Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методологические подходы к исследованию социального конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследование социального конфликта — это и наушная и аналитико-практическая деятельность по определению сущности возникновения (т. е. каковы источники (генезис) социального конфликта) и особенностей динамики конфликта с помощью определенных принципов, совокупности методов (методология) и методик исследования. Основная цель изучения социального конфликта состоит в том, что наряду с получением нового теоретического знания, обоснованием методологии исследования происходит последующее конструктивное регулирование, а также возможное предупреждение возникновения и развития деструктивных социальных конфликтов (прикладная функция социологии конфликта). В социологи конфликта методология и принципы исследования обусловлены теми подходами, которые могут лежать в основе изучения различных видов социального конфликта. В общем методологическом плане существует две модели исследования конфликта: структурная модель делает акцент на анализе причин, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, а также в установлении параметров, влияющих на конфликтное поведение сторон и его формы. Вторая модель — процессуальная — анализирует возникновение конфликтной ситуации, динамику конфликта, его фазы и характер его разрешения. Системный подход — направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Согласно этому подходу действия системы и ее составных частей, направленные на достижение цели с применением определенных средств, рассматриваются как осуществление функции системы и ее элементов. Основными методами системного анализа социального конфликта являются: структурно-функциональный, системно-ситуационный, процессуально-динамический, системно-информационный, субъектно-деятельностный, прикладные методы. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т. п., и образует структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования. Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений. Структурно-функциональный подход в исследовании современных социальных конфликтов базируется на основных системных идеях социологии и ряде основных методологических положений социального взаимодействия. Рассматривая социальный конфликт как целостный социальный объект и социальную систему, имеющую свою структуру (структурный функционализм), позволяет сосредоточить основное внимание исследователя-социолога на связях между составными частями (элементами структуры) социальных конфликтов. Именно анализ системных связей в звене: конфликтная ситуация, социальная среда, способы противоборства в конфликте и т. д. позволяют рассматривать и исследовать конфликт как системную целостность. Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, может быть дополнен системно-ситуационным (в социологии в рамках системной методологии или процессуально-динамическим методом (в социальной психологии), позволяющим проводить более углубленное исследование социального конфликта. При системно-ситуационном методе конфликт рассматривается как социально обусловленная и динамичная система, не сводимая к простой сумме элементов. В качестве единицы используется конфликтная ситуация, которая имеет определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность в известной степени стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Например конфликт, связанный с захватом террористами заложников, может включать следующие.ситуации: конфликтную ситуацию от момента начала захвата заложников до его завершения; ситуацию переговоров террористов с руководством группы по освобождению заложников; ситуацию от момента принятия решения на силовое освобождение заложников до его начала; силовое освобождение заложников; следствие по данному делу; суд. В зависимости от задач изучения данного конфликта эти ситуации могут быть объединены в одну макроситуацию. Кроме того, в структуре каждой из шести ситуаций могут быть выделены еще конфликтные ситуации, длительность которых определяется временем, в течение которого основные участники конфликта обмениваются единичным действием. Важнейшим инструментом процессуально-динамического анализа является определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности. С помощью системно-информационного метода исследования возможен анализ роли информации, ее функций в зарождении, развитии и завершении конфликта, закономерностей информационного обмена, поскольку в век развития информационных технологий социальный конфликт любого уровня не может происходить вне «информационного поля. Социальный конфликт, поскольку он выражает специфическое взаимодействие активных социальных субъектов, их особую деятельностную взаимосвязь в виде противостояния и противоборства, укладывается в рамки субъектно-деятельностного подхода в социологии. Именно этот подход, по мнению Е.И. Степанова, «способен выступить адекватной общеметодологической основой для эффективного анализа концептуальных и технологических проблем конфликтологии»[116]. Он ориентирует исследователя на анализ социальной действительности как диалектически противоречивого процесса субъект-объектных и субъект-субъектных отношений и на этой основе позволяет осмыслить конкретные типы, виды, формы экономической, социально-политической и духовной преобразующей деятельности, ее реальных носителей, основные детерминанты и механизмы взаимосвязи объективных и субъективных факторов и т. п. Деятельность есть выражение активности того или иного социального субъекта по отношению к его окружению — предметному, личностному, групповому. Субъект потому и выступает субъектом, отличным от своего окружения и противоположным ему, чтоего связь с этим окружением, будучи необходимой для самого существования, является в то же время не механически жесткой, а достаточно вариативной. Активность субъекта и есть прежде всего выражение противоречивости его взаимосвязи с действительностью и стремлении снять, преодолеть эту противоречивость посредством собственных усилий. Когда в качестве действительности данному субъекту в его реальном наличном бытии противостоит другой субъект (или субъекты), эта противоречивая взаимосвязь со своим объективным окружением и принимает форму конфликта. Именно субъективно-деятельностный подход позволяет анализировать социальный конфликт как разрешимое противоречие. Также он помогает соотнести между собой и связать в целостную систему те наиболее общие понятийные средства, которые характеризуют движение социальных противоречий в субъектной форме, начиная от их восприятия в виде соответствующих потребностей и кончая выработкой определенных социальных целей, личностных черт и стереотипов поведения социальных субъектов, интересы и ценностные ориентации которых приходят на этой основе в острое конфликтное столкновение. А.Г. Здравомыслов, считая, что в основе противодействия сторон в конфликте лежат потребности, интересы и ценности, а сам конфликт разворачивается в трех сферах жизнедеятельности — экономической, политической и культурной, предлагает следующую схему перекрестного анализа движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности (см. табл. 5). «Предложенная схема позволяет выявить наиболее существенные причины глубинных конфликтов между субъектами разного уровня. В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределяйся, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа. В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации общества, уровня его сплоченности и характера властных отношений. В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага»[117]. Именно эта, понятийная сетка позволит учесть внутреннюю детерминацию поступков общественных индивидов и социальных групп в конкретных конфликтных ситуациях и дать возможность принципиально разрешить данный конфликт. Таблица 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.012 с.) |