». Однако надо иметь в виду, что в научном поиске предмет ис­следования рассматривается как определенный аспект (грань), сторона объекта, подлежащего исследованию. Предмет — это то, что подлежит непосредственному исследованию в конкретном объекте.

Объект конфликта — это любой реально существующий эле­мент материального мира или социальной реальности, на который претендуют конфликтующие стороны, например спорная территория, вакантная должность, обсуждаемый законопроект и др. Объект непосредственно не зависит от субъекта, так как он имеет «объективную» природу.

Понятие «предмет конфликта» — более «субъективное», в нем находят свое отражение конкретные интересы, цели, ценности субъектов. Предмет раскрывает тс или иные характеристики объ­екта, которые стали причиной противоборства. Предмет конфликта — это реаль­но существующая или воображаемая проблема, явившаяся при­чиной противоборства.

 

Окружающая среда

Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды — определенных социальных усло­вий, в которых развивается конфликт. Окружающая среда может оказывать существенное влияние на развитие и исход конфликта. Например, удачно выбранное место и время сражения могут способствовать успеху одной стороны и поражению другой. Со­циальная среда, как правило, оказывает непосредственное влия­ние на развитие конфликта, и это влияние нередко бывает ре­шающим.

 

Инцидент

Инцидент — первичное открытое столкновение сторон.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоци­рован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», пресле­дующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру их возникновения:

1. Объективные целенаправленные (например, вводятся но­вые формы обучения, и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).

2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход раз­вития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).

3. Субъективные целенаправленные (человек идет на кон­фликт, чтобы решить свои проблемы).

4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись) интересы двух или нескольких сторон — одна путевка в здравницу, а претендентов несколько.

В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объ­екта. В таком конфликте инцидент выдается за объект (причину), и решить подобный конфликт весьма непросто.

Классификации конфликтов

Основание типологии Конфликты, входящие в данную типологию
Субъект конфликта Внутриличностные Межличностные Конфликты в рамках «личность — группа» Межгрупповые Межгосударственные
Характер объектов конфликта Ресурсные Статусно-ролевые Ценностные Властные
Направленность воздействия и распределение полномочий Вертикальные (между разностатусными оппонентами, например начальник — подчиненный) Горизонтальные (между равными по статусу оппонентами)
Степень проявления Явные — латентные Случайные — хронические
Результат Конструктивные — деструктивные Позитивные — негативные
Длительность Кратковременные — долговременные
Адекватность Реалистичные — нереалистичные
Территория охвата Локальные, региональные, международные
Учет мотивации и субъективных восприятий конфликтной ситуации Ложный (реальных причин для конфликта нет) Потенциальный (есть реальные причины, но стороны еще не осознали ситуацию как конфликтную) Истинный
Формы и методы интенсивности Насильственные – ненасильственные; Более интенсивные – менее интенсивные

 

Существуют и другие классификации конфликтов. Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

- конфронтация – пассивное противостояние групп;

- соперничество – борьба за признание личностных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы;

- конкуренция – когда цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

К. Боулдинг выделяет следующие виды конфликтов:

1)действительный конфликт, который объективно существу­ет в определенной социальной группе;

2)случайный конфликт, когда основное влияние на его воз­никновение оказывают второстепенные причины, которые мо­гут и не зависеть от главных причин;

3)заместительный конфликт, который выступает как прояв­ление скрытого конфликта, но его предмет может не совпадать с главным конфликтом;

4)когнитивные конфликты, основанные на плохом знании или его отсутствии, и в качестве причины таких конфликтов высту­пает плохое управление;

5)латентные (скрытые) конфликты, когда уже сформирована основа конфликта, но не появились предпосылки для его выхода в открытую фазу;

6)фальшивые конфликты, возникающие по субъективным причинам и без реальных оснований.

Кроме того, есть конфликты типа

- схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;

- дебатов, где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс;

- игр, если обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершится разрушением всей структуры отношений.

М.Дойч выделял следующие типы конфликтов:

- подлинный – столкновение интересов существует объективно;

- условный - зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств;

- смещенный – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе;

- неверно приписанный – приписывается не тем сторонам;

- скрытый – в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется;

- ложный – не имеющий объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Социальная напряженность

Социальная напряженность представляет собой социально-пси­хологическое состояние людей, обусловленное их социальным по­ложением и степенью неудовлетворенности состоянием дел или хо­дом развития событий. Она, как правило, предшествует конфликту, но не обязательно трансформи­руется в конфликт.

Все многообразие причин социальной напряженности может быть сведено к четырем основным:

1.Реальные ущемления интересов, потребностей и ценно­стей людей.

2.Неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях процессов и изменений.

3.Неверная или искаженная информация о тех или иных (ре­альных или мнимых) фактах, событиях и т.д.

4.Раз­личные природные явления (землетрясение, наводнение, пожар и др.).

Но каковыми бы не были причины социальной на­пряженности, она всегда выступает как индикатор реального или мнимого нарушения принципа социальной справедливости в наи­более значимых сферах жизнедеятельности людей. Даже в при­родных катаклизмах люди, как правило, винят не стихию, а дру­гих людей, которые не сумели вовремя предупредить, оказать по­мощь и т.д.

Итак, социальная напряженность имеет двойственную объек­тивно-субъективную природу. С одной стороны, возникают (су­ществуют) объективные условия дискомфорта для значительного количества людей; с другой — эти и другие люди должны осозна­вать, что существующее положение является несправедливым, и стремиться к его изменению.

Динамика социальной напряженно­сти включает в себя четыре стадии:

1.Усиление неудовлетворенности различных социальных слоев существующими условиями жизни и/или развитием собы­тий. Она носит преимущественно субъективно-объективный характер — потенциальные субъекты возможного конфликта еще не определены.

2.Большинство недовольных условиями жизни приходит к осознанию того, что для решения существующих проблем необ­ходимы решительные действия. Напряженность растет. Опреде­ляются реальные и мнимые противники улучшения положения дел. Субъект-объектные отношения трансформируются в субъ­ект-субъектные. В конце второй стадии социальная напряжен­ность достигает максимальной для предконфликтной ситуации значения. В этой ситуации возможны два основных варианта раз­вития событий: либо находятся способы снижения социальной напряженности, либо конфликтная ситуация переходит в кон­фликт.

3.С началом открытого противоборства уровень социальной напряженности, как правило, снижается. Это объясняется тем, что ситуация неопределенности закончилась и надо не только возмущаться, но и действовать. Однако в ходе развития конфлик­та те или иные события (победы, поражения, провокации и др.) могут способствовать увеличению или уменьшению уровня соци­альной напряженности.

4.С завершением конфликта социальная напряженность, как правило, снижается и постепенно входит в норму. Но если в ходе урегулирования конфликта не удалось разрешить какие-то про­блемы или одна из сторон (часть стороны) считает достигнутые мирные соглашения несправедливыми, то уровень напряженно­сти не т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.113 с.)