Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воззрения на конфликт мыслителей нового времени

Поиск

Философы и мыслители Нового времени — английские де­мократы и французские просветители — открыто высказывались против вооруженных конфликтов, завоеваний и насилия. Они считали, что мир возможен только в том случае, если будут лик­видированы существующие феодальные порядки и устои.

Джон Локк (1632—1704) английский философ, развивая теорию общественного договора, впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. В конфликте обществогосударство Локк отдает доминирующее положение обществу, которое может создать дру­гую структуру государственной власти, если существующая его не удовлетворяет. А во взаимодействии личность — общество должен соблюдаться приоритет индивидуальных прав и свобод. По мне­нию Локка, если будут защищены права каждого отдельного человека, то и в обществе в целом будут соблюдаться законность и порядок.

Жан-Жак Руссо (1712—1778), французский философ выделял три этапа мирового исторического развития:

1)«естественное состояние», подразумевающее равенство и свободу всех людей;

2)развитие цивилизации, ведущее к потере равенства и свободы;

3) общественный договор, обеспечивающий установление гар­моничных отношений, мира и согласия между людьми в общест­ве, который, однако, должен контролироваться самим народом, а не правительством и правителями, которым выгодно веде­ние войн.

В качестве причин социальных конфликтов Руссо называл пороки самой социальной организации, заблуждения и предрас­судки людей, а также частную собственность.

Адам Смит (1723—1790) английский ученый, рассматривал конфликт как много­уровневое социальное явление, в основе которого лежит разделе­ние общества по классовому признаку, а также экономическое соперничество. Именно противоборство между существующими в обществе классами и является движущей силой развития общества, а сопровождающий это развитие социальный конфликт — не зло, а благо для человечества. Он делил современное ему общество на три класса: капиталистов, крупных землевладель­цев и наемных рабочих.

Томас Мальтус (1766— 1834) английский экономист и священник, рассматривал причины возникновения и усиления безра­ботицы с точки зрения биологической обусловленности приро­ды. Им был сформулирован «естественный закон», обеспечива­ющий рост численности населения на земле в геометрической прогрессии, а средств существования — в арифметической. Та­ким образом, безработица, бедственное положение трудовых клас­сов и крестьянства и иные социальные проблемы общества обус­ловлены слишком активным размножением населения, а вовсе не историческими последствиями промышленной революции и обезземеливанием крестьян.

 

Проблема насилия в основных религиозных учениях

Войны, конфликты и связанное с этим насилие имели на про­тяжении всего развития человечества неоднозначную трактовку и оценку. Неоднозначно к проблеме насилия подходят и различ­ные религиозные учения.

Христианство. Развивающиеся в русле христианства культы и учения имеют подчас противоположные позиции в отношении насилия. Про­веденный контент-анализ текста Библии показал, что15,39% высказываний, понятий и категорий отражают про­блему насилия, и при этом 15,18% отра­жают положительную направленность таких категорий, как «мир» и «согласие». Категория «наказание», входящая в группу «наси­лие», составляет 25,9%. Эти и другие данные подтверждают предположение о противоречивости отношения Библии к насилию.

Ислам. Исламу свойственно такое же, как христианству, про­тиворечивое отношение к конфликтам, войнам и насилию. Свя­щенная Книга предписывает мусульманам расширять географи­ческие границы своей религии, но в то же время говорит о том, что нельзя принуждать к религии. Ислам рекомендует верующим не заводить друзей из числа представителей других религий. Интересно, что в этой религии допускается насилие среди представителей одной веры, но при этом уточняется, что каждый мусульманин должен стремиться к примирению враждующих сторон, а если это невозможно, то в борьбе необходимо быть бес­пристрастным и справедливым.

Буддизм и индуизм. Эти религиозные течения наиболее четко и последовательно придерживаются позиции ненасилия. Это связано с тем, что одним из главенствующих постулатов в данных религиях является всеобщая любовь к людям и отрицание наси­лия, а особенно войны как средства разрешения возникающих противоречий и споров. На современном этапе буддизм крайне отрицательно высказывается по поводу войны.

Лекция 2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУКИ О КОНФЛИКТАХ

Конфликт в психологии

В психоаналитическом подходе проблематика межличностного и внутриличностного конфликта в первую очередь разрабатывалась в работах осно­вателя психоанализа австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939), который в качестве основной платформы форми­рования конфликта выдвигал бессознательное. Ученик Фрейда Альфред Адле р(1870—1937) рассматривал конфликт как попытку человека освободиться от чувства собственной неполноценнос­ти.

Социотропное направление. Уильям Мак-Дугалл (1871—1938) так рассмат­ривает проблему конфликта: это неизбежное для общества явле­ние, так как люди обладают такими социальными инстинктами, как страх, стадность, самоутверждение, которые передаются по наследству и именно поэтому обусловливают возникновение между людьми противоборства. Автор строит свое понимание конфликта на утверждении Чарльза Дарвина о том, что существование и развитие вида обеспечивается именно инстинктом борьбы за выживание, и этот постулат распространяется им и на общество людей. Свою теорию он назвал теорией социальных инстинктов.

Этологический подход в изучении конфликта возник в 30-х гг. и работах австрийского естествоиспытателя Конрада Лоренца (1903— 1989), который в качестве причины всех социальных конфликтов выдвигал агрессивность индивида и толпы. Он утверждал, что человек и животные имеют сходные механизмы возникновения агрессии, а агрессивность рассматривается как постоянное состояние живого организма.

Теория групповой динамики, которую разрабатывал Курт Левин (1890—1947), рассматривает поведение как динамическую систему, основанную на равновесии между индивидом и средой. Наруше­ние этого равновесия приводит к напряжению, которое проявляется в виде конфликта. Основным средством разрешения конф­ликта является «реорганизация мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов».

Фрустрационно-агрессивная теория конфликта была создана американским психологом Джоном Долллардом (1900—1980) на ос­нове работ Фрейда и Левина. Эта концепция соединяет в себе две причины конфликтов — биосоциальную, под которой понимается и агрессивность самого индивида, и социальную, т. е. фрустра­цию. Фрустрация и агрессия тесно связаны между собой: агрессия возникает на основе фрустрации и является ее показателем.

Социометрическая теория конфликта разрабатывалась американским психологом Якобом (Джекобом)Леви Мо­рено (1892—1974), который рассматривал межличностные конф­ликты через призму тех эмоциональных отношений (симпатий, антипатий), которые установились между людьми. Основным средством разрешения любых, не только межличностных, но и международных конфликтов является координация, располо­жение людей по отношению друг к другу таким образом, чтобы это соответствовало сформированным у них предпочтительным эмоциональным отношениям.

На основе синтеза психоаналитической концепции и интеракционизма была создана теория трансактного анализа американского психолога Эрика Берна (1910—1970). Конфликт возникает в ре­зультате так называемых пересекающихся трансакций, которые возникают в ходе взаимодействия людей друг с другом. В этом случае индивиды взаимодействуют с разных позиций. Берн вы­деляет три позиции — «родитель», «ребенок» и «взрослый», ко­торые составляют основу личности и определяют поведение. По­зиция ребенка основана на спонтанных эмоциях, родитель — это преобладание стереотипного поведения, а позиция взрослого включает в себя рациональное, гибкое и ситуативное восприятие и отношение к реальности.

В теоретико-игровом направленииамериканского психолога Мортона Дойча (р.1920)основной задачей является создание универсальной схемы взаимодействия в ситуа­ции конфликта и успешное ее разрешение. Эта схема строится на различных играх, способствующих осознанию и проработке воз­никших конфликтов. Рассматриваются два основных стиля поведения конфликта — кооперативное и конкурентное. М. Дойч утверждает, что основой конфликта является несовместимость целей участников взаимодействия. Основ­ной упор автор делает на изучение мотивации сторон — участниц конфликта. Разрешение конфликта возможно двумя способами — деструктивным и конструктивным. Второй вариант разрешения конфликта предполагает убежденность участников в достиже­нии своих целей.

Конфликт в социологии

Социальный дарвинизм. Основателем социального дарвинизма является английский социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Он наделяет конфликт характеристиками всеобщности и уни­версальности. Автор настаивает на том, что принцип выжива­ния наиболее приспособленных индивидов есть основной закон функционирования общества, которое отождествляется с орга­низмом. Именно поэтому конфликт как состояние противобор­ства универсален, и его функцией является обеспечение равно­весия как в отдельном обществе, так и вотношениях между природой и обществом.

Уильям Самнер (1840—1910) — еще один представитель соци­ал-дарвинизма, утверждал, что в борьбе за выживание в обществе гибнут неприспособленные, а значит, наиболее слабые, худшие индивиды. Таким образом, борьба за существование выступает как важнейший фактор прогресса. Выжившие, сумевшие приспосо­биться индивиды составляют цвет, основу и опору данного госу­дарства, они — лучшие люди и носители подлинных ценностей. Вопрос равенства в данном случае неуместен, а государство не должно оказывать влияние на общественную жизнь и регулиро­вать процесс естественной в данном случае селекции.

Марксистская теория. Основана на материалистическом понимании истории. Карл Маркс (1818—1883) утверждал, что люди вступают в социальное взаимодействие независимо от их воли и такое взаимодействие является основным условием формирования общества. Развитие общества происходит по принципу диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Под противоположностями в данном контексте понимают различные большие социальные группы (классы). Отношения между классами общества изначально проблематичны из-за существующей системы распределения ресурсов. В этой связи единственным разрешением антагонистических, конфликтных взаимоотношений между буржуазией и пролетариатом может стать только социалистическая революция, которая уничтожит частную собственность на средства производства и эксплуататорские классы.

Георг Зиммель (1858—1918) — основоположник формальной социологии, яркий представитель конфликтологического направления в социологии, выдвигал следующие идеи о природе конфликта:

1) конфликт — это устойчивая форма социального взаимодействия, он универсален и является нормальным и, более того, очень важным явлением общественной жизни;

2) ни одна группа, а тем более общество, не может быть полностью единой и гармоничной;

3) благодаря конфликту происходит социальная интеграция и формируются конкретные социальные образования, происходит усиление норм и принципов их организации;

4) конфликт — это импульс, который стимулирует изменения и способствует формированию механизмов саморазвития в группе.

В случае возникновения каких-либо экстремальных условий существования в социальной группе формируется тенденция к централизации. Возникшая в результате этого структура активно стремится к самосохранению. Для этого необходим внешний противник, благодаря которому возникнут условия создания внешнего конфликта, что, в свою очередь, будет поддерживать сформированную структуру в необходимом состоянии. Вкладом Зиммеля в изучение конфликта является включение в этот процесс третьей стороны. Третье лицо исключает прямолинейный конфликт между двумя другими, и появляется возможность многоплановых взаимоотношений, в процессе которых происходит осознание сторонами своих различий, формируются различные коалиции, возникает групповая солидарность, возможность сложного социального взаимодействия. Г.Зиммелю приписывается авторство самого термина «Социология конфликта»

Теория «позитивного функционального конфликта». Американский социолог Льюис Альфред Козер (1913-2003) является основателем современной западной социологии конфликта. Он считал, что не может быть бесконфликтной социальной группы; конфликт — это важнейший фактор, оказывающий позитивное влияние на развитие и смену общественных систем.

Козер определял конфликт как борьбу за ценности, определенный социальный статус, власть, а также материальные и духовные блага. Целями этой борьбы являются нейтрализация противника, нанесение ему ущерба либо полное его уничтожение.

Конфликт имеет множество позитивных функций:

1)охранительную и стабилизирующую функцию: при большом количестве разных независимых друг от друга конфликтов, существующих в обществе, она приобретает более сложную структуру, а это, в свою очередь, делает более трудно достижимым де­ление общества на два противоборствующих лагеря;

2)функцию разрядки отрицательных эмоций, которые накап­ливаются в результате конфликта у обеих сторон, и в результате их выхода между участниками конфликта сохраняются те взаимо­отношения, которые были у них до начала противоборства;

3)тестирующую, информативную функцию: в процессе конф­ликта люди больше узнают друг друга, что, в свою очередь, делает возможным успешное разрешение конфликтной ситуации и фор­мирует отношения сотрудничества.

Козер, рассматривая природу внешнего конфликта, дает ему неоднозначную оценку его позитивной роли для группы: для хо­рошо интегрированной группы такой конфликт, угрожая всей группе, а не отдельной его части, повышает внутреннюю ее спло­ченность, но при низкой интеграции группы в случае внешней уг­розы возникает противостояние и конфликт внутри самой группы,

«Конфликтная модель общества». Немецкий ученый Ральф Дарендорф (1929-2009) является сторонником концепции «посткапиталистического» и «индустриального об­щества». Он создал новую теорию социального конфликта, на­званную им «конфликтной моделью общества». Она основана на ан­тиутопическом образе мира — мира власти, конфликта и дина­мики, где конфликт считается перманентным состоянием социаль­ного организма. В этом отличие взглядов Дарендорфа от Козера, который признавал позитивную роль конфликта в обеспечении социального единства общества. Дарендорф утверждал, что любое общество конфликтно и дезинтегрировано, и это обусловлено постоянными изменениями, динамикой и неустойчивостью самого общества. Отсюда понимание конфликта как творческой силы, создающей различные сообщества и обеспечивающей возможность свободы.

Любое общество основано на принуждении одних его членов другими, поэтому классовый конфликт определяется характером власти. Невозможно устранить глубинные причины социальных противоречий, но при этом возможно определенное влияние и изменение течения самого конфликта. Таким образом, разрешение конфликтов в современном обществе может строиться не на революционных, а на эволюционных изменениях.

«Общая теория конфликта». Эта концепция американского социолога Кеннета Боулдинга (1910-1993) представляет собой попытку создания универсальной целостной научной теории конфликта. Автор рассматривает конфликт как всеобщую категорию, которая присутствует как в живой, так и в неживой природе. Для всех существующих конфликтов характерно наличие общих элементов, функций, свойств, тенденций образцов возникнове­ния, протекания и разрешения. Поэтому изучение и понимание любого специфического конфликта невозможно без знания этих общих аспектов.

Автор выдвигает предположение о том, что человеку свой­ственно стремление к борьбе, конкуренции с другими людьми, но важно уметь преодолевать, ограничивать возникающие в свя­зи с этим конфликты.

Боулдинг выделяет две модели конфликта — статическую и динамическую. В статическую модель входит анализ участников конфликта и тех отношений конкуренции, которые между ними устанавливаются. Динамическая модель включает в себя рас­смотрение интересов сторон как мотивационных факторов кон­фликта. Динамика конфликта определяется автором с помощью идей бихевиоризма и понимается как процесс, возникающий на основе реакций участников конфликта на внешние раздражите­ли, или стимулы. В связи с этим общественные конфликты и противостояния автор называет реактивными процессами.

Теория элит. Вильфредо Парето (1848—1923), итальянский социолог создал концепцию, в которой в качестве главных факторов, влияющих на социальное поведе­ние людей, выделял разумное и иррациональное звено психи­ки человека, причем спецификой человеческой психики являет­ся не столько применение самого разума, сколько использование его человеком в своих корыстных целях. То есть основа поведения - это чувства, пристрастия и эмоции, а идеология в данном случае — это ширма, которая их скрывает. Парето делает вывод о том, что детерминирующими факторами социального поведения является именно иррациональная сторона человеческой психики.

Общество по природе своей не может быть социально одно­родным, так как также не однородны, различны биопсихологические качества членов этого общества. Существующая социальная изменчивость общества предполагает его разделение на две неравные группы: большая масса управляемых и небольшое количество управляющих, и эта вторая группа носит название элиты. Сущность любого общества — борьба и смена элит.

В обществе постоянно происходят разнообразные по своему характеру конфликты, но роль и значение этих конфликтов обусловлены тем, на каком этапе своего развития находится правящая элита. Так, конфликт может выполнять стабилизирующую функцию, поддерживающую существующую политическую систему в состоянии динамического равновесия. Но вместе с тем при деградации, разрушении самой элиты и невозможности ее восстановления, обновления через привлечение новых членов из низших групп конфликт может привести к радикальным революционным преобразованиям и — как следствие — смене элит. Таким образом, обеспечивается круговорот элит.

 

Сущность конфликта

Слово «конфликт» (от латинского — confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия.

Социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимо­действия, причинами которого являются несовместимые потребно­сти, интересы и ценности.

Близкими по своей сути к конфликту понятиями являются соревнование, состязание, конкуренция, так как в этих случаях наблюдается противоборство сторон, но оно не имеет характера обостренной враждебности, а в случае возникновения таковой не сопровождается незаконными действиями, направленными на создание препятствий в достижении сторонами своих целей. В указанных случаях действия осуществляются на своей террито­рии. И хотя часто конкурентами используются незаконные мето­ды, их применение в целом направлено на достижение собствен­ного успеха, а уничтожение противника, конкурента не является самоцелью. В принципе, возникновение конфликта в ходе тако­го взаимодействия тоже возможно, т. е. соревнование, конкурен­ция могут перерасти в конфликт, но они не являются идентич­ными, синонимичными понятиями.

 

Границы конфликта

Определение границ, т. е. внешних пространственно-вре­менных пределов, конфликта помогает более точно понять его природу. Определение границ конфликта имеет несколько ас­пектов:

1)пространственный, т. е. пространственные границы, кото­рые определяются территорией протекания конфликта;

2)временной, т. е. временные границы, которые указывают на продолжительность, начало и конец конфликта.

3)внутрисистемный, который предполагает в качестве границы конфликта какую-либо систему — семью, коллектив, школу, государство, сообщество и др. Внутри каждой системы существуют сложные и многообразные связи. Конфликт сторон, которые являются частями одной системы, может быть как обширным, так и частным, ограниченным. Внутрисистемные границы конфликта определяются через выделение из всего многообразия участников двух конфликтующих сторон. Системные границы конфликта зависят от количества вовлеченных в него участников.

 

Структура конфликта

Структура конфликта включает в себя совокупность всех ус­тойчивых связей и всех частей, элементов и складывающихся между ними отношений, которые выступают факторами его це­лостности.

В упрощенном виде структура социального конфликта может быть представлена следующими элементами:

• два и более субъекта, конфликтующих из-за какого-то объ­екта;

объект — конкретная причина столкновения субъектов;

инцидент — первичное открытое столкновение сторон.

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуа­ции. Это противоречия, возникающие между субъектами по пово­ду объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности кон­фликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может су­ществовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в конфликте, так или иначе задей­ствованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и другие. Каждый из участников конфликта имеет свои качест­венные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт разви­вается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает влияние на конфликт. Поэтому более полная структура социального конфликта включает в себя следующие главные элементы: предмет и объект; стороны конфликта; окружающая среда; инцидент; причины конфликта.

Объект и предмет конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объ­ект, из-за которого создастся конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

1.Объекты, которые не могут быть разделены на части и вла­деть ими совместно с кем-либо невозможно, например должность президента страны.

2.Объекты, которые могут быть разделены в различных про­порциях между участниками конфликта, например депутатские места в парламенте.

3.Объекты, которыми участники конфликта могут владеть со­вместно (общее электоральное поле, осуществление негосударст­венных социальных программ и т.д.). Это ситуация «мнимого конфликта».

Наряду с понятием «объект конфликта» используется также понятие «предмет конфликта». Однако надо иметь в виду, что в научном поиске предмет ис­следования рассматривается как определенный аспект (грань), сторона объекта, подлежащего исследованию. Предмет — это то, что подлежит непосредственному исследованию в конкретном объекте.

Объект конфликта — это любой реально существующий эле­мент материального мира или социальной реальности, на который претендуют конфликтующие стороны, например спорная территория, вакантная должность, обсуждаемый законопроект и др. Объект непосредственно не зависит от субъекта, так как он имеет «объективную» природу.

Понятие «предмет конфликта» — более «субъективное», в нем находят свое отражение конкретные интересы, цели, ценности субъектов. Предмет раскрывает тс или иные характеристики объ­екта, которые стали причиной противоборства. Предмет конфликта — это реаль­но существующая или воображаемая проблема, явившаяся при­чиной противоборства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.64 (0.01 с.)