Основные методологические подходы к исследованию социального конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методологические подходы к исследованию социального конфликта



Исследование социального конфликта — это и наушная и аналитико-практическая деятельность по определению сущности воз­никновения (т. е. каковы источники (генезис) социального кон­фликта) и особенностей динамики конфликта с помощью опреде­ленных принципов, совокупности методов (методология) и методик исследования.

Основная цель изучения социального конфликта состоит в том, что наряду с получением нового теоретического знания, обос­нованием методологии исследования происходит последующее конструктивное регулирование, а также возможное предупрежде­ние возникновения и развития деструктивных социальных кон­фликтов (прикладная функция социологии конфликта).

В социологи конфликта методология и принципы исследова­ния обусловлены теми подходами, которые могут лежать в основе изучения различных видов социального конфликта.

В общем методологическом плане существует две модели ис­следования конфликта: структурная модель делает акцент на ана­лизе причин, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, а также в установлении параметров, влияющих на кон­фликтное поведение сторон и его формы. Вторая модель — процес­суальная — анализирует возникновение конфликтной ситуации, динамику конфликта, его фазы и характер его разрешения.

Системный подход — направление методологии научного по­знания и социальной практики, в основе которого лежит рассмот­рение объектов как систем. Согласно этому подходу действия си­стемы и ее составных частей, направленные на достижение цели с применением определенных средств, рассматриваются как осу­ществление функции системы и ее элементов.

Основными методами системного анализа социального конфликта являются: структурно-функциональный, системно-ситуационный, процессуально-динамический, системно-информацион­ный, субъектно-деятельностный, прикладные методы.

Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рас­смотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некото­рые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т. п., и образует структуру кон­фликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его ус­пешного регулирования.

Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

Структурно-функциональный подход в исследовании совре­менных социальных конфликтов базируется на основных систем­ных идеях социологии и ряде основных методологических положе­ний социального взаимодействия. Рассматривая социальный конфликт как целостный социальный объект и социальную систему, имеющую свою структуру (структурный функционализм), позво­ляет сосредоточить основное внимание исследователя-социолога на связях между составными частями (элементами структуры) социальных конфликтов. Именно анализ системных связей в звене: конфликтная ситуация, социальная среда, способы противобор­ства в конфликте и т. д. позволяют рассматривать и исследовать конфликт как системную целостность.

Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, может быть дополнен системно-ситуационным (в социологии в рамках системной мето­дологии или процессуально-динамическим методом (в социальной психологии), позволяющим проводить более углубленное исследо­вание социального конфликта.

При системно-ситуационном методе конфликт рассматрива­ется как социально обусловленная и динамичная система, не своди­мая к простой сумме элементов. В качестве единицы используется конфликтная ситуация, которая имеет определенные содержа­тельные и динамические характеристики, временные и простран­ственные границы.

Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность в известной степени стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Например конфликт, связанный с захватом террористами заложни­ков, может включать следующие.ситуации: конфликтную ситуа­цию от момента начала захвата заложников до его завершения; ситуацию переговоров террористов с руководством группы по осво­бождению заложников; ситуацию от момента принятия решения на силовое освобождение заложников до его начала; силовое осво­бождение заложников; следствие по данному делу; суд. В зависи­мости от задач изучения данного конфликта эти ситуации могут быть объединены в одну макроситуацию. Кроме того, в структуре каждой из шести ситуаций могут быть выделены еще конфликтные ситуации, длительность которых определяется временем, в течение которого основные участники конфликта обмениваются единич­ным действием.

Важнейшим инструментом процессуально-динамического ана­лиза является определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протес­та, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завер­шиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении сниже­ния уровня, разрядки напряженности.

С помощью системно-информационного метода исследования возможен анализ роли информации, ее функций в зарождении, развитии и завершении конфликта, закономерностей информаци­онного обмена, поскольку в век развития информационных техно­логий социальный конфликт любого уровня не может происходить вне «информационного поля.

Социальный конфликт, поскольку он выражает специфиче­ское взаимодействие активных социальных субъектов, их особую деятельностную взаимосвязь в виде противостояния и противо­борства, укладывается в рамки субъектно-деятельностного подхо­да в социологии. Именно этот подход, по мнению Е.И. Степанова, «способен выступить адекватной общеметодологической основой для эффективного анализа концептуальных и технологических проблем конфликтологии»[116]. Он ориентирует исследователя на ана­лиз социальной действительности как диалектически противоре­чивого процесса субъект-объектных и субъект-субъектных отношений и на этой основе позволяет осмыслить конкретные типы, виды, формы экономической, социально-политической и духовной преобразующей деятельности, ее реальных носителей, основные детерминанты и механизмы взаимосвязи объективных и субъек­тивных факторов и т. п.

Деятельность есть выражение активности того или иного соци­ального субъекта по отношению к его окружению — предметному, личностному, групповому. Субъект потому и выступает субъектом, отличным от своего окружения и противоположным ему, чтоего связь с этим окружением, будучи необходимой для самого сущест­вования, является в то же время не механически жесткой, а доста­точно вариативной. Активность субъекта и есть прежде всего вы­ражение противоречивости его взаимосвязи с действительностью и стремлении снять, преодолеть эту противоречивость посредством собственных усилий. Когда в качестве действительности данному субъекту в его реальном наличном бытии противостоит другой субъект (или субъекты), эта противоречивая взаимосвязь со своим объективным окружением и принимает форму конфликта.

Именно субъективно-деятельностный подход позволяет анали­зировать социальный конфликт как разрешимое противоречие. Также он помогает соотнести между собой и связать в целостную систему те наиболее общие понятийные средства, которые харак­теризуют движение социальных противоречий в субъектной фор­ме, начиная от их восприятия в виде соответствующих потребно­стей и кончая выработкой определенных социальных целей, лич­ностных черт и стереотипов поведения социальных субъектов, интересы и ценностные ориентации которых приходят на этой ос­нове в острое конфликтное столкновение.

А.Г. Здравомыслов, считая, что в основе противодействия сто­рон в конфликте лежат потребности, интересы и ценности, а сам конфликт разворачивается в трех сферах жизнедеятельности — экономической, политической и культурной, предлагает следующую схему перекрестного анализа движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности (см. табл. 5).

«Предложенная схема позволяет выявить наиболее сущест­венные причины глубинных конфликтов между субъектами разно­го уровня. В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределяйся, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа. В сфере политики вся совокупность жизненных ин­тересов вращается вокруг способов организации общества, уровня его сплоченности и характера властных отношений. В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших цен­ностей: добра, справедливости, высшего блага»[117].

Именно эта, понятийная сетка позволит учесть внутреннюю детерминацию поступков общественных индивидов и социальных групп в конкретных конфликтных ситуациях и дать возможность принципиально разрешить данный конфликт.

Таблица 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.007 с.)