Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глоссарий (краткий терминологический словарь)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Автокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту. Авторитет – общепризнанное значение, влияние, которым пользуются человек, группа, институт или организация; способность обеспечить послушание без насилия. Агрессия – индивидуальное или групповое (коллективное) поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба или уничтожение другого человека, группы людей или больших социальных общностей. Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности. Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально существующих ил мнимых сил и средств с целью запугивания оппонента. Виды (типы) конфликтов – варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.). Внутригрупповой конфликт – столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения. Внутриличностный конфликт – внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации. Или – конфликт внутри психического мира личности, который представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов. Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению. Генезис конфликта – момент зарождения, возникновения и последующий процесс развития конфликта. Границы конфликта – внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение. Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот. Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность – группа» или «группа – личность». Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения. Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы. Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик: состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия, - и последующего управленческого влияния на противостоящие стороны. Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения или ход развития конфликта по этапам и фазам. Завершение конфликта – устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию. Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом. Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность при положительном эмоциональном отношении к ним. Источники конфликтов – стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях. Инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Другими словами, это - формальный повод или стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон в конфликте. Катарсис – освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.). Этот термин был введен еще Аристотелем. Он означал душевную разрядку, испытываемую зрителями в процессе сопереживания. Карта конфликта – графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон. Классификация конфликтов – группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям). Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, стиль поведения и способ разрешения конфликтов, ориентированный на определенные взаимные уступки. Конгруэнтность – адекватная эмоциональная реакция личности на конфликтную ситуацию. Конкуренция – один из видов социального конфликта (особый вид борьбы), целью которого является получение прибыли, доступа к дефицитным благам и другой выгоды. Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок. Конфликт – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Или – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях. Конфликтогены – слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и др. отрицательные эмоциональные состояния. Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, уступка в конфликте. Конфронтация – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов, характеризующаяся противостоянием. Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер). Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта. Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора. Межгрупповой конфликт – столкновение, разногласие между отдельными группами или подразделениями (службами) органов внутренних дел, вызываемое несовершенством организационной структуры и неотлаженностью функционального взаимодействия, необходимостью распределения ограниченных материальных, финансовых и иных ресурсов, недостаточностью взаимной информации, различиями во взглядах на служебную мотивацию, формы стимулирования, деловое сотрудничество и т.п. Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий. Межролевой конфликт – ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью. Мотивы – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Насилие – в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп. Неверно приписанный конфликт – конфликт, в котором истинный «виновник» (субъект) конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие непосредственного отношения к конфликту. Неврастения – невроз, вызываемый переутомлением или длительным возрастанием психотравмирующих факторов, проявляющихся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, расстройством сна, вегетативными нарушениями. Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними. Несовместимость межличностная – взаимное неприятие (антипатия) партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на совпадении (противостоянии) ценностных ориентаций, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик индивидов. Неформальная организация – спонтанно возникаемая общность людей на основе личного выбора. Неудовлетворенность – негативное восприятие (оценка) тех или иных факторов, событий, складывающихся обстоятельств, тенденций развития и т.д. Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта. Объект конфликта – конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта (то, из-за чего возник конфликт). Объект конфликта иногда называют и предметом конфликта. Переговоры – способ преодоления конфликтного противоречия, заинтересованный диалог с целью урегулирования конфликта. Поведение конфликтное – действия, в отношении противостоящей стороны с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Это - агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне. Посредник – отдельное лицо или организация, содействующие примирению конфликтующих сторон, достижению согласия между ними по урегулированию конфликта. Предконфликтная ситуация – рост социальной напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, или созданный продуктивным воображением. Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме. Примирительные процедуры – условия и методы (согласительная комиссия, посредничество, арбитраж) урегулирования социального конфликта. Приспособление – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликта. Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии. Проекция -осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других. Противоборство – действие, направленное друг против друга. Профилактика конфликтов – осуществление руководством органов внутренних дел предупредительных мер по предотвращению деструктивного, дисфункционального развития конфликтных столкновений. Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта. Завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме. Снятие противоречий, вызвавших конфликт, и установление нормальных отношений между противоборствующими сторонами. Ранг – звание, чин, разряд, категория. В конфликтологии определяется по принципу «высший» – «низший» и предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Регрессия (в психике человека) – негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода во вне, направляется на разрушение самой личности. Регрессией называют реакцию на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Риск – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неудачи. Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке. Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Сила – в социальном конфликте это - возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Символы победы и поражения в конфликте – достижение определенных целей (в конфликте, в результате которых победа одной и поражение другой стороны становится общепризнанным им фактом). Случайный конфликт – конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств. Смещенный конфликт – конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником, борьба за признание личных достижений со стороны общества, коллектива, группы. Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Социальная напряженность – психологическое состояние людей, причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Наиболее характерными формами проявления социальной напряженности являются групповые эмоции. Социальное партнерство – один из методов регулирования трудовых отношений и конфликтов путем достижения взаимоприемлемых соглашений между сотрудниками и руководством через взаимные уступки и конфликты. Спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем. Способ разрешения конфликта – совокупность характерных приемов (уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения. Статус социальный – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким. Это - общее положение не только личности, но, может быть, и социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Стиль конфликтного поведения – манера общения и образ действий участника конфликта, способ осуществления интересов. Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему. Субъект конфликта – участник (сторона, оппонент) конфликтного столкновения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом. Типология конфликтов – классификация конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, этнической, религиозной, военной, юридической, семейно-бытовой и др. Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции, предложенная Э. Берном (Родитель, Взрослый, Ребенок). Уклонение – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов. Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп. Урегулирование конфликта – снятие остроты противоборства сторон, которое не устраняет причин конфликта. Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий. Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон. Установка социальная -предрасположенность, готовность действовать определенным образом в определенных ситуациях. Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника. Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника. Функция конфликта – выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни. Эволюция конфликта – процесс постепенного, непрерывного развития конфликта от простых к более сложным формам. Эйфория – повышенное благодушное настроение, сочетающееся с беспечностью и недостаточно критической оценкой своего состояния. Экстернал – человек, склонный приписывать всему, происходящему в его жизни, внешние причины (судьба, случай, окружающая среда). Эмоциональный конфликт – столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакцией на поведение окружающих, расхождением взглядов.
Литература:
Авдеев Е.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М., 1992. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М., 1993. Андреев В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 1992. Антонов А.И. Жизненность семьи. – М., 1990. Антонов А.Н., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический об- зор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 1992. Аппенянский А.И. Человек и бизнес: путь совершенства. – М., 1995. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг- ры. – СПб., 1992. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! – Новосибирск, 1989. Браим К.Н. Этика делового общения. – Минск, 1996. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. – М., 1996. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критиче- ских ситуаций). – М., 1984. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М., 1998. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1994. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М., 2000. Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. – М., 1984. Голубович А.Д., Ситник А.В., Хенкин Б.Л., Самоукина Н.В. Управле- ние банком: организационные структуры, персонал и внутренние ком- муникации. – М., 1995. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. Гришина Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб., 2001. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. –Л., 1990. Громова О.Н. Конфликтология. – М., 1993. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология сотрудничества и противобор- ства. – Белгород, 1993. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликта. – М., 1993. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2001. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены и механизмы защиты. – М., 2006. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. – М., 1989. Дружинин В.Н. Психология семьи. – 1996. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П., Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. – Ростов н/Д, 1998. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб, 1997. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999. Конфликтология /Под ред. А.С.Кармина. – СПб, 1999. Корнелиус Х., Фэйр М. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. – М., 1992. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель... Элементы психологии управления в повседневной работе. – М., 1993. Кузьмин К.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М., 1994. Ладанов И.Д. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки. – М., 1995. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 1997. Лебедев В.И. Психология управления. – М., 1990. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб., 1997. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов н/Д., 1991. Линчевский Э.Э Контакты и конфликты. – М., 2000. Цветков В.Л. Конфликтология. – М., 2004. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях конфликта. – М., 1992. Основы конфликтологии /Под ред. В.Н.Кудрявцева. – М., 1997.
Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 1998. Фишер Р., Юри У. Подготовка к переговорам. – М., 1998. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1992. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб., 1997. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. – М., 1995. Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. – М., 1992. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск, 1996.
[1] Более подр. см. Ворожейкин И.Е, Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000. С.32.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.105 (0.013 с.) |