Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа конфликтологического исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Программа конфликтологического исследования — это документ, в котором излагаются основные задачи, методологические предпосылки, гипотезы исследования, а также проводится анализ конкретных изучаемых явлений и процессов конфликтного взаимодействия и указываются правила, процедуры и логическая последовательность операций, направленных на проверку выдвинутых гипотез. Программа конфликтологического исследования имеет две части — методологическую и процедурную. Методологическая часть должна включать в себя следующие пункты: обоснование и формулирование проблемы анализа, определение объекта и предмета исследования, определение цели изучения, логический анализ основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, определение задач исследования. Процедурная часть состоит из составления стратегического плана исследования и формулирования основных процедур сбора и обработки первичных данных.
Методы оценки внутриличностной Для оценки внутриличностной конфликтности используется множество методов. Наиболее распространенным является индивидуальная беседа, в процессе которой исследователь может применять различные психологические техники и приемы. При проведении комплексных исследований обычно используется блок психологических методик, целью которых является выявление наличия внутриличностных конфликтов у обследуемого.. Адаптированная Е. Ивановой и А. Светличным методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса выделяет пять типов реагирования человека (соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) и дает объяснения. Определение стилей реагирования и их толкование осуществляются следующим образом. Так как методика основана на принципе выбора, через минимальное количество баллов определяется отвергаемый способ реагирования. По мнению авторов, отвергаемый тип поведения тесно связан с отвергаемой на бессознательном уровне потребностью. Внутриличностный конфликт выявляется через сравнение предпочитаемого и отвергаемого стилей поведения. Для анализа поведения применяется схема трансактного анализа Э.Берна. На ее основе позиция Родителя проявляется через сопротивление, позиция Взрослого — через сотрудничество, а позиция Ребенка — через избегание и приспособление. Через компромисс реализуется позиция Ребенка и Родителя, т. е. в данном случае разнонаправленные позиции соединяются, и такой стиль реагирования в конфликте имеет большую эмоциональную нагрузку, что, в свою очередь, провоцирует и усиливает существующий внутриличностный конфликт. Предпочитаемые и отвергаемые стили реагирования анализируются также через соотношение своих интересов и интересов противника. Это помогает выявить конфликт внутриличностных интересов. Методика определения уровня внутриличностной конфликтности Шипилова выделяет шесть видов внутриличностного конфликта: • мотивационный (между «хочу» и «хочу»), • нравственный (между «хочу» и «надо»), • ролевой (между «надо» и «надо»), • адаптационный (между «надо» и «могу»), • конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»), • неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»). Целями данной методики являются: —определение степени, уровня внутриличностной конфликтности; —выявление наиболее значимых и глубоко переживаемых внутриличностных конфликтов; —определение основной, ведущей сферы актуальной внутриличностной конфликтности: мотивационной, долженствования или самооценки. Методы оценки межличностной В психологии отсутствует методика, целью которой является определение уровня межличностной конфликтности человека, поэтому в исследованиях этого явления используются соответствующие шкалы, входящие в состав уже апробированных и применяемых для диагностики различных личностных сфер человека методик. Эти шкалы ориентированы на выявление выраженности качеств, свойств и состояний, которые являются маркером повышенной конфликтности личности. Конфликтность личности — это свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Таким образом, высокая личностная конфликтность человека ведет к постоянному провоцированию им напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблемной ситуации при взаимодействии может не возникать. Конфликтность личности обусловлена совокупным влиянием следующих факторов: —психологических факторов, а именно темперамента, уровня личностной агрессивности и психологической устойчивости, уровня притязаний, актуальным эмоциональным состоянием индивида на момент взаимодействия, возможной акцентуацией характера; —социально-психологических факторов, среди которых важное значение имеют социальные установки, ценности, отношение к оппоненту. Направленность во взаимодействии с партнером «на себя», уровень компетентности в общении; —социальных факторов: условий жизни, деятельности, наличия возможности расслабиться, отдохнуть, специфики социального окружения, общего уровня культуры, наличия определенных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых потребностей. Опросник А.Басса — А.Дарки определяет индивидуальный уровень (индекс) агрессивности и раздражительности личности, который может быть низким, средним или высоким. Данная методика понимает агрессию как комплексное явление, которое отражается в различных формах агрессивных и враждебных реакций. К таким реакциям относятся физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, зависть, подозрительность. Методика диагностики МЛО Т.Лири позволяет изучить конфликтные отношения в малых группах и выделить преобладающий тип отношения личности к окружающим. Всего существуют восемь типов, из них наиболее высоким уровнем конфликтности отличаются прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический. Высокая конфликтность личности означает наличие более восьми баллов по одному из этих типов. Личностный опросник Г.Айзенка выявляет уровень конфликтности через соотношение шкал «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность», где высокий уровень нейротизма свидетельствует о возможности конфликтного поведения личности. 16-факторный личностный опросник Кеттелла применяется для диагностики конфликтных личностей, а именно для выявления их психологических особенностей, среди которых преобладают такие качества, как скрытность, практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость, честолюбие, стремление к лидерству. Методика «Q-сортировка» диагностирует и измеряет уровень тенденции к зависимости-независимости, общительности-необщительности, стремления к борьбе — избегания неудачи как поведенческих проявлений членов конкретной группы. Высокая конфликтность связывается с высокими показателями по шкале стремления к борьбе, которое рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в данной группе. Опросник К.Томаса определяет ведущие стратегии поведения в ситуациях конфликта, основными из которых являются следующие пять: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Также указывается и оптимальная форма поведения, предполагающая применение в процессе конфликта всех пяти стратегий, но по каждой из них существует оптимальный средний показатель. Ведущей стратегией является именно та, которая преобладает в данном тесте. На выбор стратегии поведения оказывают влияние различные личностные и социальные факторы — возраст, тип и особенности деятельности, условия деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению. А ориентация на конкретную стратегию поведения в конкретном конфликте связана с преобладанием определенного отношения к окружающим и участникам конфликта, а также уровнем агрессивности самой личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.008 с.) |