Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Динамика конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная напряженность Социальная напряженность представляет собой социально-психологическое состояние людей, обусловленное их социальным положением и степенью неудовлетворенности состоянием дел или ходом развития событий. Она, как правило, предшествует конфликту, но не обязательно трансформируется в конфликт. Все многообразие причин социальной напряженности может быть сведено к четырем основным: 1.Реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей. 2.Неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях процессов и изменений. 3.Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т.д. 4.Различные природные явления (землетрясение, наводнение, пожар и др.). Но каковыми бы не были причины социальной напряженности, она всегда выступает как индикатор реального или мнимого нарушения принципа социальной справедливости в наиболее значимых сферах жизнедеятельности людей. Даже в природных катаклизмах люди, как правило, винят не стихию, а других людей, которые не сумели вовремя предупредить, оказать помощь и т.д. Итак, социальная напряженность имеет двойственную объективно-субъективную природу. С одной стороны, возникают (существуют) объективные условия дискомфорта для значительного количества людей; с другой — эти и другие люди должны осознавать, что существующее положение является несправедливым, и стремиться к его изменению. Динамика социальной напряженности включает в себя четыре стадии: 1.Усиление неудовлетворенности различных социальных слоев существующими условиями жизни и/или развитием событий. Она носит преимущественно субъективно-объективный характер — потенциальные субъекты возможного конфликта еще не определены. 2.Большинство недовольных условиями жизни приходит к осознанию того, что для решения существующих проблем необходимы решительные действия. Напряженность растет. Определяются реальные и мнимые противники улучшения положения дел. Субъект-объектные отношения трансформируются в субъект-субъектные. В конце второй стадии социальная напряженность достигает максимальной для предконфликтной ситуации значения. В этой ситуации возможны два основных варианта развития событий: либо находятся способы снижения социальной напряженности, либо конфликтная ситуация переходит в конфликт. 3.С началом открытого противоборства уровень социальной напряженности, как правило, снижается. Это объясняется тем, что ситуация неопределенности закончилась и надо не только возмущаться, но и действовать. Однако в ходе развития конфликта те или иные события (победы, поражения, провокации и др.) могут способствовать увеличению или уменьшению уровня социальной напряженности. 4.С завершением конфликта социальная напряженность, как правило, снижается и постепенно входит в норму. Но если в ходе урегулирования конфликта не удалось разрешить какие-то проблемы или одна из сторон (часть стороны) считает достигнутые мирные соглашения несправедливыми, то уровень напряженности не только не снижается, но и повышается. Для возникновения реального конфликта необходимо, чтобы потенциальная напряженность переросла в реальную, что предполагает не только эмоциональное негодование, но и конкретные социальные действия. Момент перехода от эмоций к действиям называется порогом толерантности. Периоды и этапы развития конфликта Конфликт как явление имеет свои временные границы — начало и конец, и это отличает его от околоконфликтных явлений. Этапы, из которых состоит конфликт, отражают его динамику. Динамика любого конфликта выражена следующими этапами: начало, развитие и завершение конфликта, а также предконфликтный и постконфликтный периоды, которые являются латентными. Период собственно конфликта называется открытым периодом. Общая модель динамики конфликта выглядит следующим образом: 1) Предконфликтный период: возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации; разрушение структур взаимодействия. 2) Открытый период (собственно конфликт): инцидент; эскалация; завершение конфликта. 3) Послеконфликтная ситуация: частичная нормализация отношений; полная нормализация отношений.
Предконфликтный период Возникновение предконфликтной ситуации связано с восприятием этой ситуации одной из сторон как угрожающей ее безопасности и интересам. Перерастание конфликтной ситуации в собственно конфликт возникает только в том случае, если угроза воспринимается как непосредственная. Именно такая угроза является пусковым механизмом конфликтного поведения. Конфликтная ситуация — это состояние конфронтации двух и более социальных субъектов по поводу существующих между ними реальных и мнимых противоречий, это потенциальная готовность к конфликтным действиям. Предконфликтную стадию (конфликтную ситуацию) можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон: 1.Возникновение противоречий между субъектами по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности в отношениях; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид. 2.Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы справедливыми методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере. Осознание субъектом (субъектами) неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия. 3.Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу. Односторонний или взаимный поиск повода (инцидента) для начала открытой борьбы. Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но для начала открытого столкновения необходим, как уже говорилось, инцидент, который знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон: 1.Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие в результате инцидента противоречия и найти компромисс, не вступая в открытую борьбу. 2.Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта). 3.Инцидент становится поводом для начала открытого противостояния. Выбор того или иного варианта поведения во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.
Открытый период Собственно конфликт предполагает, что ни одна из сторон уже не идет на уступки, сформирована установка на противоборство и реализацию собственных интересов любыми путями. Для начала открытого столкновения необходим инцидент. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения: а) активно-конфликтное поведение (вызов); б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); в) конфликтно-компромиссное поведение; г) компромиссное поведение. В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон, конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая жертва становится оправданием для эскалации конфликта. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Но при этом не исключаются и общие закономерности развития конфликта. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии: 1.Инцидент — это первичное открытое столкновение сторон, своеобразная проба сил, переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон, и для решения проблемы в свою пользу могут использоваться силовые методы. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами. Инцидент отличается от повода, под которым понимается событие, послужившее толчком, предметом к началу конфликтных действий. Повод в отличие от инцидента не является началом конфликта. Взаимные конфликтные действия сторон способствуют видоизменению, усложнению изначальной структуры конфликта и формированию новых стимулов для осуществления дальнейших действий. Если на стадии инцидента, когда еще возможно нахождение компромисса, проблема не решается, то тогда начинается эскалация, т. е. нарастание, конфликта. 2. Эскалация, т. е. развитие, — важнейшая стадия динамики конфликта, возникающая в его открытый период. Эскалация возникает после инцидента, если он не был разрешен мирными способами. Завершение эскалации предполагает ослабление накала борьбы и переход к стадии завершения. Для этой стадии характерны прогрессирующее развитие конфликта, обострение противоборства, когда действия оппонентов, направленные на причинение вреда друг другу, имеют высокую степень активности. Эскалация конфликта имеет свои признаки. 1. Сужение когнитивной сферы, когда отражение реальности осуществляется более примитивными способами. 2. Формирование образа врага, который негативно влияет на адекватное восприятие оппонента, вытесняя его. 3. Рост эмоционального напряжения, которое может возникать как реакция на различные ситуации или действия врага. 4. Смена аргументов на конкретные претензии. 5. Формирование иерархии нарушаемых и защищаемых интересов, их поляризация, когда начинается процесс углубления противоречий: интересы оппонентов все больше начинают сталкиваться и противоречить друг другу и поэтому разводятся на разные полюсы. На данной стадии (в отличие от предконфликтной стадии и стадии инцидента) осуществление интересов одной стороны возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны. 6. Демонстрация силы и угроза ее применения, целями которой являются устрашение противника, формирование у него чувства неуверенности, снижение его активности, внесение дезорганизации. 7. Непосредственное применение насилия как последнего «аргумента», что является маркером того, что развитие конфликта достигло своей вершины. 8. Потеря первоначального предмета разногласия, перерастание противоборства из-за определенного объекта в более глобальное. Конфликт приобретает независимость от тех причин, которые его вызвали. 9. Расширение границ конфликта, когда противоречия становятся более глубокими, появляются новые точки столкновения, расширяются территория, пространственно-временные границы конфликта. 10. Увеличение числа участников конфликта, в связи с чем может произойти преобразование межличностного конфликта в межгрупповой и т.п. Эскалация конфликта имеет свои этапы, которые соотносятся с онтогенезом психики человека, но в обратную сторону, так как обострение конфликта ведет к регрессу сознательной части психики. В эскалации конфликта имеется 4 этапа: 1. переход от переговоров к борьбе; 2. борьба и сопутствующий ей накал эмоций: собственно начало эскалации; 3.увеличение ошибок восприятия из-за накала эмоций. 4.интенсификация борьбы: абсолютизируются негативная оценка оппонента и позитивная оценка себя. Для эскалации конфликта характерно обострение всех противоречий между конфликтующими сторонами, которые используют все возможные средства и способы для достижения своих целей и приближения к победе. Переговоры и мирные инициативы на данной стадии практически невозможны. Основными характеристиками развития конфликта являются спонтанность и неуправляемость, а отличительными признаками — «создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения по отношению к противнику, применение насилия, склонность конфликта к углублению и расширению». Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: - от целей и установок сторон, - от имеющихся в их распоряжении ресурсов, - от информации о ресурсах противника, - от средств и методов ведения борьбы, - от реакции на конфликт окружающей социальной среды, - от символов победы и поражения, - от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д. Когда конфликт достигает своего апогея и в противоборство вводятся все имеющиеся резервы, у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о собственных возможностях и о возможностях противника. Расстановка сил становится более определенной. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми реалиями, возникшими уже в ходе конфликта. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений. 3. Завершение конфликта представляет собой переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт. Завершающая стадия в открытом периоде конфликта означает снижение его интенсивности. На этой стадии может происходить коренной пересмотр ценностей субъектов конфликта, появляются условия и формируются механизмы его прекращения. Прекращение конфликта может быть вызвано возникновением следующих ситуаций: 1) явного ослабления одной из сторон или обоих противников, исчерпания ими своих сил, ресурсов, что не дает возможности вести борьбу дальше; 2) осознанием обеими сторонами бесперспективности дальнейшего ведения борьбы, так как она уже не дает преимущества обоим оппонентам; 3) выраженным превосходством одной из сторон, что дает ей возможность подавления противника или навязывания ему своей воли и решения; 4) устранение (уничтожение) оппонента или обеих сторон; 5) устранение или уничтожение объекта конфликта; 6) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта; 7) участие в конфликте новой силы, способной завершить его через принуждение; 8) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредничестве третейского судьи; 9) переговоры, которые являются наиболее эффективным и одним из частых способов разрешения конфликта. Завершение конфликта может носить разные характеры: — с точки зрения реализации целей противоборства может быть победоносным, компромиссным или пораженческим; — с точки зрения формы разрешения может быть мирным или насильственным; — с точки зрения функций конфликта может быть конструктивным или деструктивным; — с точки зрения эффективности и полноты разрешения может быть: а) полностью и коренным образом завершенным и б) отложенным на какое-либо (или неопределенное) время. Между понятиями «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» нет тождества. Под разрешением конфликта понимается один из вариантов его завершения, и этот вариант предполагает конструктивное, позитивное решение проблемы, которое может быть осуществлено либо основными участниками конфликта, либо через привлечение третьей стороны.
Послеконфликтный период На данной стадии происходят осмысление своей позиции, корректировка самооценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Возможно повышение чувства вины за некоторые действия в процессе конфликта. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений: • насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь намеченную цель; • какими методами и способами велась борьба; • насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.); • насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны; • удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон; • какие методы были положены в основу переговорного процесса; • насколько удалось сбалансировать интересы сторон; • был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой») или явился результатом взаимного поиска решения конфликта; • какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта. При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.011 с.) |