Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и факторы возникновения конфликтовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существуют четыре основные группы причин и факторов возникновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные. Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными. Объективные и субъективные причины и факторы конфликта взаимодействуют между собой. На этом основании их нельзя разделять и противопоставлять друг другу. В конкретном конфликте всегда присутствует та или иная объективная причина, возникшая под действием субъективных факторов. Таким образом, большинство объективных причин имеют определенную степень субъективности, а многие субъективные причины — объективную основу. Объективные факторы возникновения конфликтов. К ним относятся: 1) естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; 2)слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; 3)недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; 4)образ жизни многих россиян (очевидно, что бедный, неустроенный человек, которому не удалось реализовать себя и свой потенциал, более конфликтен по сравнению с человеком, который более-менее успешно решил эти проблемы); 5)достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов. Эти стереотипы формировались достаточно долго и являются частью национального мышления и менталитета. Так, человек, родившийся и выросший в советское время, с детства впитывал в себя определенные стереотипы разрешения конфликтов — ведение непримиримой классовой борьбы, беспощадное уничтожение врага, нетерпимость к классовым противникам. Постоянная борьба с внешними врагами и внутренними «вредными элементами» оказала определенное влияние на характер и особенности межличностного взаимодействия людей в целом; 6)серьезные нарушения экологии, что особенно касается городов, где сильное влияние могут оказать такие факторы экологической нестабильности, как химически загрязненная вода, воздух, пища и т. п.; 7)отклонения от нормы в характеристиках электронных полей, которые могут быть вызваны повышенной солнечной активностью или применением технических устройств; 8)техногенные катастрофы; 9)стрессовые ситуации, в которых находится человек, что также особенно явно прослеживается в городах и мегаполисах, где ритм жизни сам по себе формирует постоянное стрессовое состояние организма и психики. Организационно-управленческие причины конфликтов. Эти причины имеют тесную связь с созданием и функционированием разного рода организаций, коллективов, групп и т. п. и потому имеют больший по сравнению с группой собственно объективных факторов субъективный элемент. Организационно-управленческие факторы конфликта можно разделить на четыре подгруппы: 1. Структурно-организационные причины. Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований и деятельности, которой данная организация занимается. Негибкость руководства, которое не может приспособить созданную структуру к изменившимся требованиям и обстоятельствам, и ведет к конфликтам. 2. Функционально-организационные причины. Эти причины основаны на неоптимальных внешних и внутренних организационных связях: связи организации и среды, между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работниками. Так как любая организация — это часть более обширной системы, важно, чтобы внешние связи со средой имели максимально полное соответствие с теми задачами, которые она решает. Конфликт возникает тогда, когда эти связи нарушаются. 3. Личностно-функциональные причины. Эти причины основаны на неполном профессиональном, нравственном и ином соответствии работника занимаемой должности и тем задачам, которые она предполагает. Конфликт может возникнуть как на вертикальном уровне (с начальством, с собственными подчиненными), так и на горизонтальном (с коллегами). 4. Ситуативно-управленческие причины. Данная группа причин основана на ошибках, которые допускают в процессе решения различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные, так и руководители. Когда управленское решение неправильно, ошибочно, оно становится источником конфликта между тем, кто его принял, и теми, кто его должен исполнять. При этом невыполнение решения также выступает источником конфликта. Социально-психологические причины конфликтов. К подобным причинам относятся: 1)возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия; 2)несбалансированное ролевое взаимодействие людей; 3)непонимание партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон; 4)различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга; 5)психологическая несовместимость. 6)напряженные межличностные отношения партнеров по общению. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на основе предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт, в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает существующие взаимоотношения. Личностные причины конфликтов. Являются психологическими причинами. К ним относятся: 1) низкий уровень социально-психологической компетентности одного или обоих партнеров по общению. Под социально-психологической некомпетентностью понимаются неподготовленность человека к определенному поведению, неумение прочувствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную реакцию на действия другого; 2)недостаточная психологическая устойчивость (толерантность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия; 3)плохо развитая способность к эмпатии, которая означает умение понять эмоциональное состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать ему; 4)неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними. 5)тип темперамента. Относительно часто основой конфликтного взаимодействия является холерический темперамент, который отличается неустойчивой и подвижной нервной системой. Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконфликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоциональной разрядки; 6)акцентуации характера. Под акцентуацией характера понимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, граничат с психопатией.
Основные виды социальных конфликтов Основные типы конфликтов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Классификации конфликтов
Существуют и другие классификации конфликтов. Типологию социального конфликта можно представить и таким образом: - конфронтация – пассивное противостояние групп; - соперничество – борьба за признание личностных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы; - конкуренция – когда цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. К. Боулдинг выделяет следующие виды конфликтов: 1)действительный конфликт, который объективно существует в определенной социальной группе; 2)случайный конфликт, когда основное влияние на его возникновение оказывают второстепенные причины, которые могут и не зависеть от главных причин; 3)заместительный конфликт, который выступает как проявление скрытого конфликта, но его предмет может не совпадать с главным конфликтом; 4)когнитивные конфликты, основанные на плохом знании или его отсутствии, и в качестве причины таких конфликтов выступает плохое управление; 5)латентные (скрытые) конфликты, когда уже сформирована основа конфликта, но не появились предпосылки для его выхода в открытую фазу; 6)фальшивые конфликты, возникающие по субъективным причинам и без реальных оснований. Кроме того, есть конфликты типа - схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; - дебатов, где возможен спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; - игр, если обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершится разрушением всей структуры отношений. М.Дойч выделял следующие типы конфликтов: - подлинный – столкновение интересов существует объективно; - условный - зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств; - смещенный – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; - неверно приписанный – приписывается не тем сторонам; - скрытый – в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; - ложный – не имеющий объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.007 с.) |