Причины и факторы возникновения конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и факторы возникновения конфликтов



Существуют четыре основные группы причин и факторов воз­никновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личност­ные. Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными.

Объективные и субъективные причины и факторы конфликта взаимодействуют между собой. На этом основании их нельзя раз­делять и противопоставлять друг другу. В конкретном конфликте всегда присутствует та или иная объективная причина, возникшая под действием субъективных факторов. Таким образом, большин­ство объективных причин имеют определенную степень субъектив­ности, а многие субъективные причины — объективную основу.

Объективные факторы возникновения конфликтов. К ним относятся:

1) естественное столкновение значимых материальных и ду­ховных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

2)слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

3)недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4)образ жизни многих россиян (оче­видно, что бедный, неустроенный человек, которому не удалось реализовать себя и свой потенциал, более конфликтен по срав­нению с человеком, который более-менее успешно решил эти проблемы);

5)достаточно устойчивые стереотипы межличностных и меж­групповых отношений граждан России, СССР, Российской Фе­дерации, способствующие возникновению конфликтов. Эти сте­реотипы формировались достаточно долго и являются частью национального мышления и менталитета. Так, человек, родив­шийся и выросший в советское время, с детства впитывал в себя определенные стереотипы разрешения конфликтов — ведение непримиримой классовой борьбы, беспощадное уничтожение врага, нетерпимость к классовым противникам. Постоянная борьба с внешними врагами и внутренними «вредными элемен­тами» оказала определенное влияние на характер и особенности межличностного взаимодействия людей в целом;

6)серьезные нарушения экологии, что осо­бенно касается городов, где сильное влияние могут оказать такие факторы экологической нестабильности, как химически загряз­ненная вода, воздух, пища и т. п.;

7)отклонения от нормы в харак­теристиках электронных полей, которые могут быть вызваны по­вышенной солнечной активностью или применением техничес­ких устройств;

8)техногенные катастрофы;

9)стрессовые ситуации, в которых находится человек, что также особенно явно прослежи­вается в городах и мегаполисах, где ритм жизни сам по себе фор­мирует постоянное стрессовое состояние организма и психики.

Организационно-управленческие причины конфликтов. Эти причины имеют тесную связь с созданием и функциониро­ванием разного рода организаций, коллективов, групп и т. п. и по­тому имеют больший по сравнению с группой собственно объек­тивных факторов субъективный элемент.

Организационно-управленческие факторы конфликта можно разделить на четыре подгруппы:

1. Структурно-организационные причины. Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований и деятельности, которой данная орга­низация занимается. Негибкость руководства, которое не может приспособить созданную структуру к изменившимся тре­бованиям и обстоятельствам, и ведет к конфликтам.

2. Функционально-организационные причины. Эти причины ос­нованы на неоптимальных внешних и внутренних организаци­онных связях: связи организации и среды, между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работ­никами. Так как любая организация — это часть более обширной системы, важно, чтобы внешние связи со средой имели макси­мально полное соответствие с теми задачами, которые она решает. Конфликт возникает тогда, когда эти связи нарушаются.

3. Личностно-функциональные причины. Эти причины основа­ны на неполном профессиональном, нравственном и ином соот­ветствии работника занимаемой должности и тем задачам, которые она предполагает. Конфликт может возникнуть как на вертикаль­ном уровне (с начальством, с собственными подчиненными), так и на горизонтальном (с коллегами).

4. Ситуативно-управленческие причины. Данная группа при­чин основана на ошибках, которые допускают в процессе реше­ния различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные, так и руководители. Когда управленское решение неправильно, ошибочно, оно становится источником конфликта между тем, кто его принял, и теми, кто его должен исполнять. При этом невыполнение решения также выступает источником кон­фликта.

Социально-психологические причины конфликтов. К подобным причинам относятся:

1)возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия;

2)несбалансированное ролевое взаимодействие людей;

3)непонимание партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон;

4)различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга;

5)психологическая несовместимость.

6)напряженные межличностные отношения партнеров по общению. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на основе предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт, в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает существующие взаимоотношения.

Личностные причины конфликтов. Являются психоло­гическими причинами. К ним относятся:

1) низкий уровень социально-психологической компетентности одного или обоих партнеров по общению. Под социально-пси­хологической некомпетентностью понимаются неподготовлен­ность человека к определенному поведению, неумение прочув­ствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную реакцию на действия другого;

2)недостаточная психологическая устойчивость (толерант­ность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых фак­торов социального взаимодействия;

3)плохо развитая способность к эмпатии, которая означает уме­ние понять эмоциональное состояние другого человека, сопережи­вать и сочувствовать ему;

4)неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними.

5)тип темперамента. Относительно часто основой конфлик­тного взаимодействия является холерический темперамент, ко­торый отличается неустойчивой и подвижной нервной системой. Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконф­ликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоцио­нальной разрядки;

6)акцентуации характера. Под акцентуацией характера по­нимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, грани­чат с психопатией.

 

Основные виды социальных конфликтов

Основные типы конфликтов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Классификации конфликтов

Основание типологии Конфликты, входящие в данную типологию
Субъект конфликта Внутриличностные Межличностные Конфликты в рамках «личность — группа» Межгрупповые Межгосударственные
Характер объектов конфликта Ресурсные Статусно-ролевые Ценностные Властные
Направленность воздействия и распределение полномочий Вертикальные (между разностатусными оппонентами, например начальник — подчиненный) Горизонтальные (между равными по статусу оппонентами)
Степень проявления Явные — латентные Случайные — хронические
Результат Конструктивные — деструктивные Позитивные — негативные
Длительность Кратковременные — долговременные
Адекватность Реалистичные — нереалистичные
Территория охвата Локальные, региональные, международные
Учет мотивации и субъективных восприятий конфликтной ситуации Ложный (реальных причин для конфликта нет) Потенциальный (есть реальные причины, но стороны еще не осознали ситуацию как конфликтную) Истинный
Формы и методы интенсивности Насильственные – ненасильственные; Более интенсивные – менее интенсивные

 

Существуют и другие классификации конфликтов. Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

- конфронтация – пассивное противостояние групп;

- соперничество – борьба за признание личностных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы;

- конкуренция – когда цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

К. Боулдинг выделяет следующие виды конфликтов:

1)действительный конфликт, который объективно существу­ет в определенной социальной группе;

2)случайный конфликт, когда основное влияние на его воз­никновение оказывают второстепенные причины, которые мо­гут и не зависеть от главных причин;

3)заместительный конфликт, который выступает как прояв­ление скрытого конфликта, но его предмет может не совпадать с главным конфликтом;

4)когнитивные конфликты, основанные на плохом знании или его отсутствии, и в качестве причины таких конфликтов высту­пает плохое управление;

5)латентные (скрытые) конфликты, когда уже сформирована основа конфликта, но не появились предпосылки для его выхода в открытую фазу;

6)фальшивые конфликты, возникающие по субъективным причинам и без реальных оснований.

Кроме того, есть конфликты типа

- схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;

- дебатов, где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс;

- игр, если обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершится разрушением всей структуры отношений.

М.Дойч выделял следующие типы конфликтов:

- подлинный – столкновение интересов существует объективно;

- условный - зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств;

- смещенный – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе;

- неверно приписанный – приписывается не тем сторонам;

- скрытый – в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется;

- ложный – не имеющий объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.017 с.)