Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности конфликтов в трудовых коллективах
Проблема предупреждения конфликта в трудовых коллективах, ее социальная значимость во многом зависит от позиции руководителя. Он интегрирует все внутренние импульсы и проблемы организации, должен знать ее сильные и слабые стороны, располагать информацией о положении дел в наиболее напряженных подразделениях. Любой руководитель заинтересован в скорейшем прекращении конфликтов. Однако степень возможности руководителя и его влияние на результативность их предупреждения требует изучения. На это указывают результаты исследования А.Я.Анцупова и В.В.Ковалева (2009), согласно которым вмешательство руководителей в конфликт не всегда эффективно. Выявлено, что вмешательство в конфликты между подчиненными лишь в 67% ситуаций оказало положительное влияние, в 25% - не оказало влияния на решение проблемы, в 8% - было зафиксировано отрицательное влияние на итоги. Наши данные свидетельствуют, что положительно в целом влияет вмешательство руководителей лишь в 2/3 ситуаций (рис. 4.6). Рис.4.6. Влияние вмешательства руководителей в конфликты (в%) Эти результаты можно частично объяснить личностными качествами руководителя, связанных с их деформацией и появление в структуре личности жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя как руководителя в ее организационной структуре. Кроме того, часто руководители не учитывают в своей деятельности множество психологических и социально-психологических факторов, влияющих на эффективность предупреждения конфликтов, выявленных в ходе проведенного нами опроса: - на мотивированность сторон указано в 67% анкетах; - неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания – 42%; - недостаточная профессиональная подготовленность – 54%; - специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.) – 31%; -профессиональный опыт 62%; -профессиональные установки - 32%; -особенности социально-психологической дезадаптации личности, приводящее к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с коллегами и т.п. -24%;
-изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и т.п.) -76%; -неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными, межличностные отношения – 65%. Среди факторов социально-психологического характера выделены: а) неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне работы (например, семьи, друзей и т.д.) 43%; б) низкую общественную оценку деятельности, что порой ведет к безысходности в деятельности, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии – 84%; в) равнодушие, низкая культура сотрудников, отсутствие профессионализма, некомпетентность, использование служебного положения в личных целях 32%. Не менее важными являются навыки и умения анализировать предконфликтные и конфликтные ситуации (получение информации, ее анализ, проверку достоверности и оценку). Причем руководитель может получать информацию по разным каналам. Как мы уже говорили было изучено 500 конфликтов с использованием системно-ситуационного анализа по анкете, разработанной А.Я.Анцуповым. Описанные конфликты проанализированы на основе информации: основного участника – 42%; второстепенного участника – 10%; свидетеля, не принимавшего участие – 35% и лица, разбиравшего конфликт - 13%. Так выглядели структурные границы изученных конфликтных ситуаций, из которого видно что среди конфликтов 85% из них связаны с подчиненными, в 71% инициатором конфликта был руководитель и в 48% именно его действия привели к началу конфликта. Кроме того (рис.4.7), 74% конфликта между начальником и непосредственным подчиненным; 6% – подчиненным и прямым начальником; 5% – руководителями в отношении подчиненности и 15% – руководителями, не находящимися в отношениях подчиненности. Рис.4.7. Нахождение оппонентов в исследуемых конфликтах в отношениях подчиненности (в %)
Полученные на этом этапе данные соответствовали результатам А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова (2009), где выделено заметное возрастание вероятности конфликта, если оппоненты находятся в отношениях подчиненности. До 80% управленческих решений, принимаемых руководителями подразделений, являются поводами и основаниями для скрытых и явных конфликтов. Это происходит в силу подавляющего воздействия субординации, нередко исключающей свободный обмен мнениями, пресечением со стороны руководства попыток всяких дискуссий и обсуждений, что объясняется с одной стороны правовым регулированием отношений между сотрудниками, с другой – недооценкой руководителей своей компетентности в области предупреждения конфликтов и отсутствие навыков организации своего поведения в них.
Надо также учитывать значительную корреляцию между интенсивностью взаимодействия сотрудников и частотой конфликтов между ними. Взаимное влияние сотрудников на изменение мыслей и оценок под воздействием окружающих часто бывает ситуативным, но в целом оно постоянно. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых взаимоотношений. Так межличностные отношения участников конфликта (рис.4.9) до него по результатам опроса характеризовались следующим образом: хорошие – 36; нейтральные – 39; плохие – 19, плохо знали друг друга – 6 (в %): Рис.4.9. Характеристика межличностных отношений участников Конфликта до него Хорошие и нейтральные отношения составляли 75%. Если сравнить динамику их изменения, а мы сравниваем отношения оппонентов конфликта после него по сравнению с их взаимоотношениями до него и во время него, то получается следующая картина: не изменились - 42/35; ухудшились – 26/16; трудно оценить – 26/ 32; лучше – 0/3 (см. рис.4.10). Рис.4.10. Динамика изменения отношений между оппонентами
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.005 с.) |