Глоссарий (краткий терминологический словарь) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий (краткий терминологический словарь)



Автокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

Авторитет – общепризнанное значение, влияние, которым пользуются человек, группа, институт или организация; способность обеспечить послушание без насилия.

Агрессия – индивидуальное или групповое (коллективное) поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба или уничтожение другого человека, группы людей или больших социальных общностей.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально существующих ил мнимых сил и средств с целью запугивания оппонента.

Виды (типы) конфликтов – варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.).

Внутригрупповой конфликт – столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения.

Внутриличностный конфликт – внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации. Или – конфликт внутри психического мира личности, который представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Генезис конфликта – момент зарождения, возникновения и последующий процесс развития конфликта.

Границы конфликта – внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность – группа» или «группа – личность».

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик: состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия, - и последующего управленческого влияния на противостоящие стороны.

Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения или ход развития конфликта по этапам и фазам.

Завершение конфликта – устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность при положительном эмоциональном отношении к ним.

Источники конфликтов – стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.

Инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт. Другими словами, это - формальный повод или стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон в конфликте.

Катарсис – освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.). Этот термин был введен еще Аристотелем. Он означал душевную разрядку, испытываемую зрителями в процессе сопереживания.

Карта конфликта – графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон.

Классификация конфликтов – группировка, систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам взаимодействия, коммуникативной направленности, продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям).

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, стиль поведения и способ разрешения конфликтов, ориентированный на определенные взаимные уступки.

Конгруэнтность – адекватная эмоциональная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Конкуренция – один из видов социального конфликта (особый вид борьбы), целью которого является получение прибыли, доступа к дефицитным благам и другой выгоды.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Или – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях.

Конфликтогены – слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и др. отрицательные эмоциональные состояния.

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, уступка в конфликте.

Конфронтация – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов, характеризующаяся противостоянием.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межгрупповой конфликт – столкновение, разногласие между отдельными группами или подразделениями (службами) органов внутренних дел, вызываемое несовершенством организационной структуры и неотлаженностью функционального взаимодействия, необходимостью распределения ограниченных материальных, финансовых и иных ресурсов, недостаточностью взаимной информации, различиями во взглядах на служебную мотивацию, формы стимулирования, деловое сотрудничество и т.п.

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Межролевой конфликт – ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью.

Мотивы – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Насилие – в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Неверно приписанный конфликт – конфликт, в котором истинный «виновник» (субъект) конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие непосредственного отношения к конфликту.

Неврастения – невроз, вызываемый переутомлением или длительным возрастанием психотравмирующих факторов, проявляющихся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, расстройством сна, вегетативными нарушениями.

Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Несовместимость межличностная – взаимное неприятие (антипатия) партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на совпадении (противостоянии) ценностных ориентаций, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик индивидов.

Неформальная организация – спонтанно возникаемая общность людей на основе личного выбора.

Неудовлетворенность – негативное восприятие (оценка) тех или иных факторов, событий, складывающихся обстоятельств, тенденций развития и т.д.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Объект конфликта – конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта (то, из-за чего возник конфликт). Объект конфликта иногда называют и предметом конфликта.

Переговоры – способ преодоления конфликтного противоречия, заинтересованный диалог с целью урегулирования конфликта.

Поведение конфликтное – действия, в отношении противостоящей стороны с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Это - агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Посредник – отдельное лицо или организация, содействующие примирению конфликтующих сторон, достижению согласия между ними по урегулированию конфликта.

Предконфликтная ситуация – рост социальной напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, или созданный продуктивным воображением.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Примирительные процедуры – условия и методы (согласительная комиссия, посредничество, арбитраж) урегулирования социального конфликта.

Приспособление – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликта.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Проекция -осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство – действие, направленное друг против друга.

Профилактика конфликтов – осуществление руководством органов внутренних дел предупредительных мер по предотвращению деструктивного, дисфункционального развития конфликтных столкновений.

Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта. Завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме. Снятие противоречий, вызвавших конфликт, и установление нормальных отношений между противоборствующими сторонами.

Ранг – звание, чин, разряд, категория. В конфликтологии определяется по принципу «высший» – «низший» и предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне.

Регрессия (в психике человека) – негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода во вне, направляется на разрушение самой личности. Регрессией называют реакцию на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Риск – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неудачи.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Сила – в социальном конфликте это - возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента).

Символы победы и поражения в конфликте – достижение определенных целей (в конфликте, в результате которых победа одной и поражение другой стороны становится общепризнанным им фактом).

Случайный конфликт – конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств.

Смещенный конфликт – конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта.

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником, борьба за признание личных достижений со стороны общества, коллектива, группы.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальная напряженность – психологическое состояние людей, причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Наиболее характерными формами проявления социальной напряженности являются групповые эмоции.

Социальное партнерство – один из методов регулирования трудовых отношений и конфликтов путем достижения взаимоприемлемых соглашений между сотрудниками и руководством через взаимные уступки и конфликты.

Спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем.

Способ разрешения конфликта – совокупность характерных приемов (уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения.

Статус социальный – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким. Это - общее положение не только личности, но, может быть, и социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Стиль конфликтного поведения – манера общения и образ действий участника конфликта, способ осуществления интересов.

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Субъект конфликта – участник (сторона, оппонент) конфликтного столкновения, преследующий свои интересы и обладающий определенной силой, рангом.

Типология конфликтов – классификация конфликтных столкновений по формам проявления в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, этнической, религиозной, военной, юридической, семейно-бытовой и др.

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции, предложенная Э. Берном (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Уклонение – стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов.

Управление конфликтом – целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп.

Урегулирование конфликта – снятие остроты противоборства сторон, которое не устраняет причин конфликта.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий.

Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

Установка социальная -предрасположенность, готовность действовать определенным образом в определенных ситуациях.

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

Функция конфликта – выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни.

Эволюция конфликта – процесс постепенного, непрерывного развития конфликта от простых к более сложным формам.

Эйфория – повышенное благодушное настроение, сочетающееся с беспечностью и недостаточно критической оценкой своего состояния.

Экстернал – человек, склонный приписывать всему, происходящему в его жизни, внешние причины (судьба, случай, окружающая среда).

Эмоциональный конфликт – столкновение, разногласие между людьми, вызванное личностным восприятием происходящего, чувственной реакцией на поведение окружающих, расхождением взглядов.

 

Литература:

 

Авдеев Е.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М., 1992. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.

Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М., 1993.

Андреев В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 1992.

Антонов А.И. Жизненность семьи. – М., 1990.

Антонов А.Н., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический об- зор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 1992.

Аппенянский А.И. Человек и бизнес: путь совершенства. – М., 1995.

Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000.

Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995.

Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг- ры. – СПб., 1992.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! – Новосибирск, 1989.

Браим К.Н. Этика делового общения. – Минск, 1996.

Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. – М., 1996.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критиче- ских ситуаций). – М., 1984.

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М., 1998.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 1994.

Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М., 2000.

Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. – М., 1984.

Голубович А.Д., Ситник А.В., Хенкин Б.Л., Самоукина Н.В. Управле- ние банком: организационные структуры, персонал и внутренние ком- муникации. – М., 1995.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

Гришина Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб., 2001.

Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. –Л., 1990.

Громова О.Н. Конфликтология. – М., 1993.

Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология сотрудничества и противобор-

ства. – Белгород, 1993.

Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликта. – М., 1993.

Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2001.

Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены и механизмы защиты. – М., 2006.

Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. – М., 1989.

Дружинин В.Н. Психология семьи. – 1996.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2009.

Зазыкин В.Г., Чернышев А.П., Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. – Ростов н/Д, 1998.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1990.

Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб, 1997.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.

Конфликтология /Под ред. А.С.Кармина. – СПб, 1999.

Корнелиус Х., Фэйр М. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. – М., 1992.

Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель... Элементы психологии управления в повседневной работе. – М., 1993.

Кузьмин К.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М., 1994.

Ладанов И.Д. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки. – М., 1995.

Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 1997.

Лебедев В.И. Психология управления. – М., 1990.

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.

Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб., 1997.

Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов н/Д., 1991.

Линчевский Э.Э Контакты и конфликты. – М., 2000.

Цветков В.Л. Конфликтология. – М., 2004.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.

Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях конфликта. – М., 1992.

Основы конфликтологии /Под ред. В.Н.Кудрявцева. – М., 1997.

 

Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991.

Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.

Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 1998.

Фишер Р., Юри У. Подготовка к переговорам. – М., 1998.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1992.

Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб., 1997.

Чумиков А.Н. Управление конфликтами. – М., 1995.

Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. – М., 1992.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.

Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск, 1996.

 


[1] Более подр. см. Ворожейкин И.Е, Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000. С.32.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.098 с.)