Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные типы конфликтов в трудовой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экспериментальные данные показали, что причины, вызывающие конфликты в трудовых коллективах, настолько разнообразны, что они просто не поддаются какой-либо строгой классификации. Вместе с тем, среди указанных групп объективных причин - организационно-управленческие – носят объективный характер, потому что связаны с функционированием организации, коллективов и групп. Хотя грань, как мы уже подчеркивали провести сложно. Например, говоря о несоответствии структуры организации деятельности, которой она занимается, то трактовка структурно-организационных причин конфликтов, связанных с этим, будет более объективной. Причем любая организации создается под определенные задачи. Как отмечает А.Я.Анцупов (2000): «Чем больше структура организации не соответствует деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно она функционирует, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах». Анализ эмпирических данных (см. табл. 2.4) показывает, что среди всей группы организационно-управленческих причин, выражены ситуативно-управленческие и личностно-функциональные. Таблица 2.4. Основные причины конфликтов в трудовой деятельности (в %)
Ситуативно-управленческие обусловлены, как мы считаем, импульсивными действиями, допускаемыми руководителями и их подчиненными в процессе решения производственных задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между руководителями и исполнителями. Так же в немалой степени присутствуют и личностно-функциональные причины конфликта, которые связаны с неполным соответствием работника занимаемой должности, в том числе по профессиональным, нравственным и другим качествам. Требования к личностным качествам предъявляют и сама профессиональная деятельность, и необходимость взаимодействия с окружающими. Поэтому личностные причины серьезно представлены в исследуемых и описываемых конфликтах. Характеристика условий профессиональной деятельности требует обязательного учета ряда дополнительных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на личность: жёсткая регламентация содержания и методов деятельности нормами трудового права; неблагоприятное влияние микросреды; высокий динамизм обстановки; напряжённый, насыщенный стрессогенными факторами, эмоционально неблагоприятный характер деятельности; физические и психические перегрузки; неопределенность обязанностей; преобладание нездорового социально-психологического климата в коллективе; несовершенство системы профориентации, отбора, подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации и др. Проявления личностных причин конфликтов имеют место как во внешней среде деятельности, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении задач с другими работниками, контактах с руководителем. Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления работников: 1) уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка; 2) «правовой нигилизм», который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов; 3) перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внерабочие отношения; 4) излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции. Во внутрисистемном общении с руководителями и коллегами возможны следующие проявления: 1) «потеря инициативы в работе», выражающейся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвения своих личных должностных обязанностей и ответственности; 2) установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, "имитация активной деятельности"; 3) опора на старые, привычные методы работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций; 4) установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку; 5) профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных подразделений и снижающий результаты совместной деятельности. Часто проявлением личностных причин конфликтов является наличие в поведении работника неадекватных защитных механизмов в своей деятельности: рационализации (объяснения своих неадекватных действий интересами дела и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления коллег и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей системы, сужение коммуникативных связей) и др. Кроме перечисленных проблем, проведенный анализ трудовой, изучение личностных особенностей работников обнажил серьезные проблемы со снижением уровня профессиональной подготовки. Так, например, на вопрос о том, как Вы оцениваете профессиональную подготовку участников описанных конфликтов (необходимо было оценить ее по 10 бальной системе, где +5 — в профессиональном отношении подготовлен отлично; 0 — средне; —5 — неудовлетворительно) результаты получились следующие (см. рис.2.6). Хорошей и отличной подготовкой обладает 21% сотрудников; выше средней обладает в целом 85%, а 12% неудовлетворительной. Все это нацеливает на то, что современный руководитель должен быть профессионально компетентным – способным качественно решать все поставленные задачи правоохранительной деятельности, в том числе грамотно разрешать все трудные ситуации межличностного взаимодействия в коллективе, эффективно осуществлять профилактику конфликтов.
Рис. 2.6. Оценка профессиональной подготовки участников конфликта по мнению опрошенных сотрудников (в %)
Причины конфликтов обнаруживают, прежде всего, себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.10.68 (0.009 с.) |