Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Руководителей в предконфликтных и конфликтных ситуацияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальные цели руководителей в условиях предконфликтных и конфликтных ситуаций существенно зависят от направленности их интересов. Наиболее оптимальной с точки зрения эффективного осуществления деятельности, позволяющей конструктивно решать проблемы предупреждения конфликтов, является направленность на дело и на другого. При направленности на себя, руководитель не пытается учитывать ни цели, ни интересы подчиненных, ни общие интересы, а идет реализация своей позиции. Ориентация интересов руководителей в предконфликтных и конфликтных ситуациях зависит от трех обстоятельств: содержания их предмета; ценностей межличностных отношений; индивидуально - психологических особенностей личности. Все это определяет стратегии поведения в конфликте, среди которых: соперничество (конкуренция, борьба, напористость), избегание (уход, игнорирование), приспособление (иногда обозначается как уступчивость), компромисс, сотрудничество (кооперация, интеграция). Из перечисленных стилей только один - сотрудничество - является активным и эффективным в смысле определения исхода предконфликтной и конфликтной ситуаций. Наиболее конфликтным считается второй активный стиль - соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования. Использование той или иной стратегии поведения связано со следующими особенностями личности: уровень агрессивности, тревожности, особенности темперамента, характера, самооценка. Однако существует и обратный процесс: использование конструктивных/неконструктивных стратегий влечет за собой изменения в структуре личности. Поэтому логично появляется проблема взаимосвязи стратегий поведения в конфликтной ситуации руководителя и их самооценки. Использование теста «Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса и Р. Киллмена (в адаптации Н.В. Гришиной) в модифицированном варианте «Стратегии», включающий 54 вопроса и 3 шкалы (жесткость позиции; уважительное отношение к другому; искренность) поможет изучить предполагаемые стратегии поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. В частности по указанной методике было опрошено 90 руководителей (в основном мужчин, со стажем более 10 лет). Требуют пояснения, что из себя представляют стратегии в этом варианте. Нормативная стратегия (НС) - линию поведения в трудной ситуации, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента. Базируется на рациональном анализе ситуации и аргументированном обосновании своей позиции, предъявлении требований с опорой на официальные статус или отношения. Подробно излагается в различных правовых документах, приказах и директивах. Конфронтационная стратегия (КС) - рассматривается как конфликтный, агрессивный тип поведения. Она предполагает активное использование угроз, психологического давления, оскорблений, блокирующих действий, физического и морального насилия. Для конфронтационной стратегии характерен слабый контроль над своими эмоциями. Зачастую конфронтационные действия: из средства достижения первоначально поставленных целей превращаются в конечную цель - нанесение максимального ущерба оппоненту. Манипулятивная стратегия (МС) - предусматривает достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении, нацелена на неявное изменение направленности активности другого человека. Для реализации данной стратегии необходим хотя бы минимум знаний о потребностях и интересах: оппонента, сильных и слабых сторонах его личности. Переговорная стратегия (ПС) - предполагает реализацию стремления обсуждать проблему, вести активный диалог по поиску альтернативного варианта решения проблемы или компромисса, двигаться к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также находить такое решение, которое устраивает обе стороны. В переговорной стратегии реализуется установка сотрудника на совместный поиск решения. И как мы видим на рис.4.2 руководителей с переговорной стратегией 54,3%, т.е. более половины (нормативная стратегия – 5,4%; конфронтационная стратегия – 7,2%; манипулятивная стратегия – 9,1%). Рис. 4.2. Соотношение выбранных стратегий поведения в конфликтных и предконфликтных ситуациях руководителями (в %)
Вместе с тем, среди обследуемых много лиц, выбравших промежуточные варианты, которые нельзя не учитывать, например: между НС и ПС (7,2%); НС и КС (3,6%); КС и МС (3,6%); ПС и МС (5,4%). Несомненную важность представляют результаты, косвенно указывающие на определенный предпочитаемый стиль руководства. Жесткость позиции характерна для 17,2% опрошенных, для которой характерно сочетание нормативной с конфронтационной стратегией, что проявляется в авторитарном стиле руководства и повышенном уровне конфликтности. Мягкость позиции складывается из сочетания переговорной и манипулятивной стратегий. Ее предпочитают – 72,2%; 10,6% заняли середину (рис.4.3). Рис.4.3. Соотношение выбора позиций руководителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях (в %) Кроме того, 66,9 % руководителей рассматривают оппонента в конфликтной и предконфликтной ситуации как субъекта взаимодействия, 19,9% - как объекта воздействия и 11,2% и то и другое (рис.4.4). Рис.4.4. Соотношение выбора позиции руководителей в конфликтных и предконфликтных ситуациях в отношении оппонентов (в %)
Рассмотрение оппонента по конфликтной ситуации как субъекта взаимодействия в сочетании с предпочтением переговорных стратегий настраивают на некоторую оптимистичность в прогнозах. Исследование самооценки личности руководителей проводилось по методике Дембо-Рубинштейн, которая основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагалось на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Обработка данных проводилась по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражался в баллах. Как уже отмечалось, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы руководителей получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). По каждой из шести шкал определяли: уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «—»; значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом. Далее мы рассчитывали среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Уровень притязаний. Реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний личности. Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке, которая может подтверждать неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя). Опросу по данной методике подверглось 90 руководителей (ранее, прошедших через методику «Стратегии»), имеющих одну из выраженных стратегий поведения в предконфликтной и конфликтной ситуации. У предпочитающих нормативную стратегию (5,4%) – руководителя – самооценка адекватная (70); конфронтационную (7,2%) – руководителей – завышенная (80); манипулятивную (9,1%) – руководителей – ближе к заниженной (46); переговорную (54,3%) – руководителей – адекватная (60) (рис.4.5). Рис.4.5. Уровень самооценки руководителей с определенными
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.007 с.) |