Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональная направленность конфликтов и их последствияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При любом исходе последствия конфликта оказывают определенное влияние на коллектив и его сотрудников. В этом воздействии, как в фокусе, проявляются функции и значение конфликта, его высокая целесообразность или, напротив, крайняя нецелесообразность. Важно избежать преувеличений в оценке и позитивных, и негативных последствий случившегося конфликтного столкновения. Основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту, по возможности, функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий. Как мы уже убедились, конфликт – это сложное социальное явление, характеризующееся многими параметрами. В психологии впервые понятийная схема описания конфликта была предложена социальным психологом Л.А.Петровской, а в последующем расширена А.Я.Анцуповым. Важнейшими компонентами являются сущность и функции, рассмотренные выше, а также структура, классификация, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика конфликта. Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака: 1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. 2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.). 3. Эмоциональный фон. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта. Не лишне помнить также о так называемых «сигналах конфликта», которыми он всегда предваряется, на это указывают Х.Корнелиус и Ш.Фэйр (1992). Среди ни них: кризис, напряжение, недоразумение, инцидент, дискомфорт. Кризис как сигнал достаточно очевиден. Он сопровождается разрывом социальных связей. Человек становится способным на крайности - в своем воображении, а иногда и на самом деле. Напряжение искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши отношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Чувства изменяются в худшую сторону. Недоразумение иногда может быть результатом эмоциональной напряженности, что способствует ложным выводам из сложившейся ситуации. Инциденты как сигналы вроде незначительны, их можно сравнить с капающим краном на кухне. Вроде мелочь, но в определенный момент чашка, стоявшая в раковине, вдруг переполняется, и вода просто бежит через край. Но именно такие «мелочи» могут привести к эскалации конфликта. Дискомфорт – это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно, но в данном случае к нему лучше прислушаться. Если Вы научитесь опознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновения напряжения, недоразумений и кризисов. Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структурные характеристики конфликта являются статичными элементами, которые могли бы быть обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические характеристики связаны с тем, «какие именно события происходят» в конфликте. Структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование, по мнению Н.В.Гришиной (2001), невозможно: «изъятие» любого такого компонента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер. Структуру конфликта можно представить в виде следующей схемы рис.2.3. (ее предлагает С.М. Емельянов, 2009):
Рис. 2.3. Схема конфликта Требуют некоторого пояснения основные структурные элементы конфликта. Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. Это всегда та объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках оппонентов. Этим предметом могут быть ценности и связанные с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в коллективе, и т.п. Предмет конфликта (иногда выделяют еще и «объект») – это конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтующие стороны; ею может стать и какое-то имущество, а также социальная реальность в виде гарантии занятости, должностной вакансии, размеров оплаты труда и т.п. – все, что представляет собой объект личных, групповых и общественных интересов. Наша точка зрения заключается в том, что в принципе предмет и объект конфликта, как правило, одно и тоже. Вместе с тем, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов (2001) настаивают на выделении объекта конфликта, как самостоятельного структурного элемента. Они считают его непременным атрибутом конфликта. Причем сразу выделить объект конфликта, по их мнению, в каждом случае не всегда удается. Объект лежит глубже, чем предмет конфликта, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта, по их мнению, может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы сторон в конфликте. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп. Мотивы в конфликте – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Базисными побудителями активности сторон в конфликте являются потребности. Мотивация находит выход в двух существенно различающихся между собой формах. В одних случаях (например, при конфликте интересов) цели одной стороны оказываются достижимыми только путем лишения других сторон возможности реализовать их цели. В других же случаях (например, при конфликте ценностей) противостояние сторон находится преимущественно в плоскости восприятия, точек зрения, аксиом. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Часто для того, чтобы точнее уяснить природу конфликта, по мнению А.В.Дмитриева (2001), необходимо определить его границы, т.е. внешние пределы в пространстве и во времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный. Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От этого зависит, прежде всего, юридическая оценка действий его участников в той или иной момент времени. Внутрисистемные границы. Всякий конфликт происходит в определенной системе. Внутрисистемные связи сложны и многообразны. Например, конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным. Кроме того, конфликт как социально-психологическое явление, связанное с взаимодействием людей, носящее характер противоборства на межличностном или межгрупповом уровнях, с точки зрения психологии характеризуется взаимодействием ряда компонентов: познавательных, эмоциональном, волевых и мотивационном (рис.2.4). Рис. 2.4. Основные компоненты психологической структуры конфликта Характерными познавательными (когнитивными) явлениями (И.Б.Понамерёв, 2002) у противодействующих в конфликте сторон являются: противоречивость взаимного восприятия; искаженность представлений об индивидуальных особенностях друг друга, их действиях, условиях жизни и деятельности, поводах и причинах конфликта; акцентирование внимание не на целостной картине происходящих событий, а на её отдельных фрагментах; недостаточная переключаемость внимания на иные виды деятельности на других лиц, заостренность памяти на негативных обстоятельствах, связанных с контактами конфликтующих сторон в прошлом; взаимное непонимание; навязчивость и постоянное возвращение мыслей в русло противоборства; низкая критичность мышления и связанное с ней нежелание «опрокинуть» проблему на себя; поиск аргументов, оправдывающих свое поведение; эффект сужения сознания. У конфликтующих сторон может складываться и правильное взаимное восприятие, представление о недостатках и упущениях каждой из них. Знание существа противодействия, осознание факторов, обусловивших специфику конфликта, понимание основ противоречивости поступков людей, а также обоюдная рефлексия и творческое воображение позволяют участникам адекватно оценивать ситуацию, действия друг друга, предвидеть последствия и намечать соответствующие пути разрешения разногласий. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников. Соответствие этих переживаний реальному противодействию людей в конфликте связано с эмоциональной чувствительностью, особенностями эмоциональной сферы. Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта. В конфликте могут проявляться и положительные волевые акты. Им способствуют такие личностные особенности, как выдержка и самообладание, стойкость, смелость, энергичность, инициативность, целеустремленность, что позволяет локализовать конфликт, пресечь его эскалацию. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро, характеризуют сущность несовпадения позиций участников. Объективно мотивы открываются в результате анализа поступков, предметной деятельности каждой из конфликтующих сторон. Субъективно - в форме осознания переживаний, желаний, стремлений к достижению взаимоисключающих целей общего либо частного порядка. На уровне обыденного сознания психологические компоненты структуры конфликта выступают в обобщенном, свернутом виде.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.009 с.) |